Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Интервью

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Кузнецов Андрей Леонидович

Миниcтр образования и науки Удмуртской Республики

Состояние системы образования в регионах сегодня неоднозначно. Тем лучше узнать о ситуации "из первых рук". Интервью Министра образования Удмуртской Республики Кузнецова Андрея Леонидовича.

«Директор школы» №4, 2010. Записано 20.02.2010

 Приоритеты региона

Состояние системы образования в регионах сегодня неоднозначно. Тем приятнее рассказывать об успехах  и достижениях, которые отражают положительную динамику всей сферы в целом.  Ситуацию в Удмуртии  обрисовал  Министр образования Удмуртской Республики Кузнецов Андрей Леонидович.

Как вы оценивайте качество обучения в общеобразовательных школах  Удмуртии?
Качество обучения общеобразовательных школах  Удмуртии лучше оценивать по результатам независимых экспертиз. Такими сегодня являются ЕГЭ, как итоговая аттестация выпускников средней (полной) школы и государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов в новой форме.
По оперативным данным органов управления образованием республики из числа выпускников основной школы, допущенных к аттестации, успешно справились с итоговыми испытаниями 99,9%  (2008 г. - 99,8%, 2007 г. - 99,9%), средней (полной) школы – 99,6% (2008 г. - 99,9%, 2007 г. - 99,9%).
 В 2008/2009 учебном году Удмуртская Республика третий год участвовала в эксперименте по проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов, организуемой территориальными экзаменационными комиссиями, по двум общеобразовательным предметам: алгебра, русский язык.
Результаты эксперимента можно оценить как успешные:
•    русский язык: успешность 2009 г.- 99,9% (2008 г. – 99,6%)    
                          качество 2009 г. – 80,3%, (2008 г. – 76,3%)  
•    алгебра: успешность 2009 г. –    97,8% (2008- 96,7%)
                      качество 2009 г. – 78,9% (2008 г. – 69,7%)
 В Удмуртской Республике  в 2009 году», в образовательных учреждениях  государственная (итоговая) аттестация в форме и по материалам ЕГЭ проводилась по 13 предметам.
Кроме этого, в ходе независимых опросов населения республики, большинство опрошенных граждан (2008г. – 64,4%, 2007г. – 60,3%) считает, что сфера образования в республике находится в удовлетворительном состоянии и динамично развивается.

Все ли нововведения, предложенные нацпроектом «Образование» себя оправдали  в Вашем регионе?
Первоочередная задача приоритетного проекта – дать системе образования стимул к движению вперед. И основной итог реализации за эти годы состоит в том, что благодаря нацпроекту получили развитие не отдельные составляющие, а вся система образования в целом, дав начало общесистемным положительным изменениям, которые можно разделить на три группы:
1.    изменения в принципах финансово-экономического обеспечения образовательных учреждений (экономические изменения);
2.    изменения в условиях организации образовательного процесса (модернизация образования);
3.    изменения в восприятии системы образования в общественном сознании, развитие новых принципов взаимодействия образовательных учреждений с обществом (социальные изменения).
 
За счет интеграции федеральных, региональных и муниципальных ресурсов в Удмуртской Республике значительно увеличен приток финансовых средств в систему общего образования.   В целом общая сумма средств направленная в образование Удмуртии за время реализации ПНП «Образование» составила около 1,5 млрд. рублей, доля республиканских средств составила более  40%. В рамках нацпроекта в период с 2006 по 2008 год в школы поступили 444 комплекта оборудования для учебных кабинетов и 188 автобусов. За счет средств федерального и республиканского бюджета выделены гранты по 1 млн.рублей на поддержку реализации 105 инновационных программ общеобразовательных учреждений республики.
Важнейшим направлением реализации ПНПО является: модернизация институтов образования как инструментов социального развития, в рамках которого в республике реализуется четыре мероприятия.

