Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Вы — эксперт

Открытые экспертизы   Результаты экспертиз   Все

Результаты опроса по теме "Одаренный ребенок в массовой школе"


Результаты анкетирования (28.05.2012 — 06.06.2012)

Уважаемые коллеги! Мы подвели итоги опроса по теме "Одаренный ребенок в массовой школе". В опросе приняли участие 320 человек. Нам было приятно получить почти единодушное мнение о том, что тема актуальна и интересна для вас.

1. Актуальна, интересна ли для вас тема "Одаренный ребенок"?

Большинство респондентов признали актуальность темы и интерес к ней.

вопрос 1

 

Да, актуальна и интересна 98%

Нет, не актуальна 2%   

 

 

 

 

2. Проводится ли в вашем образовательном учреждении особая работа с одаренными детьми, если да - то кем именно?

На данный вопрос можно было выбирать некоторое количество ответов, поэтому сумма процентов превышает 100%. Однако, опрошенные указывают, что в их образовательных учреждениях такая работа проводится.

вопрос2

Нет, не проводится 10%

Да, проводится администрацией 50%

Да, проводится учителями 76%

Да, проводится психологом 31%

Другой вариант выбрали 10% опрошенных.

 

 

3. Требуют ли вышестоящие органы от вас отчетность по работе с одаренными детьми и на каком уровне?

Несомненно, отчетность требуется, при этом большинство предоставляют ее в муниципальные органы. Немного радует, что почти треть опрошенных не предоставляет никакой отчетности по работе с одаренными детьми. С учетом первого вопроса - работа ведется, а отчетности по ней нет.

вопрос 3

 

Нет, не требуют 27%

Да, на муниципальном уровне 64%

Да, на региональном уровне 26%

Да, на федеральном уровне 6%

Другой вариант 3%

 

 

4. В какого рода материалах по этой теме вы нуждаетесь?

По результатам опроса есть потребность в материалах для уроков, внеурочной деятельности, для дополнительных занятий, а также нормативно-правовых документах. 

вопрос4

 

Не нужны 3%

Нужны, но не сильно 6%

Нужны нормативные документы 53%

Нужны шаблоны документов отчетности 35%

Нужны материалы для уроков (разработки) 58%

Нужны материалы для внеурочной раюоты, дополнительных занятий 75%

Материалы другого рода нужны 6% опрошенных.

 

 

5. Нужны ли курсы повышения квалификации по данной теме?

Большинство опрошенных заявили о необходимости курсов повышения квалификации по данной теме для всех участников работы с одаренными детьми - учителей, классных руководителей, психологов, администрации - в той или иной мере.

вопрос 5

Нет, не нужны 5%

Нужны для администрации образовательного учреждения 43%

Нужны для учителей 78%

Нужны для психологов 37%

Нужны для классных руководителей 49%

Нужны для педагогов дополнительного обюразования 36%

Для других категорий 7%

 

 

6. Выразите свое мнение по данной теме.

В рамках шестого вопроса мы попросили участников опроса высказаться по данной теме. Мы получили большое количество разноообразных мнений. Ниже приводим некоторые из них (стилистика сохранена).

Очень важное направление, которое, как мне кажется, не имеет системы работы. Понимаем, что необходимо, стараемся не упустить одаренного ребенка, но  полного удовлетворения от работы нет.

Одарённость ребёнка - это не только его собственное достижение, но и перестройка взрослых, в окружении которых он находится. Индивидуальную траекторию развития ещё никто не отменял, но в учебных пособиях нет адресных заданий. Вот учителю приходится выдумывать их, родителям тоже хаотично этим заниматься. Но нужно ли это самому ребёнку? Как определить, в чём он будет не только лучше нас, но и превосходнее нас? Я мечтаю быть Державиным, у которого был Пушкин.

Данная тема важна. К сожалению, профессиональная подготовка не ориентирована на работу с одаренными детьми. Это достаточно закрытая тема. Самостоятельно работать в этом направлении готовы не все педагоги в силу косности представлений об одаренности детей.

Тема очень актуальна на данный момент, но мы в своей школе, т.к. одарённых детей у нас практически нет, уделяем огромное внимание детям с высокой мотивацией. Именно для этой категории учащихся разработаны программы их индивидуального развития.

Работа  с одаренными детьми должна вестись комплексно и на уровне администрации, и на уровне предметников, и на уровне классного руководителя, и на уровне психолога. Важно услышать друг друга взрослым, чтобы одаренность не стала бременем для ребенка, чтобы к концу обучения в школе не выжать из него все жизненные соки, а создать условия для гармоничного развития одаренности.

Надо в обязательном порядке строить работу с одаренными детьми на системной и систематической основе, начиная с выявления таких детей, заканчивая системой поддержки и сопровождения. В школах нужные квалифицированные психологи, а в штатном расписании сельской малокомплектной школы такое роскошество не предусмотрено и даже запрещено. Когда наконец-то начнут думать о детях?

Парадокс в  том, что несмотря на довольно частое упоминание и обсуждение этой проблемы, единственное что появилось нового в работе с одарёнными детьми на федеральном и региональном уровне - это огромное количество платных олимпиад и конкурсов. Они уже вызывают отторжение. 

