Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Блоги

Блогеры   Лента   Популярные   Обсуждаемые  

Селектор Светлана Спартаковна

Эксперт-консультант , научно-методический журнал «Директор школы», Совет по публицистике, образованию, науке, культуре, творчеству МГОСП России, Межрегиональная Тьюторская Ассоциация

Образовательная политика: анализ и рекомендации. Дебюрократизация и концепция развития

28-29 ноября 2015 г. в Мэрии Москвы состоялся Международный конгресс «ПРОИЗВОДСТВО, НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ: ПРЕОДОЛЕТЬ СТАГНАЦИЮ» и III сессия Конгресса работников образования, науки, культуры и техники (КРОН). В рамках Конгресса проведены круглые столы

  28-29 ноября 2015 г. в Мэрии Москвы состоялся Международный конгресс «ПРОИЗВОДСТВО, НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ: ПРЕОДОЛЕТЬ СТАГНАЦИЮ» и III сессия Конгресса работников образования, науки, культуры и техники (КРОН).

В рамках Конгресса  проведены круглые столы: «Образовательная политика в РФ: анализ и рекомендации», «Образование и культура как основа созидания личности XXI века», «Общественность, наука, образование», «Возрождение отечественного образования и культуры: анализ и рекомендации», «Современная языковая образовательная политика: проблемы и перспективы», «Образование: междисциплинарный диалог» и другие.

В результате была принята  резолюция по возрождению системы образования в России, резолюция по дебюрократизации образования и другие.

 

Резолюция

III сессии Конгресса работников образования, науки, культуры и техники (КРОН)

по возрождению системы образования в России

Российское образование пребывает в глубоком кризисе. Предпринимаемые меры ведут не к выходу из него, но скорее, к его углублению и угрожают потерей значительной части интеллектуального и человеческого потенциала страны. Реформирование отечественного образования должно осуществляться на основе предложений и под контролем профессионального сообщества и гражданского общества в целом.

Конгресс работников образования, науки, культуры и техники в целях выхода из кризиса предлагает следующие меры:

1. Рекомендовать депутатам Государственной Думы ФС РФ голосовать против Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год», предусматривающего сокращение расходов на образование, науку, культуру, медицину.

2. Отменить или пересмотреть:

– Федеральную целевую программу  развития образования на 2016–2020 гг., предусматривающую, в частности, закрытие 40% российских вузов  и  80% их филиалов.

– Программу создания так называемых опорных вузов, которая предусматривает лишение большей части высших учебных заведений возможности иметь магистратуру, аспирантуру, диссертационные советы и т. п.

– Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, предусматривающий коммерциализацию социальной сферы и фактическое превращение автономных и социальных учреждений в коммерческие организации.

– Федеральный закон № 323 об основах охраны здоровья граждан, приводящий к вытеснению бюджетной (бесплатной) медицины, платными услугами.

– Федеральный закон № 253, предусматривающий фактическую ликвидацию государственных академий наук.

Оба закона разрушают человеческий потенциал страны.   

– Постановление Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов», порождающее субъективизм и серьезные диспропорции в оплате труда работников образования.

Восстановить Единую тарифную сетку, дополненную системой стимулирующих выплат в размере до 30 % от фонда оплаты труда.

– Распоряжение Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. № 722-р План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», фактически предусматривающее массовое увольнение работников образования.

– Запрет на занятие педагогической деятельностью при наличии судимости (привлечение к уголовной ответственности) за исключением судимости за особо тяжкие, тяжкие преступления, преступления против половой неприкосновенности и преступлений против несовершеннолетних.

3.  Рекомендовать представителям КРОН в парламенте в начале 2016 г. доработать и  внести новую версию базового федерального закона «Об образовании для всех».

Одновременно необходимо основные положения законопроекта внести в виде самостоятельных законодательных инициатив.

