Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Интервью

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Вайндорф-Сысоева Марина Ефимовна

директор Института информатизации образования МГГУ им. М.А. Шолохова, кандидат педагогических наук

Помните такой школьный предмет «Информатика и основы вычислительной техники»? Его ввели в середине 80-х годов прошлого века на фоне всеобщей компьютеризация школ в стране. Прошло 20 лет, и сегодня практически каждое общеобразовательное учреждение подключено к Интернету, имеет современные компьютеры и ЭОР. Но, как и 20 лет назад, далеко не все учителя владеют ИКТ, почти нет методик по работе с ЭОР и специалистов, готовых эти методики разработать и по ним обучить...

«Директор школы» №5, 2012. Записано 10.05.2012


 «Информатизация сродни революции...»

 

— Как Вы оцениваете качество информатизации школьного образования сегодня?

— Проблема информатизации школьного образования очень серьезная. Если говорить о «железе» (компьютерах, оборудовании и др.), то в целом статистика сегодня «красивая» (везде есть оборудование, везде практически подключили Интернет). Но оборудование, которое сегодня стоит в школах, на мой взгляд, быстро устаревает и нуждается в постоянном обновлении. И это действительно сложно, потому что необходимо финансирование. Другая проблема в том, что нет структурных штатных единиц, которые могли бы заниматься обновлением, наладкой и ремонтом этого оборудования. Важная сторона проблемы — уровень пользовательской подготовки тех, кто сегодня должен работать на этой технике, пока низкий. Молодые учителя, как правило, свободно владеют информационными технологиями, но не имеют еще педагогического опыта, чтобы эффективно использовать в обучении новые средства, а те, кто работает уже давно, даже если прошли обучение и владеют ИКТ, не имеют методик (разработанных учеными и экспериментально проверенных), которые они могли бы применить на занятиях. То есть как учить, используя информационные технологии и при этом не навредить здоровью детей, сегодня мало кто знает. Поэтому сама идея была очень хорошая — информатизация образования, но результаты на сегодня очень разные. Есть образцово-показательные школы, буквально напичканные техникой, есть школы, где заинтересованная администрация, и в таких школах существенные результаты в работе с ЭОР, а есть школы, в которых технику поставили, но они ее достают из упаковок только когда приходит проверка. Но есть школы, в которых учителя и хотели бы, но не имеют возможности применять информационные технологии, и таких, на мой взгляд, даже больше. Я года полтора-два назад проводила семинар в Самарской области, и директор одной из школ мне сказал, что те реформы, которые были по информатизации, это первые явные реформы. Потому что впервые поставили оборудование, впервые выделили деньги, на которые можно было это оборудование ремонтировать, впервые ощутили, что действительно дан старт информатизации.

— Насколько подготовлены учителя к использованию ЭОР? Какие есть проблемы в этой связи?

— Для того чтобы подготовить современного учителя к работе с ЭОР, нужно, чтобы тот, кто его готовит, сам владел этими технологиями. И это проблема номер один. Потому что преподаватели вузов, методисты, которые сами призваны учить по-новому, на сегодня еще недостаточно хорошо, на мой взгляд, владеют и технологиями, и методиками использования ЭОР. Причин этому много: нехватка оборудования, нет разработанных методик, и никто не мотивирует на то, что нужно их создавать. А учить по шаблону, так же как учили тебя, легче, поэтому студент чаще всего выходит из вуза подготовленный традиционными методами, т.е. он практически не готов. На мой взгляд, сегодня нужно ставить вопрос о повышении квалификации преподавателей вузов, именно в области инновационного оборудования и именно методистов. Во всех педвузах есть кафедры методик преподавания, вот эти кафедры должны заняться разработкой методик обучения с использованием инновационного оборудования, а для этого методисты сами должны владеть предметом.

Когда к нам на курсы приходят методисты, они занимаются с большим удовольствием, но дальше этот опыт нужно правильно вписать в технологию организации урока. Мы сделали одно такое пошаговое учебное пособие, на наш взгляд, удачное, мы его обсуждали и с учителями, и с учеными, и с разработчиками, мы прописали, как использовать интерактивную приставку на любом этапе урока в зависимости от целей. И нам кажется, что для любого оборудования в школе должна быть прописана такая методика использования. Зачастую преподаватели используют оборудование, например проектор, только для демонстрации презентаций, а интерактивная доска вообще просто стоит, и какие функции у нее они не знают толком. И это даже не вина учителя, просто те структуры, которые должны мотивировать учителя работать с этим оборудованием, этим не занимаются.

