Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Блоги

Блогеры   Лента   Популярные   Обсуждаемые  

Селектор Светлана Спартаковна

Эксперт-консультант , научно-методический журнал «Директор школы», Совет по публицистике, образованию, науке, культуре, творчеству МГОСП России, Межрегиональная Тьюторская Ассоциация

"Тьютор года -2015"

Уважаемые коллеги! Приглашаем вас принять участие во Всероссийском профессиональном конкурсе "Тьютор года -2015"

СЕТЕВОЙ ИНСТИТУТ ПРЭСТО
МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ТЬЮТОРСКАЯ АССОЦИАЦИЯ
 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие во Всероссийском профессиональном конкурсе «Тьютор года –  2015», который состоится 13-19 апреля 2015 года в г. Пермь.

Организаторы конкурса: Автономная некоммерческая образовательная организация «Сетевой институт ПрЭСТО» (далее – АНОО  «ПрЭСТО»)  и Межрегиональная общественная организация «Межрегиональная тьюторская ассоциация» (далее МОО МТА) – объединяют усилия с целью создать эффективную площадку по развитию тьюторских технологий и профессиональной коммуникации в тьюторском сообществе России. Конкурс носит ярко выраженный деятельностный характер и способствует выявлению и распространению лучших практик индивидуализации образования.

Ключевая особенность конкурса – в том, что он проводится на базе Краевого тьюторского метапредметного лагеря «Вперед, в будущее!» (далее – лагерь), рассчитанного на 50 учащихся 8-10 классов. Цель лагеря, который будет проходить уже в 14-й раз за четыре года – дать подросткам навыки профессионального самоопределения и выстраивания своей образовательной траектории. Таким образом, конкурсантам предложено проявить свои тьюторские компетенции в реальной образовательной среде, которая представляет собой насыщенное возможностями пространство выбора. Тьюторы, заявившиеся на участие в конкурсе, будут организовывать для школьников деятельностные пробы, проводить рефлексию по итогам метапредметных состязаний, сопровождать их индивидуальную проектную деятельность и защищать свои тьюторские практики.

С порядком проведения конкурса, критериями оценки конкурсных испытаний можно ознакомиться в  Положении о Всероссийском профессиональном конкурсе «Тьютор года – 2015», размещенном на сайтах presto.perm.ru и  thetutor.ru. Состав Оргкомитета указан в Приложении 1.

В конкурсе могут принять участие  представители образовательных организаций Российской Федерации всех типов и форм собственности, реализующие тьюторские технологии в своей профессиональной деятельности. Ограничений по возрасту, образованию, занимаемой должности и педагогическому стажу участников нет.

Рекомендуется участие в лагере от 2 до 5 учащихся 8-10 классов, представляющих образовательную организацию каждого из конкурсантов.

Допускается участие в лагере педагогов, руководителей образовательных организаций, методистов и т.д. без статуса участника конкурса.

Все участники лагеря, вне зависимости от участия в конкурсе, задействованы в реализации образовательной программы лагеря и, в том числе, могут ее формировать, заявляя свои авторские краткосрочные курсы метапредметного характера.

Конкурс «Тьютор года – 2015» проводится на базе санатория «Гармония» (г.Пермь, Встречная, 35).

Всем участникам лагеря обеспечивается проживание в комфортных 2-3-местных номерах с санузлом, 4-разовое питание, образовательная программа. Финансовые условия участия: 

Участники конкурса – 22500 руб. за 1 человека

Иные взрослые – 18000 руб. за  1 человека

Дети, проживающие за пределами Пермского края – 16000 руб. за 1 человека

Дети, проживающие в Пермском крае – 5000 руб. за 1 человека (стоимость участия частично субсидируется Министерством образования и науки Пермского края)

Для участия в Конкурсе необходимо прислать на электронный адрес Оргкомитета info@presto.perm.ru:

1) заявку на участие в конкурсе (Приложение 2);

2) сведения об учащихся и сотрудниках организации, которые будут совместно с конкурсантом участвовать в лагере «Вперед, в будущее!» (Приложение 3).

