Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Интервью

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Гонтмахер Евгений Шлемович

Член правления Института Современного развития

В докладе «Россия XXI века: образ желаемого завтра», разработанного специалистами Института Современного развития, приводится следующее заключение: «В системе школьного образования первоочередной мерой является внедрение института «автономного учреждения» с обязательным главенством управляющего совета». Учитывая, что и экономическая модель школы, и введение управляющих советов вызывают, зачастую, негативную оценку со стороны директоров школ и учителей, мы обратились к доктору экономических наук, члену Правления Института Современного Развития Евгению Шлемовичу Гонтмахеру за разъяснением данного тезиса. Уважаемые коллеги, возможно многие из Вас не согласятся с нашим экспертом. Мы предлагаем Вам высказать своё мнение на данную тему. Самые интересные комментарии будут опубликованы в журнале "Директор школы" №9, 2010.

«Директор школы» №9, 2010. Записано 23.08.2010

"На голодном пайке" в ожидании "желаемого завтра"
 
 
Чем «грозит» школе переход в автономное учреждение (АУ) экономически? И если в данной модели нет ничего «страшного», чем могут быть вызваны опасения  директоров по поводу её несостоятельности? Почему, на Ваш взгляд, за такой экономической моделью будущее школы?
– Главная проблема, конечно, это финансирование. АУ, на мой взгляд, это очень перспективный статус, намного лучше, чем сейчас, когда школа финансируется по смете, или по принципу подушевого финансирования. Почему? Потому что, теоретически, АУ дает очень большую свободу для экономической деятельности школы, для дополнительных услуг, которые школа может оказывать. Для школьного коллектива, для директоров, для учителей это возможность быть очень гибкими с финансово-экономической точки зрения. Но, я понимаю, почему у многих директоров и учителей есть опасения в отношении такой модели, потому что сейчас принят закон, который вводит понятие госзаказа, и теперь все бюджетные учреждения, в том числе и школы, будут жить, получая госзадание, и могут сверх этого оказывать какие-то услуги. Вся проблема   в размере этого госзадания. Если предположить, и этого пока не сделано государством, что есть обоснованные нормативы, которые покрывают полностью все затраты на обучение, причем дифференцированные нормативы, то понятно, что проблем не будет. Но пока философия очень простая: сколько денег в бюджете, такие и нормативы финансирования. Но понятно, что они недостаточны, об этом говорят все специалисты.
 
И в ближайшие годы, мы знаем, что с бюджетом ситуация будет сложная: дефицит федерального бюджета, сложности с региональными бюджетами, экономика находится в состоянии рецессии, она никуда не растет, и не известно, что будет дальше. Если не будет модернизации, то экономика просто остановится, и поступления в бюджеты всех уровней будут очень небольшие, и тогда может возникнуть ситуация, когда госзадание будет определяться исходя из этого нищего кошелька. И в этих условиях автономные учреждения «садятся на мель». Кстати, так и не решен вопрос, а кто будет школе оплачивать это госзадние? Сейчас зарплата идет из регионального бюджета, все остальные расходы оплачиваются из муниципального. А как будет дальше? Регионы возьмут на себя полностью финансирование школы? Или все же муниципальные бюджеты укреплять будут?  
Поэтому, опасения директоров школ, с моей точки зрения, вполне обоснованны. А статус автономных учреждений надо вводить вместе с очень многими другими вещами. Например, реформой межбюджетных отношений. Здесь мы выходим и на реформу налоговой системы. Сейчас, понятно, местные бюджеты слабенькие, региональные бюджеты слабенькие, потому что федеральный бюджет 60% налогов собирает у себя, а потом распределяет вниз. А должна быть обратная ситуация, когда основная часть налогов остается на местах, и тогда местные власти будут больше заинтересованы их собирать. И если будет система прозрачности расходования этих налогов, которой сейчас нет, можно будет посмотреть в Интернете, или в СМИ, куда идет каждая копейка, то может быть у нас значительная часть теневой экономики станет не теневой. По некоторым оценкам, до 40% экономики находится в тени – и не дает никаких налогов.  И понятно, что  люди не хотят их платить, так как не доверяют государству, потому что оно их тратит, не пойми на что. А если будет, когда-нибудь, такая система прозрачности и эффективности – понятно, что на это требуются годы, то может быть даже  при не очень хорошей экономической ситуации бюджеты будут больше наполнены.  И тогда будет возможность сделать госзаказ более полновесным, а процедуру его установления сделать предметом общественного договора, во всяком случае, в образовании и здравоохранении точно. Это будет происходить публично, а не исходя из того, сколько есть денег в бюджете. И вообще нам нужен несколько другой бюджет. Например, сейчас, в федеральном бюджете на 2011 и последующие годы  самый большой рост финансирования - на правоохранительные органы и оборонную сферу. Пока мы имеем такого рода бюджетную политику, у нас, понятно, то же образование сидит на «голодном пайке», и введение госзадния, и введение АУ приведет к негативным результатам. Поэтому, с одной стороны при полновесном финансировании переход к АУ даст очень много плюсов школе и переходить на него надо, но с другой стороны – да, опасения пока, безусловно, оправданны. Это часть общей большой реформы, не только социальной сферы и бюджетной политики.