— Какие профессиональные навыки формируются в процессе информатизации школьного образования у учителей? Чем мотивировать педагога?

— Учитель сегодня, прежде всего, мотивирован учеником, учителю, который не владеет информационными ресурсами, очень трудно работать в классе, потому что ребенок уже владеет этими ресурсами. И это самое важное. Учитель не может сегодня «не знать» об информационных технологиях и «не уметь» работать с ними, обладать уровнем компетентности ниже того уровня, которым владеет ребенок. Кроме того, образовательные ресурсы есть разные: например, есть база ресурсов, которая создана Национальным фондом подготовки кадров (НФПК). Это очень большой проект открытой базы ЭОР, там размещены все ресурсы, которые есть, в результате получилось собрание самых разных уроков. Известно, что педагог редко целиком использует готовый ресурс, он чаще всего делает материалы к уроку сам или же использует ресурс из Сети и адаптирует под свои задачи. Но адаптировать готовый урок неудобно, много времени уходит на анализ, на разбор. А вот готовых ресурсов, которые могли бы сразу, как конструктор, встраиваться в урок, очень и очень мало.

— Кто готовит и тестирует существующий набор продуктов по предметам для школ (например, диски с методическими пособиями для разных предметов)?

— У нас был опыт организации экспертизы дисков нескольких крупных российских компаний. Экспертизу мы проводили на базе МГОУ (Московского государственного областного университета). И пришли к неутешительным выводам: теми дисками, которые доходят до учителя, пользоваться в половине случаев невозможно. А между тем эти диски есть в открытой продаже, они поставляются в школы, в регионы. Разрабатывают их разные группы: учителя, методисты, ученые. Одним существенным недостатком, на наш взгляд, является отсутствие должной экспертной оценки разработанного ресурса. Например, мы столкнулись с такой проблемой: разработан ресурс к учебнику автора, а учебник уже давно не используется в школах. И тем не менее эти диски рекомендованы всеми инстанциями, которые отвечают за список рекомендованной литературы для обучения в школе. Если посмотреть на списки оборудования и учебников для школ, к нему прикладываются и диски. Эти списки утверждаются Министерством образования, в пакет порой входит 100–200 таких дисков. А на деле выходит несоответствие: диск есть, а учебника такого уже нет. Или, допустим, тестирование внутри не дает правильного результата, или названия на диске не соответствует понятиям в учебнике, или на диске не открываются ссылки, я уже не говорю про орфографические ошибки. Мы очень долгое время призывали разработчиков на всех уровнях, чтобы они не выпускали продукцию «лишь бы как», а выпуская, работали с теми, для кого она предназначена. Например, в школе есть интерактивная доска, и мы вместе с компанией-разработчиком этих досок проводим курсы для учителей по обучению работе на этом оборудовании. В процессе работы всплывают ошибки в разработках, какие-то недочеты, и разработчики видят это, учитывают и потом устраняют. И так же с дисками. Отдайте готовый продукт в пользование на полгода или год в экспериментальную школу учителям, чтобы они по ним работали, оттестировали, выявили все недочеты. И так можно поступать с любыми ресурсами: например, ресурс для видеоконференций, разработанный для бизнеса, удобен, а для образования, как выяснилось, нужно несколько иное.

