Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Блоги

Блогеры   Лента   Популярные   Обсуждаемые  

Селектор Светлана Спартаковна

Эксперт-консультант , научно-методический журнал «Директор школы», Совет по публицистике, образованию, науке, культуре, творчеству МГОСП России, Межрегиональная Тьюторская Ассоциация

Образование: диагностика проблем, новые решения и дебюрократизация системы образования

26-27 ноября в Мэрии Москвы состоялся Третий международный Конгресс «ПРОИЗВОДСТВО, НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ» (ПНО- III) и 4 сессия Конгресса работников образования, науки, культуры и техники (КРОН). В рамках ПНО+КРОН - 2016 проведены круглые столы.

Предложения по возрождению системы образования в России круглых столов: «Образование в России: диагностика проблем», «Образование в России: новые решения», «Высшее образование: перемены необходимы и возможны», «К новому качеству образования: трудовые права учителей».

Качественное общедоступное образование – основа благополучия, процветания и развития государства. В настоящее время российское образование пребывает в глубоком кризисе. Для выхода из кризиса системы отечественного образования предлагаем:

Предложения по совершенствованию системы образования в целом

  1. Внести изменения в Федеральный Закон № 273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в РФ», разработанные профессиональной и широкой общественностью для его усовершенствования (см. Приложение 1. Предложения в закон N 273).
  2. Отменить или пересмотреть «Дорожную карту» - план мероприятий "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" (Распоряжение Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. № 722-р), угрожающую уничтожением образования и науки.
  3. Отменить или пересмотреть Федеральный закон РФ от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" или пересмотреть его положения, касающиеся «оптимизации сети учреждений» ради экономии бюджетных средств и допускающие закрытие вместе с Индивидуальными предприятиями государственных организаций образования, науки и культуры. Это приводит к снижению доступности образования для дошкольников, детей с ограниченными возможностями, учащихся из удалённых от школ населённых пунктов и т.п.
  4. Переработать Федеральную целевую программу развития образования на 2016-2020 гг., убрав из нее, прежде всего, положение о закрытии 40% российских вузов и 80% филиалов, которые ликвидируются в нарушение законодательства (по воле чиновников, превышающих свои полномочия). Высокий темп сокращения числа образовательных организаций приводит к сложностям в реализации конституционного права граждан на получение всех ступеней образования, лишает человека возможности всесторонне развиваться в течение всей жизни, быть конкурентоспособным на рынке труда, способствует возрастанию социальной напряжённости и нестабильности в стране, социально-экономической и культурной стагнации и деградации общества.
  5. Остановить противозаконную приватизацию и распродажу недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций (Ст. 71 Конституции РФ и Ст. 102 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»), а также запретить их долгосрочную передачу  в распоряжение или пользование коммерческим организациям, для предотвращения случаев присвоения и растраты федеральной государственной собственности и нецелевого использования бюджетных средств.
  6. Расширить формы взаимодействия с общественными организациями педагогических и научных работников, в частности, обеспечить возможность участия представителей КРОН в качестве экспертов и консультантов при разработке проектов нормативных актов в составе рабочих групп, на совещаниях, круглых столах, дискуссионных мероприятиях.

Предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего трудовые отношения в системе образования

  1. В качестве первоочередной меры закрепить в Отраслевом соглашении и локальных нормативных актах обязательность выполнения Единых рекомендаций от 29 декабря 2015 г. Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в части доведения доли окладов (должностных окладов), ставок в заработной плате до уровня не менее 70%.  В дальнейшем, восстановить Единую тарифную сетку, дополненную системой стимулирующих выплат в размере до 30 % от фонда оплаты труда и отменить или пересмотреть Постановление Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов», которое создало серьезные диспропорции в оплате труда работников образования, привело к зависимости педагогов от произвола администрации образовательных учреждений.
  2. Законодательно закрепить норму оплаты труда педагога за ставку - не ниже средней по Российской Федерации и региону, при чётком соблюдении норм труда и отдыха. Установить единые для всей страны минимальные ставки заработной платы учителей, воспитателей, преподавателей и других педагогических работников, привязанные к среднему уровню оплаты в стране; регионам предоставить право увеличивать ставки, но не уменьшать их.
  3. Законодательно закрепить в качестве критерия расчета средней заработной платы показания медианной заработной платы по группам педагогических работников, а не среднюю заработную плату по организации. 
  4. Законодательно закрепить предельную норму учебной нагрузки педагогического работника вуза (ссуза) на ставку - не более 520 часов в год (треть годового фонда рабочего времени преподавателя).
  5. Пересмотреть внедрение срочного трудового договора, «эффективного контракта», «профессионального стандарта», принудительной сертификации специалистов в сфере образования, в связи с тем, что они оцениваются профессиональным сообществом как порождающие административный произвол, научно необоснованные, финансово затратные и демотивирующие педагогов.
  6. Отменить требование к педагогу об отсутствии любого рода судимости, поскольку это противоречит законодательству РФ в отношении трудовых прав граждан РФ, в частности, статье 331 Трудового Кодекса РФ.

