Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Интервью

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Ямбург Евгений Александрович

заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, академик РАО, директор Центра образования № 109 г. Москвы.

В 2015 году Институт образования Национального исследовательского университета Высшая школа экономики планирует начать работу Массового открытого онлайн-курса (Massive open online courses, MOOC) «Как изменить школу: мастер-кейсы». Основным учебным материалом учебного курса является серия видео-интервью с директорами школ (как действующими, так и отошедшими от дел), которые объединены одной темой: авторские школы.

«Директор школы» №5, 2015. Записано 28.04.2015

 

Адаптивная школа

 

Какую школу Вы хотели создать? Какова была первая задумка и сильно ли она эволюционировала? Что повлияло на выбор своей авторской идеи школы?

Идея действительно была с самого начала и, конечно, она эволюционировала и была очень сложной: идея адаптивной  школы.

Суть ее, если говорить очень просто, в том, что не ребенок приспосабливается к школе, а школа приспосабливается к любому ребенку. Вне зависимости от его склонности, способности, состояния его здоровья, психики и так далее. И в просторечии это называется «Школа для всех».

При этом я нисколько не возражаю против элитарных школ, они должны быть, и элита нужна. И пусть будут все школы, и гимназии, и лицеи. Свои плюсы есть, конечно, и в школах, с  «отборным контингентом» учащихся. Но там есть свои минусы. Это некая такая инкапсулированная закрытость, это некий взгляд сверху вниз на всех остальных.

Я не хочу это критиковать, еще раз говорю, они имеют право на существование, меня интересовала судьба самого распространенного типа школы:  массовой общеобразовательной школы.

Школы, в которой, как в Ноевом Ковчеге каждой твари по паре, где есть, действительно, все и где самое главное, пожалуй, – научить  всех жить вместе, потому что они потом выходят в социум и, действительно,  должны друг с другом взаимодействовать.

Как я уже говорил, идея была сделать массовую общеобразовательную школу, где реальные образовательные маршруты могут быть у каждого, где каждый найдет свою нишу. Для нас это особенно важно в нашем социуме, потому  что взаимная агрессия, ненависть, непонимание  – это одна из тяжелых проблем, с которыми мы встречаемся.

Поэтому надо было создать школу, где каждый в чем-то смог бы стать, может быть, королем. Один король  в физмат классе,  другой — в школьной парикмахерской, третий – в кузнице, четвертый — в ювелирной мастерской, пятый  – в медицинском классе.

Какие благоприятные условия, ресурсы у Вас были для реализации своей идеи?

Благоприятных условий никогда не было, нет и не будет. Любая идея, будет сталкиваться с определенным консерватизмом. Потом мы же живем в государстве, у которого свои установки есть. Я ведь работал и в Брежневскую эпоху, и в эпоху перестройки, и в эпоху перестрелки, и в 90-е годы, и в 2000-е.

Я не могу сказать, что когда-то было хорошо.

Потому что, например, в Брежневские времена очень трудно было создавать учебные заведения с «лицом не общим выраженьем». Тогда ведь всех, образно говоря, ставили  в колонну по четыре. И эта идеологическая стандартизация, она очень мешала.

На сегодняшнем этапе ничуть не меньше мешает, так называемый, менеджерский подход. Он не диктует идеологию, но диктует распыление средств. То есть тогда были одни трудности, сейчас — другие. Но был такой романтический период — конец 80-х, начало- 90-х годов, когда  можно было продвинуться. В то время, конечно, ломалось все: государство развалилось и заново  создавалось.  Но была одна замечательная  особенность: государство, озабоченное своими проблемами, в школу не лезло, ему было не до нас. И это давало возможность прорываться. Именно в эти годы и возникли авторские школы. У людей горели глаза, — появилась возможность творить, выдумывать и пробовать.

Кстати, в начале 90-х годов, так уж  получилось, у меня здесь в школе случайно оказался министр образования Голландии Фрид Ритцен.  Молодой, энергичный очень интересный человек, ему было на тот момент 45 лет. Он приехал и увидел те эксперименты, которые идут, те системы, относительно новые для нас, для Европы старые – Монтессори, в частности, которые осваивались, и удивился.

