Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Интервью

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Бунимович Евгений Абрамович

Уполномоченный по правам ребенка в г. Москве, Заслуженный учитель РФ

Я убежден, что сам термин «дополнительное образование» крайне неудачный. Мы говорим о том образовании, о том воспитании, которое точно соответствует интересам ребенка, поскольку оно именно не обязательное, а добровольное..» Мнение эксперта

«Директор школы» №4, 2010. Записано 15.07.2010

Школьная газета, театральная студия  и… «президентский резерв»

Насколько дополнительным сегодня является школьное «дополнительное образование»?  Что оно из себя представляет, и почему вызывает неоднозначную оценку со стороны самой школы? Эти и другие вопросы  -  в беседе с Заслуженным учителем РФ  Евгением Абрамовичем Бунимовичем, уполномоченным по правам ребенка в г. Москве.
 

Какое, на Ваш взгляд, место занимает дополнительное образование в современной школе? Какие задачи оно призвано решать?

Я убежден, что сам термин «дополнительное образование» крайне неудачный. Мы говорим о том образовании, о том воспитании, которое точно соответствует интересам ребенка, поскольку оно именно не обязательное, а добровольное. На такие дополнительные занятия приходят те, кому это нужно, кто этими занятиями увлечен. И часто дополнительное образование и есть то, что определяет дальнейшую судьбу человека, систему его взглядов, интересов. Я сам, в свое время, проходил через все эти кружки, например, математические. В 6–7-м классе я пришел в такой кружок при МГУ, который вел до сих пор здравствующий Николай Николаевич Константинов, который и сейчас много делает для системы дополнительного образования. Кружок на меня повлиял, я потом поступил в математическую школу. И этот кружок, который был два часа в неделю, дал мне гораздо больше по математике, чем тогдашние школьные обязательные, скучные и не очень мне нужные занятия. Мой взгляд на современную школу такой: не надо делить образование на общее, дополнительное и т.д. Да, должно быть базовое общее образование, но чем дальше, тем оно должно быть индивидуальнее, больше учитывать интересы подростка.

Вот, например, почему урок физкультуры в школе обязательный, а если ребенок дополнительно ходит заниматься плаванием, делает успехи, развивается, это нигде не учитывается и не засчитывается в его школьных успехах? Так же и урок литературы, где мы говорим об искусстве, но если ребенок ходит в театральную студию, где он говорит о том же искусстве, да еще выражает это творчески, то почему это не засчитывается? Кроме того, дополнительные занятия растягиваются во времени, это не 45 минут обязательного урока, а сколько ребенку интересно, столько он на дополнительном занятии времени и проведет.

Кроме этого, такой подход отражается и на преподавателях. У нас режиссер школьной театральной студии не является педагогом, лишаясь хоть и скромных, но возможностей этой профессии, социального пакета, например. А ведь режиссер школьной студии тот же учитель, просто мы не привыкли, что все это тоже педагогика. Ведь что делает, например, режиссер школьного театра? Учит! Или редактор школьной газеты? Почему это не считается образованием? Ведь ученики пишут в школьную газету статьи, заметки, и это гораздо эффективнее, чем сочинения, это и умение выражать свои мысли, свою гражданскую позицию. Тем более что критиковать учителей в школьной газете это гораздо серьезнее, даже рискованнее, чем критиковать во взрослой газете президента страны.

Масса учебных компетенций, как сегодня принято говорить, формируются именно в том образовании, которое сегодня называют дополнительным. Еще раз повторюсь, не должно быть разделения на общее и дополнительное образование, а должно быть общее и индивидуальное. В том смысле, что есть позиция государства — общий стандарт, а есть позиция личности, выбор индивидуального занятия. Но обязать ребенка можно в другом. Например, число обязательных часов 15, а 10 часов — занятия по выбору. Такая система образования, более «подвижная», более адаптивна к реальному ребенку и более интересна для него. А ведь сегодня интерес детей к учебе, к школе — «больной вопрос», который все больше обостряется.