Кого мы считаем одаренными детьми? У психологов один взгляд, у педагогов другой. Не пора ли прийти к общему знаменателю?Если говорить об одаренности с точки зрения психологов, то одаренных детей очень мало. Это звездочки. Чаще всего имеют в виду просто способных детей. Хотелось бы уточнить понятие "одаренности".

Одарённый ребёнок в массовой школе - очень важная проблема современной школы. Во все времена учитель стремился научить ВСЕХ учащихся класса, поэтому больше внимания на уроках получали "середнячки" и "троечники". Им надо помочь, вытянуть, разъяснить..., а отличника меньше спрашивали (он и так всё знает). Но далеко не все отличники - это одарённые дети. Из года в год активность отличников снижалась и большинство из них становились "как все". Зачем стараться, ведь всё равно не спросят. Сегодня деятельностный подход в образовании меняет отношение учителя к ученику, а ученика к образованию. Учитель должен способствовать развитию не ВСЕХ, а КАЖДОГО ученика в классе. Труднее приходится учителю много лет отдавшему школе. Авторитарный стиль общения очень трудно изжить, тяжело вовремя замолчать и дать возможность высказаться ученику (понимая, что теряешь драгоценные минуты урока, возможно ученик говорит не то, чего вы ожидали). В основной массе учителя понимают, что надо дать возможность успешным детям развиваться в силу данных им природой задатков (таких детей не так много), но изменить своё отношение к работе не хотят. Думаю, мы воспитаны так (не высовывайся, жди, тебя и твою работу обязательно заметят, будь скромнее), так и детей воспитываем. Приоритеты в обществе поменялись, приказы написать гораздо легче, чем измениться человеку. Сейчас происходит процесс понимания учителем важности и ответственности. Поэтому нужны и документы и материалы в помощь учителю и администрации и тогда у доски не будет тоски. Одарённый ребёнок - это отличный от других детей ребёнок. Надо научить учителя работе с такими детьми.

Чтобы полноценно школа могла работать в этом направлении необходимо изменение системы обучения, обучение по индивидуальным маршрутам, дополнительные часы для индивидуальной работы, теоретически все это как бы есть, а практически Фонд Оплаты Труда образовательного учреждения не позволяет оплачивать дополнительную работу.... Платные услуги? Да, можно... Но в сельской местности, в регионах далеких от МОСКВЫ, не каждая семья может себе позволить оплачивать эти услуги... ОБРАЗОВАНИЕ должно быть не потребительской услугой!!! А СТРАТЕГИЕЙ ГОСУДАРСТВА!!! Иначе у нашего государства не будет будущего!

Одаренность, я считаю лишь возможность для приобретения знаний и умений. Приобретет ли ребенок эти знания зависит от множества условий – нужны ли будут эти знания человеку, будет ли заинтересована семья в том, чтобы он овладел этими знаниями и оттого. как его будут обучать, как будет организована трудовая деятельность. Для такой работы нужны педагоги высшей категории, которые с любовью и уважением относятся к детям.

Смотря что подразумевать под понятием? Одарённый ребенок в массовой школе - это сродни инклюзивному образованию: для 1-2 учеников создавать программы. А кто будет писать программы? Практики?  Или работа по типу самодеятельности на уровне факультатива? Школа массовая, по определению, не может вырастить одарённого  индивидуума - это штучный "товар", и готовится он индивидуально или в спецшколах с углубленным освоением того учебного предмета в области каких познаний проявляется одарённость. Учитель массовой школы, в большинстве своём, обучен работать с массами и реализовывать программы для обучения масс. Моё мнение по обозначенной проблеме следующее: формировать интеллектуальную элиту необходимо - это будущее государства. Но для этого необходимы спецпрограммы и спецшколы, опыт таких школ есть в в царской России и в советской. Кустарщиной в условиях общеобразовательной школы ничего порядочного не добиться разве что потратить/списать  государственные деньги. Может быть резко, но по-моему реально.

Безусловно, вопрос одарённости детей, сопровождения   развития одарённых детей - является одним из ключевых  и  в то же время  дискуссионных вопросов современного образования. На наш взгляд, педагоги не всегда могут увидеть, узнать одарённость, а увидев и распознав, порой не знают, что с нею делать, как работать с таким ребёнком. Поэтому одним из направлений работы методических служб должно стать сопровождение педагогов, работающих с одарёнными детьми.

Детей нельзя делить на тех и не тех. Учителя надо освободить от "бумажной" работы и страха за невыполнение плана по % успеваемости. Пока  мы будем пытаться оценить труд ученика и учителя в баллах, ничего у нас не получится!

Благодарим за участие!

   
 
 
 

15.06.2012  |  Просмотров: 4938  |  Комментариев: 8

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

Комментарий удален

     24.05.2013 в 20:07

 

Комментарий удален

     24.05.2013 в 20:07

 

Комментарий удален

     24.05.2013 в 20:07

 

Комментарий удален

     24.05.2013 в 20:07

 

Комментарий удален

     24.05.2013 в 20:07

 

Комментарий удален

     24.05.2013 в 20:07

 

Комментарий удален

     24.05.2013 в 20:07

 

Комментарий удален

     27.05.2013 в 10:02

 

 

 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.