Зачем, по-Вашему, нужен  Управляющий совет (УС) в школе? По  мнению многих директоров, эффекта от работы УС они особо не видят, считая, что такой орган создан «только проформы ради, и играет декоративную роль».  
– Это все по принципу: а зачем нам нужна демократия в России? Как некоторые считают, мы не готовы к ней. У нас же очумелый народ, который не знает, как сам собой распорядиться, который ждет указаний сверху от царей, президентов, начальников. Но в условиях, когда есть полновесное финансирование, когда есть достаточно большая самостоятельность в финансовых делах школы, прозрачность,  УС практически становится руководящим органом школы. И я понимаю, почему директора этого боятся, потому что тогда директор становится не более чем исполнительным менеджером. Что такое УС? В УС должны входить представители родителей, бизнеса, общественности, учредителя, т.е. муниципалитета, старшеклассников и учителей.
 
Совет утверждает бюджет школы на следующий год, он заключает трудовой договор с тем же директором, а также завучами, ведущими учителями и т.д. Да, таких примеров пока очень мало, но, конечно, в таких условиях роль директора меняется. Сейчас директор, зачастую, царь и бог в своей школе. И мы знаем прекрасно, что наша школа «болеет» вот этим директорским самодержавием. Не все, разумеется, школы, но многие.  Когда мы говорим о реформе образования, в частности, есть проблема и кадров. У нас же есть, извините, возрастной тромб, когда значительная часть учителей – это люди пенсионного и предпенсионного возраста. Молодцы, что они до сих пор работают, тем более за такую небольшую плату, но мы прекрасно понимаем, что в обозримой перспективе должно быть обновление педагогического состава, а также и директоров. Многие директора – это люди, которые привыкли работать в советской парадигме, они «выросли» на ней, привыкли работать по схеме «районо–гороно», это их связи, ходы, а потом они в том же стиле управляют школой. Ну а при УС, когда сидит 15 человек, как в парламенте, и требуют максимальной прозрачности в финансах… в таких условиях работать готовы не все. Я понимаю скептическое отношение директоров к УС, тем более что как всегда в России, мы очень любим имитацию деятельности: откуда-то сверху спустили указание о создании УС и их формально создали, «для галочки". Здесь можно провести параллель и с местным самоуправлением, и с выборами – аналогичные ситуации. И вопрос кадрового обновления, и вопрос финансовый, и вопрос увеличения

Образ желаемого завтра в  образовании: без чего, на Ваш взгляд, отечественная система образования не «выживет».

– Два пункта, о которых я уже упоминал. Во-первых, финансирование. Без этого никуда. Наше образование недофинансировано примерно раза в два, как минимум. Это тот вопрос, который, несмотря на кризис, несмотря на сложную экономическую ситуацию нужно решать в ближайшие годы.
Во-вторых, как эти деньги будут использованы?  Если мы не поменяем институты, которые в школьном образовании существуют, то даже вдвое увеличенные финансы буду использоваться неэффективно. А новые институты — это то, о чем я и говорил, в частности, автономные учреждения, управляющие советы, подушевое финансирование, и еще несколько вещей связанных институционально с кадровым подбором. Например, я считаю, что нужна аттестация учительского состава, ведь если мы выделяем больше денег в эту сферу, то мы можем и повысить зарплату. Я считаю, что зарплата должна быть у учителей повышена вдвое. Это нормально. Но при этом, нужна аттестация, так как зарплата должна быть увязана с результатами работы учителя в частности, и школы в целом. Я уже предвижу возражения со стороны директоров школ по поводу нашей позиции по УС. Но мы же не писали в докладе о том, что все это должно быть уже в 2011 году! Мы писали, как мы бы хотели, чтобы было в желаемом будущем. Так вот,  должность учителя, директора, – это должна быть работа, куда люди идут по конкурсу, который проводится  с участием профессионального сообщества, и с участием общественности, и тех же УС и т.д.
Вот эти моменты, на мой взгляд, самые главные, без которых школьное образование  у нас «не выживет».
Интервью провела Е. Терешатова.
 

