Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Интервью

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Гербер Алла Ефремовна

Президент Фонда «Холокост», член Комиссии по толерантности и свободе совести Общественной палаты РФ

Сегодня отношения между подростками в многонациональном обществе вызывают даже не тревогу, а страх. Страх за будущее, без преувеличения. Пока взрослые который год думают вводить или нет в школах факультативно программу «развития толерантности в обществе», дети, объединяясь в группировки, выходят на улицы, провоцируя конфликты с непохожими на них сверстниками. В чем «корень зла»? Как воспитать толерантность? В чем задача школы?

«Директор школы» №4, 2012. Записано 27.03.2012

 Школа: тест на толерантность

— Какие, на Ваш взгляд, причины порождают в современном обществе национализм, ксенофобию, насилие среди детей и подростков?

— Первая причина — это отсутствие каких-либо моральных ценностей, того внутреннего стержня, за который держится человек в жизни. Для многих таким стержнем становится религия, но она, хоть и основана на нравственных и моральных библейских ценностях, сегодня мало что дает. Потому что в современном обществе религия во многом — это исключительно внешняя атрибутика: поставить свечку, сходить на церковный праздник, соблюсти ритуалы и все, а ценности, которые человек должен усвоить еще с молоком матери, в наше время ни церковь, ни семья практически не дают. Кроме того, лживость общества, лживость власти, ощущение того, что ты живешь в мире, где все воруют, — все это превращает жизнь человека в некую «болтанку», где он не знает, за что уцепиться. Для многих людей, которые имеют семью и детей, таким стержнем может быть именно ответственность за своих близких, это многих держит. Но молодежь, у которой нет еще семьи, как пьяный, пытающийся устоять, хватается за воздух — хватается за национальную идею. А национализм даже идеей назвать нельзя, потому что у него слишком поверхностное проявление, скорее — это крик, вопль, часто бессознательный, не имеющий под собой никакой аргументации. Ведь это так легко просто крикнуть «Мы — за русских!» или «Мы — за армян!» Тем не менее это чувство национального превосходства очень удобно, в него не нужно вкладывать никакого смысла и содержания, это чувство дает человеку ощущение превосходства над кем-то, он чувствует себя сильным, способным напугать. У него появляется ощущение такой площадной, уличной самоуверенности, когда можно ударить непохожего, издеваться над непохожими. И это чувство самоуверенности многие путают с самодостаточностью.

На самом деле люди, исповедующие подобные национальные идеи, плохо понимают, что это такое.

— Как сегодня донести до детей проблему толерантности в обществе, как развить в детях это качество? Можно ли научить терпимости? И какова миссия школы в этой связи?

— Донести до детей проблему толерантности в обществе должна прежде всего семья. Например, в Швеции есть целая серия замечательных книг «Мы все похожи», эти книги есть в каждой семье, с этого начинается воспитание ребенка. И подобные книги есть во многих странах. А миссия школы — такая же. Школа — это воспитатель, который должен учить толерантности с первого класса. Школа сегодня в основном образовывает и учит, но по идее школа должна еще и воспитывать человека, и, к сожалению, у нас мало преподавателей, которые на это способны. А ведь учитель воспитывает «всем»: как он говорит, как он думает, ходит, молчит. Завоевав уважение ребенка, став для него авторитетом, учитель становится и образцом для подражания, и дети тогда прислушиваются к нему, относятся к учителю с благоговением: «учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…» (И.А. Некрасов). И педагог должен донести до ребенка, что в обществе нет «чужих» и нет «своих», что есть народы, которые, по сути, все одинаковые, не хуже и не лучше.

— Учитывая увеличивающийся приток приезжих разных национальностей, с разным вероисповеданием, вопрос о толерантности в школах болезненный. При этом зачастую, как говорят сами учителя школ, это больше проблемы родителей, а дети между собой хорошо ладят, независимо от принадлежности к религии и национальности.  В какой момент, по-вашему, стирается эта грань между детской легкостью во взаимоотношениях со сверстниками и взрослой нетерпимостью? Что должно стать тревожным сигналом для школы?

