Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Интервью

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Шерри Наталия Сергеевна

Миниcтр образования Калининградской области

Реформы образования в Калининградской области за последние годы подняли на новый уровень всю образовательную систему региона. Но тем не менее, областным школам есть куда стремиться. Интервью с Министром образования Калининградской области Шерри Наталией Сергеевной.

«Директор школы» №6, 2010. Записано 09.05.2010

 «Путей для отступления у нас нет..»
 
 Реформы образования в Калининградской области за последние годы, подняли на новый уровень всю образовательную систему региона. Но тем не менее, областным школам  есть куда стремиться.  Своё видение ситуации  высказала Министр образования  Калининградской области Шерри Наталия Сергеевна.
 

Как Вы оцениваете состояние российского общего и среднего образования сегодня?

В последние годы, я имею в виду годы реализации приоритетного национального проекта «Образование», были запущены новые механизмы, которые в значительной степени повлияли на весь ход развития в сфере российского образования.

Прежде всего, в 31 регионе страны завершена реализация комплексного проекта модернизации образования. Что это значит? А то, что в этих регионах уже созданы и закреплены важнейшие системные механизмы, такие как нормативный подушевой подход к финансированию системы общего образования, новая система оплаты труда педагогов, ориентированная на результат, сформирован общественно-государственный стиль управления качеством образования. То есть созданы такие условия, при которых система должна постоянно совершенствоваться, а сама школа — жить в условиях конкуренции, что не позволит ей застаиваться. И это, на мой взгляд, единственно верный путь реального развития.

Что делать дальше? Тиражировать все эти созданные механизмы на всю сферу образования: от дошкольного до постдипломного — и распространять лучшие практики регионов на всю Россию. Только нельзя ничего не делать, нельзя останавливаться, нельзя медлить.Ведь говорить об устойчивости позиций еще рано.

Во-первых, надо понимать, что многое зависит от личного настроения и твердости позиции глав регионов, от степени успешности самих реформ в том или ином регионе, от понимания, что полумеры в процессе модернизации — это всегда шаг назад.

Во-вторых, мы должны обеспечить мобильность нашим учащимся и учителям. Дети должны получать качественное образование, а хороший учитель, дающий результат, — хорошо зарабатывать на территории всей России.

Как Вы оцениваете качество обучения в общеобразовательных школах Калининградской области?

Если оценивать по результатам единого государственного экзамена в сравнении с другими субъектами Российской Федерации, а главное — в сравнении с нашими показателями прошлых лет, то рост очевиден. Явно видна положительная динамика. Так, в 2009 году 2% выпускников не прошли итоговую аттестацию, а следовательно, не получили аттестаты, тогда как два года тому назад таких детей было почти 20%.

Если же сравнивать с другими странами Европы и мира, с результатами международных исследований, то нам есть куда стремиться.

Все ли нововведения, предложенные нацпроектом «Образование», себя оправдали в Вашем регионе?

Безусловно. Мы не просто приняли для себя предложенные Министерством образования и науки РФ механизмы стимулирования, но и дали серьезное развитие двум основным из них: выявлению и приоритетной поддержке лидеров и внедрению в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов. Причем сделали это жестко, четко и понятно.

Так что путей для отступления у нас нет, зато всем все ясно. Результаты реализации национального проекта «Образование» в нашем регионе неоднократно обсуждались на всероссийском уровне, в Министерстве образования и науки РФ и в Комитете по образованию Государственной Думы, на общественных слушаниях. Им была дана достаточно высокая оценка.

Самое главное для нас, что школы стали более открытыми. Родители почувствовали себя полноправными партнерами, получили возможность оперативно реагировать на все, что происходит, через участие в советах. Появилась практика создания переговорных площадок на всех уровнях. Мы стали более продуктивно общаться с общественными организациями, передав им полномочия по экспертизе конкурсных материалов. В результате — формируется открытый диалог с сообществом по вопросам развития образования.

Школы могут привлечь дополнительное бюджетное финансирование сверх норматива только двумя способами. Во-первых, путем проектирования собственного развития, поддержка которого осуществляется при условии участия в открытых конкурсах. Иного способа в регионе нет. Принцип проведения конкурсов — «Средства взамен на обязательства». Кстати, конкурсы у нас объявляются для решения конкретных задач. Например, конкурс «Супершик» направлен на создание начальной школы в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов. Мы школе — финансовые средства, школа нам — площадку для последующей работы по обучению, мастер-классы, практические семинары. Участие образовательных учреждений, муниципалитетов в конкурсах фонда поддержки местных инициатив, по развитию сети, по оценке качества образовательного учреждения и многих других создало в регионе атмосферу всеобщей заинтересованности, конкурентности, а главное, выросла потребность в получении новых знаний. Повысилась культура проектной деятельности, вырос уровень управленцев.

