Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Интервью

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Рольф Доквайлер

соавтор школьных учебников по истории, в прошлом - директор немецкой школы с 30-летним стажем, г. Лёрах, земля Баден-Вюртенберг

Европейская структура школьного образования интересна уже тем, что она отличается от российской и, как правило, в лучшую сторону. Например, знали ли вы, что директора немецких школ – государственные служащие пожизненно, защищены законами Германии и уволить их можно только в случае уголовного преследования? Порой перенять зарубежный опыт полезно не только школьному учителю или директору, но и чиновникам.

«Директор школы» №7, 2011. Записано 08.06.2011

 

 

Директор немецкой школы – госслужащий пожизненно

Интервью  Рольфа Доквайлера, в прошлом директора  школы с 30-летним стажем из немецкого города Лёрах, соавтора школьных учебников по истории.

 

Что Вы считаете самым трудным, а что самым интересным в деятельности директора школы?

        Интересное:

  • иметь видение дальнейшего развития школы (педагогическое и организационное);
  • рождать идеи и импульсы, которые способствуют дальнейшему развитию школы;
  • проектировать развитие школы,  при этом обеспечивая достижение педагогического консенсуса по основным вопросам;
  • быть вовлеченным в разнообразные сферы деятельности, взаимодействовать с разными группами людей (детьми, молодёжью, преподавательским составом, родителями, административным персоналом, прессой и другими организациями);
  • решать и претворять решения в жизнь;
  • представлять школу на уровне общества;
  • иметь возможность небольшую часть времени посвящать преподаванию.

 Обременительное или трудное:

  • трудоёмкая административная работа;
  • при перегрузках и ограниченных  временных ресурсах не всегда есть возможность придерживаться правил собственного тайм менеджмента;
  • слишком много всего, связанного с ремонтом и обслуживанием школьного здания;
  • необходимость себя ограничивать и отказываться от невыполнимых обязательств.

Насколько часто директор немецкой школы посещает уроки учителей и что закладывается в требования к проведению урока? По каким критериям, прежде всего, Вы оцениваете работу учителя?

Руководство школы посещает занятия педагогов либо в рамках регулярной обязательной  аттестации (проводится один раз в 5 лет до достижения педагогом 50 летнего возраста), либо  в рамках аттестации по необходимости (проводится при переводе на другую должность, изменении функционала, окончании испытательного  срока и др.)  

Как оценивается служебная деятельность  педагога и по каким критериям?

1.Анкетные данные.

2.Описание служебной повседневной деятельности.

a) Общий круг задач: нагрузка в данный момент (предмет, класс, количество часов в неделю, классное руководство), основные элементы нагрузки за период после последней аттестации

б) Особые поручения: консультации, совещания, работа в различных учительских домах, институтах повышения квалификации  и др.

3.Оценка выполненной работы (производственная оценка).

а) Обучение: конструирование  учебных занятий, результаты учебных занятий,  подготовка и планирование учебных занятий, предметно-методические и дидактические разработки, доступность объяснения учебного материала, индивидуальный подход к ученикам, достижение учебных целей, контроль успеваемости, выставление отметок, выполнение учебного плана, уместное использование в образовательном процессе средств массовой информации.

б) Воспитательная деятельность: содействие развитию учеников  и ценностное посредничество в вопросах реализации воспитательных целей, открытость к проблемам учеников, готовность им помочь, контроль за их поведением и внешним видом, организация их участия  во внеклассных мероприятиях.

в) Взаимодействие со всеми субъектами школьной жизни: начальством, коллегами, родителями, педколлективом, школьной столовой, обслуживающим персоналом.

г) ведущая роль в выполнении групповых заданий и особых заданий: например, является   руководителем подразделения, экспертом, наставником, выполняет надзорные или другие административные функции, задействован в работе учительских домов и институтов  повышения квалификации. 

4. Оценка профессиональной пригодности.