После отправления заявки и сведений о других участниках лагеря  в течение 1 (одной) недели на адрес заявителя будет направлено ответное письмо, подтверждающее прием заявки. Если в данный срок ответное письмо не будет получено, заявитель должен связаться с Оргкомитетом по контактным телефонам, указанным ниже, для уточнения всех вопросов.

Текущая информация о Конкурсе размещается:

-  на официальном сайте АНОО «Сетевой институт ПрЭСТО»: presto.perm.ru.

-  на официальном сайте МОО  «Межрегиональная тьюторская ассоциация»: thetutor.ru

Дополнительную информацию можно получить по телефону 8-919-45-90-880 (Кирюхин Валентин Юрьевич) и 8-916-605-31-28 (Кобыща Елена Игоревна).

Приложение 1

СОСТАВ ОРГКОМИТЕТА

ВСЕРОССИЙСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА «ТЬЮТОР ГОДА – 2015»

Г. ПЕРМЬ

Председатель оргкомитета

 

Имакаев Виктор Раульевич, доктор философских наук, заведующий кафедрой образовательных технологий высшей школы Пермского государственного национального исследовательского университета, директор по науке АНОО «Сетевой институт ПрЭСТО»

Заместитель председателя оргкомитета

Кобыща Елена Игоревна, преподаватель магистратуры «Тьюторство в сфере образования» Московского педагогического государственного университета, тьютор, федеральный эксперт в сфере индивидуализации образования и тьюторства

Члены оргкомитета

Балабанова Юлия Сергеевна (Пермь),  специалист по стратегическим коммуникациям АНОО «Сетевой институт ПрЭСТО»

Губайдуллин Радик Азгамович (Пермь), директор департамента комплексного сопровождения АНОО «Сетевой институт ПрЭСТО»

Изотова Юлия Александровна (Москва), директор «Института тьюторства», координатор сетевых проектов и лабораторий Межрегиональной тьюторской ассоциации, федеральный эксперт в сфере индивидуализации образования и тьюторства

Кирюхин Валентин Юрьевич (Пермь), исполнительный директор АНОО «Сетевой институт ПрЭСТО»

Кирюхина Юлия Николаевна (Пермь), администратор АНОО «Сетевой институт ПрЭСТО»

Ковалева Татьяна Михайловна (Москва), доктор педагогических наук, профессор, руководитель магистратуры «Тьюторство в сфере образования» Московского педагогического государственного университета, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации, федеральный эксперт в сфере индивидуализации образования и тьюторства

Мансветова Мария Александровна (Пермь), директор АНОО «Сетевой институт ПрЭСТО»

Обшаров Константин Иванович (Пермь), руководитель психологической службы АНОО «Сетевой институт ПрЭСТО»

Степанов Сергей Анатольевич (Новосибирск), старший преподаватель НПГУ, координатор организации экспертной деятельности Межрегиональной тьюторской ассоциации, федеральный эксперт в сфере индивидуализации образования и тьюторства

Суханова Елена Анатольевна (Томск), доцент кафедры управления образованием факультета психологии ТГУ, заместитель директора НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ, председатель правления Межрегиональной тьюторской ассоциации, федеральный эксперт в сфере индивидуализации образования и тьюторства

 

Приложение 2

 

ФОРМА ЗАЯВКИ

на участие во Всероссийском профессиональном конкурсе «Тьютор года – 2015»

13-19 апреля 2015 г., г. Пермь

(заявка заполняется участником конкурса индивидуально)

 

ФИО (полностью)

 

Место работы

 

Город/район

 

Должность

 

Номер мобильного  телефона

 

E-mail

 

Название краткосрочного курса

 

Краткая аннотация краткосрочного курса для учащихся (аннотация предназначена для учащихся, объем до 0,5 стр.)

