Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Интервью

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Епископ Зарайский Меркурий

Председатель Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ

...неверно и невозможно вовсе исключать религиозный аспект из предмета «Основы религиозной культуры», хотя именно это сегодня пытаются делать. Такими людьми владеет страх перед штампом «клерикализация школы», которым СМИ запугали наше общество, все еще находящееся, в целом, в навязанном советской идеологией восприятии Церкви как «опиума для народа», а ее служителей как малограмотных врагов науки и всего передового». Интервью епископа Зарайского Меркурия

«Директор школы» №7, 2010. Записано 12.05.2010

 
 
Церковь и Школа:  незнание духовно-нравственных оснований культуры приводит к духовной деградации общества

С 1 апреля 2010 года в школах 19-ти регионов России проводится эксперимент по введению  новой предметной области — «Духовно-нравственное воспитание».  В ее рамках для изучения в 4-м и 5-м классах предлагается учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», состоящий из шести основных «содержательных модулей»: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, история мировых  религий исветская этика. Еще задолго до старта, эксперимент поделил общество на противников и сторонников.
Мы попросили представителя духовенства высказать своё мнение по данному вопросу и обратились к епископу Зарайскому Меркурию, Председателю Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.


 

Основы религиозной культуры: насколько это культурологический предмет, религиозный, политический? Цель данного предмета?

Основы религиозной культуры — предмет именно культурологический, и ровно настолько, насколько мы хотим видеть наших детей действительно культурными гражданами нашего Отечества. Само слово «культура» неразрывно связано со словом «культ», весь мир признает культурообразующую роль мировых религий, и только так называемый «светский характер» нашей школы до сих пор препятствовал детям постигать базисные, а значит, духовные основания культуры. Можно ли после этого говорить о полноценном культурном воспитании личности? Целью преподавания основ религиозных культур как раз и является полноценное воспитание человека. Незнание духовно-нравственных оснований, послуживших причиной создания базисных ценностей человечества, приводит к отрицанию этих ценностей и, как следствие, к духовной деградации общества, что мы и наблюдаем в последние десятилетия почти повсеместно.

Можно ли назвать этот предмет религиозным? Пожалуй, нет. Это было бы неверно потому, что религиозные предметы призваны к тому, чтобы ввести человека в область непосредственного участия в религиозной практике в том или ином виде. У нас они преподаются в воскресных школах и православных гимназиях. То же мы видим в исламских, иудейских, буддийских школах — религиозное обучение принципиально отличается от светского именно своей направленностью на воспитание ребенка как члена религиозной общины, продолжающего духовные традиции своей семьи, своего народа.

Однако неверно и невозможно вовсе исключать религиозный аспект из предмета «Основы религиозной культуры», хотя именно это сегодня пытаются делать. Такими людьми владеет страх перед штампом «клерикализация школы», которым СМИ запугали наше общество, все еще находящееся в целом в навязанном советской идеологией восприятии Церкви как «опиума для народа», а ее служителей — как малограмотных врагов науки и всего передового. Причем, заметьте, речь идет именно о православной церкви. Кто-нибудь возмущается возможностью для мусульман изучать культуру ислама, а для буддистов — буддизма? Нет. Все понимают: это не просто нормально, так и должно быть. Люди имеют право знать о своей культуре.

Другим отголоском советских времен является уверенность многих наших сограждан, родителей современных школьников, в том, что говорить ребенку о религии можно только в семье, что ни школа, ни кто бы то ни было другой не имеют права вмешиваться в процесс духовно-нравственного воспитания ребенка. Это отзвуки запретов, наложенных на церковь еще декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», изданным в начале 1918 года, и последовавших за ним законов. Однако не все родители имеют достаточный уровень соответствующего образования, чтобы полноценно передать ребенку необходимые знания. Не у всех есть достаточное количество времени, которое необходимо уделять воспитанию детей. Мы благодарны тем родителям, которые относятся к воспитанию, по слову святителя Феофана Затворника, как к «самому святому из дел», но, к сожалению, нам больше приходится говорить о «забытом поколении», о росте беспризорности и детской преступности. Позаботиться об исправлении ситуации должны профессиональные педагоги и, конечно же, церковь.

Школьные учителя могут и должны не только учить, но и воспитывать детей, ибо понятие образования включает в себя оба этих компонента: обучение и воспитание. Педагоги призваны рассказывать детям о нашей великой русской культуре, но понять ее, не зная ее религиозных, духовных оснований, невозможно. Невозможно правильно прочитать и понять ни Пушкина, ни Достоевского, ни Булгакова — никого из классиков русской литературы, не зная евангельских оснований воспитавшей их духовной традиции, православного фундамента их творчества.

Что уж говорить о храмах, мимо которых наши соотечественники проходят ежедневно, красотой которых восхищаются, но смысла устроения которых совершенно не понимают. Что говорить, например, о монашестве, которое по сию пору огромным числом считающих себя православными людей воспринимается как бегство от жизненных проблем. При этом совершенно забывается, что, говоря светским языком, и великий художник-иконописец Андрей Рублев, и историк Нестор Летописец, и общественный деятель и строитель Сергий Радонежский, и просветители-миссионеры, благодаря которым Российская империя распространилась до американского континента — все они были монахами.

Объяснить же все это, только описывая светскими терминами культурный, даже искусствоведческий пласт, невозможно. В этом смысле религиозный аспект обязательно должен присутствовать при преподавании предмета, о котором мы говорим. И прежде всего сами педагоги должны хорошо разбираться в предмете, который они преподают детям.