Оценивается наличие и степень следующих характеристик:

  • специальные знания;
  • сообразительность и умственная подвижность;
  • способность грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • надежность;
  • способность отстоять cвоё мнение;
  • решительность;
  • осознание своей ответственности;
  • готовность к действию, коммуникабельность;
  • способность к  кооперации;
  • способность к  руководству людьми.

По российскому законодательству директора школы могут уволить без объяснения причин в любой момент. А как с такой процедурой - увольнение директора - обстоит дело в немецких школах? Насколько защищены законом руководители образовательных учреждений Германии?

Директора школ в Германии являются пожизненными государственными служащими  и защищены законами государства. Снять директора с должности можно только при наличии серьёзных причин, список которых короткий:  

  • если госслужащий по приговору суда признан  виновным в  преднамеренных действиях  и приговорён к наказанию в виде лишения свободы на минимум 1 год;
  • если госслужащий по приговору суда обвиняется в противоправных действиях   согласно инструкциям о государственной измене и угрозе демократического правового государства, измене  родине и угрозе внешней надежности, взяточничестве, если эти  действия   совершены им при исполнении должностных обязанностей и  он приговорён к  лишению свободы на минимум 6 месяцев.

Контракт с государственным служащим прекращается с момента вступления приговора в силу (статья 18 Закона о Госслужбе – потеря должностного права).

Какие действия предпринимаются в школе, если в ней обучается большой процент детей-мигрантов, плохо знающих немецкий язык?

Наши действия по сопровождению детей-мигрантов могут и должны совершенствоваться.

Как правило,  в школьных округах,  где обучается высокий процент детей-мигрантов, есть специальные классы (занятия)  по так называемому «введению в язык» (Spracheingangsklassen- SEK). Занятия в этих классах посещают дети, которые  уже должны учиться в школе, но не знают или плохо знают немецкий язык, с той целью, чтобы   они скорее интегрировались в обычные классы. Также есть подготовительные языковые классы (Sprachvorbereitungsklasse  - SVK),  где обучаются дети более старшего возраста, которые не знают немецкий язык,  чтобы иметь возможность в течение учебного года интегрироваться в обычные классы.  

Досадно, что родителей-иностранцев бывает очень трудно убедить в необходимости посещения их детьми таких занятий. Оно носит свободный характер, и часто семьи этот шанс не используют. Интересным новшеством в образовании  также является   программа «Мама учит немецкий». Это важный проект в ряду языковых мер поощрения, которые начинаются уже в детском саду и в школе. Это создаёт дополнительную мотивацию к изучению немецкого языка и овладению им всех членов семьи.

Какое количество бумаг (журналы, дневник классного руководителя, планы, отчеты) заполняет ежегодно обычный учитель немецкой школы в среднем?

Время, которое учитель должен тратить на подобного рода работу, отдельно не нормировано в его общем количестве рабочих часов в год. Количество рабочих часов учителя в год соответствует количеству рабочих часов государственного служащего в земле  Баден-Вюртенберг.

При работе  в 41 час в неделю, учитывая отпуск и праздники, общее количество рабочего времени в год составляет 1804 часов. Педагогические работники, как и другие госслужащие, имеют право на очередной отпуск в 30 дней. На самом деле учителя работают больше чем 41 час в неделю, но это компенсируется тем, что они отдыхают во время школьных каникул (в целом каникулы 30 дней в году).

Количество часов преподавания в неделю у учителя зависит от того, в какой школе он работает, точнее к какому виду она относится. Учителя гимназий преподают 25 часов в неделю, реальных школ и старших школ- 27 часов в неделю, основных школ- 28 часов в неделю. Остальное время уходит на подготовку к занятиям, коррекционную работы, участие в конференциях, работу с родителями и другие задачи.

Такого рода расчёт рабочего времени признается учителями спорным, так как очень много видов работ, которые выполняют учителями за пределами классной комнаты остается ненормированным. Более того,  по данным союза преподавателей для подготовки и подведения итогов 40 минутного занятия учителю  нужно в среднем 45 минут. 

