Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Блоги

Блогеры   Лента   Популярные   Обсуждаемые  

Ушаков Константин Михайлович

председатель оргкомитета Всероссийского конкурса «Директор школы», ООО «Издательская фирма “Сентябрь”»

Продолжу о «косяках»...

"...со временем мне стало казаться, что за требованием создать точные, детальные должностные инструкции стоит желание в некоторых случаях сказать: «это не мое дело»."

Есть одна вещь, относительно которой я не вполне уверен до сих пор. То ли «косяк», то ли нет… Как ни странно, это банальный вопрос о должностных обязанностях. Представьте себе, более 20 лет назад, мы в самом начале, народу очень мало, дел выше головы, поэтому все делают все, точного распределения обязанностей нет, всегда что-то горит, кто чуть более свободен тот и делает. Нет проблем с мотивацией, есть прямая угроза или мы выживем или нет. Наверное, со стороны все это выглядело несколько, как бы это помягче, хаотично, но был энтузиазм, был дух организации,  идея.  Но проходит время ситуация успокоилась, угрозы ослабели, мы стали успешны, тиражи росли. Энтузиазм постепенно, увы, куда-то уходил, этот ресурс, к сожалению, оказался не бесконечен, люди устают рано или поздно. И тут вдруг неожиданно, (для меня) передо мной стали ставить вопрос о должностных обязанностях…

С одной стороны – правильно (у всех так), но тогда в небольшой организации нужно вводить большое количество должностей, бюджет не потянет. Да и составить их в условиях, когда обстановка быстро меняется крайне затруднительно. Но со временем мне стало казаться, что за требованием создать точные, детальные должностные инструкции стоит желание в некоторых случаях сказать: «это не мое дело». Собственно это и происходило и мне это ужасно не нравилось, а еще они явно хотели иерархии «кто кем командует», кто им скажет что делать.  Это была серьезная развилка: пойдешь в одну сторону получишь иерархическую организацию, где каждый делает свое и только свое дело, «от сих и до сих»,  а любой новый проект требует новых людей. Мне довелось в таких работать и это не совсем то, что я хотел бы построить.

Чисто интуитивно, я попробовал иначе: у человека есть направление деятельности, внутри которой есть зона жесткой персональной ответственности, но при этом нет точных разграничений, зоны немного пересекаются, есть некоторая неопределенность, в этой области пресечения трудно отсидеться, не став аутсайдером, человек вынужден взаимодействовать с другими, о чем то договариваться, согласовываться, конфликтовать (иногда весьма остро), но именно в этих столкновениях часто появляются новые идеи. Конечно можно попробовать устраниться, но тогда ты теряешь в организации вес, значение, статус. Я сделал для себя важное открытие: зарплата, конечно, важна, именно из-за нее люди приходят или уходят, но работают хорошо они по другим причинам. Для подавляющего большинства крайне важен их статус: насколько их ценят, с их мнением считаются, причем не только руководство, но и коллеги.

В то время это не было сколько-нибудь обоснованным замыслом. В этих обстоятельствах сразу стали видны люди, которым «больше всех надо». Вся эта неустойчивая, постоянно меняющаяся конструкция оказалось на диво жизнеспособна. «Начальники» не назначались – они появляются, просто у кого-то оказывается на данном отрезке времени больше сил и желания. У меня совсем нет уверенности в том, что такого рода структура пригодна для больших организаций. Однако сегодня в редакции около 25 человек и пока это работает.

Но у всего есть оборотная сторона. Вся эта конструкция создает чудовищные проблемы адаптации для новичков до тех пор, пока они разберутся, что к чему и какого рода поведение в этой организации от них требуется.  Кое-кто так и не смирился, расстались. У меня до сих пор нет ощущения, что я абсолютно прав, что это применимо еще где-нибудь, например, в вашей школе, хотя теперь я могу подвести под такое свое поведение солидную теоретическую базу. Может это «косяк», время покажет.

Материал опубликован в рублике "Письмо редактора". "Директор школы"№5.

 

   
 
 
 

01.06.2015  |  Просмотров: 6318  |  Комментариев: 5

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

Уважаемый, Константин Михайлович, каждый Ваш материал в блоге бесценен для любого руководителя!

 Нохрина Виктория Владимировна   03.06.2015 в 18:01

 

У нас до сих пор нет должностных инструкций - организации 4 года.

 Нохрина Виктория Владимировна   03.06.2015 в 18:03

 

Спасибо на добром слове, Виктория Владимировна. А насчет должностных инструкций ..., мне кажется, что они не решают проблемы полностью. Однако спасибо за идею, обязательно подумаю об этом и напишу

 Ушаков Константин Михайлович   04.06.2015 в 11:59

 

руководство при проверке требует их наличее. Приходиться давать инструции под роспись , затем возникают вопросы почему я

 Стебнев Владимир Васильевич   19.06.2015 в 15:25

 

Мне кажется, вопрос не в наличии или отсутствии инструкций, а в отношении к ним, в культуре. В школе мы не можем обойтись без инструкций, так как это государственное учреждение, но в какой степени мы опираемся именно на них в управлении, и в повседневной своей работе - вопрос культурный...

     26.06.2015 в 12:44

 


 

Новые записи

 


 

Самые популярные записи

 


 

Самые обсуждаемые записи

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.