 

ПОЛОЖЕНИЕ о всероссийском  профессиональном конкурсе

«Тьютор года - 2015»

 1. Общие положения

1.1. Конкурс «Тьютор года» (далее – Конкурс) является профессиональным конкурсом тьюторского мастерства среди представителей образовательных организаций и открытого образования Российской Федерации.

1.2. Настоящее положение  определяет цели, организационную структуру, условия и порядок проведения Конкурса.

1.3. Конкурс проводится совместно  Межрегиональной тьюторской ассоциации (далее - МТА) и  Автономной некоммерческой образовательной организацией «Сетевой институт ПрЭСТО» (далее – АНОО  «ПрЭСТО») при поддержке Министерства образования и науки Пермского края .

1.4. Руководство организацией, проведением  и подведением  итогов Конкурса осуществляет Организационный комитет, формируемый совместно МТА и АНОО «ПрЭСТО».

1.5. Информация о Конкурсе размещается на официальных сайтах МТА и  АНОО «ПрЭСТО»: www.thetutor.ru и presto.perm.ru.

1.6. Основной рабочей онлайн-площадкой по подготовке и проведению Конкурса для организаторов и участников является группа «Конкурс "Тьютор года" – 2015» в социальной сети facebook.com.

1.7. В 2015 году Конкурс проводится в период с 13 по 19 апреля в г. Перми.

2. Цели Конкурса

2.1. Выявление и распространение лучших практик тьюторской деятельности, направленных на индивидуализацию образовательного процесса, сопровождение личного образования учащихся основной и старшей школы, актуализацию образовательного и деятельностного самоопределения старшеклассников.

2.2. Стимулирование  активности педагогов в освоении технологий индивидуализации, конструирования образовательного процесса, проектирования и реализации учащимися индивидуальных образовательных программ и проектов.

2.3. Актуализация  профессиональной коммуникации в тьюторском сообществе России с целью развития и расширения сферы применения тьюторских технологий.

3. Организационная структура Конкурса

3.1. Непосредственное руководство проведением Конкурса осуществляет Оргкомитет.

Функции Оргкомитета: разработка конкурсной документации; подготовка оригинал-макетов, печать и рассылка информационных материалов; организация проживания, питания, трансфера, прием и размещение участников; организация конкурсных испытаний и награждения победителей; решение спорных вопросов, возникающих в связи с проведением Конкурса.

3.2. Научное руководство Конкурсом осуществляет Научно-методический совет, который разрабатывает конкурсные задания, процедуры проведения конкурсных испытаний, критерии оценки; организацию и проведение установочных семинаров в ходе Конкурса.

3.3. Кандидатуру на должность Председателя Научно-методического совета утверждает Оргкомитет. Председатель формирует состав Научно-методического совета.

3.4. Оценку конкурсных работ, подведение итогов и награждение участников осуществляет Экспертная комиссия, состав которой формируется Оргкомитетом.

Функции Экспертной комиссии: независимая оценка каждого испытания как минимум двумя членами комиссии по критериям, разработанным Научно-методическим советом; проведение рефлексии для участников по итогам каждого испытания; определение победителей и призеров Конкурса.

4. Условия участия в Конкурсе

4.1. Конкурс проводится на базе Краевого тьюторского метапредметного лагеря «Вперед, в будущее!» (далее – Лагерь).

4.2. С каждым конкурсантом в Лагере могут принять участие 1-2 учащихся 8-10 классов, представляющих его образовательную организацию.

4.3. Участниками Конкурса могут быть  сотрудники  образовательных организаций Российской Федерации всех типов и форм собственности.  Ограничений по возрасту, образованию и педагогическому стажу участников нет.

4.4. Стоимость участия в Лагере для участников Конкурса включает в себя организационный сбор, а также оплату проживания, питания и образовательной программы Лагеря. Трансфер до места проведения Конкурса участники организуют самостоятельно.

