Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Интервью

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Аверкин Владимир Николаевич

Председатель Комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области

"Необходимо принятие единого норматива на реализацию государственного стандарта образования с полным финансовым обеспечением..нужно ликвидировать разницу в стоимости классов, которая, как показывает анализ, по субъектам РФ различается на порядки..." Интервью с председателем Комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области Аверкиным Владимиром Николаевичем.

«Директор школы» №1, 2011. Записано 27.06.2010

 
 Партнерские отношения: образование и государство


Что нового происходит в сфере образования вашего региона? Как администрация областей оценивает развитие школ области?
Мы продолжаем  публиковать обзоры систем образования регионов.
Председатель Комитета  образования, науки и молодежной политики Новгородской области  Аверкин Владимир Николаевич ответил на наши вопросы.


 

Как Вы оцениваете состояние российского общего образования сегодня?

— Все содержание образования сохраняется в основном таким, каким оно было в советский период. За исключением введения информатики, иностранных языков со второго класса, развития профильного обучения, некоторой вариативности в выборе учебников, методик обучения. Появилось новое нормативное обеспечение, к сожалению, не в требуемом объеме. Сохраняются, также к сожалению, слабость материально-технической базы, низкий уровень заработной платы. При этом заказ на образовательные услуги по-прежнему по большей части монополизирован государством.

Необходимо принятие единого норматива на реализацию государственного стандарта образования с полным финансовым обеспечением. С целью создания равных условий нужно ликвидировать разницу в стоимости классов, которая, как показывает анализ, по субъектам РФ различается на порядок. Создание автономных общеобразовательных учреждений повысит финансово-хозяйственную самостоятельность школ. Автономизация школ должна заложить основы эффективного применения рыночных механизмов в экономике общего образования, в первую очередь в рамках договорных отношений с родителями.

Как Вы оцениваете качество обучения в общеобразовательных школах области?

— Благодаря независимой оценке качества обучения, неудачно названной ЕГЭ, появилась возможность объективно оценить уровень обучения выпускников. Выяснилось, что до 20% учащихся выпускных классов в России не могут успешно справиться с математикой. Наряду со снижением минимального порога успешности, требуется или принять данные результаты за норму, или менять стандарты обучения. Следует ввести независимую оценку качества и за курс начальной школы.

Все ли нововведения, предложенные нацпроектом «Образование», себя оправдали в вашей области?

— Все нововведения нацпроекта «Образование» себя оправдали. Мы самостоятельно продолжаем осуществление тех, которые в рамках проекта на федеральном уровне завершены. Наиболее инновационные подходы содержатся в указах Президента РФ об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Главная особенность этих подходов — ориентация на получение конечного результата, поддающегося точному измерению и оценке. Они прочно вошли в нашу систему управления.

Новая система оплаты труда введена во всех муниципальных общеобразовательных учреждениях области с 2007 года. За этот период средняя заработная плата учителя увеличилась с 6555 рублей в 2006 году до 14 600 рублей в 2009 году, при этом 33% учителей имеют среднюю заработную плату свыше 15 000 рублей, 27% от 12 000 до 15 000 рублей.

Рост заработной платы учителей и ее дифференциация стали возможными в основном за счет формирования стимулирующей части фонда заработной платы. Расчет стимулирующей части фонда заработной платы осуществляется с учетом расчетного числа учащихся и результатов деятельности — рейтинга общеобразовательного учреждения.

Следует обратить внимание на два наиболее важных момента. Во-первых, это осуществление расчета фонда заработной платы с учетом показателя «рейтинг», являющегося, по сути, механизмом определения конечного результата деятельности всех общеобразовательных учреждений области. Для определения ежегодного рейтинга школы комитетом образования утверждены критерии самоанализа деятельности общеобразовательных учреждений, которые соответствуют критериям, используемым для проведения аккредитации учреждения. Таким образом, руководитель учреждения проводит ежегодный самоанализ деятельности учреждения по 56 аккредитационным критериям, достоверность значений которых за три последних года проверяется в ходе аккредитации учреждения. В результате ни у кого не возникает сомнений в достоверности представленных учреждениями значений критериев самоанализа.