Поэтому сегодня нельзя разработчикам ресурсов и учителям работать отдельно друг от друга. На мой взгляд, сегодня разработчик уже поворачивается к учителю лицом, но реализация этого процесса нигде не прописана, и четкого понимания алгоритма взаимодействия нет. Централизованной системы тестирования нет, и, на мой взгляд, ее не должно быть. Каждая команда разработчиков должна взять на себя ответственность за качество продукта, анализируя его со всех точек зрения: методической, научной и профессиональной. Я помню, когда выходил первый мой учебник, тогда еще было Министерство просвещения, мне позвонил один из рецензентов и сказал: «У вас на такой-то странице такая-то мысль, но есть такой-то профессор, который думает по-другому, исправьте эту страницу». Но у меня-то один взгляд, а у того профессора — другой! Почему я должна свой взгляд менять? Есть, конечно, научные взгляды, которые должны оставаться неизменными, но есть и субъективные вещи. Тот, кто разрабатывает ресурс, считает, что вот в этом месте не должно быть какой-то подсказки, а учитель думает совсем наоборот, ведь ему нужно научить ребенка.
И эта подсказка, или пример, или правило для учителя как раз очень важно и нужно, надо помочь ученику прийти к правильному ответу. Вот такие методические детали разработчики обязательно должны учитывать. Ведь методика для того и существует, чтобы пошагово, многовариантно прописать все вопросы и способы обучения именно для помощи преподавателю. На мой взгляд, именно ученые и методисты должны заниматься рецензированием дисков.

— Какие ЭОРы наиболее востребованы сегодня школами? Какие прижились, с какими сложности?

— Самые распространенные диски — это, конечно, 1С, еще большим спросом пользуется платформа «Кирилл и Мефодий». Дело в том, что, по сути, у учителя часто выбора нет, он поставлен в такие рамки, когда ему дают диск и он должен им пользоваться, работать с тем, что есть. Например, недавно у нас был семинар, который мы ведем совместно с компанией 1С, для математиков по геометрии. Учителям это было очень интересно, они все сразу записались, потому что видят разработчика, видят продукт, сразу задают все вопросы по диску, идет диалог, и сразу видно, что они могут использовать, а что нет. Ведь, если говорить откровенно, учитель, который заканчивает вуз, имеет на руках методичку, в которой все описано подробно: надо сделать то-то и то-то, задать такие и такие вопросы. То есть прописано по шагам все! И такие стандартные методики есть по всем предметам, но как пользоваться ЭОР, к сожалению, нет. И учителю, который и так пока без опыта преподавания, нужно еще и самостоятельно изобретать методы работы с электронными ресурсами.

— Как происходит обучение учителей в вашем институте? На что акцент?

— У нас есть целая система работы. Мы не ограничиваемся только организации обучения, мы проводим комплексную подготовку преподавателей к инновационной деятельности с применением ITи организуем психолого-педагогическую поддержку в профессиональной деятельности. Одной из причин того, что преподаватели не используют новые технологии, является отсутствие поддержки их после курсов, поэтому мы уделяем этому вопросу особое внимание. Надо отметить, что мы делаем курсы, ориентированные и на учителей-предметников, и разнообразные курсы, на которые собираем химиков, физиков, лириков и других специалистов, которые владеют предметом, но могут не владеть в достаточной мере современными технологиями. Для всех у нас есть разноуровневые курсы: «Информационные технологии в работе учителя», «Технологии работы в виртуальной образовательной среде», «Преподаватель высшей школы», т.е. целая цепочка. В систему после курсовой поддержки входят конкурсы, которые мы проводим совместно с разными компаниями и творческими учителями. Например, в качестве награды преподавателю компания-разработчик берется реализовать его методическую идею. Мы организуем серии семинаров, мастер-классов, круглых столов, проводим интереснейшие конференции, публикуем лучшие работы учителей. Высокий уровень подготовки подтверждается и результатами исследований, в которых с октября 2006 г. по апрель 2009 г. принимали участие 7346 человек — слушателей курсов повышения квалификации на базе МГОУ. Из них с опытом работы свыше 5 лет — 84,5% и 15,5% — молодые учителя, не имеющие опыта работы. Результаты исследований представлены в диаграммах
1 и 2 (ИД — инновационная деятельность, ППП — профессиональная педагогическая поддержка).

— По региональному принципу какие именно школы в большей степени ориентированы на ваши семинары, кто приезжает к вам на обучение?

