Ћогин или email

ѕароль

 
 
 

–егистраци€   Ќапомнить пароль

 
 

 
 

»нтервью

Ќовые   ѕопул€рные   ќбсуждаемые   ¬се

–еморенко »горь ћихайлович

заместитель министра образовани€ и науки –‘

 ака€ модель Ќ—ќ“ €вл€етс€ оптимальной дл€ российской школы?  акие темпы объединени€ школ в стране и какую поддержку оказывает ћинобрнауки директорам как управленцам в этой св€зи? „его не хватает сегодн€ школьному образованию?

Ђƒиректор школыї є9, 2012. «аписано 01.10.2012


«ќптимальной модели Ќ—ќ“  не существует и не может существовать…»

“ри модели Ќ—ќ“: («базовый оклад», «все включено» и «ученико-час»).   ака€ из этих моделей, на ¬аш взгл€д, наиболее оптимальна дл€ работы  школы сегодн€ и почему?

ѕо закону  модель оплаты труда, котора€ существует в  школе, утверждаетс€  самой школой. ≈ще несколько лет назад общеобразовательным учреждени€м было дано полномочие работать с теми модел€ми оплаты труда, которые им вид€тс€ наиболее разумными и оптимальными.  ƒл€ того чтобы школы разбирались в нюансах этих трех моделей, мы на своих сайтах  выложили максимум информации. ѕричем это не только описание этих моделей,  документы и нормативна€ база, но и главное – рассказы и обсуждени€ самих учителей  о том, как  кажда€ из этих моделей работает у них в школах. ѕомимо наших сайтов и обсуждений, есть еще ежегодно выход€щие рекомендации –оссийской трехсторонней комиссии по  системе оплаты труда, где работникам, работодател€м, профсоюзам на местах именно рекомендуютс€  оптимальные модели. “о есть рекомендательное поле более чем избыточно, при этом разобратьс€ во всех этих модел€х, конечно, не так просто.

Ќо в услови€х отсутстви€ ≈“—, единых на всю экономику норм оплаты труда, другого варианта, кроме как самому учреждению определ€ть в соответствии со своей спецификой систему оплаты труда, нет.

≈сли бы от мен€, как директора школы, зависело, какую  модель Ќ—ќ“ выбрать, € бы сначала посмотрел, какой у мен€ коллектив, кака€ образовательна€ программа. Ќапример, если у мен€ маленька€ школа и   система распределени€ нагрузки не сильно зависит  от логики выбора системы оплаты труда, € бы выбрал «окладную» модель. ј если большое образовательное учреждение с массой вариантов распределени€ нагрузки, наверное, – «ученико-час».  ѕочему еще € придерживаюсь такого мнени€? ” нас есть практика   тарификации,  когда начинаетс€ торг за часы,  порой аргументы, которые учител€ используют: одному надо столько часов, другому столько, выдвигаютс€ точно не из соображений качества работы, а из соображений сложившихс€ традиций, приближенности к начальству и т.д. Ёто, конечно, непрозрачна€ схема, но в большинстве школ любого города, любого региона  это есть. ¬ большой школе, когда сложный коллектив, когда масса интересов,  любому директору захочетс€ иметь абсолютно прозрачную систему распределени€ средств, поэтому в такой школе модель «ученико-час» больше подошла бы, несмотр€ на сложность расчетов.

Ќадо отметить,  сегодн€ почти  все регионы в основном работают по одной из двух моделей: «ученико-час» и «базовый оклад +». ѕравда, окладна€ модель зависима от нормативного акта, который должен утвердить величины базовых окладов дл€ всех школ. » это существенный недостаток.  ћодель «ученико-час»  более гибка€, так как при увеличении объемов финансировани€ школ (а именно это и происходит сейчас) у директора школы, благодар€ такой модели, есть возможность быстро и прозрачно распределить весь дополнительный объем средств.

ѕогон€ за стимулирующими выплатами, да и  «гонка за часами» вли€ют на эффективность подготовки к урокам и в конечном итоге на качество преподавани€   и т.д.Ќасколько возможна корректировка Ќ—ќ“ в плане повышени€ базовых тарифных ставок и уменьшени€ доминирующей роли стимулирующих выплат и будет ли министерство что-либо предпринимать в этих рамках?