Вознаграждение за классное руководство.
В рамках этого мероприятия осуществляется выплата дополнительного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя. В 2009 году на эти цели предусмотрено финансирование из федерального бюджета — 132,009 млн.руб. Фактически выплачено из федерального бюджета 94,068 млн. рублей (71,3%).   
Внимание государства к работе классных руководителей дает свои результаты – за четыре года реализации ПНП «Образование»:
•    число «трудных» учащихся стоящих на внутришкольном учете сократилось   более чем на 26%;
•    в ходе ежегодных межведомственных операций «Беспризорник» число выявленных безнадзорных несовершеннолетних сократилось  на треть;
Предоставление общеобразовательным учреждениям доступа к образовательным ресурсам через Интернет.
Подключение школ к сети Интернет обеспечивает техническую основу для использования в учебно-воспитатльном процессе современных информационных образовательных технологий. Итогом работы по направлению «Внедрение современных образовательных технологий» стало подключение 100% школ к сети Интернет, приобретение и поставка в образовательные учреждения современного компьютерного оборудования и программного обеспечения, что позволило решить проблему оснащения общеобразовательных учреждений лицензионными программными продуктами. Из республиканского бюджета ежегодно выделяются средства на обслуживание данной сети, так в 2009 году на эти цели предусмотрено 18,2 млн.руб.  

 Совершенствование организации школьного питания.
В 2009 году Удмуртская Республика выиграла грант с объемом финансирования из федерального бюджета 20,05 млн.руб. на совершенствование организации школьного питания.  Объем софинансирования мероприятий программы из республиканского бюджета составил  14,5 млн. руб.
Организация питания – важнейшая составляющая охраны и укрепления здоровья детей. В республике на начало 2009-2010 учебного года питанием охвачено 88,1% учащихся. За счет бюджетных средств в новом учебном году обеспечиваются питанием более 90 тысяч школьников различных категорий. В том числе, в рамках реализации республиканской программы «Детское и школьное питание» на 2006-2009 годы более 60 тысяч учащихся всей начальной школы республики обеспечиваются бесплатным завтраком на сумму 10,87 рублей.
На питание детей из многодетных и малоимущих семей бюджетом Удмуртской Республики предусмотрено более 90 млн. рублей.  

Развитие дистанционного образования детей-инвалидов.
С 2009 года в приоритетный национальный проект «Образование» включено новое направление – создание сети дистанционного образования для детей-инвалидов. Это направление предусматривает поэтапное создание в каждом субъекте РФ условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время в республике обучается 1120 ребенок с ограниченными возможностями здоровья, из них 457 – на дому. В нашей республике определено базовое учреждение (ГОУ «Италмасовская школа-интернат с углубленным изучением отдельных предметов») которое станет центром дистанционного образования.  
В настоящее время    заключено Соглашение между Федеральным агентством по образованию и Правительством Удмуртской Республикой о предоставлении финансовой помощи Удмуртской Республике в виде субсидии из федерального бюджета в размере 6,740 млн.руб. при софинансировании из бюджета Удмуртской Республики в размере 3,984 млн. руб.  Подготовлена документация на проведение открытого аукциона на сумму 1 400 000 рублей на поставку технически сложного учебного оборудования для выполнения обязательств Правительства Удмуртской Республики на организацию дистанционного образования детей-инвалидов за счет средств, предусмотренных законом «О бюджете Удмуртской Республики на 2009 год»;
Следующее направление ПНПО  - блок  модернизации образования. В рамках этого направления в Удмуртской Республике реализуются три мероприятия:
Поощрение лучших учителей.
В 2009 году в конкурсе приняло участие 240 учителей Удмуртской  Республики, 118 из них получили денежное поощрение. Церемония награждения лучших учителей-победителей конкурса приоритетного национального проекта «Образование» 2009 года состоялась в Резиденции Президента Удмуртской Республики (05.10.2009).
Практическими результатами можно считать:
•    привлечение учителей-победителей к работе в качестве лекторов, тьютеров, экспертов и рецензентов инновационных продуктов и разработок;
•    формирование ресурса инновационных педагогических кадров;
•    повышение конкурсной активности педагогов.