Предложения по дебюрократизации системы образования

  1. Внести изменения, способствующие дебюрократизации системы образования, в соответствующие законы и нормативно-правовые документы. Обеспечить дебюрократизацию процесса управления образовательными и научными учреждениями (см.  Приложение 2. Предложения по дебюрократизации).

Предложения по совершенствованию системы высшего образования

  1. В качестве основы развития системы высшего образования положить принципы академической свободы и самоуправления вузов, а также разнообразия специализации вузов, глубины и степени фундаментальности изучения в них материалов.
  2. Переработать критерии эффективности вузов совместно с образовательным и научным сообществом.
  3. Определить перечень профессий и специальностей, для освоения которых требуется:

1) уровень бакалавриата (не дублирующий среднее специальное образование).

До сих пор неясно, кто такой педагог-бакалавр, чем его профессиональная компетентность отличается от профессиональной компетентности учителя со средним специальным образованием. Обучающие программы бакалавриата педагогического образования (в особенности, прикладного) практически дублируют программы подготовки учителя, получающего специальность в колледже. Таким образом, выпускник педагогического колледжа, поступая на прикладной бакалавриат, по сути, получает ещё раз среднее специальное образование.

2) уровень специалитета  - например, медицинские, психологические, инженерные, педагогические (с пятилетним сроком подготовки) специальности. В частности, для получения профессии учителя средней школы в ряде современных вузов на обучение студенты затрачивают 7 лет (5 лет бакалавриат + 2 года магистратура), в то время как при специалитете тратилось 5 лет. 

3) уровень магистратуры - подготовка профессионалов высокого уровня сложности: например, преподавателя вуза, ссуза (педагог + учёный), научного работника (специалист  в конкретной предметной области + учёный), руководителя высшего звена (специалист  в конкретной предметной области + менеджер).

  1. Восстановить норму учебной аудиторной нагрузки обучающихся при освоении образовательной программы в заочной форме – не менее 50% от нормы учебной аудиторной нагрузки при очной форме обучения. Из-за отсутствия данной нормы в ряде случаев время на изучение дисциплины при заочной форме обучения сократилось до минимума (до 8 часов). Фактически оптимизированы практические занятия, в то время как есть дисциплины, освоение которых возможно только в интерактивных формах (лабораторные занятия, тренинги, практикумы и т.п.). Всё это негативно сказывается на качестве подготовки профессионала, получившего заочное образование.
  2. Восстановить норму об обязательной выборности руководителей образовательных организаций (в том числе руководителей МГУ, СПбГУ, национальных исследовательских и федеральных университетов) путем тайного голосования на общем собрании трудового коллектива.
  3. Признать недопустимой практику частой смены образовательных стандартов высшего профессионального образования (ВПО) и ввести срок 5 лет как минимально допустимый для смены принятых стандартов.
  4. Приостановить утверждение и внедрение новых профессиональных стандартов специалистов до их переработки на основе научных исследований профессиональной деятельности. Прямая связь между стандартами профессиональной деятельности и стандартами ВПО необходима только в их базовой части. При этом базовая часть стандартов ВПО должна формировать ключевые профессиональные действия (в настоящее время это не так).
  5. Прекратить объединение региональных вузов в опорные многопрофильные университеты, поскольку укрупнение вузов не приводит к повышению качества профессионального образования, а ведёт к оттоку активных молодых людей из регионов из-за резкого сокращения количества учебных профессиональных учреждений в регионах и невозможности по месту жительства получить качественное высшее профессиональное образование (в частности, магистратуру), бюрократизации и потере профессиональной специализации вузов.

Модернизация отечественного образования и науки должны осуществляться при непосредственном участии и под контролем профессионального сообщества и широкой общественности. Это позволит предотвратить ошибки при реформировании системы образования, выбрать оптимальные пути её усовершенствования.

