Ћогин или email

ѕароль

 
 
 

–егистраци€   Ќапомнить пароль

 
 

 
 

»нтервью

Ќовые   ѕопул€рные   ќбсуждаемые   ¬се

‘румин »сак ƒавидович

Ќаучный руководителем »нститута образовани€ Ќ»” ¬ЎЁ

¬ начале 2015 года »нститут образовани€ Ќационального исследовательского университета Ђ¬ысша€ школа экономикиї планирует начать работу массового открытого онлайн-курса (Massive open online courses, MOOC) Ђ ак изменить школу: мастер-кейсыї. ќсновным учебным материалом курса €вл€ютс€ сери€ видео-интервью с директорами школ (как действующими, так и отошедшими от дел), которые объединены одной темой: авторские школы. ћы начинаем публикацию этих интервью в нашем журнале с беседы с »саком ƒавидовичем ‘руминым, научным руководителем »нститута образовани€ Ќ»” ¬ЎЁ, профессором, д.п.н., в прошлом Ч директором  расно€рской экспериментальной школы Ђ”ниверсї.

"ƒиректор школы" є9, 2014. «аписано 13.10.2014

 Ўкола опыта

ѕредисловие

ћы предлагаем вам уникальный опыт очень известных в образовательном сообществе людей, которые повли€ли не только на развитие и становление собственных организаций, но и на многие процессы в системе образовани€ в целом.  то они? ¬ чем значимость их работы?  аков их путь к своей школе?

Ќе стоит рассматривать эти материалы как пособие дл€ руководителей по решению проблем. Ёто скорее стимул дл€ тех энтузиастов, которые хот€т воплощать в жизнь свои идеи по созданию ни на что не похожих, нестандартных организаций, где кроме образовательного процесса есть еще и особа€ атмосфера, позвол€юща€ называть школу фамилией ее директора.

 

—  акую школу ¬ы хотели создать?  акова была первоначальна€ иде€ и сильно ли она эволюционировала?

—  огда мне предложили должность директора школы, это вообще в мои планы не входило. ¬ениамин —ергеевич —околов, в то врем€ ректор  расно€рского государственного университета ( √”), хотел, чтобы при университете была экспериментальна€ хороша€ школа, где, с одной стороны, готовились учител€, а с другой — школа была бы примером дл€ других. ј у мен€ к этому времени был опыт работы в летней школе дл€ талантливых детей — физиков и математиков. » когда —околов мен€ позвал, он сказал, что у мен€ есть два варианта: стать директором школы и доцентом кафедры педагогики на полставки либо искать другую работу вообще. » когда € его спросил: «ј что же вы, собственно, от мен€ хотите, какую школу?», он ответил: «“ам должно быть так же интересно, как и в твоей летней школе». ¬от такое у мен€ было поручение.

ѕервые два дн€ € просто бродил по этой школе, пригл€дыва€сь к тому, что там происходит, смотрел какие-то бумаги и ничего в них не понимал, думал, что нужно провести какое-нибудь меропри€тие из тех, которые мы проводим в летней школе, например турнир физико-математический или какой-нибудь веселый хеппининг... ј на третий день ко мне подошла завуч и сказала: «»сак ƒавыдович, а почему вы не приходите утром и не провер€ете “сменку”?» » тут € пон€л, что директор школы — это така€ фигура, котора€ встроена в рутину. » эта рутина уже существует вне зависимости от мен€. Ќа следующий день € пошел провер€ть «сменку», и никакой конкретной идеи у мен€ в тот момент не было.

ј дальше была эволюци€, дливша€с€, наверное, года три.   тому времени наш ректор  √” и создатели психолого-педагогического факультета университета (¬иктор Ѕолотов, Ѕорис ’асан, јлександр јронов) уже знали, что такое развивающее обучение, знали про ¬асили€ ¬асильевича ƒавыдова и его систему. ѕоэтому на тот момент у нас было два направлени€ дл€ работы: с одной стороны, наша школа должна быть школой развивающего обучени€, а с другой — дет€м в ней должно быть интересно и весело.