Я бы не стал говорить, что нужно специально готовить учителей для дополнительного образования. Конечно, лучше, чтобы это был учитель-универсал, который может вести и обязательный урок в рамках программы, и дополнительные занятия. Однако я сам знаю блестящих учителей, которые могут замечательно вести занятия с увлеченными учениками, а с обычным классом эффективно работать не получается, потому что заставлять они не умеют, только увлечь тех, кто сам заинтересован. Точно так же есть нормальные учителя, профессионалы, которые прекрасно справляются со школьной программой, но у них самих притуплен интерес к своему предмету, они не очень творчески к нему подходят.

В их работе есть рутина, есть инерция, и если учитель добросовестно выполняет свои обязанности, дети выполняют школьную программу, слава Богу. Но может ли такой педагог работать в кружке, студии, факультативе, работать в ситуации «необязательности» — вопрос. Ведь чем особенно отличается обязательное образование от дополнительного — отсутствием домашнего задания, отметок, обязательного материала, любого прессинга. Словом, все-таки есть отличие в обучении обязательным предметам и дополнительным.

Возможно ли законодательно уравнять общее образование и дополнительное? Сделать дополнительное образование частью общего, засчитывая его в аттестатах?

На мой взгляд, в законодательстве нужно не просто уравнять общее и дополнительное образование, а нужно по-другому строить само законодательство в сфере образования. Там не должно быть этих понятий «общее» или «дополнительное», там должно быть какое-то другое понятие, отражающее современные реалии. Например, в государственный образовательный стандарт, кроме обязательных для всех предметов, должны входить занятия по индивидуальному выбору учащегося, кружки, семинары и т.д. Да и сам общий стандарт, на мой взгляд, тоже надо строить по-другому. Выбор часов по обязательным стандартам у учеников старшей школы тоже должен быть, учебный план должен быть гибче, чтобы индивидуальная образовательная траектория ребенка, особенно в старшей школе, была наи-
более ярко выражена.

Кроме того, нужно законодательно приравнять учителей общего образования и тех, кто дополнительно ведет спортивные секции, театральные кружки, студии по изобразительному искусству, музыке и т.д., чтобы и те и другие получали общий статус, общие льготы и бонусы. Причем такие занятия не обязательно должны происходить в школе, если они сертифицированные, контролируемые,понятно, что это не секта, они могут проходить и в других помещениях, и во главе должен стоять педагог. Вот так и должен строиться государственный стандарт, он не должен покрывать 100% учебного времени, он на то и стандарт, чтобы выделить именно общую, базовую часть. И чем старше школа, тем меньше должна быть общая часть, и тем больше индивидуальная.

Насколько востребовано сегодня дополнительное образование? В школах, у учителей, детей, родителей…

Конечно, в российских школах дополнительное образование есть, и есть огромная потребность в этом у детей прежде всего. Ведь нашему обществу нужно, чтобы у детей был не только багаж общих знаний, но и чтобы они проявляли свою индивидуальность, инициативу, нам нужно инициативное поколение. На таких дополнительных занятиях и проявляются лидеры, которые нам так нужны во всех областях. Сегодня власти пытаются создавать «президентский резерв», так вот откуда этот резерв должен появляться. Да, возможно, эти подростки не всегда самые лучшие по химии или биологии, это другие качества, и мы, к сожалению, не умеем сегодня в школе их выявлять. Для этого нужен другой формат диалога с подростком.

В советские времена, в униформистской, единой по требованиям школе все эти занятия уже были, я сам ходил в студии и кружки. Тогда вся эта система дополнительного образования была, во-первых, бесплатной, во-вторых, активно развитой. Причины такой активности были такие, которые лучше бы сегодня не повторялись, несмотря на то, что лично мне они дали очень многое. Многие талантливые люди в то время в силу цензурных соображений, несогласия с партией и т.д. уходили от карьеры работать в школы, уходили, но при этом они не работали как преподаватели вообще, вели как раз студии, семинары, кружки и т.д. Например, факультативные занятия по творчеству А.С. Пушкина у меня в школе вел Валентин Семенович Непомнящий, ныне президент Пушкинского общества, крупнейший отечественный пушкинист, автор многих работ о Пушкине. А тогда, будучи гонимым, он в школе вел такие занятия.