” мен€ нет ощущени€, что  раньше учител€ не гнались за зарплатой, а сейчас истерически за ней гон€тс€, и уж точно нова€ система оплаты труда тут ни при чем. —егодн€ механизм распределени€ стимулирующих выплат стал прозрачным, сегодн€ можно выдел€ть показатели качества и за них стимулировать учителей,  пон€тно за счет чего начисл€ют деньги, и это хорошо. Ќаоборот, некоторые учител€ жалуютс€, что они забросили внеурочную де€тельность и занимаютс€ только уроками! » такое тоже бывает. » это хорошо. ѕотому что идет выработка оптимальных моделей системы оплаты труда. я – исполнительна€ власть, у мен€ законодатель решил, что должны быть разные системы оплаты труда в нашей стране, такой закон, который позвол€ет учреждению самому, как видит его коллектив, устанавливать ту или иную систему. „то должна сделать исполнительна€ власть? ќна должна максимально дать возможность руководител€м выбирать ту или иную систему, пользу€сь рациональными аргументами. „то мы и сделали.

Ќедовольных такой системой – 5–10%, это очень мало. Ќедовольные, конечно,  будут всегда, но говорить с ними необходимо. Ёто как с питанием в школах, невозможно найти оптимальную модель организации школьного питани€, потому что сколько людей, столько и мнений.

ќптимальной модели Ќ—ќ“ также не существует и не может существовать. ¬с€ ответственность за выбор модели оплаты уже несколько лет лежит на школах, другое дело, что раньше никто ничего не мен€л, все двигались по системе ≈“— как с закрытыми глазами, а теперь вдруг по€вл€ютс€ возможности самим, по своему разумению начать что-то распредел€ть. » это хорошо.

≈сли сравнивать с зарубежными системами оплаты труда учител€, кака€ из российских моделей наиболее приближена к ним и к чему нам стоит стремитьс€?

¬ ≈вропе системы оплаты труда разрабатывает каждый муниципалитет по-своему, и поэтому они разные.  ” них существует, как и у нас,  установленный минимум зарплаты, но есть  и  сложившиес€ годами традиции и правила формировани€  систем зарплаты, основани€ дл€ происхождени€ которых, уже и забыты, и не мен€лись кардинально годами, только корректировались. Ќо там никогда не было единой тарифной сетки, там априори была задана ситуаци€, когда руководитель учреждени€ сам решает, что меньше такой-то суммы за норматив учитель в его школе получать не может, а за какие-то дополнительные работы директор доплачивает определенную сумму.

я бы сказал, что с Ќ—ќ“ мы стали ближе к   европейским  вариантам оплаты труда.  Ќапример, в √ермании система следующа€: одному учителю можно  установить 18 уроков, но больше доплачивать до 24 часов за разную внеклассную работу, а другому можно установить и 20 уроков, но доплачивать за внеклассную работу меньше. » в итоге  у нас есть два учител€: один ведет больше уроков, другой меньше, но тот, у кого урочна€ нагрузка больше не получает большую зарплату, потому что внеклассной нагрузки меньше, т.е. происходит выравнивание зарплат за счет распределени€ нагрузки. ћы к этому постепенно идем. ƒл€ нас это непривычно, потому что в системе ≈“— было не так, была логика друга€: чем больше ты часов ведешь, тем больше пропорционально у теб€ и внеурочной работы, что, конечно, не соответствует реальности школьной жизни. Ќа сегодн€  модель в рамках Ќ—ќ“ – «все включено» –   наиболее приближена к европейским системам оплаты труда.

ќбъединение школ.   акое  в целом видение у министерства таких новообразованных комплексов?

” министерства нет видени€ того, как должны строитьс€ школы  в регионах, сколько человек там должно быть и т.д. ” министерства есть €сное видение норм стандарта: чем больше детей обучаетс€ в современных услови€х, т.е. в школах, где есть  компьютерный класс, хорошие кабинеты естественно-научного профил€, где есть хороший »нтернет, где есть теплые туалеты, вот чем больше детей учитс€ в таких услови€х, тем лучше. » это наша политика.  ак при этом сама образовательна€ сеть должна быть устроена – большие, школы, маленькие и т.д.,  – это не наши полномочи€. Ќо надо сказать, что в этом году у нас замедлились темпы объединени€ школ. ≈динственное исключение  – ћосква, здесь сеть давно не мен€лась, изменени€ только сейчас начались. ј по всем остальным регионам видно существенное замедление – в 1,5 раза меньше стали темпы сокращени€ сетей, объединени€ школ. ¬ 2003 году у нас в стране было пор€дка 58 тыс. школ, сейчас у нас по последним данным около 46 тыс., т.е. уже существенно сократилось число школ, но этот процесс замедлилс€.