ћы начали реализовывать программу развивающего обучени€ в тесном взаимодействии с ¬асилием ¬асильевичем ƒавыдовым и его группой, котора€ сыграла ключевую роль в выработке оригинальной идеи красно€рской школы. » в это же врем€ мы стали делать в школе какие-то добрые, хорошие вещи без вс€кой особой задумки. Ќапример, мы договорились с несколькими молодыми реб€тами — классными руководител€ми, и они стали ходить с детьми в походы… »ли, например, € попросил учителей, чтобы они не кричали на детей. я сказал: «я моложе вас, дорогие учительницы, € не имею никакого опыта и поэтому не имею права вас учить, но если вы будете кричать на детей посто€нно, то мы с вами расстанемс€. ј если вы ударите ребенка, мы расстанемс€ на следующий же день». Ёто очень важно, ведь хороша€ школа — это в том числе и то, чего там никогда не будет происходить.

“еперь стоит вспомнить, что это были за годы. Ёто были годы открыти€ –оссии, мы в течение одного года узнали, что есть вальдорфска€ педагогика, ћонтессори, ‘рене и так далее, и так далее. » мы очень захотели все это сразу попробовать реализовать.

» поэтому на второй год моего директорства уже (первый полный год) мы вместе с «”чительской газетой» в  расно€рске провели ¬сероссийский конкурс «јвторска€ школа», где € познакомилс€ с великими людьми, например јлександром Ќаумовичем “убельским.

я был как голодный, который попал в ресторан на шведский стол. я набрасывалс€ на все идеи, которые были. Ўкола была больша€, и € думал, что можно все реализовывать, у нас даже по€вилась така€ метафора — «школа многообрази€ педагогических культур». » мы запустили сразу несколько экспериментальных площадок: площадку диалога культур, площадку развивающего обучени€, площадку вальдорфской педагогики. » решили, что в этом и будет наша особенность, мы будем этакой витриной.

“ем более что наша школа была базовой дл€ подготовки педагогов в университет, и они будут через это все проходить, видеть разные культуры и так далее.

» в это же врем€ шел в стране очень активный поиск нового, идей о новом и критики старого, во-первых, и, во-вторых, идей о новом. » однажды мы с Ѕорисом ƒанииловичем Ёлькониным оба пон€ли, что проблема современной школы с первого по одиннадцатый класс состоит в том, что она вс€ выросла из начальной школы и устроена как начальна€ школа. ѕричем как плоха€ начальна€ школа, в которой дети отбираютс€ и выбраковываютс€. » тогда, в 92­м году, мы с Ѕорисом стали разрабатывать идею школы, котора€ помогает взрослению, котора€ специфична дл€ разных возрастов. “ак случилось, что в то врем€ перва€ загранична€ поездка у мен€ была в јвстралию. » там € увидел, что у них отдельно существуют начальна€, средн€€ и старша€ школы, которые все по-разному устроены. Ќо у них это случилось эволюционно, а у нас с Ѕорисом Ёлькониным была концепци€, и примерно в 93­м году мы опубликовали статью «ќбразовательное пространство как пространство взрослени€» («Ўкола возраста»), где мы изложили основную конструкцию этой модели школы.

— 93­го года и вплоть до окончани€ моего директорства, до 99­го года, на вопросы о моей школе € отвечал очень определенно: «ћы строим школу взрослени€, мы строим школу ступеней, мы строим школу возраста».

 

—  аким образом ¬ы сформировали свою команду? ќсталась ли сегодн€ эта команда или ее часть?

—я в этом смысле неверо€тно удачливый человек.

¬о-первых, у мен€ были старшие наставники. я их уже называл, это Ѕорис ’асан, ¬иктор Ѕолотов и јлександр јронов, которые руководили психолого-педагогическим факультетом университета. —перва они на мен€ смотрели как на пацана, который и неплохой организатор, и умеет как-то с детьми взаимодействовать. Ќо постепенно они стали мен€ воспринимать как партнера по размышлени€м, мы одновременно думали и про школу, и про факультет. “о есть у нас была очень сильна€ интеллектуальна€ команда.

¬о-вторых, мне очень повезло, что в школу со мной пришли замечательные молодые люди. ћы много спорили по поводу деталей картины «школы возраста». ѕотом мне удалось найти нескольких человек на руководство ступен€ми, потому что, как € уже сказал, базовой конструкцией нашей школы были возрастные ступени. ј тогда, в советские годы, вообще было непон€тно как это: директор начальной школы, директор подростковой школы и директор старшей школы, и все «подо мной»… Ёто были замечательные люди, и это были содержательные разговоры.  —реди них есть люди, которые сегодн€ известны своими книгами и стать€ми о «школьном возрасте»: ¬€чеслав Ѕашев, ѕавел —ергоманов, јндрей Ћученков. ¬едь как часто бывает: приходит ученый в школу и рассказывает что-то интересное, прогрессивное, а потом директор возвращаетс€ в обычную жизнь со «сменкой», туалетами, ремонтами и так далее. “ак вот очень важно, чтобы эти две жизни не были «разорваны». » у нас они не были «разорваны». Ќапример, профессор Ѕорис »осифович ’асан, который руководил у нас внутренней аналитической службой, ходил на все мои «оперативки» — оперативные совещани€, которые проводились раз в неделю, продолжались по три-четыре часа, и там был и завхоз, и зам. по науке и др. ¬от за счет этого наша команда и держалась.

