Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Блоги

Блогеры   Лента   Популярные   Обсуждаемые  

Селектор Светлана Спартаковна

Эксперт-консультант , научно-методический журнал «Директор школы», Совет по публицистике, образованию, науке, культуре, творчеству МГОСП России, Межрегиональная Тьюторская Ассоциация

Декларация Общероссийского общественного движения "Образование – для всех!"

Конгресс работников образования, культуры, науки и техники (КРОН) поддерживает положения Декларации Общероссийского общественного движения «Образование – для всех!». Декларация названа «дорожной картой». В ней представлены первоочередные действия в области образования.

Образовательная политика

Декларация Общероссийского общественного движения "Образование – для всех!"

Конгресс работников образования, культуры, науки и техники (КРОН) поддерживает положения Декларации Общероссийского общественного движения «Образование – для всех!».

Декларация названа «дорожной картой». В ней представлены первоочередные действия в области образования.

ДЕКЛАРАЦИЯ

«Образование - для всех»

Версия 13.1

В постсоветской России происходит борьба двух направлений в образовательной политике: демократического (социального) и антидемократического (элитарного).

Сторонники последнего полагают, что качественное образование должно быть доступно людям с высокими доходами или должностями, а в лучшем случае - ещё и с исключительными способностями. Именно это направление возобладало в стране в настоящее время: федеральная власть фактически отказалась от принципов образовательной политики, закреплённых в 1992 г. Законом РФ «Об образовании», и проводит бюрократические контрреформы.

Сторонники первого направления уверены, что путь к образованию следует открыть всем, кто хочет и способен его получить, независимо от доходов, места жительства, национальности и др. Более того, чтобы право на образование было действительно равным, в период обучения необходимы меры государственной поддержки для малообеспеченных, сирот, инвалидов, детей и студентов из села.

Образование, реально доступное для всех, - это не только гуманистическое требование и необходимый элемент социального государства, но и условие движения нашей страны к «обществу знаний».

Если для индустриальной экономики прошлых веков достаточным было использование способностей меньшинства для процветания узкого слоя господствующей элиты, то в XXI веке творческий потенциал и человеческие качества всех граждан становятся главным ресурсом эффективного развития, конкуренции на мировых рынках, безопасности страны и главное - высокого качества жизни каждого.

Мы призываем к объединению всех сторонников демократического, социального направления в образовательной политике и предлагаем в качестве основы объединения обновленный проект следующей декларации. Окончательный вариант декларации, а главное - ее осуществление, должны стать результатом наших совместных усилий.

I. Мы отвергаем

Стремясь сохранить и увеличить образовательный потенциал нации, добиваясь ограничения неравенства возможностей в этой сфере,

мы выступаем категорически против:

1. Приватизации образовательных организаций в любой форме. Последствия такой приватизации очевидны:

  • резкое сокращение бюджетного финансирования образовательных учреждений в связи с их превращением в негосударственные и, соответственно, уменьшением государственных обязательств перед ними;
  • качественный рост доли платного для гражданина образования за счет бесплатного;
  • в связи с низким уровнем жизни большинства «обвальное» сокращение числа учащихся, превращение образования в привилегию для избранных;
  • превращение образовательной деятельности для многих учебных заведений во второстепенную, распродажа их имущества, новый передел собственности, который составляет «тайну» российской приватизации вообще;
  • вследствие всех названных причин - полное разрушение системы образования в короткие сроки.

2. Категорически против сокращения финансирования образования, предусмотренного, в частности, федеральным бюджетом на 2014-2016 гг.

Ни одна страна не осуществила успешной модернизации при расходах на образование на уровне современных российских затрат - 4% от валового внутреннего продукта в консолидированном бюджете.

Подобно Дмитрию Менделееву, мы убеждены: экономить на образовании - хуже, чем топить ассигнациями!

3.Категорически против нового стандарта для старшей школы, утвержденного Приказом от 17 мая 2012 г. №413.

Обещая старшеклассникам право выбора учебных предметов, этот стандарт позволяет окончить школу и получить аттестат зрелости, не изучив базовых предметов: физики, химии, биологии; литературы и истории как отдельных дисциплин. Тем же, кто захочет освоить «золотой стандарт», т.е. школьную программу в полном объеме, как минимум, за два предмета придется платить. Новый стандарт означает фактическое разрушение системы общего образования.

3.Категорически против «дорожной карты» изменений в сфере образования, утвержденной Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2620-р.

«Карта» требует увеличения числа учеников в расчете на одного педагога и студентов - в расчете на одного преподавателя. Следствием станет сокращение более 90 тысяч учителей школ и более 100 тысяч вузовских преподавателей. Учебная нагрузка остальных значительно возрастет.