ћожно ли просчитать оптимальное  количество школ дл€ страны?

ћожно  экспертно рассчитать, какое количество школ оптимально дл€ –оссии, но мы пока не готовы  это сделать даже с учетом международных показателей соотношени€ учеников и учителей.   ѕочему трудно рассчитать эту величину? √лавным образом потому, что  она пр€мым образом зависит от стратегий развити€ региональных рынков труда.

¬ предвоенные годы в ———– была политика по освоению территорий из соображений производственной необходимости. ƒаже там, где было пон€тно, что через 30–40 лет предпри€тие закроетс€, все равно надо было строить поселок и пересел€ть туда людей. Ќапример, € сам родом из —ибири, туда  на вырубку лесов пересел€ли тыс€чи людей. „ерез 50 лет лес закончилс€, и поселки сто€т без дела. » кака€ там может быть образовательна€ политика?  –аботу люд€м не предоставишь, экологи€ плоха€, холодно…  ƒаже если предположить, что мы сделаем там программу дотировани€ и развити€ местных школ, дети будут там вырастать, заканчивать школу, будут новые дети рождатьс€… но как люди будут там жить без работы? ѕоэтому решение таких вопросов зависит не только от образовательной политики, но и от региональной экономической политики в целом.  

ѕосле объединени€ достаточно сложно руководить новообразованными  комплексами с различными составл€ющими и разным уровнем преподавани€, и это не может не беспокоить директоров школ. Ѕудет ли  министерство каким-то образом поддерживать директоров в этой св€зи? 

ћинистерство  ведет такую программу поддержки, оператором которой стала –јЌ’ и √— при ѕрезиденте –‘, котора€ обучает несколько тыс€ч управленцев в год плюс готовит тех, кто учит управленцев в регионах. “ам политика направлена на то, чтобы развить проектные управленческие компетенции у тех менеджеров, которые способны к профессиональному развитию. Ќа курсы приход€т директора школ, руководители муниципальных и региональных систем образовани€, € там принимаю экзамены.

—лабые школы. Ќа ¬аш взгл€д, чь€ это проблема сегодн€: общества, системы образовани€, государства?..  

—егодн€ это проблема каждой страны, потому что везде задумываютс€ над проблемой увеличивающегос€ гэпа (разрыва). ћиграци€ на рынке труда часто приводит к тому, что по€вл€ютс€ отдельные школы дл€ детей мигрантов со своей особой субкультурой, низкими показател€ми качества образовани€. ѕоэтому проблема перемешивани€, проблема перехода реб€т из одних школ в другие, создани€ общих культурных сред  волнует каждую страну, и нашу в том числе.

 акие программы поддержки слабых школ разработаны на сегодн€? » какова позици€ министерства в целом по этому вопросу.

–осси€ сейчас делает такую отдельную программу дл€ обучени€ детей цыган, также мы создаем общие программы обучени€ русскому €зыку детей мигрантов, организуем методическую поддержку. 

Ќо в целом движение «за помощь слабым школам» началось в регионах. Ќас просили выработать общие аналитические подходы к этой теме, но как таковых специальных федеральных программ поддержки слабых школпока нет. ≈сть программа модернизации региональных систем образовани€, на нее выделено 120 млрд рублей, и субъект ‘едерации в праве сам решить, сколько денег из этого бюджета выделить той  или иной школе. Ќесколько регионов выбрали своим приоритетом  работу со слабыми школами. Ќо в той или иной степени подходы были всегда, например, в 90-х годах было такое направление  – режиссура урока, театр в школе, одной из существенных черт этих направлений было то, что учител€ из разных школ ходили на уроки друг к другу и методически друг друга поддерживали. “ака€ система работала на слабые школы, так как позвол€ла коллективам совместно решать какие-то проблемы, и те методики, которые были наработаны тогда, сегодн€ в большей степени востребованы, именно за счет того, что разрыв между школами растет. Ќо универсального «золотого ключика» по работе со слабыми школами нет нигде.