Если бы сегодня нашим художникам, литераторам, музыкантам, молодым театральным режиссерам предложили формат проведения занятий не в рамках общих школьных уроков, а студийные занятия и семинары, то им это наверняка было бы тоже интересно. Должна быть удобная, естественная форма работы таких специалистов с подростками.

Сегодня в Москве, например, растет количество так называемых «школ полного дня», но работа там пока не во всем очень получается, потому что идет сильное сопротивление, и психологическое, и нормативное. Психологическое — это настрой и учителей и учеников, потому что все привыкли к другой школе, когда школа закрывается в два-три часа дня. При этом мы часто слышим, что по окончании занятий ребенку некуда идти, и почему он не может идти в собственную школу на дополнительные занятия, кружки, секции — непонятно. Мы строим новые стадионы, а школьные спортзалы пустуют. Это абсурд. Школьный спортивный зал должен работать весь день, школьный актовый зал должен работать не только 1 сентября и в день «Последнего звонка», каждый вечер (студии, хор и т.д.), это должна быть для школы такая же естественная, нормальная часть жизни, как и первая половина школьного дня. Именно тогда школа станет превращаться из «обязаловки» в такое место, куда дети захотят идти без понукания, и именно дополнительные занятия, КВНы, совместные походы, поездки, культурные мероприятия вспоминают бывшие ученики на встречах одноклассников.

На Ваш взгляд, можем ли мы сегодня говорить о конкурентоспособности отечественного среднего образования?

Можно. И сегодня это демонстрируют все мировые рейтинги, потому что конкурентоспособность — это не значит, что мы самыехорошие, это значит, что мы вполне сравнимы. Неконкурентоспособны наши автомобили, например, потому что они никому не нужны, их надо выбросить и заново делать другие. Нашу школу выбрасывать не надо, она конкурентоспособна, просто все почему-то решили, что мы должны быть везде первыми. А почему, собственно? Если взять наше образование, все его срезы, то по одним мы находимся на первом месте, по другим — в середине, и не надо думать, что если мы не везде первые, то это ужасно. У нас сегодня не в таком положении учитель, школа, общество, чтобы быть везде лидерами, это не так легко. Наше образование конкурентоспособно, просто в нем сегодня есть много неконкурентоспособных деталей, от которых нужно избавляться. У нас абсолютно непродуктивно идет дискуссия о школе, в том числе о профессиональной. Многие, например, говорят, что у нас была лучшая в мире советская школа, хотя тогда не было никаких сравнительных исследований. Она была хорошей для своего времени, но сегодня реалии изменились, и школа тоже должна меняться. Но что менять, а что нет, надо оценивать профессионально, трезво.

В советской школе хорошо преподавали науки — химию, математику, но было ли хорошим преподавание истории или обществоведения?Было ли у нас хорошим преподавание иностранных языков? Определенно нет, потому что когда открыли границы, оказалось, что после пяти лет изучения языка в школе наши граждане не могли элементарно попросить чаю в гостинице на английском. То есть такой подход нужен, не бездумный: одно оставить, другое поменять. Школа — инерционный механизм, но все-таки она должна постоянно обновляться, не должна застаиваться, а совершенствоваться, модернизироваться — вот путь конкурентоспособности нашего образования. Но надо понимать одну важную вещь: сейчас, когда у нас кризис и мы из него то выходим, то не выходим, деньги на образование даются, но очень мало. Школа вовсе не «стоит с протянутой рукой», и дело не в том, что учителю платят очень скромно, а в том, что именно образование — инструмент выхода их кризиса. Во всех докладах мировых лидеров, посвященных выходу стран из кризиса (разные программы: Медведева, Обамы, Саркози и т.д.), присутствует изрядный пласт именно о развитии сфер образования, науки, новаций. Повторюсь, в образование надо вкладывать не потому, что оно нищее, а потому, что это путь выхода из кризиса. Уже подсчитано международными экономистами, что вложение в образование на сегодня самое экономически выгодное и уже обходит вложения в нефть и газ.