«Нет, – говорит, – Ямбург, я ничего не могу понять. У нас бы в таких материальных условиях учителя только и делали бы, что бастовали, а ваши с горящими глазами работают». Пришлось напомнить ему библейскую истину, что не хлебом единым жив человек. И вот, смотрите,  времена менялись. Сегодня относительное благополучие — зарплату повышают. Я езжу по регионам, а огня в глазах не вижу — потухли глаза. Оказывается,  не столько ресурсы важны, сколько возможность самореализации, свободы. И эта возможность является мощнейшим побудителем,  мотивом для творчества…

Без чего Ваша школа не могла бы состояться?

У педагогики, на мой взгляд, три составляющих равновеликих: это наука, технология, искусство. Не или-или, а И-И-И. Поэтому вообще любые серьезные инновации и эксперименты должны иметь серьезную научную базу, это первое.

Второе: мало понять на общефилософском, дидактическом уровне, нужно разработать такие технологии, с помощью которых эти великие идеи можно воплотить. И без этого никак.

Но, увы, школа – это  еще и искусство, а не промышленное производство. И здесь многое зависит от тех вещей, которые не измеряются. Это атмосфера школы, ее дух, традиции, взаимоотношения людей — ценностная вертикаль, которая лежит в основе школы. Это третья составляющая.

И вот эти три вещи нужно отслеживать и стараться удерживать. И не все можно повторять: технология, подходы – это передаваемо, а атмосфера зависит от лидера в значительной степени.

Почему и зачем Вы стали директором?

Это как-то странно произошло. Я работал учителем. Наверное, был не самым плохим учителем, потому что сразу же, буквально через год после института стал заместителем директора по воспитательной работе. А потом мне предложили быть директором. Мне тогда 26 лет было. Я подумал-подумал и решил, что это же приобретение степеней свободы — ты можешь не только вокруг себя детей собирать, но и в масштабе школы делать то, что тебе интересно…

И есть тут еще один интересный момент: вот, говорят о том, что профессию надо каждые семь лет менять, а то начинается какой-то застой, стагнация.  А я глубоко убежден, что школу нельзя перерасти, потому что внутри школы можно менять профессию.

И я с удовольствием преподавал историю, потом увлекся технологией, потом театром. То есть можно менять сферу деятельности внутри, оставаясь в школе.

А уж директор, который и швец, и жнец и на дуде игрец, он тебе и менеджер, он тебе и учитель учителей… Меня это увлекло, мне это было очень интересно. Тем более это совпало с излетом застоя и началом перестройки, когда вдруг открылись невиданные возможности для того, чтобы делать то, что интересно.

Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обязательно обладать директор, чтобы школа стала авторской?

Понимаете, я не очень верю сегодня в авторские школы. НЕ потому, что я такой умный, а все остальные глупее. А потому что есть, например  278 статья в Трудовом кодексе. Согласно этой статье учредитель сегодня может снять любого директора с работы без объяснения причин. Вот и потухли глаза. И как при таких условиях можно создавать авторские модели?

А что касается самой личности директора, тут хорошо Пастернак написал «Быть живым, живым и только. Живым и только, до конца». Нужно  не стремиться мгновенно каждое очередное указание сверху реализовать, а думать, прежде всего, как это отразится на ребенке.

И в этом смысле нужна стойкость, собственная позиция, и, конечно, все-таки очень хорошее знание педагогики и психологии, и вопросов, связанных с управлением, менеджментом, потому что сегодня любая прокурорская проверка может привести к уголовному делу. Даже, если директор ошибся, никто особо разбираться не будет. Все очень жестко. Ты и швец, и жнец, и на дуде игрец.

Каким образом Вы сформировали свою команду?

Вы знаете, команда формируется постоянно. И в этой ситуации я отдаю себе отчет, что в этом комплексе работать тяжелее, чем во многих других. По одной простой причине. Ну, например, в школе с однородным, гомогенным контингентом работать проще. Если у вас одни одаренные, математики, например, это понятно, вы работаете с этим контингентом учащихся. А у нас принцип другой: один и тот же учитель должен параллельно вести уроки, скажем, и в классе компенсирующего обучения, и в общеобразовательном классе,  и в лицейском. А это три разных подготовки.