Второй момент — прямая зависимость фонда стимулирования не только от результатов деятельности образовательного учреждения, но и от количества учащихся в школе. Все это побуждает образовательное учреждение инициировать вопрос реструктуризации сети и повышать качество работы.

Исходя из этого, в течение трех последних лет в области проводилась работа по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, что позволило сократить объем неэффективных расходов на их содержание. Высвободившиеся средства направлялись на формирование стимулирующего фонда заработной платы. В результате нормативы стимулирования постоянно увеличивались. Так, в 2009 году норматив стимулирования учителей составлял 1387 рублей, в 2010 — 2765,5 рублей на одного расчетного учащегося. Поскольку в области с 2000 года введено нормативное финансирование на одного учащегося, то реструктуризация сети влияет и на общий объем средств, получаемых общеобразовательными учреждениями.

За три последних года рост норматива на учащегося общеобразовательного учреждения, расположенного в городской местности, составил 134,9%, в сельской — 43,6%. В абсолютных величинах норматив равен 11 503 рублей и 19 518,9 рублей соответственно.

Сельские школы области: теория и практика развития и сохранения.

— Нельзя управлять системой образования, используя вчерашние формы. Нельзя жить старыми лозунгами вроде «не будет школы — исчезнет и село». Главная задача сегодня — дать каждому ребенку качественное образование. Родителей надо убеждать в правильности выбранных, экономически обоснованных форм и методов предоставления образовательной услуги.

Известно, что весной 2010 года в 19 субъектах РФ начнется эксперимент по введению в 4-х классах школ основ религиозной культуры и светской этики. Предполагается, что с 2012 года он может быть распространен на всю Россию. Как Вы лично относитесь к этому нововведению?

— Определена структура учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», который будет преподаваться в школах в порядке эксперимента в 19 субъектах РФ с 2010 по 2011 годы (Новгородская область в эксперимент не входит). Мы считаем, что и в настоящий момент соответствующие вопросы могут достаточно широко освещаться в школьных курсах истории, обществознания. Надеемся, что эксперимент покажет, в каком формате подобная проблематика может стать предметом изучения в школе.

Объективное снижение количества выпускников школ и вузов со всей очевидностью ставит вопрос о резком повышении качества их подготовки. Как в этой связи решаются проблемы воспитания и повышения квалификации педагогических кадров в вашей области?

— Снижение количества выпускников школ позволило практически всем желающим, за исключением тех, кто не сдал ЕГЭ, получить высшее образование. Это не может не повлиять на общий уровень образования в Российской Федерации.

Прокомментируйте, пожалуйста, тезис: качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей.

— «Качество системы образования» является сложным, комплексным понятием. Образовательное сообщество еще до конца не определилось с его содержанием. Мы создали систему критериальной оценки качества образования, ориентированную на результат. Включили в нее все необходимые элементы, все виды образовательной деятельности, принципиально важные для потребителя. Чем выше результат деятельности, тем выше оплата труда. Нет ограничений в творческом совершенствовании этой системы, кроме финансовых.

Каковы должны быть подходы к проектированию систем аттестации педагогических работников? Как связать новую систему оплаты труда с системой аттестации педагогических и руководящих кадров? Какие организационные механизмы в региональных и муниципальных системах повышения квалификации кадров потребуют коррекции?

— Аттестация педагогических работников и присвоение квалификационной категории должно осуществляться на основе согласованной, четко отработанной критериальной базы, позволяющей объективно оценить результаты деятельности и дифференцировать оплату труда педагога. Именно эти подходы определены в новой системе оплаты труда.

В настоящее время при аттестации педагогов на ту или иную категорию уже учитываются объективные показатели результатов их работы (ЕГЭ, итоговой аттестации выпускников, уровня обученности и индивидуальных творческих достижений детей и т.д.). Чтобы наряду с абсолютными значениями применять динамические показатели оценки результатов педагогической деятельности, необходим непрерывный мониторинг образовательных достижений учащихся. Требуется также максимально стандартизировать оценочные действия при установлении уровня профессионализма и квалификации педагогов. Расширение общественного участия в процессах аттестации должно быть обеспечено не только организацией независимой экспертизы, но и внешней оценки образования (удовлетворенность родителей и детей).