Во-вторых, путем подтверждения своей эффективности и результативности через фонд поддержки качества образования, созданный в регионе.

Кстати, мы одни из первых реализовали новые подходы к поддержке учреждений по принципу «средства взамен на эффективность». Иными словами, для нас национальный проект «Образование» — это не просто восприятие готовых решений и федеральной поддержки, это поиск собственных решений и творческого переосмысления.

Как сегодня, в условиях кризиса, реализуется НСОТ в школах области?

В штатном режиме, ведь основной принцип доведения средств до школы — по количеству учеников — сохранен, размер подушевого норматива не снижен.

Если же говорить о наших подходах к формированию НСОТ, то в регионе каждая школа сама определяет, каким образом будет складываться система оплаты труда. В каждом коллективе разрабатываются критерии результативности, устанавливаются условия, размер и порядок выплат, разрабатываются необходимые нормативные документы (положения) о системе оплаты труда. Характерными для большинства школ сохраняются подходы, при которых базовый оклад определяется расчетным путем, в основе которого ученико-час, отказ от выплат за стаж работы и стимулирование за результат. Причем уже понятно, что там, где качественно работают механизмы общественного управления, там и стимулирующие выплаты выше и недовольства не возникает.

Сельские школы Калининградской области: теория и практика развития и сохранения?

— Я не люблю термин «сельская школа». Думаю, речь должна идти об эффективной или неэффективной школе. Причем в данное понятие я вкладываю не материальную, а именно качественную составляющую. Школы и в большом городе, и в малом городе, и в сельской местности должны быть одинаковыми в плане доступности к ресурсам, наличия необходимых условий и качества предоставляемых образовательных услуг. Успешность ребенка не должна зависеть от его места рождения и проживания.

Уже никому не надо доказывать, что школа с разнообразным набором услуг, с обеспечением необходимой нагрузки педагогам в соответствии с образованием по диплому, с грамотным психолого-педагогическим сопровождением, большими параллелями на старшей ступени, а следовательно, с хорошей возможностью выбора профилей для ребят — эффективная школа.

Реализуя на территории области комплексный проект модернизации образования, мы дали возможность заявить о себе всем. Большое количество как сельских, так и городских школ через конкурсы нарастили свой потенциал, и сегодня это образовательные и социокультурные центры, в которых созданы все условия для обучения и развития. Ребят не смущает, что приходится ехать в школу на автобусе. А такой конкурс, как «Дорога в школу», доказал, что проблема организации подвоза может быть успешно решена, а путь до школы — удобен и комфортен. Победители вместе с родителями учеников делали остановочные пункты и разворотные кольца, модернизировали школьные автобусы, установив в них мониторы для демонстрации образовательных фильмов и программ, оборудовали классы, в которых ребенок может с пользой провести время до рейса, не маясь, а занимаясь в соответствии со своими интересами.

Есть пример школы в отдаленном поселке Новостроево, инновационные образовательные программы которой трижды становились победителем в рамках национального проекта «Образование». Эта школа сегодня — достойный конкурент престижным гимназиям и лицеям, а ведь в 2005 году речь могла идти о ее закрытии. У нас также есть, на первый взгляд курьезный, случай оттока детей из городской школы в сельскую, что заставило руководство муниципального образования принимать экстренные меры в отношении руководящих кадров.

Вообще, тем школам, которые смогли привлечь к себе родителей и детей, найти решения по своему дальнейшему развитию, бояться нечего, они востребованы. На финансировании это отражается напрямую. Можно смело говорить, что создание конкурентной среды между школами заставляет их постоянно совершенствоваться, а процесс оптимизации сети происходит уже без нашего вмешательства.

Известно, что весной 2010 года в 19 регионах страны начался эксперимент по ведению в 4-х классах школ основ религиозной культуры и светской этики. Предполагается, что с 2010 года он может быть распространен на всю Россию. Как Вы лично относитесь к этому нововведению?

Как отношусь? Наверное, как и многие мои коллеги в других регионах, пока осторожно. Я с уважением отношусь к людям, независимо от их религиозной принадлежности, и к их праву выбора на изучение той или другой религии. Для меня пока открыт вопрос, должна ли этим заниматься школа? Апробация нового курса, думаю, расставит все на свои места.