Команда  и сейчас формируется. Задачи усложняются. Часть коллектива уходит, это естественно, люди стареют. Приходят новые, молодые люди, которые еще мало сказали в педагогике. Их опять надо обучать. Это долгий процесс. Понимаете, вообще в педагогике быстрый результат – это сказка. Это всегда обман. Ничего быстрого не бывает. Это как селекция. Растения выращиваются долго. Пока не получим новую разновидность этого растения.

При этом часть команды, конечно осталась. Это мой заместитель, с которым мы уже работаем 25-30 лет.   Но тех, кто с самого начала был — двое или трое — ведь, 38-ой год уже идет со дня основания школы. Конечно, команда  меняется…

Какие корректировки Вам пришлось вводить, учитывая полученные результаты и внешние факторы?

Их очень много этих корректировок. Тысячи. Ведь у нас в образовании постоянно что-то новое «внедряется» Можно диссертацию написать «Внедрения как объект исследования». Поэтому и корректировки приходится делать методом тыка. Вот здесь прорвало — будем менять, вот здесь не получилось — будем менять. А это требует системного анализа, понимаете? Поэтому корректировка идет все время.

Опишите портрет «идеального выпускника» Вашей школы.

Ну, вы знаете, я  такими глупостями не стал бы заниматься. Вы знаете, люди очень разные. Идеальные люди бывают только в воображении писателей, и святые, вот они идеальны. И поэтому ребята очень разные бывают, и сложные бывают. Я надеюсь, не произвожу впечатление  надутого индюка, я и себя не считаю идеальным.  Что такое идеальный: чтоб не пил, не курил и тещу мамой называл, как в известном  шлягере?

Мне кажется, здесь важно другое: когда мы говорим не об идеальном, а о том, что является доминирующим. На мой взгляд, это та структура ценностей, та ценностная вертикаль, которая есть у человека. Поэтому, для меня важно,  не акме человека (т.е. не его высшие достижения), а что за человек он сам.

Поддерживал ли коллектив Вашу идею? Советовались ли вы с коллективом, задумывая свои преобразования?

Дело в том, что ничего в одиночку сделать нельзя. Любые идеи реализуются командой. Понимаете? И в этой ситуации все-таки это очень долгий путь системных преобразований. И он не возможен без командной работы. Поэтому, как создаются команды, это совершенно отдельная тема разговора. Я не думаю, что есть такие школы, где весь коллектив поддерживает все инновации. Потому что это всегда тяжело. Но,  хозяин - барин.  Кому-то легче отсюда уйти и не ломать себе голову о том, как входить в разные классы, и спокойно себе,  за те же деньги, в другом месте работать. И такие люди отсеиваются в процессе. Они быстро понимают, что не нужно им все это. И, более того, вот приходят новые педагоги, я не агитирую, я пугаю: «Это жуткая школа, здесь страшно работать, вот смотрите: это, это и это». И разные реакции. Некоторые разворачиваются, а некоторые говорят: «Я хочу попробовать».

Существовало ли взаимодействие с другими директорами инновационных школ? Важно ли это?

Вы знаете, не просто существовало, а развивалось и развивается. Большая   часть моей работы – выезды в регионы, потому что идеи адаптивной  школы  постепенно распространились по всей России. Поэтому у меня огромное количество контактов со всей страной: и электронных, и живых, и в сельских школах — я очень много работаю в Новониколаевском районе Волгоградской области. В Ставропольском крае я веду целую лабораторию. То есть  это уже  как ученый, как доктор наук, как действительный член Академии….

Готовите ли Вы себе преемника?

Вы знаете, что у меня достаточно много есть грамотных заместителей, но никакого преемника я себе не готовлю. По одной простой причине: я достаточно давно работаю и   понимаю, что как только   уйду, школа не умрет. Но это будет другая школа. Это нормально.

Нельзя подготовить преемника. Люди, которые знают систему, в школе есть. Но  общая политика школы,  атмосфера ее – зависит от личности руководителя школы и меняется со сменой  этой личности.