Это приведет к перегрузкам, эмоциональному выгоранию педагогов, а главное - падению качества образования.

3.Категорически против Федерального закона от 27 сентября 2013 № 253 о так называемом реформировании Российской академии наук.

В советский период во времена расцвета академии СССР был второй научной державой мира. А сама академия по соотношению затрат и результатов - едва ли ни самой эффективной научной организацией на планете.

В 1990-х гг. финансирование науки в стране упало в 20 раз и до сих пор далеко не достигло советского уровня. Государственная научно-техническая политика постсоветского периода соответствовала известной формуле: реформы начинаются, когда кончаются деньги.

Закон фактически отнимает у ученых и передает чиновникам власть не только над имуществом академии, но самое главное - над ее научными институтами. И какие бы претензии ни предъявлялись к управлению ученых, чиновничье управление наукой несравненно хуже и, вполне вероятно, будет соответствовать общему принципу: «распил» плюс «откат». Фактическое разрушение последнего остова бывшей Великой державы - угроза национальной безопасности, модернизации и самому будущему нации.

Мы выступаем против:

1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», который, в частности:

  • не содержит государственных гарантий финансирования образования и оплаты труда педагогов (за исключением школьных учителей);
  • не обеспечивает сохранения лучших традиций отечественного образования и возможности научно-образовательного прорыва, без чего модернизация невозможна;
  • позволяет в пять раз поднять родительскую плату за детские сады и в 20 раз плату за студенческие общежития;
  • лишает льгот при поступлении в вузы детей-сирот и сокращает эти льготы для инвалидов;
  • ведет сокращению на треть числа бюджетных студентов в России;
  • снижает гарантии сохранения сельской школы, которые и прежде действовали недостаточно эффективно и т.д.

2.Против системы единого госэкзамена в его современной форме.

Фанаты ЕГЭ, ссылаясь на международный опыт, игнорируют ключевую позицию западной модели - отсутствие административного давления. Каждый ВУЗ сам определяет, в какой степени учитывать результаты национального тестирования и какие еще использовать критерии для отбора абитуриентов.

Многолетний эксперимент и использование ЕГЭ в штатном режиме убедительно доказали, что вреда от него много больше, чем пользы. Результатами ЕГЭ стали, в частности:

  • рост коррупции. По данным экспертов МВД, примерно в полтора раза;
  • снижение достоверности результатов. По данным выборочной проверки полутора тысяч высокобалльных работ в проблемных регионах, проведенной Рособрнадзором, выяснилось, что завышение оценок отмечается в 77% случаев;
  • дрессура вместо развития личности. Превращение ЕГЭ в единственную (или основную) форму оценки уровня подготовки выпускников и качества работы педагогов заставило их заниматься натаскиванием детей на решение тестов вместо того, чтобы добиваться многостороннего развития личности ребенка;
  • деградация способностей и умений, необходимых каждому культурному человеку. В последнее время даже «отцы-основатели» ЕГЭ признают, что он не учит детей говорить, читать, писать, аргументировать и чувствовать.

Единственное реальное достижение ЕГЭ - увеличение количества детей из регионов в столичных вузах - оказалось палкой о двух концах. Подавляющее большинство уехавших из своих регионов, особенно сибирских и дальневосточных, не возвращаются. По данным Левада-центра, 45% российских студентов предпочитают жить и работать не в России, но за рубежом. В таких условиях вузы Москвы и Санкт- Петербурга фактически становятся перевалочной базой для утечки умов из России, а затраченные бюджетные и внебюджетные средства стимулируют развитие человеческого потенциала в других странах. ЕГЭ не порождает эту проблему, но способствует ее обострению.

3.Против принудительного введения двухступенчатой системы высшего образования.

Такая система уместна при подготовке специалистов с невысоким уровнем квалификации. Однако в целом принудительная бакалавризация всей страны:

  • примерно на 40% уменьшает количество специальных занятий по сравнению со специалитетом;
  • снижает квалификацию бакалавра по сравнению со специалистом;
  • затрудняет трудоустройство выпускника, поскольку отечественный работодатель воспринимает диплом бакалавра хуже, чем традиционного специалиста;
  • по причине конкурсного отбора в магистратуру уменьшает возможность получения качественного образования для значительной части студентов.

При свободной конкуренции между различными программами в конце 1990-х гг. и первом десятилетии XXI века большинство отечественных вузов и до 90% российских студентов выбирали квалификацию специалиста.