С одной стороны, духовно-нравственное воспитание и образование ребенка — это системный сложный и длительный процесс, и, конечно, его невозможно уложить в те отведенные 17 часов и получить результат за счет введения еще одного предмета. В чем-то, мне кажется, мы заблуждаемся. А вот вопросу построения комплексной системы воспитательной работы с 1-го по 11-й класс в каждой отдельно взятой школе, думаю, нам надо уделять самое пристальное внимание.

С другой стороны, считаю, например, что лучше было бы оказать государственную поддержку воскресным школам различных конфессий, так как это и система дополнительного образования детей и родителей, сохранение и культивирование семейных и родовых традиций, а также пример толерантного отношения самого государства ко всему, что происходит в обществе.

Какие организационные механизмы в региональных и муниципальных системах повышения квалификации кадров требуют коррекции? Каковы должны быть подходы к проектированию систем аттестации педагогических работников?

Согласно действовавшей ранее модели повышения квалификации все педагогические работники один раз в пять лет проходили повышение квалификации, как правило, на базе региональных институтов. Наши институты — монополисты услуг. Они формируют программы, рассчитанные на среднестатистического учителя или руководителя, проводят аттестацию слушателей по итогам обучения, сами себя оценивают. Это становится проблемой, так как такая система не может стимулировать развитие. Многие институты держатся исключительно на личности руководителя, но даже в них не выстроены механизмы построения запроса в соответствии с требованием времени, формирования заказа обществом и внешней оценки результатов.

В предлагаемой нами модели мы меняем саму роль института развития образования: он в первую очередь будет выполнять функции оператора (организатора), который предоставляет слушателям информацию, моделирует индивидуальные образовательные программы, осуществляет организацию и координацию всей системы повышения квалификации (далее — ПК). Причем механизмы, отработанные в КПМО (нормативное подушевое финансирование, государственно-общественное управление, система оценки качества), легко переносятся и в систему повышения квалификации.

Предлагаемая нами модель ПК состоит в следующем.

Во-первых, финансовые средства на повышение квалификации включаются в норматив финансирования образовательных учреждений, тем самым право выбирать программу и место повышения квалификации предоставляется самим учителям и административным работникам.

Во-вторых, программа повышения квалификации выстраивается индивидуально и состоит из набора образовательных модулей, каждый из которых слушатель по его выбору может пройти в разных формах и в разных учреждениях.

В-третьих, документ о повышении квалификации выдается только при условии успешного прохождения слушателем квалификационного испытания по бинарному принципу (сдал/не сдал). Причем само испытание должно проводиться в форме, приближенной к форме ЕГЭ.

В-четвертых, успешная сдача квалификационного испытания и становится единственным основанием аттестации педагогического работника, то есть квалификационный экзамен и аттестация отождествляются.

Какие мы видим преимущества у этой модели?

• Возникает конкурентная среда среди учреждений, оказывающих услугу по повышению квалификации. Программы (образовательные модули) этих учреждений, если они хотят, чтобы слушатели пришли к ним, должны быть ориентированы на конкретные запросы потребителей.

• Эффективность программы (модуля) ПК легко оценить, так как эта оценка напрямую зависит от успешности слушателя при прохождении квалификационного испытания.

• Требования квалификационного экзамена, сформулированные в виде компетентностей учителя, становятся реальным заказом для учреждений повышения квалификации.

• Модульный принцип построения образовательной программы формирует новые компетентности у учителей и административных работников. Иными словами, если наши дети должны уметь формировать свою образовательную программу, то очевидно, что это должны уметь делать и учителя.

Для решения этих вопросов необходимо предпринять следующие шаги:

Шаг первый. На федеральном и региональном уровнях уточнить ключевые компетентности учителя.

Шаг второй. Законодательно ввести обязательное квалификационное испытание, направленное на выявление установленных компетентностей. Успешное прохождение квалификационного испытания дает право на получение документа об аттестации.

Шаг третий. Признать право слушателя на самостоятельное формирование индивидуальной образовательной программы согласно его персональному запросу.

Шаг четвертый. Отменить квалификационные категории (высшая, первая, вторая), их роль в дифференциации заработной платы работников играет новая система оплаты труда (в частности, в положении о стимулирующих выплатах отражены основные требования к результатам деятельности педагога).

Шаг пятый. Создать электронную оболочку (портал), обеспечивающий возможность дистанционного построения индивидуальной образовательной программы учителя и осуществления мониторинга ее результативности.

Кстати, при таком подходе квалификационное испытание станет заказом и для системы педагогического образования в целом. Удивительно, но факт: наши руководители школ, когда мы с ними обсуждали эту модель, более всего сомневались в способности выпускников педагогических специальностей вузов сдать такое испытание.

Принципиальным, на мой взгляд, является установление в ходе квалификационного испытания именно уровня сформированности компетентностей учителя или управленца. И, безусловно, банк заданий квалификационного испытания должен быть открытым.