 

— — какими преп€тстви€ми ¬ы столкнулись при реализации своей идеи? „то вам мешало?

— Ќаша школа находилась в очень сложном районе. ѕозже, когда € познакомилс€ с писателем ¬иктором ѕетровичем јстафьевым и у мен€ была возможность с ним поговорить, он мне сказал: «“ы знаешь, именно про этот район € написал некоторые свои самые т€желые рассказы».

Ёто был район полугородской, так называемый частный сектор в городе, где постепенно селились люди, которые либо пропили свои квартиры, либо это были потомки железнодорожных рабочих, которые там исторически жили. ѕривычки у них были такие: праздник надо было отмечать, например выпуск из 9­го класса, выбиванием всех стекол в школе. » конечно, в этих услови€х район превратилс€ просто в бандитский. » часто € попадал в ситуации, в которых не знал, что делать, когда приходили бандиты и с ними приходилось как-то взаимодействовать.

» конечно, финансово (это уже не 92, а 93 и 94­й) — это была катастрофа, когда зарплату не платили мес€цами. ” мен€ сохранилась бумажка по зарплате, а на ней написано: «ќплата работы бартером», это была бумага из районо. ¬место денег предлагалось получить доски, фарфоровые сервизы местного завода, пластиковую посуду и спиртные напитки.

  сожалению, € должен признать, несмотр€ на то, что € это врем€ вспоминаю с любовью, в –оссию тогда пришли искушени€, к которым она не была готова. я бы назвал три основных: это дурные деньги (возможность заработать рэкетом, с бандитами и так далее), второе — это массова€ культура, порнографи€, и третье — это наркотики. Ќесколько моих любимых учеников превратились натурально в растени€, а один из них, уже поступив в университет, на втором курсе в наркотическом припадке спрыгнул с седьмого этажа… ј €, к сожалению, тогда этих искушений не понимал. ¬ этом смысле наша возрастна€ концепци€ школы была вневременной. ќна на вызовы того времени отвечала недостаточно. ’от€ надо сказать, что наша конструкци€ старшей школы (с большей свободой, с возможностью индивидуализации) тем не менее, как € сейчас думаю, многих спасла! Ќо не всех. ѕоэтому € чувствую свою ответственность за это.

“о есть сейчас, возвраща€сь в то врем€, € думаю, что очень важно дл€ школы понимать, с какими реальными вызовами социума сталкиваютс€ твои дети. » не надо делать вид, что ты можешь построить «башню из слоновой кости». “ы должен вступить в пр€мой диалог с этими вызовами. » мне жаль, что тогда мы этого не смогли сделать.

 

—  акие этапы ¬ашей работы можно выделить особо?

— я думаю, что в моей работе было два главных этапа: это этап до определени€ базовой концепции и потом этап ее реализации. ¬нутри второго этапа можно сказать, что было три подэтапа и они были св€заны просто с физическим ростом.  ак нас учит марксистска€ диалектика, точнее гегелевска€ диалектика, это когда количество переходит в качество.

≈сли не ошибаюсь, в 1995 или 1996 году у нас было построено новое здание. » начальна€ школа получила свой отдельный корпус. » когда у нас по€вилась отдельна€ начальна€ школа, в большом здании мы выделили в соответствии с нашей концепцией «кусок» старшей школы и «кусок» подростковой школы, пространственно они были по-разному организованы. я помню, когда мы в подростковой и в старшей школах поставили диваны, чтобы можно было отдыхать, то в подростковой школе через три дн€ диван был изрезан, исписан и т.д., а в старшей школе он стал излюбленным местом подготовки к урокам. » в этом смысле подростки вели себ€ нормально! Ёто мы, идиоты, не пон€ли сразу — это было все равно, что несмышленышу дать какой-то дорогой механизм! “огда это был очень важный шаг — реализаци€ концепции в пространстве.