— Тревожный сигнал — это ссоры и легкие драки между подростками разных национальностей на переменках, ведь жизнь школьников — это не только уроки, но и перемены, где они общаются. Учитель должен знать, что делают дети между уроками, о чем говорят, как общаются, он обязан вовремя замечать такие сигналы. К сожалению, сегодня одна из главных проблем школы — это воспитание самого учителя, воспитание воспитателя. Ведь в педвузы сегодня идут люди, которые больше никуда попасть не могут, и в результате в школы приходят учителя, которые, как плохие врачи, отправляют «на тот свет» подопечных, но не физически, а духовно. Обязательно должна быть профилактика национализма, пока «на поверхности» ничего не видно, учитель должен много говорить об этом с детьми, заставлять их думать и размышлять на эту тему. Учитель не должен ждать, пока «болезнь» разовьется, он должен увидеть первые появляющиеся симптомы. Кроме того, учитель должен быть хорошо осведомлен о том, что происходит в семье ребенка. Представьте, если взрослые дома постоянно агрессивно высказываются в адрес представителей других народов, то ребенок будет повторять все это за родителями и у него априори будет такое же отношение к непохожим на него людям. Это обязательно нужно отслеживать школе! Из таких детей потом вырастают «замечательно» подготовленные расисты, и их легко вербовать в различные националистические отряды, а проще говоря — банды.

— Какой выход из подобной ситуации Вы видите?

— Один из выходов — это постоянное взаимодействие семьи и школы. Умные книги, умные беседы, умные экскурсии на темы, связанные с культурой других народов, постоянный контакт родителей и учителей, постоянное отслеживание, чем семья живет и дышит, — все эти вещи присутствуют в жизни, например, зарубежных школьников, и все это должно быть и в жизни наших школ и детей. Это должно стать государственной политикой, и до тех пор, пока в нашей стране вопрос толерантности таковым не станет, все это — только разговоры.

Интервью провела Екатерина Терешатова.

   
 
 
 

27.03.2012  |  Просмотров: 5313  |  Комментариев: 1

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

Ситуация, конечно, тревожная, но учебный план школы не безразмерный. Сколько можно туда "запихивать" разных программ?! Хорошие идеи можно реализовывать на любых предметах и внеклассных мероприятиях. Уместно, скорее, говорить о задачах, установках, целях, стоящих перед школой, а уж как реализовывать - школа найдет способ, поверьте практику.

 Муругова Елизавета Геннадьевна   29.10.2012 в 20:18

 


 

Новые интервью

Мокринский Михаил Геннадьевич

директор Международной школы «Летово»

Цандекиди Александр

генеральный директор компании «Музенидис Тревел»

Филонович Сергей Ростиславович

профессор, декан Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ

Поливанова Катерина Николаевна

профессор, доктор психологических наук, директором Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ

Ленская Елена Анатольевна

декан факультета менеджмента в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук, кандидат педагогических наук

 


 

Самые популярные интервью

Волков Сергей Владимирович

учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО № 57 г. Москвы, член Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ.

Ковалева Татьяна Михайловна

президент МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация», д.п.н., профессор кафедры педагогики МПГУ, руководитель тьюторской магистратуры

Рачевский Ефим Лазаревич

директор центра образования №548 «Царицыно», Народный учитель России, член комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования

Ямбург Евгений Александрович

директор ЦО №109, г. Москва

Шимутина Елена Николаевна

Директор Института развития государственно-общественного управления образованием

 


 

Самые обсуждаемые интервью

Волков Сергей Владимирович

учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО № 57 г. Москвы, член Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ.

Ямбург Евгений Александрович

директор ЦО №109, г. Москва

Поздяев Евгений Евгеньевич

Руководитель школы «Опыт нового поколения», автор игровых программ

Бунимович Евгений Абрамович

Уполномоченный по правам ребенка в г. Москве, Заслуженный учитель РФ

Иноземцев Владислав Леонидович

доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества

 


 

Все интервью пофамильно

Поздяев Евгений Евгеньевич

Руководитель школы «Опыт нового поколения», автор игровых программ

Аверкин Владимир Николаевич

Председатель Комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области

Адамский Александр Изотович

научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика», кандидат педагогических наук

Архангельский Александр Николаевич

телеведущий, писатель, ординарный профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ

Болотов Виктор Александрович

вице-президент Российской академии образования

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.