Какую идею школы Вы решились бы реализовать сейчас?

Понимаете,  в чем дело. Здесь есть две вещи. Если брать технологическую идею, то идея стратификации. Вообще, идеал – это действительно индивидуальная траектория развития ребенка, индивидуальный маршрут. И  мы к этому идем. Не знаю, дойдем ли. Потому что для этого нужны все-таки очень серьезные финансовые ресурсы.

Второе, школа развивается в очень важном направлении - это обучение длительно болеющих  детей и обеспечение их прав на образование. Сейчас у меня еще два подразделения, довольно мощных на базе онкологического центра детского и на базе детской республиканской больницы.

А, если говорить о мировоззренческом дискурсе школы, то сейчас огромнейшая задача, которая будет актуальной  еще очень долго - это профилактика ненависти, агрессии. Общество наше сегментировано. По любому поводу выставляют друг другу рогатки. По национальному, конфессиональному, культурному. Поэтому, чем сложнее вокруг, тем более важной становится эта задача, тем важнее научить жить вместе больных и здоровых,  детей разных национальностей, и разных культурных слоев. Это задача номер один российской педагогики сегодня. Думаю, что не только российской, но у нас это особенно обострено.

Взялись ли бы Вы за создание авторской школы сегодня и почему?

Это трудный вопрос, если начать все сначала. Не знаю, не знаю… «Блажен, кто смолоду был молод». Для создания авторской школы нужен серьезный временной резерв. Я уже говорил, что в педагогике быстрый результат — это сказка. Это всегда  обман. Так?  И поэтому нужно иметь в запасе 20-25 лет. Потому что надо всю жизнь этому отдавать. Понимаете?  За 2-3 года это не сделаешь. А  поскольку я уже еду не на ярмарку, а с ярмарки, то, конечно,  это безответственно. То есть это должны делать те люди, у которых временной резерв большой. Понимая, что это не на секунду: вы забежали в школу, создали и убежали.

Какое время – прошлое или современное – более благотворно для проектирования новой школы?

В чем-то  прошлое, в чем-то современное. Проектировать можно все, что угодно. Но дальше возникает вопрос – реализация. Все упирается в вопрос реализации, тут очень много рисков, очень много рифов, мелей и т.д. И прорыв конца 80-х-90-х совпал с определенной общественно-политической атмосферой, с упованиями, желаниями и надеждой, что все будет по-другому, что очень многое изменится. И это ведь не первый раз так в истории советской, российской педагогики происходит. Не случайно, что на Хрущевскую оттепель пришлось создание 2-ой математической школы, 7-ой математической школы в Москве и т.д. Это опять дух свободы, воздух свободы, и упование интеллигенции на то, что культура и образование способны изменить мир.

Сегодня все более остро и драматично. По ряду признаков мы наблюдаем, и выясняется, что культура — такой тонкий слой, и он так быстро слетает…. И пещерный человек обнажается мгновенно совершенно с его страстями…

Реализовать свои идеи можно в любое время, но для этого нужно в это верить. Верить в свою утопию, и тогда частично она реализовывается. Но бывает время романтически приподнятое, а бывает время, извините, скептически приспущенное. Вот сегодня время скептически приспущенное. И в этом смысле прагматизм зашкаливает. Люди говорят: «Оно тебе надо? Есть же другие способы самореализации, зарабатывания денег». Тут есть о чем подумать.

По каким признакам и когда Вы поняли, что Ваша школа стала успешной?  Что вообще для Вас критерий успешности?

Понимаете, это очень тонкий вопрос.  Смотря, какие критерии используются. С точки зрения формальной, мы в рейтинге, условно говоря. Безусловно, мы 35-е, что ли в Москве. В российский рейтинг мы тоже попадаем.

Как я к этому отношусь? Спокойно отношусь, иллюзий не питаю. Почему? Понятно, что, если за критерий берется сдача единого Госэкзамена и участие в олимпиадах Всероссийского масштаба, то такие дети у нас есть, но их не большинство. Я никогда не буду первым и к этому не стремлюсь.

