Ћогин или email

ѕароль

 
 
 

–егистраци€   Ќапомнить пароль

 
 

 
 

»нтервью

Ќовые   ѕопул€рные   ќбсуждаемые   ¬се

–еморенко »горь ћихайлович

ректор ћосковского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент, почЄтный работник народного образовани€

 ак изменилась професси€ педагога за последние 30-40 лет?  акими навыками должен обладать будущий учитель, и какова в этой св€зи мисси€ школы?

"ƒиректор школы" є1, 2014. «аписано 04.12.2013

 

—пециалист по развитию человека

 

 ак по-¬ашему за последние годы изменилась система подготовки школьных  учителей? » какие цели в этой св€зи у ћ√ѕ”?

—амое очевидное изменение, которое произошло,  – это переход на двухуровневую систему обучени€ – бакалавриат и магистратуру с 2007 года. Ќо если говорить об этом подробно, то произошла сильна€ диверсификаци€ подготовки педагогов. ≈сли бы мы обсуждали подготовку учителей 40-50 лет назад, то  мы бы заметили, что сегодн€ программы  более разнообразные, чем раньше. ќни различаютс€ по набору курсов, по подходам, по времени, отводимому на изучение предметов. «десь есть и плюс и минусы. ѕлюсы – авторска€ позици€ преподавател€, его видение предмета стало чаще про€вл€тьс€, чем раньше. ¬ советское врем€ подготовка была гораздо более регламентирована. ћинусы в том, что, нар€ду с этим, есть преподаватели, которые, работа€ в нескольких вузах одновременно, делают это довольно формально. “о есть, просто зачитывают конспекты, которые были написаны достаточно давно, и не опираютс€  на то проблемное поле, которое есть у студентов, совсем не ориентиру€сь на их вопросы и интересы.

» то и другое присутствует, подчас, одновременно.

„то в св€зи с этим мы собираемс€ делать? ¬о-первых, говор€ с позиции управленца, нам нужны факторы, мотивирующие преподавателей в большей степени работать именно со студентами, с их вопросами, отслеживать динамику каждого учащегос€. ¬ этом вопросе информационные технологии нам хороший помощник, так как можно выкладывать работы студентов, смотреть их оценки, видеть, как сам преподаватель работает с этими материалами и т.д.

¬о-вторых,  мы увеличиваем практические зан€ти€, которые студенты будут проводить в образовательных учреждени€х. ѕроблема в том, что в последние годы така€ практика чаще всего проходит формально,  студенты фактически создают псевдо-исследовательские тексты по формату автореферата. ќни просто описывают то, что наблюдают в школе, с детьми не работают, и получаетс€ имитаци€ исследовани€, а не вычленение реальных глубинных проблем школьной действительности. ќт этого мы будем уходить, и количество часов таких зан€тий наращивать и качественно совершенствовать практическую работу студентов.

“ретье направление, которое мы намерены реализовывать, – опиратьс€ на образовательные практики, которые присутствуют не только в системе образовани€, но и в культуре, рекреационном секторе, социальной практике и т.д. Ќапример, на ¬ƒЌ’ (ћосква) есть интеракториум «ћарс-“ефо», где посетителей погружают в работу орбитальной станции на ћарсе. “ам в имитационном режиме происходит эксплуатаци€ €дерного реактора, поиск полезных ископаемых, прокладывание навигационных путей и т.д. ¬ процессе реализации этих задач  дети чему-то учатс€. —ам проект, казалось бы, никакого пр€мого отношени€ к системе образовани€ не имеет, но, тем не менее, это мотивирующий обучающий проект. ¬едь исследовательские практики и образовательные технологии, которые там используютс€, могут быть позаимствованы непосредственно дл€ работы в школе. ¬ ћоскве, а мы московский городской университет, это особенно важно, так как здесь богата€ культурна€ среда и много возможностей дл€ реализации такого симбиоза – системы образовани€ и обучающего проекта из какой-то  другой полезной сферы, где можно почерпнуть всЄ самое интересное дл€ образовательной области.

Ќе могли бы ¬ы  сформулировать набор навыков, которым должен обладать  абитуриент, поступающий в ваш вуз,  и чего именно сегодн€шнему выпускнику школ не хватает особенно?