—ледующим этапом стало присоединение детского садика. Ётап был очень интересный, потому что мы получили фактически еще одну ступень. Ќо этот этап дл€ мен€ лично стал переходом к новой сложной роли. “о есть € из человека, который реально знал всех детей, всех учителей, стал менеджером-администратором, и дл€ мен€ это был очень трудный переход.

я перестал разбиратьс€, что происходит на каждой ступени школы, и хот€ там руководили — очень сильные люди, дл€ мен€ это была плоха€ истори€, потому что в это самое врем€ € перестал преподавать у детей. я до 1996 года вел уроки математики, и это было такой, как говор€т англичане, reality check (проверка в реальных услови€х), € знал, как оно на самом деле. » это стало впоследствии одной из причин моего решени€ сменить работу. ѕотому что мо€ работа стала больше административно-организационной. я, правда, продолжал заниматьс€ наукой, и довольно активно, вместе с нашими учеными мы продолжали экспериментировать, внедр€ть инновации, но все это происходило со мной уже как с администратором, не учителем.

 

— „то ¬ам пришлось корректировать в процессе работы, учитыва€ полученные результаты и внешние факторы? јнализировали ли ¬ы свою де€тельность?

— ¬ какой-то момент мы осознали, что да, мы красивые, умные, интересные, делаем хорошие дела, но мы совсем перестали понимать, что происходит с детьми. ћы постепенно стали учитьс€ этому, постепенно создавалась система мониторинга, мы начинали анализировать процесс обучени€ и сделали несколько непри€тных открытий. Ќапример, у нас был класс развивающего обучени€ — 9­й, мы можем сказать, чем отличаютс€ эти дети от тех, у кого не было развивающего обучени€ в начальной школе? »ли мы обнаруживали, что в любом дев€том классе количество тех детей, которые учатс€ на «4» и «5», в три раза меньше, чем было в первом классе. ћы это знали, мы это видели, но мы это понимали или нет? ѕочему это происходит? ¬ чем наша вина? “о есть те 13 лет, что € руководил школой, не было такого момента, к сожалению, когда мы бы провели строгий анализ и ответили себе на вопросы: чего мы добились, как именно мы реализуем нашу программу? ћы все врем€ бежали, стремились делать что-то новое, и рефлексии, конечно, не хватало.

 

— Ќа каком этапе развити€ ¬ы покинули свою организацию? √отовили ли ¬ы себе преемника и по какому принципу ¬ы его выбирали?

— ѕервое.  огда € только начинал работать, то как-то на родительском собрании одна мама, мен€ послушав, сказала: «ћолодой человек, вот вы нам тут сейчас все развалите, потом защитите диссертацию и уйдете, а мы тут останемс€». я говорю: «Ќет, € обещаю вам, что как минимум 10 лет € проработаю». » выполнил свое обещание. ќчень важно понимать, что не надо братьс€ за проект, если ты не можешь посв€тить ему как минимум п€ть лет. “огда есть шансы, что ты что-нибудь сделаешь.

¬торое. я не думаю, что иде€ именно готовить преемника — кака€-то очень правильна€. Ќадо просто вокруг себ€ выращивать сильных и самосто€тельных людей. ¬сегда есть проблема св€зи ло€льности и самосто€тельности, но без этого не обойтись. » мне было легче, потому что, как € сказал, у нас были ступени, и у ступеней были директора, и директора имели очень большую власть. ќдин из них, ¬€чеслав Ѕашев, был очень креативным, сильным управленцем с очень хорошей головой, у него энергии было еще больше, чем у мен€, и € понимал, что здесь есть кому мен€ заменить. ѕоэтому, когда мне предложили переехать в ћоскву, € прин€л это предложение уже исход€ из того, что € подготовил смену и надо этой смене дать возможность себ€ реализовать.

 

— ћожет ли сохранитьс€ авторска€ школа после того, как автор ее покинул?

— Ќаша школа показала, что может. я, кстати, не любил, когда нашу школу называли авторской, € говорил, что наша школа концептуальна€. ” нас есть сво€ концепци€. я — один из ее авторов. Ќо, безусловно, в не меньшей степени автором €вл€лс€ ¬€чеслав Ѕашев, Ѕорис ’асан, ¬иктор Ѕолотов, Ѕорис Ёльконин, еще р€д людей.