√де у нас учат на директоров школ? » кака€ поддержка  сегодн€ оказываетс€  молодым, активным директорам  на федеральном уровне?

я могу  назвать следующие институты: ¬ЎЁ, ћ¬Ў—ЁЌ, –јЌ’ и √— при ѕрезиденте –‘, есть р€д программ в јкадемии повышени€ квалификации работников образовани€, в разных региональных институтах. Ёто, конечно, повышение квалификации, но надо ли учить на директора школы в вузе? я сам был завучем и исполн€л об€занности директора  и могу сказать, что обучатьс€ надо прежде всего на практике, в школе.

“акже  у нас есть статусна€  поддержка  дл€ тех директоров, которые реализуют инновационные образовательные программы и хотели бы подтвердить, что их программы с «изюминкой» и они претендуют на то, что эти программы со временем станут рекомендаци€ми дл€ других директоров. “огда школа может написать за€вку, представить программу и получить статус федеральной инновационной площадки.

„его не хватает сегодн€ школе, учебному процессу, самой системе школьного образовани€, на ¬аш взгл€д?

ќтвечу на таком  примере.

ћы как-то беседовали с финнами о том, как у них устроен  образовательный стандарт, и задали вопрос: а у вас в программе  по литературе  какие произведени€ указаны, каких авторов надо изучать? ќни очень удивились, долго совещались и пытались найти политкорректный ответ. ¬ итоге сказали: вы знаете,  у нас нет такого количества великих писателей, как у вас в –оссии. ћы посме€лись, но на деле система изучени€ литературы в финских школах следующа€. ≈сть  программа на две страницы, где указано, какого типа произведени€ должны прочитать дети. Ќапример, биографи€ великого человека или историческое произведение. ¬от по каждому из этих типов произведений учитель может дет€м предложить какие-либо книги, и дальше дети из этого списка выбирают сами. Ќо, собира€сь вместе на уроке, они обмениваютс€ мнени€ми, и на базе этого обмена стараютс€ выделить закономерности исторических произведений, чем они могут быть привлекательны, интересны и т.д.

“о есть обсуждаетс€ не непосредственно книга, художественный р€д, герои, а определенный тип произведени€ и его воспри€тие через дискуссию. ”щербны они от того, что у них именно такой подход к обучению? Ќет. » мне как раз кажетс€, что нам именно такого  не хватает в учебном процессе, в школе.  ћы верим в то, что, например,  р€д книг приносит очень большую пользу, и отчасти это, безусловно, так! Ќо в нынешних услови€х еще большую пользу приносит не столько «проглатывание» информации, сколько обсуждение и поиск своего интереса в этом большом культурном пространстве. » этой рефлексии, умению анализировать прочитанное, услышанное должны обучать в школе.

»нтервью провела ≈. “ерешатова.

   
 
 
 

01.10.2012  |  ѕросмотров: 7450  |   омментариев: 1

ќпубликовать в своем ∆∆ (Livejournal) ќпубликовать в “виттере ѕоделитьс€ ¬ онтакте ѕоделитьс€ в ћоем ћире ѕоделитьс€ в яндекс.Ѕлогах ѕоделитьс€ в Facebook

ƒл€ того, чтобы оставл€ть комментарии, вам нужно авторизоватьс€ на сайте.

≈сли вы еще не €вл€етесь пользователем этого сайта Ч самое врем€ зарегистрироватьс€.

 

 

”важаемый »горь ћихайлович! ѕочитайте, пожалуйста, отзывы на ¬аше интервью на сайте Pedsovet.org. http://pedsovet.org/content/view/17231/251/#comments ”чител€ с ¬ами не согласны!

 јвгустова ≈лена јлександровна   27.10.2012 в 20:42

 


 

Ќовые интервью

ћокринский ћихаил √еннадьевич

директор ћеждународной школы ЂЋетової

÷андекиди јлександр

генеральный директор компании Ђћузенидис “ревелї

‘илонович —ергей –остиславович

профессор, декан ¬ысшей школы менеджмента Ќ»” ¬ЎЁ

ѕоливанова  атерина Ќиколаевна

профессор, доктор психологических наук, директором ÷ентра исследований современного детства Ќ»” ¬ЎЁ

Ћенска€ ≈лена јнатольевна

декан факультета менеджмента в сфере образовани€ ћосковской высшей школы социальных и экономических наук, кандидат педагогических наук

 


 

—амые попул€рные интервью

¬олков —ергей ¬ладимирович

учитель русского €зыка и литературы √ќ” ÷ќ є 57 г. ћосквы, член  омиссии по развитию образовани€ ќбщественной палаты –‘.