   
 
 
 

23.08.2010  |  Просмотров: 5179  |  Комментариев: 2

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

Автономия - попытка государства освободится от тех немногих обязательств, которые еще остались в конституции, в частности, права на бесплатное образование. Понятно что на местах эта схема работать не будет, принцип "кумовства" силен, схема управления "гороно-роно-оу" заложена в основе самой системы образования. я полагаю что АУ в Питере может быть успешным, зарабатывая на предоставлении частных образовательных услуг и сдачи помещений в аренду маленькой автошколе, но удаленная изолированная школа где 70 детей и безработные родители, заработать на этом смогут едва ли.

 Дагаев Глеб Борисович   31.05.2011 в 16:36

 

Автономия-вещь крайне эффективная, но при правильном применении. Основная проблема даже не в финансировании, а в мышлении директорского корпуса. Здесь заложены основные риски. Что касается увеличения финансового обеспечения-сомнительно, очень. Смысл и заключается в том, что изменения должны произойти в пределах бюджетных ограничений. Практика показывает, что разработка любых нормативов упирается в дефицит средств, и без оптимизации затрат дополнительных источников не будет. Никто не будет шевелиться, если будет понимать, что незачем. Государственно-общественные формы управления системой образования у нас в зачатке, но внедрять их надо.Учитель слишком верит в собственный абсолютизм. В том-то и дело, что различные экономические рычаги есть, но нет особой заинтересованности их внедрять. Чиновники делают это по нужде, а учительство реформы не воспринимает. Элиментарно, не понимают всех происходящих процессов, тем более в экономики образования. Автор прав, нужно в первую очередь, утолить кадровый голод

  Волкова Анжелика Владимировна   04.06.2012 в 17:10

 


 

Новые интервью

Мокринский Михаил Геннадьевич

директор Международной школы «Летово»

Цандекиди Александр

генеральный директор компании «Музенидис Тревел»

Филонович Сергей Ростиславович

профессор, декан Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ

Поливанова Катерина Николаевна

профессор, доктор психологических наук, директором Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ

Ленская Елена Анатольевна

декан факультета менеджмента в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук, кандидат педагогических наук

 


 

Самые популярные интервью

Волков Сергей Владимирович

учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО № 57 г. Москвы, член Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ.

Ковалева Татьяна Михайловна

президент МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация», д.п.н., профессор кафедры педагогики МПГУ, руководитель тьюторской магистратуры

Рачевский Ефим Лазаревич

директор центра образования №548 «Царицыно», Народный учитель России, член комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования

Ямбург Евгений Александрович

директор ЦО №109, г. Москва

Шимутина Елена Николаевна

Директор Института развития государственно-общественного управления образованием

 


 

Самые обсуждаемые интервью

Волков Сергей Владимирович

учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО № 57 г. Москвы, член Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ.

Ямбург Евгений Александрович

директор ЦО №109, г. Москва

Поздяев Евгений Евгеньевич

Руководитель школы «Опыт нового поколения», автор игровых программ

Бунимович Евгений Абрамович

Уполномоченный по правам ребенка в г. Москве, Заслуженный учитель РФ

Иноземцев Владислав Леонидович

доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества

 


 

Все интервью пофамильно

Поздяев Евгений Евгеньевич

Руководитель школы «Опыт нового поколения», автор игровых программ

Аверкин Владимир Николаевич

Председатель Комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области

Адамский Александр Изотович

научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика», кандидат педагогических наук

Архангельский Александр Николаевич

телеведущий, писатель, ординарный профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ

Болотов Виктор Александрович

вице-президент Российской академии образования

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.