Ќапример, директором старшей школы в то врем€ был ѕавел —ергоманов, очень сильный психолог.  огда мы строили школьную ступень, мы должны были понимать, кака€ ведуща€ де€тельность у ребенка в этом возрасте, что в большей степени вли€ет на его развитие.  лассическа€ педагогическа€ психологи€ более или менее давала ответ на то, что €вл€етс€ ведущей де€тельностью в начальной и в средней школе, а вот что €вл€етс€ ведущей де€тельностью в старшей школе, дл€ нас было вопросом. » ѕавел выдвинул гипотезу и доказал, что ведущей де€тельностью в старшей школе €вл€етс€ планирование своего пути. “огда мы пон€ли, как надо изменить старшую школу. “о есть он стал соавтором всей этой конструкции.  » € понимал, что могу уйти еще и потому, что концепци€ школы €сна и реализовать ее может, в общем, даже не очень сильный человек. ƒругое дело — сохранить школу как экспериментальную, котора€ развивает концепцию! ƒл€ этого нужен сильный лидер, и ¬€чеслав Ѕашев таким человеком как раз и был.

Ќо по большому счету очень важно перейти от авторства, когда ты просто швыр€ешь куски краски на холст, потому что так тебе вдохновение подсказывает, в режим более технологический и сформулировать какие-то конструктивные особенности. я тогда мог их сформулировать и знал, что если человек их качественно повторит, то у него будет вполне прилична€ школа, решающа€ аналогичные задачи.

 

—  акую идею школы ¬ы решились бы реализовать сейчас?

— ≈сли бы € сейчас делал школу, то € бы делал школу, котора€ помогает трудным дет€м.

я бы попыталс€ найти возможности того, что называетс€ индивидуальным подходом, как ни банально это звучит. я недавно с ≈вгением ямбургом это обсуждал. ≈го иде€ адаптивной школы мне и нравитс€, и не нравитс€. Ќе нравитс€, потому что он просто таких детей делит: вот в этот класс — одни, в этот класс — другие.  ласс как организационна€ форма — и ужасно грубый подход, на мой взгл€д.

ћо€ мечта состоит в том, чтобы иметь такой своеобразный набор таблеток: мы видим какую-то проблему у ребенка, даем таблеточку — и ребенок выравниваетс€ или быстро продвигаетс€ в учебе и развитии. ¬озможно, это св€зано с моим личным родительским опытом, потому что мой сын очень неровно училс€ в школе, и когда мы переехали в ћоскву, мы отдали его в правильную требовательную московскую гимназию, там есть выдающиес€ учител€. “ак как он был ребенком, который медленно думал, был фактически аутистом, почти на грани, — хот€ он уже успешно окончил университет, — в прежней школе учител€ совершенно не могли с этим работать. » € думаю, что это неправильно. » если бы € сейчас делал школу, € бы очень серьезно отнесс€ к вопросу успешности каждого ребенка.

¬торой момент, который € постаралс€ бы реализовать, — интеграци€ новых открытых образовательных технологий и школы. я думаю, что сегодн€ и родители, и учител€ производ€т массу ненужной работы оттого, что мы просто целый р€д рутинных процессов не автоматизировали. ј концептуально € бы продолжал развивать линию с взрослением. Ќа мой взгл€д, до сих пор остаетс€ проблематичной подросткова€ ступень, поэтому € бы очень жестко ставил задачу: все дети должны оканчивать 9­й класс с очень высокой учебной мотивацией. ≈сли этого нет, значит школа неудачно работает.

» наверное, если говорить о конкретных задумках, € бы внес какую-то жизненную практику в детские коллективы, потому что детский жизненный опыт сегодн€ очень ограничен. “от опыт, который мы получали в жизни, и тот, который получают нынешние дети, можно сравнить, если использовать знаменитую метафору из романа —элинджера «Ќад пропастью во ржи», когда дети играют в поле, а герой стоит у кра€ обрыва, чтобы они туда не сорвались. “ак вот, такое впечатление, что мы им уже не поле оставили дл€ игр, а какую-то выбритую лужайку «два на два», и ребенок там бегает. ћы туда иногда кидаем какие-то игрушки и смотрим, как он с ними играет. Ѕезусловно, сегодн€ мы сузили пространство опыта ребенка, и это очень вредно, как мне кажетс€. я бы сейчас намного серьезней отнесс€ к вопросу групповой работы детей, работы в командах и т.д. Ћюба€ группова€ де€тельность, особенно учебна€, мне представл€етс€ исключительно важной с точки зрени€ тех навыков, которые человек должен получать на будущее.