Но эта модель, к сожалению, не укладывается в рамки действующего нормативного поля. Для того чтобы реализовать проект, мы просим у Министерства образования и науки РФ статус федеральной инновационной площадки.

Если это удастся, то мы запустим вечный двигатель, т.е. создадим механизм, который будет постоянно стимулировать учителя к совершенствованию, а систему повышения квалификации — к обновлению.

Что можно понимать под партнерскими отношениями системы образования и общественности и чего под партнерскими отношениями понимать не нужно, на Ваш взгляд? Нужно ли органам управления образования передавать свои полномочия общественности? А если нужно, то какие полномочия целесообразно, а какие нецелесообразно передавать на разных уровнях?

В нашем случае партнерство — это взаимодействие государства и общества для решения задач образования. Полномочия отдавать надо, и не надо бояться того, что кто-то с этим справится, лучше чем ты. У нас реальное партнерство началось с момента реализации национального проекта «Образование», когда мы передали общественным организациям, в том числе и профессиональным, полномочия по определению лучших учителей и школ и распределению средств на их поощрение, взяв на себя роль оператора процесса. Риск был, мы понимали ответственность. Но уже первый мониторинг реализации проектов школ убедил нас в правильности решения. Нас ни разу не обвинили в лоббировании чьих-то интересов, не было ни одного конфликта, победители нас не разочаровали. Картина получилась вполне объективной. Правда, выбор организаций и представителей в экспертный совет мы тоже определяли на конкурсной основе, и критерии отбора были жесткими, но все получилось.

Как формировались советы в школах? Тоже под реальные полномочия, которые были определены. Есть бюджет у директора школы, он может перераспределять расходы со статьи «Оплата труда» на статью «Учебные расходы», но только при согласовании с управляющим советом. Кроме того, в школах управляющие советы контролируют качество питания учащихся или качество ремонтных работ — тоже вполне реальные полномочия. Другое дело, что должно быть четкое разграничение этих самых полномочий: совет должен формировать совместно с администрацией школы образовательную программу школы в части распределения часов школьного компонента, но вот вмешиваться в технологии или методики обучения или иные специфичные вопросы, например аттестацию учителей, наверное, не стоит. Это сугубо профессиональные вопросы, а то можно заиграться в демократию. Крайностей быть не должно. Впрочем, родителям на самом деле все равно, какая у учителя категория, его интересуют результаты собственного ребенка. В ряде муниципалитетов у нас работают общественные советы по развитию образования. Это нормально и понятно, люди должны понимать перспективы и выстраивать свое будущее в соответствии с ними.


Интервью подготовила
Е. Терешатова.

 

   
 
 
 

09.05.2010  |  Просмотров: 2936  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 

Новые интервью

Мокринский Михаил Геннадьевич

директор Международной школы «Летово»

Цандекиди Александр

генеральный директор компании «Музенидис Тревел»

Филонович Сергей Ростиславович

профессор, декан Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ

Поливанова Катерина Николаевна

профессор, доктор психологических наук, директором Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ

Ленская Елена Анатольевна

декан факультета менеджмента в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук, кандидат педагогических наук

 


 

Самые популярные интервью

Волков Сергей Владимирович

учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО № 57 г. Москвы, член Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ.

Ковалева Татьяна Михайловна

президент МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация», д.п.н., профессор кафедры педагогики МПГУ, руководитель тьюторской магистратуры

Рачевский Ефим Лазаревич

директор центра образования №548 «Царицыно», Народный учитель России, член комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования

Ямбург Евгений Александрович

директор ЦО №109, г. Москва

Шимутина Елена Николаевна

Директор Института развития государственно-общественного управления образованием

 


 

Самые обсуждаемые интервью

Волков Сергей Владимирович

учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО № 57 г. Москвы, член Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ.

Ямбург Евгений Александрович

директор ЦО №109, г. Москва

Поздяев Евгений Евгеньевич

Руководитель школы «Опыт нового поколения», автор игровых программ

Бунимович Евгений Абрамович

Уполномоченный по правам ребенка в г. Москве, Заслуженный учитель РФ

Иноземцев Владислав Леонидович

доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества

 


 

Все интервью пофамильно

Поздяев Евгений Евгеньевич

Руководитель школы «Опыт нового поколения», автор игровых программ

Аверкин Владимир Николаевич

Председатель Комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области

Адамский Александр Изотович

научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика», кандидат педагогических наук

Архангельский Александр Николаевич

телеведущий, писатель, ординарный профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ

Болотов Виктор Александрович

вице-президент Российской академии образования

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.