Это оценка очень условная, потому что есть дети, которые никогда не достигнут даже стандарта образования. И с этой точки зрения для меня критерием является динамика развития ребенка.

Вот смотрите, если мы берем ребенка из России с дислексией, и он на входе делает 80 ошибок, а на выходе из школы 10, это огромная динамика развития этого ребенка. Это специальная методика и огромный труд учителя. Вся трагедия в том, что 10 ошибок — все равно двойка.

 Сегодня за успешность принимаются высшие достижения. Но их не бывает много. Понятно, что если ты набрал способных детей из интеллигентных семей, ты по этим критериям будешь успешен…

Это очень условно. Поймите, даже в одной и той же школе, при высоком общественном рейтинге  все равно работают разные учителя. И может быть, что кому-то она нравится, кому-то не нравится. Я не знаю ни одной школы, которой все были бы довольны.

Потом очень разные взгляды у родителей. Наша школа, например  с точки зрения обучения, – жесткая. Здесь просто так отметки не рисуются.

Или с точки зрения стиля взаимоотношений с ребенком, один приходит и говорит: «Марь Иванна, ты врежь моему  как следует». То есть она не справляется, и свои «террористические» функции передает учителю, «ради Бога сделайте…». 

Другой родитель наоборот: «Нет, Вы моего вообще не трогайте». То есть он такой тонкий, такой ранимый. Иногда – это правда. А иногда - это заласканный ребенок, бездельник, которого надо тронуть  так, чтобы мало не показалось.

Тонкая это вещь: рейтинг, критерии, оценивание. Конечно, существует сегодня конкурентная среда. И школы как-то надо сравнивать, и их сравнивают между собой и т.д. Но есть же и инструменты сравнения, крайне несовершенные. Они не учитывают контекста, они не учитывают специфику контингента, с которым работает каждая данная школа. Они все устраиваются сегодня по формальным показателям. И, как я уже говорил, по наивысшим достижениям.  Поэтому, это очень сложный вопрос: что значит успешный.

Какие практические советы Вы дадите для разработки стратегии школы?

Ох, ох, ох…. Понимаете, термин «Стратегия» очень  ответственный и он предполагает очень высокую культуру стратега. Не только управленческо-менеджерскую, но и философскую, педагогическую культуру.

И сама по себе стратегия. Ведь  как она возникает? Сначала возникает концепция развития школы на основании анализа того, что вокруг, того, что внутри школы. Возникает некий концепт.

Потом этот концепт, перерабатывается командой людей под программу развития школы.  Поэтому, что значит практический совет для разработки концепции?

Читать надо много и думать надо много. Тогда не будет перекосов. И это очень долгий и тяжелый разговор. Потому что, например, существует сегодня, 4 парадигмы образования. И каждая из них ни плоха и ни хороша, но каждая из них имеет плюсы и минусы.

Ну, например, когнитивная парадигма развития образования. Если попроще — это наша классическая парадигма. То есть задача школы – дать знания, умения, навыки. Все замечательно, у нее есть огромные плюсы, у этой парадигмы, знаниевой или когнитивной, потому что какое же может быть развитие без знаний, умений, навыков.

Но, помимо плюсов, есть колоссальные минусы, потому, что  получается так, что знания, во-первых, довольно быстро устаревают. Во-вторых,  весь этот объем знаний часто в жизни потом не востребован в том объеме, в котором мы его даем.

Поэтому, в начале 80-х годов на поле вступила личностная парадигма. Ее пропагандировали психологи. Где не знания важны, а ребенок — в центре.  И в этом смысле она такая здоровьесберегающая, она такая щадящая психику.

Но в ней  есть что-то от доктора Спока, который в конце жизни (об этом мало кто знает) отказался от своей концепции.  Потому что эти заласканные дети, которых мы свободно развивали только на основе того, что им приятно, хорошо, выходя в жесткую конкурентную жизнь, испытывали фрустрации, стрессы.

И от количества истерик, тех, кого воспитывали по Споку, Америка содрогнулась. Я не хочу сказать, что она плохая. Там есть плюс –  здоровьесбережение, но есть минус – они не готовы были к жизни.