Для модернизации системы повышения квалификации необходимо изменить процедуру формирования заказа на курсовую подготовку, усилив ориентацию «заказчика» на максимально эффективное использование выделяемых для повышения квалификации средств. Это возможно путем отказа от решения формальной задачи направления педагогов на курсы «один раз в пять лет» и осуществления обоснованного планирования ожидаемых результатов обучения работника на тех или иных курсах. Руководитель образовательного учреждения, если он действительно заинтересован в улучшении этих результатов, обязан иметь точную и объективную информацию о продуктивности и качестве деятельности каждого работника, а также осуществлять оценку изменения этой продуктивности по итогам курсового обучения, не ограничиваясь лишь весьма субъективным показателем «удовлетворенности» курсами.

Что можно понимать под партнерскими отношениями в системе образования?

— Партнерские отношения в системе образования в широком смысле — это объединение государственной и индивидуальной ответственности за предоставление образования, отвечающего требованиям личности и государства. Это проявление инициативы граждан в вопросах образования, которая должна выражаться в формировании заказа на образовательные услуги. Но заказ предполагает его оплату. А пока всеми средствами в системе образования распоряжается государство. Между тем это средства граждан, уплачивающих налоги. Но путь этих средств от граждан к школе настолько долог, что часто мы не осознаем, что это наши деньги.

Поэтому необходимо изменить путь прохождения денег. Каждый гражданин должен знать свою долю в бюджете на образование и свободно распоряжаться ею. Для этого надо ввести государственные сертификаты на образование.


Интервью подготовила
Е. Терешатова.

 

   
 
 
 

27.06.2010  |  Просмотров: 6471  |  Комментариев: 1

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

Либо согласиться с 20% не справившимися с математикой, либо менять стандарты. А если поднатужиться и найти третий путь.

 Ветчинников Геннадий Петрович   11.03.2013 в 21:39

 


 

Новые интервью

Мокринский Михаил Геннадьевич

директор Международной школы «Летово»

Цандекиди Александр

генеральный директор компании «Музенидис Тревел»

Филонович Сергей Ростиславович

профессор, декан Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ

Поливанова Катерина Николаевна

профессор, доктор психологических наук, директором Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ

Ленская Елена Анатольевна

декан факультета менеджмента в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук, кандидат педагогических наук

 


 

Самые популярные интервью

Волков Сергей Владимирович

учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО № 57 г. Москвы, член Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ.

Ковалева Татьяна Михайловна

президент МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация», д.п.н., профессор кафедры педагогики МПГУ, руководитель тьюторской магистратуры

Рачевский Ефим Лазаревич

директор центра образования №548 «Царицыно», Народный учитель России, член комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования

Ямбург Евгений Александрович

директор ЦО №109, г. Москва

Шимутина Елена Николаевна

Директор Института развития государственно-общественного управления образованием

 


 

Самые обсуждаемые интервью

Волков Сергей Владимирович

учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО № 57 г. Москвы, член Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ.

Ямбург Евгений Александрович

директор ЦО №109, г. Москва

Поздяев Евгений Евгеньевич

Руководитель школы «Опыт нового поколения», автор игровых программ

Бунимович Евгений Абрамович

Уполномоченный по правам ребенка в г. Москве, Заслуженный учитель РФ

Иноземцев Владислав Леонидович

доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества

 


 

Все интервью пофамильно

Поздяев Евгений Евгеньевич

Руководитель школы «Опыт нового поколения», автор игровых программ

Аверкин Владимир Николаевич

Председатель Комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области

Адамский Александр Изотович

научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика», кандидат педагогических наук

Архангельский Александр Николаевич

телеведущий, писатель, ординарный профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ

Болотов Виктор Александрович

вице-президент Российской академии образования

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.