Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Блоги

Блогеры   Лента   Популярные   Обсуждаемые  

Ушаков Константин Михайлович

председатель оргкомитета Всероссийского конкурса «Директор школы», ООО «Издательская фирма “Сентябрь”»

Нестандартный стандарт

«...Мне не кажется, что детей со всевозможными отклонениями стало существенно больше. Если согласиться с этим, то тогда позиция понятна: в школе нужны специалисты определенных профилей, нужно больше специальных школ, где будут сосредоточены особо квалифицированные по данному профилю кадры. Это достаточно понятный и немного традиционный взгляд на положение дел. Но возможно, что все иначе. Не таких детей стало много больше, а мы учимся их «ВИДЕТЬ» и «РАЗЛИЧАТЬ» ...».

После конференции, которую провел Е.А. Ямбург с коллегами из МГПУ, у меня возникли соображения, возможно, банальные. Тем не менее… Конференция была посвящена новому стандарту учителя, с которым многие, наверное, знакомы. Если вспомнить историю, то понятно, почему мотором создания этого стандарта был именно Евгений Александрович. Он всегда много и успешно работал с детьми со всевозможными проблемами и, понятно, что одним из первых уперся в проблему квалификации педагогов, которым трудно давалась работа с такими разнообразными потребностями.

Этот стандарт многим показался совершенно заоблачным. Разнообразие умений педагога зашкаливало.

Однако я вдруг увидел это с другой стороны… Мне не кажется, что детей со всевозможными отклонениями стало существенно больше. Если согласиться с этим, то тогда позиция понятна: в школе нужны специалисты определенных профилей, нужно больше специальных школ, где будут сосредоточены особо квалифицированные по данному профилю кадры. Это достаточно понятный и немного традиционный взгляд на положение дел. Но возможно, что все иначе. Не таких детей стало много больше, а мы учимся их «ВИДЕТЬ» и «РАЗЛИЧАТЬ» (а Ямбург научился этому намного раньше). Сначала мы «увидели» наиболее заметные группы. Мы вдруг увидели детей и взрослых инвалидов-колясочников и стали делать для них пандусы (как сумели), «обнаружились» слабовидящие — стали появляться специальные светофоры, этого все еще катастрофически мало, но мы их «увидели»…

Педагог всегда готовился к работе с нормальным средним ребенком и вдруг постепенно оказывается, что этой нормальности нет. Раньше учитель думал, что у ребенка тяжелый характер и поэтому он всех сторонится, а сейчас оказывается это форма аутизма; раньше можно было считать его не очень умным от природы, а теперь это ЗПР; раньше он был недисциплинированный непоседа, а теперь синдром гиперактивности; раньше он был просто неграмотным, а теперь это дисграфия и т.д., группа «нормальных» катастрофически уменьшалась. Караул! Но за этим постепенно возникающим признанием медицинских диагнозов стоит признание разнообразия детей. А если так, если обучающиеся в школах дети столь разнообразны, если группа «нормальных» непрерывно уменьшается, а наука (психология, медицина, психиатрия…) непрерывно отрезает от этой группы новые «кусочки»,то становится понятно, что традиционная работа учителя ориентирована на все более уменьшающееся количество «нормальных» детей, которые скоро станут меньшинством.

Еще раз повторю, не дети, как мне кажется, стали больше болеть разными недугами, а мы научаемся видеть и признавать (хотя и с трудом) их разнообразие. А для работы с этим многообразием нужна другая квалификация. Если нам удастся справиться с новыми обстоятельствами, то можно предположить, что идея личностно ориентированного обучения начнет всерьез работать, потому что работать она может только, если мы согласимся с тем, что личности — разные. И стандарт Ямбурга не мечта, а просто необходимость в новом понимании ситуации, иначе в школе должны работать только врачи. А мы будем заниматься репетиторством на дому с небольшой группой «одаренных». Стандарт Ямбурга — это декларация детского разнообразия, переложенная на язык квалификационных требований. Не знаю, правда, имел ли он это в виду…

Материал опубликован в рубрике «Письмо редактора» в журнале «Директор школы» №2, 2017.

