Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Блоги

Блогеры   Лента   Популярные   Обсуждаемые  

Ушаков Константин Михайлович

председатель оргкомитета Всероссийского конкурса «Директор школы», ООО «Издательская фирма “Сентябрь”»

Бедность как фактор

"...По официальной статистике более 20 миллионов человек находятся за чертой бедности (а сколько у черты?). При этом все исследования показывают, что существует очень сильная связь между социально экономическим статусом семьи (куда входит доход, как один из факторов) и академическими успехами ребенка. Этот статус снижается..."

У всех школ есть видение будущего, видение обстоятельств, в которых предстоит действовать, есть программа развития, зафиксированная на бумаге или в голове руководителя. Эти программы создавались относительно давно, в то время, когда осознание трудностей,  с которыми мы сталкиваемся, еще не было столь сильным,  а главное — они казались кратковременными. Наши планы, как правило, отражали естественное убеждение,  «что будущее всегда лучше настоящего» (И. Ансофф). 

Однако, как минимум, в среднесрочной перспективе это, похоже, не так. Теперь уже никто не говорит, что наши трудности закончатся быстро.  Реальность изменилась. По официальной статистике более 20 миллионов человек находятся за чертой бедности (а сколько у черты?). При этом все исследования показывают, что существует очень сильная связь между социально экономическим статусом семьи (куда входит доход, как один из факторов) и академическими успехами ребенка.  Этот статус снижается. Как отметил один наш эксперт-директор в отзыве на статью Е. Поливановой и других (стр. 76): «Проблема настолько щекотлива, что говорить о ней страшно. А не говорить — страшно вдвойне, т.к. становится страшно от последствий…»

Возможности семьи поддержать обучение, в том числе и за счет платных образовательных услуг, дополнительного образования уменьшается и у семьи, и у государства. Это не экономическая, это некоторая новая образовательная реальность.

Вопрос, который мне кажется важным обдумать и обсудить,  заключается в следующем. Понятно, что фокус внимания всех уровней управления образованием, включая руководителей школ, будет смещаться в сторону бюджетных проблем. Это естественно и необходимо, я, однако, о другом:

Как мы учитываем эту новую реальность в педагогической деятельности? Учитываем ли вообще и должны ли?

Что должно измениться в нашей ежедневной педагогической деятельности или ничего?

Наши уроки должны остаться такими же, или что-то должно измениться? Что?

Что считать в данных обстоятельствах качественным образованием?

Мне будет крайне важно узнать ваше мнение, в том числе и мнение, что данная постановка вопроса неуместна.

Материал опубликован в журнале "Директор школы" №3, в рубрике "Письмо редактора".

 

 

Вы можете принять участие в помощи нашему проекту!

Просим вас помочь нам. Реквизиты:
WebMoney : R146337693732 ; Z261097151994

Visa Qiwi : +79372293454

Яндекс Деньги : 410013683346888

   
 
 
 

28.03.2016  |  Просмотров: 6137  |  Комментариев: 2

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

Константин Михайлович, доброго здравия! Работаю в школе в условиях недофинансирования. Так что бюджет у нас уже давит давно. В школе учатся дети из двух сел. 7 км и 20 км. Подвоз на двух автобусах. Платят за питание где - то 400-580 руб в месяц. Кружки естественно сократились. В 90-х в школе действовали до 15 кружков (мы в апреле еще перед всем селом демонстрировали свои достижения кр работы), а сейчас 3 кружка. Музыка, Туризм, Драматический. Все. Пара спортивных кружков. Но дети в спортзале вечером практически ежедневно в спортзале. Консультации по подготовке к экзаменам абсолютно бесплатно. Компьютерную технику поддерживаем сами - учителя. В каждом кабинете ПК. Сами провели интернет, эл питание до компьютера, закупили колонки (как же без звука пользоваться ПК?). Принтеры заправляем сами. РАзные канц товары - и речи нет, чтобы просить у директора. Правда на проекторы учительской зарплаты маловато. Не осилим. Встал вопрос об оборудовании для уроков музыки, концертов: усилитель, микрофонный усилитель, радиомикрофон - собрали металлолом, родители помогли - слава богу работает уже 6 лет. Настольный теннис - опять же родители помогли. Компьютеры правда не у всех детей, но однако они все знают, что для этого нужно всего то половина бычка. Стараются. Дистанционное обучение в случае отсутствия ребенка, бездорожья производится только с пом высылки заданий посредством эл почты тем у кого есть интернет, а они уже распечатывают, раздают у себя своим одноклассникам. ТО что интернет плохой в данных селах - скорее всего конечно виновата связь. Видите ли им невыгодно. А то, что Медведев попросил обеспечить хотя бы 2 мбита в секунду скорость - видать до них это не доходит. Вот такая вот картина (маслом) в деревне. Живем - поживаем. Добросовестно готовимся к экзаменам. Учим всех. Надо полагать, что старание детей и ответственность как ни странно возросли. Но заметно снизилось качество, думаю из-за уровня развития. Причина думаю в уменьшении количества детей в семьях. Если раньше дети учебный опыт перенимали уже от старших братьев, сестер, то теперь этого не происходит. Например, раньше мы во втором классе уже рисовали с пом циркуля звезду, а теперь в 7 классе человек не может толком циркуль держать. Коллиграфия никуда не годится. У многих детей проблемы казалось бы в естественных вещах. НАпример обнаружил, что очень трудно осваивается проведение высот в треугольнике (до сих пор в шоке от этого), умение чертить график линейной функции (ни никак не поддается).......Но это никак не зависит от размера зарплаты родителя. Скорее всего это от изменений интересов детей. Много кстати детей, не умеющих составить внятный связный рассказ. Правильно. Много потому что молчит. ТВ смотрит - молчит. За компьютером - молчит. Методика уроков должна меняться. Например на уроках музыки я вместе с детьми кричу - разрабатываю силу голоса. В шумные то игры они редко играют. Командирский голос теперь мало у кого имеется. Кстати обнаружил недавно - дети аж в 7 классе не умеют воспроизвести стандартный барабанный бой. Опять пришлось тренироваться. Правда шумно - а куда денешься. Думаю, если государство свои обязательства будет выполнять по оснащению учебниками, рабочими тетрадями, электронными учебниками - зарплата родителей не сильно повлияет на уровень образования. Уровень образования немного зависит от других изменений. Изменений, связанных с демографией, с информационными технологиями. В соответствии с этим нужно менять акценты в методиках.

 Рафиков Наиль Загреевич   03.04.2016 в 02:30

 

Доброго здоровья и Вам, Наиль Загреевич, спасибо за письмо, читал с большим удовольствием. А можно мы это опубликуем в Журнале? А?

 Ушаков Константин Михайлович   06.04.2016 в 13:03

 


 

Новые записи

 


 

Самые популярные записи

 


 

Самые обсуждаемые записи

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.