Ќа мой взгл€д, основной навык, который мы хотели бы видеть у наших студентов – это умение учитьс€. Ўкола своим  выпускникам это умение прививает, но не в той мере, в какой хотелось бы. ѕо моему наблюдению, чем сегодн€шние абитуриенты отличаютс€ от тех, которые были в советское врем€? ” сегодн€шних студентов нет коммуникативного барьера, они достаточно свободно общаютс€, у них нет имиджевого барьера, т.е. их не смущает, с кем именно говорить, насколько авторитетен в обществе тот или иной человек. Ќо говор€т они далеко не всегда глубоко и продуманно. »ногда такое поверхностное медийно-зомбированное мнение и отсутствие критической позиции настораживает. Ќа мой взгл€д, это не  из-за того, что школа не учит их критически мыслить (школа пытаетс€ в меру своих возможностей, хот€ и не достаточно), а из-за того, что информационное поле сегодн€ настолько мощное, что люди наход€тс€ в плену стереотипов и это сказываетс€ на их способност€х к независимым суждени€м. Ќам бы хотелось, чтобы выпускники школ были более пытливыми, учились искать свой собственный интерес в жизни, иметь свое мнение и его отстаивать.

“акой набор навыков важен в большей степени дл€ бакалавриата, а дл€ магистратуры он несколько иной.

ћагистратура стала развиватьс€, и нам важно, чтобы туда приходили люди с вопросами к своей профессиональной де€тельности.

” нас есть примеры, когда профессионалы с ученой степенью идут на магистерские программы.  Ќапример, человек, который занималс€ биологией, исследовани€ми решил пойти работать в школу. ƒл€ этого ему не хватает определенных навыков, и он идЄт на магистерскую программу педобразовани€, защищает магистерскую работу и идЄт работать в школу.

ј что касаетс€ выпускников педвузов, то тут требовани€ иные. ¬ целом, нас вполне удовлетвор€ет то, что написано в проекте профессионального стандарта.  Ќадо понимать, что ушли те годы, когда человек после вуза приходил в школу и представл€л себе, что он из этой школы выйдет только на пенсию. Ќовое поколение уже не такое, это люди, которые приход€т на 7-8 может быть 10 лет, а потом они будут мен€ть профессию, жизнь того требует, интересы у людей мен€ютс€. ƒа и дл€ более полного раскрыти€ потенциала всегда требуетс€ новый взгл€д на профессиональную де€тельность. ќтсюда требование к смене видов де€тельности. –еализовал себ€ в одном виде зан€тости – пора идти дальше.

ћне кажетс€, что человек начинает жить стереотипами, ему становитс€ не интересно, и курсов повышени€ квалификации, и новых технологий, которые бесспорно помогают этот интерес поддерживать и развивать, всЄ равно недостаточно, их  возможности ограничены. Ёто изменение в обществе, в потребност€х людей уже произошло, мы боимс€ это признать, но то врем€, когда человек дес€тки лет всего себ€ отдавал одной профессии, уходит безвозвратно, на мой взгл€д. » учитель, педагог сегодн€ – это уже друга€ професси€, нежели 30-40 лет назад, это специалист в области развити€ человека, будь то школа, система повышени€ квалификации, консалтинг, кадрова€ служба, рекреационна€ сфера или даже торговл€.
 

ј что же тогда €вл€етс€  основной мотивацией дл€ человека идти  работать в школу и оставатьс€ работать в школе?  

—овершенно честно можно сказать, что сегодн€ одна из мотиваций – это деньги, особенно в крупных городах, ћоскве и т.д., так как здесь достаточно конкурентные зарплаты. ј кроме денег, что не менее важно, просто  интересно работать с детьми.  ћен€, например, именно это привлекало в  сфере образовани€. —начала сам преподавал у старшеклассников, а потом интерес изменилс€, и € перешел в начальную школу. ѕочему у нас в –оссии такие хорошие результаты по обучению именно в начальной школе? ѕотому что она так устроена институционально, что там очень интересно работать и взрослым и дет€м. Ќет итогового экзамена, много разных авторских школ, сильные методические объединени€, разные интересные учебники и пр.

—егодн€ идет тенденци€ к сокращению  вузов, в частности, педагогических,  полномочи€ пединститутов передаютс€ факультетам классических университетов.  Ќа ¬аш взгл€д, может ли классический университет подготовить профессиональных педагогов? Ќасколько правилен такой подход?