» еще, что бы € точно сделал и что сделать довольно легко, — это система мониторинга каждого ребенка. Ќа самом деле сейчас в школе «”ниверс» это почти есть. –аз в полгода должны собиратьс€ все учител€ данного класса и обсуждать каждого ребенка, как он учитс€, двигаетс€. Ќапример, учитель математики говорит: «ќн несносный, он тупой» и так далее, а учитель литературы говорит: «Ќет, он выдающийс€, он замечательный». ¬ этот момент они начинают видеть ребенка объемно и могут задатьс€ вопросом: а что же такое происходит? ¬от этой дискуссии о разностороннем развитии ребенка в наших школах нет. » если это сделать, то тогда, наверное, можно решить и первую задачу, о которой € сказал, — помощи каждому.

 

— — какими преп€тстви€ми можно столкнутьс€ сейчас при реализации своей идеи школы? » какие в свою очередь благопри€тные услови€, ресурсы существуют сейчас дл€ этого?

Ќачну с плохого: роста мракобеси€, упадка критического аналитического взгл€да на мир, стремлени€ к упрощенным ответам.

Ќапример, недавно мои товарищи, психологи, экспертировали пьесу «ƒуша подушки», котора€ была сн€та с театрального показа министерством культуры потому, что какие-то эксперты министерства заподозрили в ней пропаганду гомосексуализма. ¬ пьесе два друга: мальчик и подушка, котора€ мужского рода, то есть они оба мужского пола. » когда моих товарищей попросили сделать экспертизу, они сказали: «–еб€та, эта пьеса не нуждаетс€ в экспертизе, в экспертизе нуждаютс€ эксперты, потому что это люди с черно-белым мышлением. » с этой точки зрени€ √ерцен и ќгарев, обн€вшиес€ на ¬оробьевых горах в момент кл€твы посв€тить свою жизнь –оссии, — отвратительный пример вот этой самой пропаганды».

  сожалению, дл€ мен€ в этой ситуации, как в капле воды, отражаетс€ сегодн€шний общий тренд к упрощению. ≈сли в мое врем€ наличие авторских школ, инноваций, разнообрази€ было гордостью управленцев, то сейчас их гордостью становитс€ единообразие, аккуратность, однозначность, и это, конечно, создает дл€ поиска нового совершенно невыносимые услови€. ѕроблема сегодн€ не в стандарте (надо поставить пам€тник »горю ћихайловичу –еморенко, который, будучи заместителем министра образовани€ –‘, пробил либеральный, относительно гибкий стандарт), проблема в доминирующем тренде, который хочет получать простые ответы.

Ќапример, одна дама из ƒумы говорит, что самой большой катастрофой –оссии стало многообразие учебников, и это же транслируетс€ вниз. » мы видим, как даже умные люди говор€т: «слушай, действительно надо выбрать один хороший учебник. ¬се же учебники можно отранжировать». “о есть у них первое предположение, что все можно отранжировать, выбрать лучшее и везде его насадить.   счастью, в данном случае, во-первых, наш народ отличаетс€ плохим исполнением указаний, а во-вторых, большой изобретательностью. Ќо в целом это создает плохие услови€ дл€ инноваций, фактически невозможные.

Ќо, сказав все это, € должен признать, что € совершенно этого не боюсь. ƒа, дураки или люди с упрощенным мышлением могут на какое-то врем€ вз€ть в свои руки власть, контроль и т.д. Ќо в исторической перспективе это не сработает. ќбщество не развиваетс€ за счет возвращени€ к традиционным основам, общество развиваетс€ за счет взгл€да в будущее.

» если мы посмотрим сейчас на другие тренды, то увидим, во-первых, растущую образованность населени€, у нас сейчас процентов 85 возрастной когорты людей получают высшее образование. Ёто значит, что дети приход€т все-таки с существенно другой подготовкой к школе и что сегодн€ другие родительские ожидани€. ћы работаем с поколением детей, относительно которых нормой €вл€етс€ ожидание от них высоких достижений и последующего обучени€ в течение еще п€ти лет после школы. Ёто очень позитивно дл€ школы, потому что школьное образование оп€ть становитс€ ценным.

¬о-вторых, надо сказать откровенно, что ресурсы, вложенные в систему образовани€, стали играть серьезную роль. ћы видим, что зарплата в образовании стала не нищенской.