    
Интервью провела
Е. Терешатова.


 

   
 
 
 

15.07.2010  |  Просмотров: 9126  |  Комментариев: 5

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

На мой взгляд образовательное поле должно быт единым - без деления на дополнительное и основное. Кто имеет право определять, что основное для моего ребёнка, а что дополнительное? Никто!

 Максименко Павел Юрьевич   09.12.2010 в 17:36

 

Хорошие вопросы обсуждаются в интервью и мысли здравые. Добавлю от себя: Результат образования не в сертификатах или дипломах. Кто знает - какую школу окончил Микеланжело или Гойя? О них судят по их работам, по их результатам. И если направлять деньги не на образование вообще, а суметь выбрать именно то, что даст результат (с большой буквы) то отдача будет в десятки раз больше, чем от затрат на нефть или алкоголь.

 Казаринов Игорь Владиславович   14.08.2011 в 07:37

 

Согласен на все 100%. Неверное предложение дополнительное образование. Кому и что дополняем. Зто единый не прерывный образовательный процесс.

 Шубин Юрий Николаевич   21.02.2012 в 16:31

 

В 90-е годы дополнительное образование попытались изгнать из школы, мол пусть этим занимаются учреждения дополнительного образования. Сегодня все становится "на круги своя". Без кружков и студий не будет личности, образованного поколения. Воспитывать нужно прежде всего душу. Галина Андреевна Пегусова

 Пегусова Галина Андреевна   12.04.2014 в 22:25

 

Что касается последней фразы, то скажу следующее: если будем экономить на образовании, то разоримся на тюрьмах. Г.А. Пегусова

 Пегусова Галина Андреевна   12.04.2014 в 22:29

 


 

Новые интервью

Мокринский Михаил Геннадьевич

директор Международной школы «Летово»

Цандекиди Александр

генеральный директор компании «Музенидис Тревел»

Филонович Сергей Ростиславович

профессор, декан Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ

Поливанова Катерина Николаевна

профессор, доктор психологических наук, директором Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ

Ленская Елена Анатольевна

декан факультета менеджмента в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук, кандидат педагогических наук

 


 

Самые популярные интервью

Волков Сергей Владимирович

учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО № 57 г. Москвы, член Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ.

Ковалева Татьяна Михайловна

президент МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация», д.п.н., профессор кафедры педагогики МПГУ, руководитель тьюторской магистратуры

Рачевский Ефим Лазаревич

директор центра образования №548 «Царицыно», Народный учитель России, член комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования

Ямбург Евгений Александрович

директор ЦО №109, г. Москва

Шимутина Елена Николаевна

Директор Института развития государственно-общественного управления образованием

 


 

Самые обсуждаемые интервью

Волков Сергей Владимирович

учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО № 57 г. Москвы, член Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ.

Ямбург Евгений Александрович

директор ЦО №109, г. Москва

Поздяев Евгений Евгеньевич

Руководитель школы «Опыт нового поколения», автор игровых программ

Бунимович Евгений Абрамович

Уполномоченный по правам ребенка в г. Москве, Заслуженный учитель РФ

Иноземцев Владислав Леонидович

доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества

 


 

Все интервью пофамильно

Поздяев Евгений Евгеньевич

Руководитель школы «Опыт нового поколения», автор игровых программ

Аверкин Владимир Николаевич

Председатель Комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области

Адамский Александр Изотович

научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика», кандидат педагогических наук

Архангельский Александр Николаевич

телеведущий, писатель, ординарный профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ

Болотов Виктор Александрович

вице-президент Российской академии образования

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.