4.5. Для участия в Конкурсе необходимо прислать на электронный адрес Оргкомитета info@presto.perm.ru:

1) заявку на участие в Конкурсе;

2) сведения об учащихся и других сотрудниках организации, которые будут совместно с конкурсантом участвовать в лагере «Вперед, в будущее!».

После отправления письма с пакетом документов в течение 1 (одной) недели заявитель должен получить на электронный адрес ответное письмо, подтверждающее прием заявки, включение его в список конкурсантов, а всех указанных лиц – в список участников лагеря «Вперед, в будущее!». Если в данный срок ответное письмо не будет получено, заявитель должен связаться с Оргкомитетом по контактному телефону 8(342) 205-50-82 для уточнения всех вопросов.

4.6. В случае изменений в поданной заявке или в представленных сведениях об учащихся, а также при невозможности принять участие в Конкурсе заявитель заблаговременно извещает об этом Оргкомитет по электронной почте или по телефону.

4.7. Максимальное количество участников Конкурса – 25 человек. В случае если количество заявок превышает 25, к участию в Конкурсе с первого тура допускаются лучшие 25 участников по итогам предварительного тура. Участники, не прошедшие предварительный тур, могут принять участие в Лагере в качестве тьютора.

4.8. Зарегистрированные участники Конкурса должны войти в группу «Конкурс "Тьютор года" – 2015» на facebook.com не позднее 1 марта 2015 года.

5. Порядок проведения Конкурса

5.1. Конкурс включает один предварительный и четыре последовательных испытания (тура):

Предварительный тур – видео-визитка «Я тьютор» (максимальный балл – 40).

Первый тур – тьюторский ТРИЗ (максимальный балл – 50).

Второй тур – организация деятельностной  пробы-проекта для учащегося, группы учащихся (максимальный балл – 60).

Третий  тур – проведение групповой рефлексии с участниками лагеря по итогам метапредметных испытаний (максимальный балл – 70).

Четвертый  тур – «Тьюторская история»: устное сообщение о реальной ситуации тьюторского действия участника конкурса с тьюторантом – учащимся 7-11 классов (максимальный балл – 80).

5.2. Число баллов, полученных в 1 и 2 турах, суммируется и является основанием для прохождения в третий и четвертый тур. Число участников третьего (четвертого) тура – не более 10 человек.

5.3. Решение Экспертной комиссии по итогам каждого тура пересмотру не подлежит, система апелляций не предусмотрена. После окончании  каждого тура члены Экспертной комиссии проводят рефлексию с участниками Конкурса.

5.4. Победителями Конкурса – обладателями трех призовых мест – становятся участники, прошедшие все туры и набравшие в сумме максимальное количество баллов. На заключительном мероприятии они награждаются дипломами и ценными призами. Также допускается учреждение и вручение специальных призов по желанию групп  участников Лагеря и членов Оргкомитета.

6. Критерии  оценки конкурсных испытаний (туров)

В скобках указано максимальное количество баллов по каждому критерию.

Предварительный Тур — Видео-визитка «Я тьютор»

Объектом оценивания в данном испытании является видео-визитка, состоящая из трех частей. В каждой части конкурсант дает объяснение того, кто такой тьютор, конкретному адресату. Адресатов должно быть три:

1)Подросток в возрасте 13-17 лет;

2)Родитель подростка;

3)Руководитель образовательной организации.

Конкурсанты загружают свои материалы в группу "Конкурс "Тьютор года" - 2015" на Facebook.com 14-15 марта 2015 года. Визитки, присланные ранее или позднее, не принимаются к рассмотрению.  Общая продолжительность визитки – до 3 минут, продолжительность каждой части – до 1 минуты.

Критерии оценки:

1. Учет адресата коммуникации (20)

В визитке есть обращение ко всем трем адресатам. Объяснение смысла деятельности тьютора формулируется для каждого адресата на понятном ему языке и различается по содержанию в зависимости от задач коммуникации.