4. Федеральному Собранию Российской Федерации рассмотреть и поддержать разработанный и одобренный научным и образовательным сообществом (в частности, Конгрессом работников образования, науки, культуры и техники и Общероссийским общественным движением «Образование – для всех») проект федерального закона «Об  образовании для всех» предусматривающий:

– долю расходов консолидированного бюджета РФ на образование – не менее 7% от объема ВВП в РФ;

– принципы финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений: нормативное финансирование, при котором не менее 30% финансовых средств учреждение получает по смете, независимо от количества обучающихся, а остальные средства – по подушевому принципу;

– установление средних ставок (средней зарплаты за одну ставку):

  • педагогическим работникам учреждений дошкольного и общего образования – не ниже средней заработной платы по данному региону и по Российской Федерации в целом;
  • педагогическим работникам ссузов – не ниже 150% от средней зарплаты по данному региону и по Российской Федерации в целом;
  • педагогическим работника вузов – не ниже 200% от средней заработной платы по данному региону и по Российской Федерации в целом.

– пенсионное обеспечение и иные социальные гарантии для педагогических работников – на уровне, предусмотренном действующим законодательством для государственных служащих;

– установление аудиторной нагрузки педагогического работника образовательной организации в трудовом договоре (контракте), не превышающей:

  • 18 часов в неделю при реализации общеобразовательных программ и программ дополнительного образования детей;
  • 720 часов в год при реализации профессиональных образовательных программ и программ высшего образования.

–  софинансирование из федерального бюджета родительской платы за детский сад по принципу 50:50;

–  размер компенсаций родительской платы за содержание детей в государственных и муниципальных дошкольных учреждениях – на первого ребенка – 40%; на второго – 70%; на третьего и последующих детей – 100% родительской платы;

– структуру государственных образовательных стандартов, включающую  базовое  содержание основной образовательной программы;

– ответственность учредителей (а не учреждений) за обеспечение установленных федеральными стандартами финансовых и материально-технических условий реализации основных образовательных программ;

– право выбора школьников между ЕГЭ и традиционным выпускным экзаменом;

– финансирование малокомплектной сельской школы вне зависимости от количества учащихся;

– запрет без согласия сельского схода не только ликвидации, но и реорганизации сельской школы;

– восстановление в полном объеме коммунальных льгот для сельских педагогов, установленных законом «Об образовании» 1992 г., включая бесплатную аренду и (или) обслуживании жилья с бесплатным отоплением и электроэнергией;

– установление социальной стипендии учащихся в государственных (муниципальных) профессиональных и высших учебных заведениях на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения;

– установление расчётной академической стипендии студентов вузов в государственных (муниципальных) учебных заведениях на уровне 80% от прожиточного минимума трудоспособного населения (в настоящее время около 14%);

– установление академической стипендии студентов ссузов в государственных (муниципальных) учебных заведениях на уровне 60% от прожиточного минимума трудоспособного населения (в настоящее время около 4%);

– добровольность участия вузов в Болонском процессе: право выбора между программами бакалавриата и «специалитета» должно принадлежать вузам, а траектории обучения – студентам;

– восстановление нормы выборности ректоров вузов (в том числе, руководителей МГУ, СПбГУ, национальных исследовательских и федеральных университетов) путем тайного голосования на общем собрании трудового коллектива без всякой предварительной аттестации;

– установление равного статуса учреждений дополнительного образования по сравнению со школами и профессиональными учебными заведениями в отношении бюджетного финансирования, налогов, аренды и других условий;

– установление равного статуса работников дополнительного образования по сравнению с другими педагогами в отношении уровня оплаты труда и социальных гарантий;

– параллельное существование коррекционных образовательных учреждений и учреждений инклюзивного образования. Право выбора образовательного учреждения предоставляется родителям или совершеннолетнему гражданину;

– возможность ликвидации и (или) реорганизации коррекционного общеобразовательного учреждения только с согласия родителей учащихся, выраженного их общим собранием;

– финансирование обучения студентов с инвалидностью в профессиональных и высших учебных заведениях по повышенным нормативам. Социальная стипендия для студентов – инвалидов I и II групп должна увеличиваться на 50%.