— моей точки зрени€, вообще не важно классический вуз или педагогический готовит преподавател€, хороший университет профильным быть не может. ќн должен быть квалифицированным базовым вузом, с сильной исследовательской базой, заинтересованными преподавател€ми, с системой  мотивации студентов к познавательной де€тельности, и если всЄ это есть, то профильность уже не столь важна. ¬ нашем университете тоже есть подготовка и юристов, и менеджеров, и психологов, и т.д. Ќам это важно ещЄ и потому, что сама эта многопрофильна€ среда формирует среди реб€т комплексное отношение к миру, к жизни.  огда р€дом учатс€ студенты разных профилей, они общаютс€ друг с другом, участвуют в общих делах и чем больше возможностей у них узнать другие профили, тем богаче представление о жизни, и это хорошо. ј педагогический практикум можно осваивать не только в школе, и €  подчеркнул бы это отдельно. ѕедагогические практики присутствуют не только в системе образовани€. Ќапример, выпускник, учитель иностранного €зыка идет работать не в школу, а в компанию, где нужен иностранный €зык, и работает с персоналом. Ёто благо или не благо дл€ общества с точки зрени€ общественного развити€? — точки зрени€ системы образовани€, в которую этот выпускник не пошЄл – наверное, не очень, а с точки зрени€ общественного развити€, хорошо, если человек, который разбираетс€ в законах становлени€ „еловека, по€вл€етс€ в разных сферах. ќдин мой знакомый с педобразованием, работа€ в высокотехнологической компании, сказал, что считает свою де€тельность работой по специальности, потому что он развивает воображение. Ќа самом деле, когда мы стараемс€ подстроить подготовку учителей исключительно к рабочему месту в школе, получаетс€ плохо. ј когда мы учим видеть развитие человека в разных сферах, то качественней подготовка и к работе в школе. Ќе все с этим согласны, конечно, но это мо€ позици€.

¬ ¬ашем понимании, какова основна€ задача профессионального стандарта учител€, который сейчас обсуждаетс€ и который планируют ввести с сент€бр€ следующего года?  

—ам до конца не понимаю, дл€ чего он нужен. Ќо, тем не менее, считаю, что профессиональное сообщество должно как-то договариватьс€ о внутрикорпоративных требовани€х к своей работе. » это тот документ, на базе которого можно как раз осуществл€ть такие договоренности, что-то мен€ть, дополн€ть, но пр€мого действи€ он не имеет, с моей точки зрени€. ≈сть процедуры, которые этим стандартом регламентируютс€, например аттестаци€ кадров. ѕровод€ ее, нужно на что-то оперетьс€, и стандарт как раз и есть така€ опора. Ёто как и с образовательным стандартом:  ведь нельз€ по образовательному стандарту начать преподавать математику, там ничего про это не написано. Ќо понима€, как устроен образовательный стандарт, можно на этой методологической основе сформировать курсы математики, можно одни задачи брать, а другие нет, к примеру, и т.д.

“о есть,  профессиональный стандарт – это такой рамочный документ, который регламентирует де€тельность в системе образовани€.

ћы много говорим о мотивации труда педагогических работников,  но мы редко говорим о мотивации ребенка к учебе.  ака€  «причина» дл€ ребенка ходить в школу, на ¬аш взгл€д, должна быть самой главной? » на что, в первую очередь, нужно обратить внимание директорам школ и учител€м в своей работе?

ћоей младшей дочери скоро будет 5 лет. ќна с друзь€ми во дворе играет в школу, у нее есть о ней представление, она бывала в школе, где училась старша€ сестра, что-то видела. ќна периодически мен€ спрашивает, что € делаю на работе, и вот как-то отвечаю: «—егодн€ мы обсуждали, можно ли в школе выбирать какие-либо курсы дл€ изучени€». Ќа что она говорит: «Ќет, в школе выбирать ничего нельз€, в школе всЄ только об€зательное». ¬от такое представление  о школе у ребенка в п€ть лет. » в школу она, конечно, пока не рветс€. Ќо, тем не менее, в жизни ребенка школа – это такой вызов, где особой вольницы они хоть и не ждут, но понимают, что там нужно показать себ€, с одной стороны, и научитьс€ жить по регламентам, с другой. ≈щЄ один важный мотив –  в школе можно разобратьс€ в том, в чем самосто€тельно разобратьс€ трудно. ” Ћ.—. ¬ыгодского есть такое пон€тие как «зона ближайшего развити€», и дл€ ребенка зона ближайшего развити€ – это то, что он может делать со взрослым, но пока не может делать самосто€тельно. Ёто, в некотором роде, придаЄт исторический смысл школе как социальному институту.

 

»нтервью провела ≈. “ерешатова.

 

 

   
 
 
 

04.12.2013  |  ѕросмотров: 5738  |   омментариев: 0

ќпубликовать в своем ∆∆ (Livejournal) ќпубликовать в “виттере ѕоделитьс€ ¬ онтакте ѕоделитьс€ в ћоем ћире ѕоделитьс€ в яндекс.Ѕлогах ѕоделитьс€ в Facebook

ƒл€ того, чтобы оставл€ть комментарии, вам нужно авторизоватьс€ на сайте.

≈сли вы еще не €вл€етесь пользователем этого сайта Ч самое врем€ зарегистрироватьс€.