2. Оригинальность (10)

В визитке проявляется  индивидуальный стиль конкурсанта.

3. Композиционная стройность и выразительность (10)

Монологи композиционно выстроены. Конкурсант использует различные средства выразительности, способствующие пониманию его речи конкретным адресатом.

Тур 1 – Тьюторский ТРИЗ (решение тьюторских задач)

Тьюторская задача представляет собой описание проблемной ситуации, возникающей в процессе тьюторского сопровождения. Задача носит открытый характер (не предполагает однозначного решения).

Все конкурсанты получают одинаковые задачи. На их решение отводится один час. Конкурсант должен предоставить текст, включающий формулировку тьюторского замысла, описание последовательности действий, техник, методов, направленных на решение проблемной ситуации.

Критерии оценки:

1.Полнота учета всех обстоятельств, описанных в задаче (10)

В решении учтено максимальное количество элементов среды, описанных в задаче, коммуникативных связей тьюторанта. Зафиксированы наличие и степень выраженности запросов тьюторанта.

2.       Соответствие замысла описанной в задаче  проблемной ситуации (10)

Интерпретация запросов тьюторанта и определение зоны ближайшего развития тьюторанта адекватны описанной проблемной ситуации.

Проведен анализ ресурсов образовательной среды, в которой тьюторант может принять и реализовать образовательное решение.

3.Соответствие тьюторских действий замыслу (10)

Тьютор оказывает содействие тьюторанту в разработке  и реализации его запроса, выводит тьюторанта на анализ и оценку процесса реализации индивидуального запроса.

4.       Вариативность предложенных механизмов и способов деятельности (10)

В решении рассмотрено более одного варианта развития событий в зависимости от отклика тьюторанта на действия тьютора, на результаты его собственных образовательных действий. Предложены различные методы тьюторского действия в зависимости от вариантов развития событий.

5.Завершенность тьюторского действия (10)

Представлено описание результатов, по которым тьютор, тьюторант и другие участники проблемной ситуации признают ее завершенной.

Тур 2 – Организация деятельностной пробы-проекта для учащегося

 

Деятельностная проба представляет собой моделирование для учащегося ситуации, актуализирующей значимые элементы определенного вида  деятельности (включая профессиональную деятельность).

Деятельностные пробы организуются для учащихся – участников Лагеря. На первом этапе организаторами Лагеря формируется портфель заявок от учащихся на деятельностные  пробы. Тьютор выбирает любую заявку из предложенного портфеля, при этом заявка должна быть от учащегося, не являющегося учеником в той образовательной организации, в которой работает тьютор. Факт выбора заявки подтверждается письменным заявлением участника Конкурса.

Далее участник Конкурса проводит тьюториал с выбранным им участником Лагеря, после чего заполняет электронную (бумажную) форму проекта деятельностной пробы и сдает ее в Экспертную комиссию.

Следующий этап – очная защита проекта деятельностной пробы, по результатам которой конкурсанту предоставляется время, место проведения пробы в структуре жизнедеятельности Лагеря, а также иные необходимые ресурсы.

Далее тьютор проводит деятельностную  пробу в присутствии как минимум двух членов Экспертной комиссии. В случае невозможности присутствия организуется видеозапись деятельностной  пробы. После проведения деятельностной  пробы тьютор проводит рефлексию с тьюторантом.

В Экспертную комиссию сдаются:

1)Отчет о проведении деятельностной пробы.

2)Видео-материалы, аудио-материалы, фотографии (если это необходимо).

3)Рефлексивное эссе тьюторанта.

Критерии оценки:

1.Полнота анализа  ситуации деятельностного самоопределения тьюторанта (15)

При проектировании пробы выявлены актуальные интересы и деятельностные/образовательные затруднения тьюторанта. Определен уровень освоения тьюторантом данного направления деятельности, понимания им особенностей, структуры соответствующей области деятельности. Актуализировано целеполагание тьюторанта по отношению к проектируемой деятельностной пробе.