5. Министерству образования и науки РФ предлагаем:

– ввести мораторий на введение «эффективного контракта» без соответствующего финансового обеспечения, широкого обсуждения и поддержки в образовательном сообществе;

– считать недопустимым перевод педагогических работников на срочные трудовые договоры (за исключением работников вузов). В вузах восстановить практику пятилетних контрактов;

– совместно с образовательным и научным сообществом переработать критерии эффективности вузов;

– внести изменения, способствующие дебюрократизации системы образования, в соответствующие законы и нормативно-правовые документы. Обеспечить дебюрократизацию процесса управления образовательными и научными учреждениями;

–  признать недопустимой практику частой смены образовательных стандартов ВПО и ввести срок 5 лет как минимально допустимый для смены принятых стандартов.

– ввести мораторий на внедрение профессиональных стандартов специалистов. Включить профессиональные стандарты в раздел «Образовательных стандартов», содержащий требования к уровню подготовки выпускников.

        

РЕЗОЛЮЦИЯ

 «ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА: ДЕБЮРОКРАТИЗАЦИЯ И КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ»

Стратегической целью государства, устремлённого в будущее, все­гда является здоровое и гармоничное развитие детей, а, в конечном счёте - воспроизводство и сбережение народа. Все остальные аспекты социаль­ной жизни являются лишь средством достижения этой цели. Компетент­ное и грамотное воспроизводство и сбережение народа побуждает к ре­шению задач духовно-нравственного, социально-экономического разви­тия и обеспечения национальной безопасности. Если этот закон воспроиз­водства нарушается, такое государство и народ, рано или поздно, исчеза­ют и предаются забвению.

Одним из средств достижения этой цели служит система государ­ственного управления. Особенностью этой системы является возможность встраивать частные и групповые интересы лиц, реализующих управление, в цели и средства решения содержательных задач. При попустительстве преобладанию частных интересов над общественными система управле­ния самозамыкается и бюрократизируется.

Российская бюрократия в результате допущенного в 1991-93 годах слома баланса между системами государственного управления и общест­венного контроля оказалась вне зоны ответственности перед обществом по всей вертикали власти - от высшего эшелона до руководства крупных корпораций, включая ряд руководителей научных организаций и учебных учреждений. В этих условиях она получила возможность работать на себя в ущерб обществу в целом, принимать выгодные для своего обогащения и самосохранения законы, постановления и распоряжения, проводить необ­ходимую ей кадровую политику, уничтожать институты общественного контроля, самоорганизации и самоуправления внутри профессиональных сообществ. Бюрократия становится неподвластной народу, который она последовательно и поэтапно опускает в ранг рабского повиновения.

В сложившихся исторических обстоятельствах, когда страна выну­ждена осуществить поворот к развитию за счёт внутренних резервов без опоры на западные технологии, очевидным образом требуется неотлож­ная и ответственная программа действий в сфере образования, науки, культуры. Дебюрократизацию не удастся осуществить отдельными прав­ками некоторых законов и увольнением некоторых наиболее вредных чиновников. Для этого необходимо поэтапно перейти к новой, ориентиро­ванной на приоритеты Человека и общества, модели развития страны, которую поддержали бы созидательные силы общества, и которая обеспе­чила бы для России достойное уважения место в мире.

Участники Конгресса направляют Федеральному собранию, фе­деральным и региональным органам исполнительной власти, обществен­ным организациям и движениям, представляющим научно­образовательное сообщество, и средствам массовой информации Предло­жения по дебюрократизации и развитию демократических начал в управ­лении образованием и наукой.