Есть третья,  Богом забытая, культурологическая парадигма. Она вообще не берется сегодня в расчет, потому что все вещи, которые возникают, они возникают в культурах. И,  казалось бы, кому сегодня нужны мифы Древней Греции, христианские притчи и т.п.? Но на этом строится фундамент культуры.

И, наконец, есть компетентностная парадигма. И она тоже имеет право на существование. Потому что, если сегодня человек не водит машину, не знает, хотя бы один иностранный язык, не умеет работать с банковской карточкой и т.д., он – социальный инвалид.

Вот четыре парадигмы. И нас кидают то в одну сторону, то в другую. То мы делаем фетиш из знаний, и ребенка доводим до язвы желудка и потери зрения. То мы фанатично любим ребенка и не даем хороших знаний. Вот вопрос:   гармонизация этих парадигм — не «или, или», а «и, и».

Стратегия требует еще взвешенного подхода, философского, хороших знаний. Ничего идеального в жизни нет. Любая Луна имеет оборотную сторону. И оптимально — поиск вот этих вот сочетаний.

Поэтому разработка стратегии требует знание того, что  было в образовании, что есть, что происходит в мире и что будет через 10-15 лет. Она требует, прежде всего,  междисциплинарного интегративного подхода.

И если речь идет о серьезной стратегии, а не о болтовне, то это вещь  драматическая, требующая не просто мозгов, а очень серьезной подготовки в области психологии, педагогики, культурологи, медицины. Вот тогда это стратегия, это философия образования. А с этим пока сложно  в России.

 

Материал предоставлен Институтом образования НИУ Высшая школа экономики

 

   
 
 
 

28.04.2015  |  Просмотров: 6662  |  Комментариев: 1

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

Я уже говорил, что в педагогике быстрый результат — это сказка. Это всегда обман. Так? И поэтому нужно иметь в запасе 20-25 лет. Потому что надо всю жизнь этому отдавать. Понимаете? За 2-3 года это не сделаешь. А вот у Калины И.И. получилось. Очень несерьёзная, убого выполненная, но интересная статистика. Обратите внимание на года 2010-2014. Может быть дело в том, что в 2010 не было ещё Новой Москвы, а в 2014 году её уже посчитали?. http://direktoria.org/news/text/1537

 Крюков Николай Александрович   06.02.2016 в 05:12

 


 

Новые интервью

Мокринский Михаил Геннадьевич

директор Международной школы «Летово»

Цандекиди Александр

генеральный директор компании «Музенидис Тревел»

Филонович Сергей Ростиславович

профессор, декан Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ

Поливанова Катерина Николаевна

профессор, доктор психологических наук, директором Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ

Ленская Елена Анатольевна

декан факультета менеджмента в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук, кандидат педагогических наук

 


 

Самые популярные интервью

Волков Сергей Владимирович

учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО № 57 г. Москвы, член Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ.

Ковалева Татьяна Михайловна

президент МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация», д.п.н., профессор кафедры педагогики МПГУ, руководитель тьюторской магистратуры

Рачевский Ефим Лазаревич

директор центра образования №548 «Царицыно», Народный учитель России, член комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования

Ямбург Евгений Александрович

директор ЦО №109, г. Москва

Шимутина Елена Николаевна

Директор Института развития государственно-общественного управления образованием

 


 

Самые обсуждаемые интервью

Волков Сергей Владимирович

учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО № 57 г. Москвы, член Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ.

Ямбург Евгений Александрович

директор ЦО №109, г. Москва

Поздяев Евгений Евгеньевич

Руководитель школы «Опыт нового поколения», автор игровых программ

Бунимович Евгений Абрамович

Уполномоченный по правам ребенка в г. Москве, Заслуженный учитель РФ

Иноземцев Владислав Леонидович

доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества

 


 

Все интервью пофамильно

Поздяев Евгений Евгеньевич

Руководитель школы «Опыт нового поколения», автор игровых программ

Аверкин Владимир Николаевич

Председатель Комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области

Адамский Александр Изотович

научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика», кандидат педагогических наук

Архангельский Александр Николаевич

телеведущий, писатель, ординарный профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ

Болотов Виктор Александрович

вице-президент Российской академии образования

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.