— Когда мы работали в областном университете, то основным направлением была Московская область, но к нам присоединялись и Магадан, и Ханты-Мансийск, и Татарстан, и множество других регионов. Если говорить о тех мероприятиях, которые мы проводим сегодня, то у нас и Армения, и Пермь, и Рязань — самые разные потребители, и каких-то наиболее активных выделить сложно. Но существует определенная проблема, которая отсекает часть регионов: наши курсы платные. При этом для Москвы, например, у нас есть серия бесплатных курсов. Самому педагогу не просто оплатить курсы повышения квалификации из бюджетной зарплаты, а регион пока не отдает финансирование «на сторону», т.е., пожалуйста, вы можете обучаться в нашем регионе на тех курсах, которые тут есть, но уехать в другой регион или учиться за счет регионального финансирования дистанционно не получится.

— Что является показателями эффективности информатизации школьного образования? Осуществляется ли мониторинг зависимости успеваемости учащихся от работы с ЭОР?

— На мой взгляд, показатель эффективности — это блеск в глазах ребенка, когда он хочет учиться дальше, когда и учитель, и учащийся используют ЭОР легко, как простое и привычное средство. Вот тогда информатизация эффективна. А если мы заставляем и принуждаем, а человек все равно не умеет этого делать, то какое бы ни было оборудование, о какой эффективности можно говорить? Например, при приеме на работу учителя никогда не спрашивают «умеешь ты читать или писать», потому что подразумевается, что он должен уметь. Вот так и с информатизацией: само собой разумеется, что ты этим владеешь, обязан. Да, в чем-то хуже, в чем-то лучше, но основами, базовыми компетенциями ты владеть должен.

— Сегодня ребенок в школе перестает писать от руки, читать бумажные тексты, мы уходим от этого довольно быстро, и все это — прямое влияние информатизации в школах. На Ваш взгляд, насколько это правильно?

— На мой взгляд, это сродни революции. Было время, когда и книги считались вредом, и писать и читать многие считали ненужным навыком. Сегодня мы живем в такое время, когда одно заменяет другое, и это та неизбежность, от которой мы никуда не уйдем. Единственное, что мне жаль: мы перестаем читать бумажные книги. Хотя обозреватели говорят, что в книжных магазинах книги стали покупать больше.
А писать от руки, мне кажется, я уже и сама разучилась. Мне проще напечатать текст, чем написать его. Плохо это или хорошо, думаю, время рассудит, просто сегодня эпоха глобальных перемен.

 

Интервью провела Екатерина Терешатова.

   
 
 
 

10.05.2012  |  Просмотров: 5646  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 

Новые интервью

Мокринский Михаил Геннадьевич

директор Международной школы «Летово»

Цандекиди Александр

генеральный директор компании «Музенидис Тревел»

Филонович Сергей Ростиславович

профессор, декан Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ

Поливанова Катерина Николаевна

профессор, доктор психологических наук, директором Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ

Ленская Елена Анатольевна

декан факультета менеджмента в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук, кандидат педагогических наук

 


 

Самые популярные интервью

Волков Сергей Владимирович

учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО № 57 г. Москвы, член Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ.

Ковалева Татьяна Михайловна

президент МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация», д.п.н., профессор кафедры педагогики МПГУ, руководитель тьюторской магистратуры

Рачевский Ефим Лазаревич

директор центра образования №548 «Царицыно», Народный учитель России, член комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования

Ямбург Евгений Александрович

директор ЦО №109, г. Москва

Шимутина Елена Николаевна

Директор Института развития государственно-общественного управления образованием

 


 

Самые обсуждаемые интервью

Волков Сергей Владимирович

учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО № 57 г. Москвы, член Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ.

Ямбург Евгений Александрович

директор ЦО №109, г. Москва

Поздяев Евгений Евгеньевич

Руководитель школы «Опыт нового поколения», автор игровых программ

Бунимович Евгений Абрамович

Уполномоченный по правам ребенка в г. Москве, Заслуженный учитель РФ

Иноземцев Владислав Леонидович

доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества

 


 

Все интервью пофамильно

Поздяев Евгений Евгеньевич

Руководитель школы «Опыт нового поколения», автор игровых программ

Аверкин Владимир Николаевич

Председатель Комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области

Адамский Александр Изотович

научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика», кандидат педагогических наук

Архангельский Александр Николаевич

телеведущий, писатель, ординарный профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ

Болотов Виктор Александрович

вице-президент Российской академии образования

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.