  1.  Демократизация управления научными и образовательными ор­ганизациями:
    1.  расширение полномочий общих собраний (конференций) тру­довых коллективов; превращение их в высший коллегиальный орган, принимающий решения по стратегическим вопросам, относящимся к компетенции организации;
    2.  превращение Советов (ученых советов) образовательных и на­учных организаций в главный коллегиальный орган управления учрежде­нием; формирование Советов на основе тайных альтернативных выборов, право участия, в которых имеют все члены трудового коллектива, участ­вующие в основной (научной, научно-педагогической, педагогической) деятельности организации;
    3.  конкурсная выборность главных должностных лиц в образова­тельных и научных организациях трудовыми коллективами, педсоветами или учеными советами различных уровней, с правом отставки любого должностного лица при выражении ему недоверия со стороны профес­сионального сообщества;
    4.  определение фонда зарплаты руководства организации в фик­сированной доле от общего фонда зарплаты организации. Любая новая должность может быть введена только в рамках этого фонда вознаграж­дения руководства. При этом заработок руководителя и административ­ных работников (с учетом всех поступлений) не может превышать меди­анного значения заработка педагогов организации, не занимающих руко­водящих должностей, более чем в 3 раза. Часть заработка руководителя, превышающая этот порог, должна направляться в общий фонд оплаты труда организации;
    5.  выработка с широким участием научной и образовательной общественности примерного Устава научной и образовательной органи­зации с обозначением инструментов, расширяющих участие работников в управлении организацией.
  2.  Гласность и прозрачность всех принимаемых решений, особенно носящих принципиальный характер для осуществления профессиональ­ной деятельности; открытость всех финансовых и управленческих сведе­ний, не составляющих государственную (в государственных учреждениях образования и науки), государственную и коммерческую (в негосударст­венных учреждениях образования и науки) тайну.
  3.  Развитие сети независимых профсоюзов, народного контроля и других самодеятельных организаций педагогов с юридически закреплен­ным правом контроля деятельности администрации; обязательное вклю­чение представителя профсоюза с правом вето по социально-трудовым вопросам в высший орган управления организацией;
  4.  Ограничение формализма и отчетности в управлении образова­нием:
    1.  ограничение объема отчетности сверх установленной Росста­том и его территориальными подразделениями. Любые дополнительные отчетные материалы могут быть потребованы вышестоящим органом только в случае предоставления им экономического и социального обос­нования их необходимости. Устранение множественности и дублирования статистической отчетности;
    2.  установление правила: каждый отчет педагога сверх 5 страниц в год является добровольным и оплачивается дополнительной премией за счет средств фонда оплаты труда организации или органа, требующего отчет;
    3.  уменьшение обязательной отчетности учителей и научно­педагогических работников до суммарного объема не более 5 страниц формата А4 (10 ООО знаков) в год, включая в этот объем требуемые планы, программы развития, образовательные программы, отчеты, публикацию материалов на сайтах и т.п., с запретом вводить новую отчетность;
    4.  сокращение отчетности школ - запретить требовать у руково­дства школ отчеты, где присутствуют данные с сайтов школ, центров проведения ГИА, учреждений управления образованием, других служб Минобрнауки, Рособрнадзора и Росстата. Ввести меры ответственности от выговоров до увольнения для работников, требующих отчеты в нару­шение установленных норм.
  5.  Определение на основе широкого общественного обсуждения научно-образовательным сообществом функций и полномочий Мини­стерства образования и науки как органа, обеспечивающего и координи­рующего работу учреждений образования и науки, но не управляющего этими сферами. Стратегия развития этих сфер может и должна опреде­ляться общественными организациями, представляющими научно­образовательное сообщество, и утверждаться федеральными и региональ­ными органами законодательной власти. Установление жесткого норма­тива финансирования органов управления образованием. Новые должно­сти могут вводиться только в пределах этого фонда.

 

   
 
 
 

07.12.2015  |  Просмотров: 5640  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 

Новые записи

 


 

Самые популярные записи

 


 

Самые обсуждаемые записи

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.