Ќедавно € разговаривал с одной девушкой, котора€ хочет стать учителем русского €зыка и литературы. » важно то, что она в принципе рассматривает эту работу дл€ себ€ не только как интересную, но и вполне достойную. » когда € стал ее убеждать, как адвокат дь€вола, и говорить, что у теб€ не будет денег на жизнь, она вполне рационально мне объ€снила, что люди, которые оканчивают, например, экономический факультет, стартово получают не больше 70 тыс€ч рублей. Ѕольшинство из них приезжают в ћоскву и снимают квартиры, а у нее квартира есть — ей от бабушки досталась. » в этом смысле она считает, что будет вполне нормально обеспечена.

„то это означает дл€ мен€? Ёто означает, что все-таки в школу начнут приходить люди, которые рассматривают эту работу не как раньше — почти самопожертвование, а как нормальную работу, достойную гражданина, человека, члена общества.

 

—  акие практические советы ¬ы дадите «молодому» директору?

ќдной из причин, благодар€ которой € спасс€ в первый год своей работы директором от этой кучи дурости, котора€ была и в то врем€, и сейчас есть, — это мой контакт с детьми. я очень подружилс€ со старшеклассниками, мы ходили с ними в походы, общались, мне было ужасно интересно. ћне, правда, было искренне интересно, что это за люди такие, чем они занимаютс€! я, правда, не знал и п€той доли того, что они на самом деле делают. ќни мне потом рассказали. —ейчас из моего тогдашнего третьего, кажетс€, выпуска несколько людей — это просто мои личные близкие друзь€. ћы дружим семь€ми, несмотр€ на разницу в возрасте. ” мен€ были просто отличные отношени€ с детьми, в которых € находил очень сильную отдушину и отклик на свои усили€.

 огда ты управл€ешь взрослыми, то очень часто создаетс€ ощущение прокручивающихс€ колес. ¬от ты давишь на газ, ты подливаешь бензина, а машина как не ехала, так и не едет.

ј дети — они отзывчивые, они мен€ютс€, они лабильны. » мой совет, во-первых, начните выстраивать отношени€ с детьми. ј во-вторых, заведите себе хоть несколько друзей, которые будут приходить в школу и что-то в ней делать. ќчень важно, чтобы и взрослые, и дети были св€заны личным интересом. ≈сли этого не случитс€, то это будет очень скучна€ истори€.

—егодн€ происходит сплошное выравнивание школ. Ќаша школа в  расно€рске под угрозой уничтожени€ просто потому, что ее бюджет был сокращен на 30%, поскольку было решено, что все школы должны получать одинаково. ј если вы даете какие-то дополнительные результаты, то они нам не нужны, нам нужны обычные результаты!

Ќапример, у нас в этой школе есть мальчик, который стал чемпионом ѕаралимпийских игр в этом году. Ёто стало возможным, потому что у нас есть система психологического сопровождени€, наша инклюзи€ это предполагает. ј кто-то говорит: «ј кто вас заставл€ет это делать? Ќу не делайте, ну не будет у вас этого паралимпийского чемпиона».

¬ этом смысле мы, к сожалению, породили систему, котора€ стимулирует однообразие и скуку.

ѕоэтому еще один совет: если кто-то не хочет в такой системе работать, ему надо найти если не спонсора, то просто сильного партнера, который поможет легитимизировать непохожесть на других. »менно поэтому по€вл€ютс€ школы при вузах и т.д., и € к этому очень хорошо отношусь. ѕусть будет больше таких школ, но, к сожалению, внутри системы очень трудно и будет трудно оставатьс€ иным.

 

ћатериал подготовила ≈. “ерешатова

 

 

© ƒиректор школы є9, 2014

   
 
 
 

13.10.2014  |  ѕросмотров: 6855  |   омментариев: 0

ќпубликовать в своем ∆∆ (Livejournal) ќпубликовать в “виттере ѕоделитьс€ ¬ онтакте ѕоделитьс€ в ћоем ћире ѕоделитьс€ в яндекс.Ѕлогах ѕоделитьс€ в Facebook

ƒл€ того, чтобы оставл€ть комментарии, вам нужно авторизоватьс€ на сайте.

≈сли вы еще не €вл€етесь пользователем этого сайта Ч самое врем€ зарегистрироватьс€.

