Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Блоги

Блогеры   Лента   Популярные   Обсуждаемые  

Ушаков Константин Михайлович

председатель оргкомитета Всероссийского конкурса «Директор школы», ООО «Издательская фирма “Сентябрь”»

Квалификационный разрыв

В каждой школе есть учителя, работающие намного лучше других. Разве это не так? И ученики, и родители считают удачей попасть именно к ним. Это достаточно привычно и обычно, но правильно ли? Существует ли возможность сделать так, чтобы попадание к хорошему учителю было системой, а не везеньем? И чего можно достичь, если в школе есть учителя, которые преподают на порядок лучше, чем другие?*

То есть это, конечно, очень хорошо, что такие есть, но одновременно это означает, что доступ к качественному образованию есть не что иное, как доступ к хорошему учителю. Поскольку хочется справедливости (во всех отношениях), то хорошие педагоги, как правило, сильно перегружены, что значительно увеличивает скорость их выгорания.

Ни секунды не сомневаюсь, что вы прикладываете большие усилия для того, чтобы подтянуть «слабых», способы этого хорошо известны и иногда это удается. Но, как показывает практика, в рамках традиционной системы отношений разница в профессионализме быстро восстанавливается.

Мы прекрасно знаем, что если, например, собрать в один класс только отличников, то как правило, через некоторое время среди них появятся неуспевающие и класс снова разделится по успеваемости на традиционные группы.

Вернемся к учителям. Значит ли сказанное выше, что большой разброс в уровне профессионализма есть зло неизбежное и неустранимое? И разговоры о качественном образовании для всех — это просто разговоры, не более? Как показывает мировой опыт, существует единственный выход из данной ситуации — резкое увеличение уровня профессионального сотрудничества, увеличение социального капитала организации. Помните публикации в «ДШ» почти весь прошлый год? Это именно об этом. Профессиональное сотрудничество — очень затертое словосочетание, под ним можно понимать и участие в работе педсовета раз в полугодие, и участие в работе кафедры (методобъединения) раз в месяц, но я не об этом, этого крайне мало. Я о сотрудничестве как о ежедневной работе педагогов, когда исчезает профессиональная автономия, уменьшается профессиональное одиночество, существует непрерывный обмен значимой профессиональной информацией.

К частому, регулярному сотрудничеству люди не привыкли, это тяжело, поэтому придется «давить», пока это не войдет в привычку, пока не возникнет социальный навык. Именно профессиональное сотрудничество является наиболее эффективным инструментом если не устранения разброса в уровнях профессионализма (это невозможно), то его значительного уменьшения. Работа это тяжелая, но возможно, вам покажется, что «овчинка стоит выделки». А вот о том, как это непосредственно организовать, мы скоро поговорим.

________________

* Hargreaves A., Fullan M. Professional Capital: Transforming Teaching in Every School. Teachers College, 2012.

 

 

© Директор школы №5, 2014

   
 
 
 

09.06.2014  |  Просмотров: 5759  |  Комментариев: 4

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

Наверное интересней было бы получить ответ на вопрос "как?", чем оценинь проблему. Проблема, несомненно, есть. Не думаю, что есть готовый рецепт.

 Чикишев Александр Анатольевич   10.06.2014 в 11:58

 

Это мечта! Я бы назвал её - демократическая школа. Но у нас сегодня другая ситуация - вместо права ребёнка на развитие - ЕГЭ, узурпация школы в формировании универсильных учебных действий (хотя по замыслу родоначальников идеи - они формируются из общепредметных умений и навыков, а не проектируются специально). Вместо строительства образования, делающего каждого успешным - Россия всё дальше уходит в сторону стагнации. Зарубежом экзамен ресурс лучшего понимания образования. В России - это определение судьбы человека. Других вариантов построения карьеры - нет. Отсюда и все беды. Элитарная школа -это школа, которая создаёт условия для максимального развития как детей, так и учителей. Сегодня российская школа скована кипой предписаний и регламентов, в условиях которых ничего реально развиваться не может. Если ситуация будет сохраняться такой и дальше...это еще 10 лет потерянного времени. Только полная свобода может обеспечить реальное развитие образования!!!

 Руднев Евгений Анатольевич   10.06.2014 в 14:07

 

Уважаемый Евгений Анатольевич! Зачем же так пессимистично? ГИА (и ЕГЭ в том числе) -это инструмент подведения ИТОГА образования. А ПРОЦЕСС образования в школе не исключает творчество, развитие, поиск, креатив, и т.д.,если учитель способен на это. В том то и беда, что далеко не все учителя способны на это и далеко не все учителя обладают самокритичностью, высоким уровнем самоконтроля, ответственности и т.д., чтобы умело распорядиться свободой. Некоторые учителя, к сожалению, воспринимают свободу как вседозволенность, что собственно естественно для человека. При отсутствии внешнего контроля учитель начальной школы, например, может перестать проверять тетради, из практики учителя может исчезнуть работа над ошибками, над каллиграфией, отдельные предметы, работа с классом и т.д. Учитель среднего и старшего звена, например, содержание предмета может постоянно заменять пропагандой своих политических взглядов или каким-либо другим содержанием. При этом учитель может прекрасно совмещать фактические ошибки по предмету, допускаемые им во время урока и проверки работ учащихся с высоким мнением о своём профессионализме. ПОЛНАЯ свобода школ, о которой Вы ратуете, может стать ещё и фактором разрушения единого образовательного пространства страны. Нужна золотая середина: определённая степень свободы школы должна сочетаться с качественным выполнением "госзаказа" и общественного заказа. А УУД школа не успела узурпировать, так как ещё далеко не все учителя до конца осознали, что это за зверь и работают по инерции. Если родители (родственники,друзья и др.) найдут время, силы, желание и способности подключиться к формированию УУД, то ни одна школа, по моему мнению, не будет возражать против этого.

 Рыжков Андрей Георгиевич   13.06.2014 в 21:47

 

Одна из трудностей на пути к регулярному сотрудничеству учителей - отсутствие языка, терминологического и понятийного пространства, на котором педагоги могли бы осуществлять коммуникацию. У нас, на самом деле, практически, нет общих и всеми одинаково понимаемых слов для описания того, что мы делаем с детьми. Тот казенно-бюрократический язык "официальной педагогики", на котором нас заставляет говорить начальство, во-первых, плохо отражает реалии образовательного процесса, во-вторых, эмоционально отвратителен большинству учителей - слишком много гадостей было сделано с помощью этого языка. Хороший учитель часто не может поделиться своим опытом потому, что сам не вполне осознает, что именно он делает и не имеет развитого теоретического аппарата, чтобы все это осознать и описать. На практике директор, создающий пространство диалога в своем ОУ, должен будет создавать свой, понятный данной команде учителей язык и понятийный аппарат. Это все трудно и в долгих откровенных разговорах делается (если учителя достаточно доверяют друг другу, чтобы такие разговоры вести). На выходе получается "сленг" данной отдельно взятой педагогической команды, не понятный остальному миру. P.S. Одно время мне казалось, что выходом является очень продуктивный и не затасканный теоретический аппарат методологов Г. П. Щедровицкого. Но как-то не стало это общепринятым языком новой педагогики, хотя попытки, кажется, были.

 Котов Вадим Евгеньевич   22.06.2014 в 17:55

 


 

Новые записи

 


 

Самые популярные записи

 


 

Самые обсуждаемые записи

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.