Поддержка талантливой молодежи.
В 2009 году на реализацию данного мероприяти объем субсидии из федерального бюджета согласно квоте составляет 0,510 млн.руб., из республиканского бюджета предусмотрено софинансирование  в объеме 1,378 млн.руб. , фактически по состоянию за 9 месяцев 2009 года выплачено 1,037 млн.руб. (75,3%).
По итогам конкурсных мероприятий, включенных в перечень олимпиад и иных конкурсных мероприятиях, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи, сформирован список из 17 победителей и призеров республиканских конкурсов и подготовлены документы на кандидатов для присуждения премий для отправки в уполномоченную организацию Министерства образования и науки России.
В настоящее время подписаны 6 приказов Минобрнауки РФ  о награждении премией талантливой молодежи, в которые включены 64 человека от Удмуртской Республики с учетом республиканской квоты.

Создание сети образовательных учреждений, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
В 2009 году в рамках данного мероприятия 5 учреждений начального и среднего профессионального образования Удмуртской Республики приняли участие в конкурсе «Государственная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов». Победитель получил  на реализацию своей программы из федерального бюджета получило 33,71 млн.руб., из республиканского бюджета – 25,932 млн.руб., привлечены средства работодателей (19,16 млн.руб.) и собственные внебюджетные средства учреждения (1,0 млн.руб.).
Государственная поддержка учреждений начального и среднего профессионального образования способствует модернизации материально-технической базы учреждений, внедрению новых программ и технологий, повышению качества профессионального образования, его взаимозависимости с экономикой республики, повышению роли государственно-частного партнерства в подготовке рабочих кадров и высококвалифицированных специалистов.
Приоритетный национальный проект «Образование» заложил основы системных, последовательных и востребованных изменений в отрасли, формирующих каркас новой модели российского образования, соответствующей потребностям развивающегося российского общества.

Известно, что весной 2010 года в 18-ти регионах страны начинается эксперимент по введению в 4-х классах школ основ религиозных культур и светской этики. Предполагается, что с 2012 года он может быть распространен на всю Россию. Как Вы лично относитесь к этому нововведению?  
Особенностью сегодняшнего этапа развития России является то, что происходящие в стране социально-экономические преобразования совпали по времени с общемировыми тенденциями перехода от индустриального к информационному обществу. Огромный поток информации, в который невольно погружается ребенок, имеет не только положительное воздействие, например быстрое развитие эрудиционного фона, но и присутствие в общем потоке негативной информации, от которой не может защитить  учащихся ни школа, ни родители, трансформирует его психическое и нравственное здоровье.
Решение этой проблемы возможно через раннее  формирование нравственно-духовных качеств ребенка. Современное содержание школьного образования, особенно на начальном этапе обучения, когда ребенок особенно чувствителен к внешнему вилянию окружающей среды, не в полной мере способствует формирование нравственно-духовных качеств ребенка.        
Предмет  «Основы религиозных культур и светской этики» нужен, вопрос в другом, возможно целесообразнее было бы  введение этого курса как дополнительного, без включения его в базисный учебный план, т.к из-за этого происходит размывание часов и увеличение количества изучаемых предметов.  
Урок религиозного воспитания должен помочь младшему подростку сформировать патриотические качества личности, дать понимание ценностей гражданского общества,  
уважать ценности иных культур, конфессий и мировоззрений как России, так и всего мира в целом.