 
 


 

Ќовые интервью

ћокринский ћихаил √еннадьевич

директор ћеждународной школы ЂЋетової

÷андекиди јлександр

генеральный директор компании Ђћузенидис “ревелї

‘илонович —ергей –остиславович

профессор, декан ¬ысшей школы менеджмента Ќ»” ¬ЎЁ

ѕоливанова  атерина Ќиколаевна

профессор, доктор психологических наук, директором ÷ентра исследований современного детства Ќ»” ¬ЎЁ

Ћенска€ ≈лена јнатольевна

декан факультета менеджмента в сфере образовани€ ћосковской высшей школы социальных и экономических наук, кандидат педагогических наук

 


 

—амые попул€рные интервью

¬олков —ергей ¬ладимирович

учитель русского €зыка и литературы √ќ” ÷ќ є 57 г. ћосквы, член  омиссии по развитию образовани€ ќбщественной палаты –‘.

 овалева “ать€на ћихайловна

президент ћќќ Ђћежрегиональна€ тьюторска€ ассоциаци€ї, д.п.н., профессор кафедры педагогики ћѕ√”, руководитель тьюторской магистратуры

–ачевский ≈фим Ћазаревич

директор центра образовани€ є548 Ђ÷арицыної, Ќародный учитель –оссии, член комиссии ќбщественной палаты –‘ по развитию образовани€

ямбург ≈вгений јлександрович

директор ÷ќ є109, г. ћосква

Ўимутина ≈лена Ќиколаевна

ƒиректор »нститута развити€ государственно-общественного управлени€ образованием

 


 

—амые обсуждаемые интервью

¬олков —ергей ¬ладимирович

учитель русского €зыка и литературы √ќ” ÷ќ є 57 г. ћосквы, член  омиссии по развитию образовани€ ќбщественной палаты –‘.

ямбург ≈вгений јлександрович

директор ÷ќ є109, г. ћосква

ѕозд€ев ≈вгений ≈вгеньевич

–уководитель школы Ђќпыт нового поколени€ї, автор игровых программ

Ѕунимович ≈вгений јбрамович

”полномоченный по правам ребенка в г. ћоскве, «аслуженный учитель –‘

»ноземцев ¬ладислав Ћеонидович

доктор экономических наук, директор ÷ентра исследований постиндустриального общества

 


 

¬се интервью пофамильно

ѕозд€ев ≈вгений ≈вгеньевич

–уководитель школы Ђќпыт нового поколени€ї, автор игровых программ

јверкин ¬ладимир Ќиколаевич

ѕредседатель  омитета образовани€, науки и молодежной политики Ќовгородской области

јдамский јлександр »зотович

научный руководитель института проблем образовательной политики ЂЁврикаї, кандидат педагогических наук

јрхангельский јлександр Ќиколаевич

телеведущий, писатель, ординарный профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна Ќ»” ¬ЎЁ

Ѕолотов ¬иктор јлександрович

вице-президент –оссийской академии образовани€

 

 
 

 

  »здательска€ фирма Ђ—ент€брьї  
 

∆урналы

∆урнал руководител€ управлени€ образованием

ƒиректор школы

ѕрактика административной работы в школе

ёридический журнал директора школы

ѕрактика управлени€ ƒќ” →

 ниги

Ѕиблиотека журнала Ђƒиректор школыї

Ёлектронные книги

 омпакт-диски

”правленческий опыт

Ќормотворческа€ де€тельность

ћетодическа€ поддержка

ѕедагогика и психологи€

»нтернет-проекты

Direktoria.Org

    

»нтернет-магазин

ѕервый в –оссии специализированный интернет-магазин дл€ школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


ƒиректору
«авучу
ѕедагогу
¬оспитателю

 

«аказ товаров через интернет и по телефону. ƒоставка почтой по –оссии. Ћюбые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Ќовостные рассылки

¬ыберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейд€ по ссылке:

–ассылки дл€ руководителей образовани€ →

    

 онтакты

“елефон: (495) 710-30-01

‘акс: (495) 710-30-02

Ёлектронна€ почта: info@direktor.ru

јдрес и схема проезда

 

јвторам

–екламодател€м

–аспространител€м

ѕодписным агентствам

 

 

 

 

¬ социальных сет€х:

Ѕлог Ђƒиректора школыї на pedsovet.org —ообщество Ђƒиректор школыї в ∆ивом ∆урнале “виттер Ђƒиректора школыї √руппа Ђƒиректор школыї ¬контакте —ообщество дл€ руководителей сферы образовани€ в ‘ейсбуке √руппа Ђƒиректор школыї на ѕрофессионалы.ru —ообщество Ђƒиректор школыї в ћойћир
 

 

 
 



© ќќќ Ђ»здательска€ фирма Ђ—ент€брьї.
 оммерческое использование материалов сайта запрещено. Ќекоммерческое использование допускаетс€ только при наличии ссылки на сайт.