Что же касается третьего названного аспекта — насколько этот предмет политический, — ответ на него довольно прост. От того, насколько культурным, нравственным, образованным и уважающим религиозные традиции своих соседей станет наше общество, безусловно, зависит и политика государства — как внешняя, так и внутренняя. Давая поручение о проведении эксперимента преподавания данного предмета в школах, президент поступил как мудрый дальновидный политик, за это мы очень благодарны ему и правительству.

Насколько были готовы школы в регионах к началу эксперимента? Какими учебниками нужно будет пользоваться и где и как их получить школам?

Эксперимент начался одновременно в девятнадцати регионах, школы были готовы к нему по-разному. К сожалению, учебные пособия поступили в школы только к самому началу эксперимента, что объяснялось необходимостью точного расчета количества учебников по каждому из шести модулей, выбрать которые должны были родители. Не во всех регионах сотрудники органов управления образованием ответственно и честно подошли к проведению эксперимента. В некоторых регионах родителям изначально предложили «выбор» только из двух модулей: история мировых религий и светская этика. Нередко бывали случаи, когда в ходе подготовки к проведению эксперимента родители меняли свой выбор. Многое зависело от позиции и активности правящего архиерея, от того, насколько налажены отношения епархии и местных органов управления образованием, каково было общественное обсуждение и информированность людей о сути предметной области.

Значительную помощь в подготовке школ к началу эксперимента оказал автор учебного пособия, предложенного от Русской православной церкви, протодиакон Андрей Кураев, совершивший поездку по регионам, где проводится эксперимент, и непосредственно встречавшийся с учителями, которым предстоит вести новый предмет.

Параллельно с подготовкой пособия для учащихся сотрудниками Отдела в экспериментальные регионы были направлены электронные конспекты пособия для учителя, видео- и аудиоматериалы. Серьезную поддержку в этой работе Отделу оказали специалисты Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Российской академии образования, методисты, подготовившие пособие для учителей* к учебнику «Основы православной культуры», которое доступно в сети Интернет. Это позволило создать целостный учебно-методический комплекс по экспериментальному курсу «Основы православной культуры», который будет развиваться.

Кто будет преподавать — духовенство или преподаватели и какой у них будет статус: преподаватели факультатива или это будет считаться полноценной преподавательской нагрузкой?

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» не факультативный, он входит в основную сетку занятий, и нагрузка будет рассчитываться соответственно. Преподавать предмет будут специально подготовленные учителя, профессионалы, имеющие педагогическое образование и прошедшие курсы повышения квалификации.

Нельзя не отметить, что многие педагоги, прошедшие недавно такие курсы в Москве, обратили внимание на существенные недостатки в подаче содержательной части модулей, в том числе «Основ православной культуры». Важно, чтобы не только преподаванием в школе, но и изложением основ религиозной культуры в процессе подготовки самих учителей по конфессионально ориентированным дисциплинам занимались профессионалы. Отдел религиозного образования и катехизации выразил свою озабоченность подходом руководства Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования к процедуре и содержанию работы с педагогами, которые должны продолжить это дело в регионах. Фактически конфессии, в том числе Русская православная церковь, не имели возможности полноценно участвовать в этой работе. Мы будем вести дискуссию с руководством Академии о заключении соглашения, в рамках которого должны быть обозначены конкретные формы участия Русской православной церкви и Отдела религиозного образования и катехизации в подготовке педагогических кадров. Без такого соглашения, обеспечивающего профессиональный подход к изучению религиозной традиции, не может быть и настоящих учителей православной культуры, равно и других конфессионально ориентированных предметов.

Что касается присутствия в школе священников, то у нас в Российской Федерации нет запрета на профессию. И если священник имеет педагогическое образование, он может иметь и педагогическую практику.


 Интервью подготовила Е.Терешатова.
 

   
 
 
 

12.05.2010  |  Просмотров: 5291  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 

Новые интервью

Мокринский Михаил Геннадьевич

директор Международной школы «Летово»

Цандекиди Александр

генеральный директор компании «Музенидис Тревел»

Филонович Сергей Ростиславович

профессор, декан Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ

Поливанова Катерина Николаевна

профессор, доктор психологических наук, директором Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ

Ленская Елена Анатольевна

декан факультета менеджмента в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук, кандидат педагогических наук

 


 

Самые популярные интервью

Волков Сергей Владимирович

учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО № 57 г. Москвы, член Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ.

Ковалева Татьяна Михайловна

президент МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация», д.п.н., профессор кафедры педагогики МПГУ, руководитель тьюторской магистратуры

Рачевский Ефим Лазаревич

директор центра образования №548 «Царицыно», Народный учитель России, член комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования

Ямбург Евгений Александрович

директор ЦО №109, г. Москва

Шимутина Елена Николаевна

Директор Института развития государственно-общественного управления образованием

 


 

Самые обсуждаемые интервью

Волков Сергей Владимирович

учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО № 57 г. Москвы, член Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ.

Ямбург Евгений Александрович

директор ЦО №109, г. Москва

Поздяев Евгений Евгеньевич

Руководитель школы «Опыт нового поколения», автор игровых программ

Бунимович Евгений Абрамович

Уполномоченный по правам ребенка в г. Москве, Заслуженный учитель РФ

Иноземцев Владислав Леонидович

доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества

 


 

Все интервью пофамильно

Поздяев Евгений Евгеньевич

Руководитель школы «Опыт нового поколения», автор игровых программ

Аверкин Владимир Николаевич

Председатель Комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области

Адамский Александр Изотович

научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика», кандидат педагогических наук

Архангельский Александр Николаевич

телеведущий, писатель, ординарный профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ

Болотов Виктор Александрович

вице-президент Российской академии образования

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.