По каким параметрам необходимо оценивать существующие сети образовательных учреждений (общего, дошкольного, дополнительного)? Что должны (и чего не должны) делать при этом различные органы управления образованием? Как предупредить и как преодолеть сопротивление реструктуризации?
На данном этапе развития системы образования Удмуртской Республики идет формирование индикативной системы оценивания сети образовательных учреждений.
 Повышение ответственности руководителей конкретных муниципальных образований и директоров образовательных учреждений за эффективность использования бюджетных средств становится реальностью с внедрением системы показателей, перечень которых закреплен в соответствующих Указах  Президента РФ и Президента Удмуртской Республики.
Следует отметить, что из 65 показателей для оценки структур муниципального уровня 12  касаются оценки результативности деятельности в области образования.
Итогом анализа этой группы показателей является расчет суммы неэффективных расходов.  
Ключевым звеном для расчета бюджетной эффективности учреждений образования является количество учащихся, от которого  зависит и число учителей, и число иных работников.
Возьмем для примера сельскую школу, в которой средняя наполняемость классов 11,6 человек. Рекомендованное значение показателя наполняемости классов для сельских школ – 14 человек. Таким образом, в нашем примере, наполняемость составляет 83% от норматива.
 Это значит, что 17% фонда заработной платы учителей и 17%  всех расходов по содержанию данного учебного заведения будут считаться неэффективными.
 По предварительным расчетам это порядка 800 тысяч рублей в год на одну школу. Кроме этого свой вклад вносит еще и избыточная численность административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала.
Меры по снижению неэффективных расходов, обсуждаемые на уровне  муниципальных образований, предполагают реструктуризацию и оптимизацию сети образовательных учреждений и совершенствование системы подвоза учащихся к месту учебы, а также передачу непрофильных объектов (котельных, столовых, прачечных и т.п.) с баланса образовательных учреждений.
   Для осуществления мониторинга состояния дел в сфере образования, создания надежной информационной базы и обеспечения адекватной самооценки результатов основных направлений деятельности министерство с 2010 года внедряет в практику работы комплексную систему отраслевых показателей оценки муниципальных образовательных систем.
Отраслевая система показателей включает в себя 117 показателей по 8-ми основным содержательным блокам:
•    состояние финансовового обеспечения,
•    состояние материально-технической базы,
•    состояние кадрового обеспечения,
•    деятельность дошкольных образовательных учреждений,
•    деятельность общеобразовательных учреждений (школ),
•    деятельность учреждений дополнительного образования,
•    деятельность по здоровьесбережению участников образовательного процесса,
•    меры социальной поддержки отдельных категорий детей
 Методика расчета показателей и построения рейтинга была обсуждена и принята на Коллегии Министерства образования и науки в июле 2009 года и с 2010 года становится инструментом стратегического управления отраслью, позволяя определять проблемные зоны и обоснованно принимать решения по развитию системы образования в Удмуртии.
 Интервью подготовила Е. Терешатова.
 

   
 
 
 

20.02.2010  |  Просмотров: 5407  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 

Новые интервью

Мокринский Михаил Геннадьевич

директор Международной школы «Летово»

Цандекиди Александр

генеральный директор компании «Музенидис Тревел»

Филонович Сергей Ростиславович

профессор, декан Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ

Поливанова Катерина Николаевна

профессор, доктор психологических наук, директором Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ

Ленская Елена Анатольевна

декан факультета менеджмента в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук, кандидат педагогических наук

 


 

Самые популярные интервью

Волков Сергей Владимирович

учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО № 57 г. Москвы, член Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ.

Ковалева Татьяна Михайловна

президент МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация», д.п.н., профессор кафедры педагогики МПГУ, руководитель тьюторской магистратуры

Рачевский Ефим Лазаревич

директор центра образования №548 «Царицыно», Народный учитель России, член комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования

Ямбург Евгений Александрович

директор ЦО №109, г. Москва

Шимутина Елена Николаевна

Директор Института развития государственно-общественного управления образованием

 


 

Самые обсуждаемые интервью

Волков Сергей Владимирович

учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО № 57 г. Москвы, член Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ.

Ямбург Евгений Александрович

директор ЦО №109, г. Москва

Поздяев Евгений Евгеньевич

Руководитель школы «Опыт нового поколения», автор игровых программ

Бунимович Евгений Абрамович

Уполномоченный по правам ребенка в г. Москве, Заслуженный учитель РФ

Иноземцев Владислав Леонидович

доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества

 


 

Все интервью пофамильно

Поздяев Евгений Евгеньевич

Руководитель школы «Опыт нового поколения», автор игровых программ

Аверкин Владимир Николаевич

Председатель Комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области

Адамский Александр Изотович

научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика», кандидат педагогических наук

Архангельский Александр Николаевич

телеведущий, писатель, ординарный профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ

Болотов Виктор Александрович

вице-президент Российской академии образования

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.