Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Блоги

Блогеры   Лента   Популярные   Обсуждаемые  

Ушаков Константин Михайлович

председатель оргкомитета Всероссийского конкурса «Директор школы», ООО «Издательская фирма “Сентябрь”»

Технологии и образование

В который раз убеждаюсь, что надо читать оригиналы. Прочел знаменитую книгу Ф. У. Тейлора «Принципы научного менеджмента», не ее пересказы весьма уважаемыми авторами, а оригинал. Признаюсь, что чтение удивительное и пугающее*. Там много разных идей, однако остановлюсь на одной, связанной с технологиями.

Как-то до меня раньше не доходило, что главная задача технологии — уменьшить разнообразие способов достижения результатов. Тейлор полагает, что на данный момент времени существует один единственный наиболее эффективный способ выполнения какой-либо операции. В качестве примеров он использует способ переноски тяжестей, укладывания кирпичей, обработки сыпучих грузов, калибровки шариков и т.д... (Обратите внимание, что это исключительно простые операции). Научное управление в его трактовке это, во-первых, определение этого наилучшего способа во всех мельчайших деталях, а во-вторых — обучение рабочих выполнению конкретной операции вплоть до отработки отдельных движений.

Собственно это и есть технология. Разработанная технология должна неукоснительно выполняться до тех пор, пока не будет найден способ еще более эффективный, которому все должны обучиться и столь же неукоснительно выполнять. Иначе говоря, никаких внедренных инициатив (инноваций) до тех пор, пока не будет доказано, что предлагаемое улучшение действительно является таковым. На практике это приводило к увеличению производительности от 2-х до 10 раз.

Именно так должно быть и было организовано эффективное массовое производство в странах развивающегося капитализма с начала 20-го века, когда и была написана эта книга. Нации (там, где это происходило) более века проходили подобную весьма жестокую школу — школу крайне уважительного отношения к технологии и дисциплине ее выполнения.

Отметим, что мы такой школы не проходили, просто не успели, поскольку в двадцатом веке были заняты другими вещами.

Поэтому на производстве у нас получаются уникальные единичные экземпляры, а организация массового производства не очень. У нас получаются островки очень качественного образования, работа с одаренными детьми, а массовое образование не очень. Мы ведь не зря так часто говорим о творчестве в образовании. За этим, могу предположить, стоит нежелание (или неумение) следовать технологиям. Альтернатива технологиям в образовании — подход к преподаванию как к искусству. Оба подхода имеют свои плюсы, все зависит о цели… и эту развилку мы сейчас и проходим.

*Вы поймете, что я имею в виду, если посмотрите эту небольшую книжку в интернете. Она жестока и откровенна, чем собственно и интересна http://www.improvement.ru/bibliot/taylor/.

Материал опубликован в рубрике "Письма редактора", журнал "Директор школы", №4, 2016.

 

   
 
 
 

25.04.2016  |  Просмотров: 5891  |  Комментариев: 1

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

Да, Константин Михайлович! Причем основоположник особенно не любил самодеятельность рабочих и их стремление самим решать, какой режим труда и отдыха им подходит (когда есть рациональный режим, обеспечивающий скачок в производительности труда). Не демократ он был, факт. И менеджер у него прежде всего грамотный инженер, задающий нормы научной организации труда. И надо сказать: творчество при владении технологией довольно сильно отличается от творчества вместо владения технологией. Примерно, как значения глаголов "творить" и "вытворять".

 Моисеев Александр Матвеевич   28.04.2016 в 13:31

 


 

Новые записи

 


 

Самые популярные записи

 


 

Самые обсуждаемые записи

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.