Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Вы — эксперт

Открытые экспертизы   Результаты экспертиз   Все

Роль органов управления образованием


Результаты анкетирования (01.09.2010 — 20.09.2010)

С октября 2010 г. Институт управления образованием Российской академии образования и «Журнал руководителя управления образованием» организуют круглые столы, направленные на проведение общественной дискуссии по ключевым вопросам развития современной школы. Первый круглый стол по теме «Органы управления образованием для школы – партнеры или контролеры?» состоялся 14 октября 2010 г. В целях получения мнений членов образовательного сообщества о роли органов управления образованием в сентябре 2010 г. на сайтах организаторов круглого стола проводился опрос по указанной теме. В опросе приняли участие 544 человека – руководители и специалисты органов управления образованием, директора и зам. директора ОУ, специалисты методических служб, педагоги, работники системы повышения квалификации и т.п.

Представляем Вам результаты опроса.

Вопрос: «Кем – партнером или контролером -  в настоящее время скорее являются органы управления образованием по отношению к школе?»

Ответ: большинство респондентов (86%) воспринимают органы управления образованием в качестве контролера, лишь 14% - партнёром.

Вопрос: «Кто больше всего виноват в большом количестве бумажной отчетности, которую сегодня сдают школы?»

Ответ: большая часть респондентов винят в чрезмерности типов и видов отчетности региональные органы управления образованием, на втором месте с почти одинаковым результатом идут федеральные органы власти и муниципальные органы управления образованием.

Результаты ответов представлены на следующей диаграмме:

 

Вопрос: «Насколько часто органы управления образованием выступают в роли профессионального помощника, решая возникающие проблемы и оказывая поддержку?»

Ответ: почти 70% респондентов фиксируют, что в роли консультанта органы управления образованием выступают редко.  

Вопрос: «Изменятся ли взаимоотношения школ и органов управления образованием в связи с принятием закона о правовом положении учреждений (переход на бюджетное, автономное, казенное учреждение) типа ОУ (ФЗ № 83 от 8 мая 2010г.)?

Ответ: почти 40% респондентов полагают, что после принятия закона школам станет тяжелее, а почти 30% считают, что ситуация не изменится.  

Вопрос: «Могут ли в настоящее время школы хорошо работать без надзора и контроля соответствующих органов власти?»

Ответ: почти 75% респондентов полагают, что школы могут хорошо работать и без надзора органов власти, 26% же считают, что бесконтрольность приведет к ухудшению.  

Вопрос: «В чём должна заключаться роль органов управления образованием?»

На данный вопрос респонденты могли сами сформулировать свои варианты ответов, приводим ряд высказываний коллег:

— Органы управления образованием должны играть в большей степени консультативную, а не контролирующую функцию, но до этого боюсь еще далеко.

— Органы управления образование, начиная с федерального уровня должны делать то, что они и призваны делать - управлять. Однако управлять - не равно контролировать. Нужна современная система менеджмента в образовании и понимание, что  достижение результата и умение "красиво" изложить результат на бумаге - это разные умения.

— Стремление органов управления образованием все контролировать приводит к неэффективности самого управления. Органы  управления образованием  не выполняют образовательной функции и должны рассматриваться как координирующие и «обеспечивающие». Органам  управления образованием  необходимо взять за основу современный принцип рациональной централизации управления: вмешательство управляющего органа любого уровня в деятельность нижележащего уровня происходит в том случае, когда непосредственно подчиненные ему ОУ не обеспечивают реализации комплекса возложенных на них необходимых функций. Это позволит освободиться от ненужных многочисленных проверок,  от всепоглощающего контроля и от ненужного документооборота.

— Роль органов управления образованием:
1. Разработка непротиворечивых норм в сфере образования, единых требований к организации образовательной деятельности, ее финансированию.
2. Оказание большой консультативной помощи в методическом аспекте, но особенно по экономическим и правовым вопросам.
3. Разрешение спорных вопросов с учетом интересов образовательных учреждений (в т.ч. в министерствах и ведомствах).
4. Развитие электронного документооборота между ОУ и органами управления образованием.
5. Разумное, объективное планирование и прогнозирование.
6. Борьба с коррупцией в сфере образования.
7. Контроль и надзор в первую очередь с целью предупреждения нарушений, помощь в случае выявления нарушений (разъяснение, как нужно действовать, чтобы не нарушать установленные нормы).
8. Умеренность в реформировании. Учет традиций российского образования при проведении реформ, недопущение слепого копирования западного опыта.
9. Препятствование введению платного образования.
10. Стремление к доверию и диалогу с работниками образовательных учреждений.

—  Думаю, что органы управления образованием могут и должны мягко, но настойчиво, а самое главное, без штурмовщины, планово сотрудничать со школами. В настоящее время органы управления образованием - это «рука» учредителя, который содержит школу и управляет ей.

— Органы управления образованием  должны  помочь привести школы в соответствие СанПину (очень большая проблема маленьких школ, и не только). Почему должны платить штрафы директора за невыполнение предписаний Роспотребнадзора!!     Из-за маленького бюджета школы я не в силах  оборудовать медкабинеты, горячее и холодное водоснабжение с канализацией, привести в соответствие мебель и т.д.

— Здесь, наверное, нет однозначного ответа. "Самостоятельность в ответ на ответственность" или "Ответственность в ответ на самостоятельность"? Скорее верно второе. Хотелось бы, чтобы ведомства понимали, что оптимизации расходов и доходов бюджетов - не главная цель. Есть риск того, что за бухгалтерией забудется то, ради чего все это делается: образование сегодня обеспечивает экономику и благосостояние страны завтра.

   
 
 
 

01.10.2010  |  Просмотров: 9771  |  Комментариев: 2

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

Я думаю, что школы и сами справятся со своими проблемами, а органы управления образованием никогда не помогали толком(да у них и денег то никогда нет, если бы даже хотели) и если мы говорим о том, что нам нужна принципиально новая школа, то надо полагать, что дав свободу действий школам мы подтолкнем их к развитию и даже к рывку. Школы должны отвечать не перед муниципалитетом или регионом за результаты своей работы, а непосредственно перед теми, кого она обслуживает! Может первое время и будут проблемы, но это нормально, все уляжется. И в такой системе будет контроль иного качества и будет другая ответственность. Кроме того в финансировании школ нужно исключить всех посредников, регионы, муниципалитеты. Ведь известная истина, что донорами бюджетов всех уровней являются образование и культура и это так. Проблемы есть, но решение их настолько очевидно, что глупо законодателям твердить одно, а на практике придумывать никому не нужные, грамоздкие и неработающие схемы управления системой. Как говорится все гениальное просто и пока этого не поймут мы так и будем работать: без денег, без уверенного взгляда в будущее и с ограниченной ответственностью, думая о том как бы дотянуть!!!

 Валитов Евгений Рашидович   22.10.2011 в 23:36

 

Основная задача работников управления образования заключается в методической поддержке школ. Это организация обучающего контроля, проведение семинаров, круглых столов, конкурсов для педагогов района. Сильная районная методическая служба - залог успешной работы школьных педагогов.

 Мельникова Надежда Александровна   14.02.2016 в 08:18

 

 

 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.