Как администрация немецких школ реагирует на действия учеников, оскорбительные по отношению к учителям?

Обязанность заботится о благополучии в школе – это обязанность учредителя (работодателя). Учредитель должен создать такие условия труда, которые не угрожают   безопасности  жизни и здоровья.

Учредитель обеспечивает выполнение этой обязанности:

1. Учителя (работники школы) проверяются на предмет того, готовы ли они (по состоянию физического и психического здоровья) выполнять свои обязанности

2. Школы проверяются на предмет того:

  • соответствует ли содержание образования возрасту учеников;
  • учитывается ли нагрузка на учеников;
  • исключаются ли особые опасности и риски;
  • принимаются ли необходимые меры предосторожности (следуют ли инструкциям);
  • выполняются ли исчерпывающе все мероприятия по надзору.

Школьное руководство обязано высказывать свои опасения, если вышеуказанные нормы не соблюдаются, выносить это на обсуждение и принимать соответствующие меры.

Как строится работы школы с родителями учащихся? Родители (и ученики) позиционируются как клиенты, требование которых школа должна удовлетворить, или школа, наоборот, выставляет свои требования к родителям (ученикам)?

Родители – это существенная составляющая школьной жизни. У родителей есть  не только право, но и  обязанность воспитывать своих детей.

Школьный закон земли Баден-Вюртенберг предписывает следующее:«У родителей есть право и обязанность участвовать в воспитательном процессе, который осуществляется школой. Общая ответственность родителей и школы в деле воспитания   и образования молодежи требует основанного на доверии сотрудничества тех и других».

В государственных школах родители клиентами не являются, так как они не платят за образование своих детей. Тем не менее, они имеют право, в рамках заявленных государством условий (например,  исполнение школьного закона, образовательного заказа,  выполнения планов обучения и воспитания   и т.д.) требовать от школы качественной работы (и выступать в этом своего рода клиентами).   В свою очередь школа может формулировать свои требования (а лучше сказать ожидания) к родителям. 

   
 
 
 

08.06.2011  |  Просмотров: 5706  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 

Новые интервью

Мокринский Михаил Геннадьевич

директор Международной школы «Летово»

Цандекиди Александр

генеральный директор компании «Музенидис Тревел»

Филонович Сергей Ростиславович

профессор, декан Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ

Поливанова Катерина Николаевна

профессор, доктор психологических наук, директором Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ

Ленская Елена Анатольевна

декан факультета менеджмента в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук, кандидат педагогических наук

 


 

Самые популярные интервью

Волков Сергей Владимирович

учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО № 57 г. Москвы, член Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ.

Ковалева Татьяна Михайловна

президент МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация», д.п.н., профессор кафедры педагогики МПГУ, руководитель тьюторской магистратуры

Рачевский Ефим Лазаревич

директор центра образования №548 «Царицыно», Народный учитель России, член комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования

Ямбург Евгений Александрович

директор ЦО №109, г. Москва

Шимутина Елена Николаевна

Директор Института развития государственно-общественного управления образованием

 


 

Самые обсуждаемые интервью

Волков Сергей Владимирович

учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО № 57 г. Москвы, член Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ.

Ямбург Евгений Александрович

директор ЦО №109, г. Москва

Поздяев Евгений Евгеньевич

Руководитель школы «Опыт нового поколения», автор игровых программ

Бунимович Евгений Абрамович

Уполномоченный по правам ребенка в г. Москве, Заслуженный учитель РФ

Иноземцев Владислав Леонидович

доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества

 


 

Все интервью пофамильно

Поздяев Евгений Евгеньевич

Руководитель школы «Опыт нового поколения», автор игровых программ

Аверкин Владимир Николаевич

Председатель Комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области

Адамский Александр Изотович

научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика», кандидат педагогических наук

Архангельский Александр Николаевич

телеведущий, писатель, ординарный профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ

Болотов Виктор Александрович

вице-президент Российской академии образования

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.