   
 
 
 

17.02.2017  |  Просмотров: 2348  |  Комментариев: 4

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

Добрый день! Если рассматривать стандарт педагога с точки зрения автора, то я соглашусь"Стандарт Ямбурга — это декларация детского разнообразия, переложенная на язык квалификационных требований". В нашей школе сейчас один и тот же учитель готовит детей к ЕГЭ, к олимпиадам регионального уровня и одновременно работает в классах для обучающихся с нарушением интеллекта. Это просто нереально!!!! Дети с ОВЗ требует спец.подготовки, других методик и т.д. Я вижу, нельзя всё на одного учителя, что то с этим разнообразием нужно делать!!!!

 Кухарева Лариса Федоровна   19.02.2017 в 07:38

 

У нас в 6 классе ученик 8 вида- но, как говорится, "хоть бы хны" кому. Разнообразие в 8 классе - 7 вида двое, двое - отстающие (пока нельзя сказать - безнадежно, однако продвижения нет), 1 троечник нормальный, 1 хорошистка, 2 отличницы. Попытался организовать индивидуальную траекторию. Вообщем катастрофа. Главное - учитель один со всеми этими проблемами. Никого ничего не интересует. Учителю в нашей супербюрократической системе, к которой мы почему то вернулись, не выжить. Кроме унижения учитель ничего не чувствует. Учитель один.

 Рафиков Наиль Загреевич   27.02.2017 в 22:10

 

Ирина Сергеевна, конечно, молодец, что создала такой шедевр. Одно время даже многие кинулись внедрять методику ИО. Однако, как только появились стандарты, обрнадзор взял под козырек и начал выполнять свои функции, все это немедленно исчезло. Дело в том, что мне все время говорят о датах. Дата прохождения темы в журнале, в рабочей программе, в дневниках обучающихся, в тетрадях и тд - должна совпадать. То есть речь идет об одновременном продвижении программы всех детей. А тут, "здрасьте", траектории. А тут еще и укрупнения школ. А то, что масса детей ходят в школу только для их социализации. Казалось бы - все мы понимаем, если даже абсолютное отсутствие познавательных способностей, мы окультуриваем, кормим (есть такие семьи, что перебиваются...), упрашиваем их приходить в школу хотя бы через день - этого обрнадзор не понимает. Появляется инструмент, инструмент прикрытия школы в любой момент. В любом классе по любому предмету найдется ученик, который напишет любую контрольную на неудовлетворительно. Для оптимизации больше практически ничего не нужно. Здесь все охвачено. Вот пожалуйста. Казалось бы о "большенезакрываемости" школ уже и Ливанов сказал, однако прошло сообщение, что в Башкирии нужно оптимизировать в 2017 году 40 школ. И ведь закроют. Если уж Вышинскому приказали сажать "врагов народа" в 37 году - так он их и сажал. Вывод. Пусть хоть 100 якиманских и макаровых будут работать в школе, если государству не под силу содержать школу, - закроют. Только вот обидно, что при этом всегда будет виновным Учитель. Не дорожники, которые периодически не чистят дороги; не государство, которое не обеспечило всеми необходимыми учебниками, кабинетами, не связисты, у которых интернет до сих пор дышит на ладан в отдаленных деревнях, не те службы около образования, которые периодически (очень часто) срывают уроки ради выполнения своих районных мероприятий (иначе ведь их тоже сократят). Вот и вопрос. Где теперь наши индивидуальные траектории? Причем здесь учитель и требования к нему? Учитель на все готов, учились всему. И здесь научится. Однако ведь в образовании происходит что то странное. Многое делается. Но никто практически о детях конкретно не думает. Наверное и не будет думать.

 Рафиков Наиль Загреевич   03.03.2017 в 05:23

 

2017 год. Июнь. Интернет прорвал скандальный случай с медалисткой в Адыгее. В Янауле (Башкирия) поймали завРОНО при получении взятки в 17 тысяч рублей. Вот это и есть истинное лицо образования в России. К сожалению. Я думаю, что их, вот таких вот "образованцев" очень и очень много. НО ведь никто же не хочет заниматься этой проблемой...

 Рафиков Наиль Загреевич   28.06.2017 в 22:47

 


 

Новые записи

 


 

Самые популярные записи

 


 

Самые обсуждаемые записи

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.