 овалева “ать€на ћихайловна

президент ћќќ Ђћежрегиональна€ тьюторска€ ассоциаци€ї, д.п.н., профессор кафедры педагогики ћѕ√”, руководитель тьюторской магистратуры

–ачевский ≈фим Ћазаревич

директор центра образовани€ є548 Ђ÷арицыної, Ќародный учитель –оссии, член комиссии ќбщественной палаты –‘ по развитию образовани€

ямбург ≈вгений јлександрович

директор ÷ќ є109, г. ћосква

Ўимутина ≈лена Ќиколаевна

ƒиректор »нститута развити€ государственно-общественного управлени€ образованием

 


 

—амые обсуждаемые интервью

¬олков —ергей ¬ладимирович

учитель русского €зыка и литературы √ќ” ÷ќ є 57 г. ћосквы, член  омиссии по развитию образовани€ ќбщественной палаты –‘.

ямбург ≈вгений јлександрович

директор ÷ќ є109, г. ћосква

ѕозд€ев ≈вгений ≈вгеньевич

–уководитель школы Ђќпыт нового поколени€ї, автор игровых программ

Ѕунимович ≈вгений јбрамович

”полномоченный по правам ребенка в г. ћоскве, «аслуженный учитель –‘

»ноземцев ¬ладислав Ћеонидович

доктор экономических наук, директор ÷ентра исследований постиндустриального общества

 


 

¬се интервью пофамильно

ѕозд€ев ≈вгений ≈вгеньевич

–уководитель школы Ђќпыт нового поколени€ї, автор игровых программ

јверкин ¬ладимир Ќиколаевич

ѕредседатель  омитета образовани€, науки и молодежной политики Ќовгородской области

јдамский јлександр »зотович

научный руководитель института проблем образовательной политики ЂЁврикаї, кандидат педагогических наук

јрхангельский јлександр Ќиколаевич

телеведущий, писатель, ординарный профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна Ќ»” ¬ЎЁ

Ѕолотов ¬иктор јлександрович

вице-президент –оссийской академии образовани€

 

 
 

 

  »здательска€ фирма Ђ—ент€брьї  
 

∆урналы

∆урнал руководител€ управлени€ образованием

ƒиректор школы

ѕрактика административной работы в школе

ёридический журнал директора школы

ѕрактика управлени€ ƒќ” →

 ниги

Ѕиблиотека журнала Ђƒиректор школыї

Ёлектронные книги

 омпакт-диски

”правленческий опыт

Ќормотворческа€ де€тельность

ћетодическа€ поддержка

ѕедагогика и психологи€

»нтернет-проекты

Direktoria.Org

    

»нтернет-магазин

ѕервый в –оссии специализированный интернет-магазин дл€ школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


ƒиректору
«авучу
ѕедагогу
¬оспитателю

 

«аказ товаров через интернет и по телефону. ƒоставка почтой по –оссии. Ћюбые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Ќовостные рассылки

¬ыберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейд€ по ссылке:

–ассылки дл€ руководителей образовани€ →

    

 онтакты

“елефон: (495) 710-30-01

‘акс: (495) 710-30-02

Ёлектронна€ почта: info@direktor.ru

јдрес и схема проезда

 

јвторам

–екламодател€м

–аспространител€м

ѕодписным агентствам

 

 

 

 

¬ социальных сет€х:

Ѕлог Ђƒиректора школыї на pedsovet.org —ообщество Ђƒиректор школыї в ∆ивом ∆урнале “виттер Ђƒиректора школыї √руппа Ђƒиректор школыї ¬контакте —ообщество дл€ руководителей сферы образовани€ в ‘ейсбуке √руппа Ђƒиректор школыї на ѕрофессионалы.ru —ообщество Ђƒиректор школыї в ћойћир
 

 

 
 



© ќќќ Ђ»здательска€ фирма Ђ—ент€брьї.
 оммерческое использование материалов сайта запрещено. Ќекоммерческое использование допускаетс€ только при наличии ссылки на сайт.