Приложение 2. Предложения по дебюрократизации системы образования

1. Демократизация управления научными и образовательными организациями:

  1. расширение полномочий общих собраний (конференций) трудовых коллективов; превращение их в высший коллегиальный орган, принимающий решения по стратегическим вопросам, относящимся к компетенции организации.
  2. любые изменения в образовательной системе - только после их тщательного обсуждения в педагогическом сообществе и при условии их одобрения педагогической и широкой общественностью.
  3. превращение Советов (ученых советов) образовательных и научных организаций в коллегиальный орган управления; формирование большинства состава Советов на основе тайных альтернативных выборов, право участия в которых имеют все члены трудового коллектива, участвующие в основной (научной, научно-педагогической, педагогической) деятельности организации;
  4. конкурсная выборность главных должностных лиц в образовательных и научных организациях трудовыми коллективами, педсоветами или учеными советами различных уровней, с правом отставки любого должностного лица при выражении ему недоверия со стороны профессионального сообщества;
  5. определение лимита на объем фонда заработной платы руководства в доле от общего фонда зарплаты организации. Любая новая должность в руководстве может быть введена только в пределах этого лимита вознаграждения. При этом заработная плата руководителя и административных работников (с учетом всех выплат) не может превышать медианного значения заработной платы педагогов организации, не занимающих руководящих должностей, более чем в 3 раза;
  6. выработка с широким участием научной и образовательной общественности примерного Устава научной и образовательной организации с обозначением инструментов, расширяющих участие работников в управлении организацией.
  7. отмена для научных и образовательных организаций статьи 278 часть 2 ТК РФ, дающей учредителю право увольнять руководителя организации в любое время без мотивировки.
  8. Ограничение полномочий администрации вузов и научных организаций при организации конкурсных процедур для избрания на должность научно-педагогического работника. Должностные требования, вынесенные в условия конкурса, не должны (без добровольного письменного согласия работника, который в предыдущий срок занимал должность) превышать те, которые содержались  в контракте, исполняемом в предыдущий срок работы.

2. Гласность и прозрачность всех принимаемых решений, особенно носящих принципиальный характер для осуществления профессиональной деятельности; открытость всех финансовых и управленческих сведений, не составляющих государственную (в государственных учреждениях образования и науки), государственную и коммерческую (в негосударственных учреждениях образования и науки) тайну.

3. Прозрачность финансовой документации образовательных организаций.

4. Запретить практику принуждения учителей и преподавателей к внесению в локальные акты, трудовые договоры и дополнительные соглашения нормы пребывания преподавателей 36 часов в неделю в образовательных организациях, и строгое следование принципу, закрепления за работником только тех видов работ и только того обязательного рабочего времени, которые подлежат оплате.

5. Развитие сети независимых профсоюзов, народного контроля  и других самодеятельных организаций педагогов с юридически закрепленным правом контроля деятельности администрации в соответствии с уведомительным правом представительства интересов работников; обязательное согласование с профсоюзом локальных нормативных актов  по социально-трудовым вопросам и право участия представителя профсоюза в их обсуждении, включая участие профсоюзов в обсуждении условий заключаемого трудового договора

6. Ограничение формализма и отчетности в управлении образованием:

  1. ограничение объема отчетности сверх установленной Росстатом и его территориальными подразделениями. Любые дополнительные отчетные материалы могут быть потребованы вышестоящим органом только в случае предоставления им экономического и социального обоснования их необходимости. Устранение множественности и дублирования статистической отчетности;
  2. установление правила: каждый отчет педагога сверх 5 страниц в год является добровольным и оплачивается дополнительной премией за счет средств фонда оплаты труда организации или органа, требующего отчет;
  3. уменьшение обязательной отчетности учителей и научно-педагогических работников до суммарного объема не более 5 страниц формата A4 (10 000 знаков) в год, включая в этот объем требуемые планы, программы развития, образовательные программы, отчеты, публикацию материалов на сайтах и т.п.,  с запретом вводить новую отчетность;
  4. сокращение отчетности школ – запретить требовать у руководства школ отчеты, где присутствуют данные с сайтов школ, центров проведения ГИА, учреждений управления образованием, других служб Минобрнауки, Рособрнадзора и Росстата. Ввести меры ответственности от выговоров до увольнения для работников, требующих отчеты в нарушение установленных норм.

   
 
 
 

11.12.2016  |  Просмотров: 2044  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 

Новые записи

 


 

Самые популярные записи

 


 

Самые обсуждаемые записи

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.