 
 


 

Ќовые интервью

ћокринский ћихаил √еннадьевич

директор ћеждународной школы ЂЋетової

÷андекиди јлександр

генеральный директор компании Ђћузенидис “ревелї

‘илонович —ергей –остиславович

профессор, декан ¬ысшей школы менеджмента Ќ»” ¬ЎЁ

ѕоливанова  атерина Ќиколаевна

профессор, доктор психологических наук, директором ÷ентра исследований современного детства Ќ»” ¬ЎЁ

Ћенска€ ≈лена јнатольевна

декан факультета менеджмента в сфере образовани€ ћосковской высшей школы социальных и экономических наук, кандидат педагогических наук

 


 

—амые попул€рные интервью

¬олков —ергей ¬ладимирович

учитель русского €зыка и литературы √ќ” ÷ќ є 57 г. ћосквы, член  омиссии по развитию образовани€ ќбщественной палаты –‘.

 овалева “ать€на ћихайловна

президент ћќќ Ђћежрегиональна€ тьюторска€ ассоциаци€ї, д.п.н., профессор кафедры педагогики ћѕ√”, руководитель тьюторской магистратуры

–ачевский ≈фим Ћазаревич

директор центра образовани€ є548 Ђ÷арицыної, Ќародный учитель –оссии, член комиссии ќбщественной палаты –‘ по развитию образовани€

ямбург ≈вгений јлександрович

директор ÷ќ є109, г. ћосква

Ўимутина ≈лена Ќиколаевна

ƒиректор »нститута развити€ государственно-общественного управлени€ образованием

 


 

—амые обсуждаемые интервью

¬олков —ергей ¬ладимирович

учитель русского €зыка и литературы √ќ” ÷ќ є 57 г. ћосквы, член  омиссии по развитию образовани€ ќбщественной палаты –‘.

ямбург ≈вгений јлександрович

директор ÷ќ є109, г. ћосква

ѕозд€ев ≈вгений ≈вгеньевич

–уководитель школы Ђќпыт нового поколени€ї, автор игровых программ

Ѕунимович ≈вгений јбрамович

”полномоченный по правам ребенка в г. ћоскве, «аслуженный учитель –‘

»ноземцев ¬ладислав Ћеонидович

доктор экономических наук, директор ÷ентра исследований постиндустриального общества

 


 

¬се интервью пофамильно

ѕозд€ев ≈вгений ≈вгеньевич

–уководитель школы Ђќпыт нового поколени€ї, автор игровых программ

јверкин ¬ладимир Ќиколаевич

ѕредседатель  омитета образовани€, науки и молодежной политики Ќовгородской области

јдамский јлександр »зотович

научный руководитель института проблем образовательной политики ЂЁврикаї, кандидат педагогических наук

јрхангельский јлександр Ќиколаевич

телеведущий, писатель, ординарный профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна Ќ»” ¬ЎЁ

Ѕолотов ¬иктор јлександрович

вице-президент –оссийской академии образовани€

 

 
 

 

  »здательска€ фирма Ђ—ент€брьї  
 

∆урналы

∆урнал руководител€ управлени€ образованием

ƒиректор школы

ѕрактика административной работы в школе

ёридический журнал директора школы

ѕрактика управлени€ ƒќ” →

 ниги

Ѕиблиотека журнала Ђƒиректор школыї

Ёлектронные книги

 омпакт-диски

”правленческий опыт

Ќормотворческа€ де€тельность

ћетодическа€ поддержка

ѕедагогика и психологи€

»нтернет-проекты

Direktoria.Org

    

»нтернет-магазин

ѕервый в –оссии специализированный интернет-магазин дл€ школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


ƒиректору
«авучу
ѕедагогу
¬оспитателю

 

«аказ товаров через интернет и по телефону. ƒоставка почтой по –оссии. Ћюбые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Ќовостные рассылки

¬ыберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейд€ по ссылке:

–ассылки дл€ руководителей образовани€ →

    

 онтакты

“елефон: (495) 710-30-01

‘акс: (495) 710-30-02

Ёлектронна€ почта: info@direktor.ru

јдрес и схема проезда

 

јвторам

–екламодател€м

–аспространител€м

ѕодписным агентствам

 

 

 

 

¬ социальных сет€х:

Ѕлог Ђƒиректора школыї на pedsovet.org —ообщество Ђƒиректор школыї в ∆ивом ∆урнале “виттер Ђƒиректора школыї √руппа Ђƒиректор школыї ¬контакте —ообщество дл€ руководителей сферы образовани€ в ‘ейсбуке √руппа Ђƒиректор школыї на ѕрофессионалы.ru —ообщество Ђƒиректор школыї в ћойћир
 

 

 
 



© ќќќ Ђ»здательска€ фирма Ђ—ент€брьї.
 оммерческое использование материалов сайта запрещено. Ќекоммерческое использование допускаетс€ только при наличии ссылки на сайт.