2.Соответствие жанра и сюжета пробы ситуации деятельностного самоопределения тьюторанта (15)

При выборе специфики пробы учтены уровень освоения тьюторантом вида деятельности, знание особенностей деятельности, степень выраженности интереса.

3.Событийность проведенной профессиональной пробы (15)

Рефлексия тьюторанта по окончании пробы носит глубокий и осмысленный характер. Тьюторант производит коррекцию, уточнение  индивидуального образовательного маршрута, понимает взаимосвязь результатов пробы  со своей жизнедеятельностью вне лагеря.

4.Уровень и содержание рефлексивного осмысления тьютором собственной деятельности: соотнесение замысла, реализации, рефлексии тьюторанта, выделение собственных затруднений и поиск путей их решения (15)

Тур 3 – Проведение групповой рефлексии результатов участия в метапредметных испытаниях

Рефлексия с участниками метапредметных испытаний проводится в день окончания испытаний.  До момента проведения рефлексии все испытания должны быть завершены, также должны пройти все семинары, посвященные анализу заданий и ошибок в их выполнении. Результаты испытаний на момент проведения рефлексии участникам неизвестны. Минимальное количество учащихся в группе  - 4 человека

Замысел рефлексии – осмысление  индивидуальных успехов и неудач,  трудностей  участников метапредметных испытаний (выбор испытаний из предложенного набора, подготовка к испытанию, сильные и слабые стороны собственного действия), актуализация собственного отношения участника испытаний к развитию своих метапредметных способностей.

Критерии оценки:

1.     Актуализация рефлексивных высказываний (20)

Высказываются все или большинство участников группы, содержание высказываний носит рефлексивных характер.

2.     Работа с рефлексивными высказываниями (20)

Реплики и вопросы организатора рефлексии позволяют тьюторанту развить собственное рефлексивное суждение, не являются прямыми указаниями и подсказками.

3.Соотнесение событийного ряда метапредметных испытаний  и той образовательной и иной повседневности, в которую возвращаются участники. Актуализация изменений образовательной деятельности тьюторанта, соответствующих уровню и содержанию  его индивидуальных приращений (20)

4.     Смысловая и эмоциональная завершенность рефлексивного действия (10)

Тур 4 – Тьюторские истории

Под тьюторской историей понимается конкретная ситуация тьюторского сопровождения одного или нескольких школьников, с которыми работал участник Конкурса.  Описание ситуации должно быть таким, чтобы слушатели составили полноценное представление о проблеме, с которой столкнулся тьютор, о его замысле, о той системе действий, которую он предпринял для разрешения данной проблемной ситуации, о том результате, который  он мог бы зафиксировать.

Защита тьюторской истории проходит на экспертном семинаре. На выступление дается 10 минут. До начала выступления участники конкурса сдают письменное описание тьюторской истории (до 2 страниц).

После выступления в течение 10 минут проводится дискуссия, в ходе которой эксперты задают вопросы участнику. После дискуссии конкурсант в заключительном слове подводит итоги обсуждения.

Критерии оценки:

1.Детальность и глубина описания проблемной ситуации (10)

2.Соответствие замысла тьюторского действия проблемной ситуации тьюторанта (10)

3.Соответствие действий тьютора его замыслу, специфике проблемной ситуации тьюторанта (20)

4.Конкретность результата тьюторского действия, описанного участником конкурса. Понимание этого результата тьюторантом (20)

5.Содержательность ответов участника конкурса на вопросы экспертов, соответствие его реплик и аргументов вопросам и фиксациям (10)

6.Сила и логичность цепочки высказываний  в заключительном слове (10)

 

   
 
 
 

16.02.2015  |  Просмотров: 5877  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 

Новые записи

 


 

Самые популярные записи

 


 

Самые обсуждаемые записи

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.