4.Против курса на свертывание отечественной системы высшего образования, в т.ч. по результатам так называемого мониторинга эффективности вузов.

Методика определения так называемой эффективности не учитывает образовательных результатов и оценивает почти исключительно результаты финансовые, причем нередко в искаженной форме. Например, эффективность научной деятельности измеряется не открытиями, изобретениями, патентами или публикациями, но затраченными деньгами, что прямо провоцирует коррупцию.

Измерять таким образом эффективность вузов - все равно, что температуру тела - в децибелах или давление крови - в квадратных метрах.

Любые измерители в рамках мониторинга вузов необходимо увязывать с показателями их государственной аккредитации. То и другое должно разрабатываться образовательным сообществом. Высокоразвитые страны объявляют своей национальной идеей открытие университетов. Современное российское правительство их закрывает.

Мы не поддержим ни одного решения, следствием которого может стать ограничение права на образование для граждан России или рост неравенства их образовательных возможностей.

II. НАША ПРОГРАММА: КЛЮЧЕВЫЕ ПОЗИЦИИ

Впервые в истории постсоветской образовательной политики мы предложили Парламенту и стране альтернативный проект Федерального закона «О народном образовании», который получил в Госдуме более 45% голосов.

Мы вновь предлагаем новый курс образовательной политики, другую философию образования.

По нашему глубокому убеждению в XXI веке:

Образование - не часть сферы обслуживания, но один из главных элементов общественного производства - воспроизводства самого человека.

По своему основному смыслу образовательная деятельность - не оказание рыночных услуг, но социальное служение.

Затраты на образование - не бремя государственного бюджета, которое нужно сокращать, но долгосрочные инвестиции в человека, чрезвычайно выгодные для государства.

Основная цель образования - не формирование квалифицированного потребителя (как заявлял экс-министр Андрей Фурсенко на «Селигере»), но многостороннее развитие способностей личности.

Образовательные отношения учителя и ученика в широком смысле должны иметь не функциональный, но личностный характер.

Вместо педагогики потребления и услуг мы предлагаем педагогику сотрудничества и сотворчества.

Образование должно ориентироваться не столько на прагматические задачи (функциональная грамотность, успех и личная выгода), сколько на фундаментальные знания и ценности (образование ради культуры).

Залог успеха модернизации, развития человеческого потенциала и национальной безопасности - не элитарное образование - для богатых и управляющих, но эгалитарное - образование для всех.

Переход России к доступному для каждого высококачественному образованию требует решения, как минимум, следующих задач:

  • приоритетное развитие образования как ключевой сферы экономического и гуманитарного прогресса;
  • превращение образования в одну из самых престижных в экономическом, социальном и культурном отношениях сфер деятельности;
  • создание системы социальных гарантий, обеспечивающих всем слоям населения равные возможности получения всех видов образования.

Для того, чтобы на этой основе страна могла успешно двигаться к «обществу знаний», необходимо осуществить следующие меры.

В области экономики образования:

1. Повышение расходов на образование в краткосрочной перспективе - до 7% от валового внутреннего продукта, в среднесрочной перспективе - до 10% от ВВП. В настоящее время в России эти расходы составляют около 4% от ВВП. Мировой опыт показывает: при расходах менее 7% от ВВП модернизация невозможна.

2. Создание системы государственной поддержки образования, включая:

  • введение прогрессивного налога на доходы граждан, превышающие 15 млн. руб. в год и на имущество, превышающее 50 млн. Использование не менее половины полученных доходов на цели образования;
  • нормативное финансирование государственных и муниципальных образовательных учреждений, при котором не менее 30% финансовых средств учреждение получает по смете, независимо от количества обучающихся, а остальные средства - по подушевому принципу;
  • возвращение в федеральную собственность и на федеральное финансирование профессиональных учебных заведений на основании решения трудовых коллективов и их обращения в Правительство России;
  • финансирование общеобразовательных школ из федерального и региональных бюджетов по принципу 50:50, а учреждений дошкольного и дополнительного образования детей - полностью из региональных бюджетов;
  • превращение безличных трансфертов в целевые субвенции регионам на нужды образования, включая зарплату педагогов. В этом случае деньги невозможно будет истратить на другие цели;
  • восстановление полной финансово-хозяйственной самостоятельности учебных заведений в распоряжении внебюджетными доходами;
  • восстановление в полном объеме налоговых льгот для образовательных учреждений и инвесторов образования. Деньги, вкладываемые в образование, включая зарплату, должны быть полностью освобождены от налогов;
  • финансированиё на равных условиях и равное налогообложение всех аккредитованных учебных заведений, независимо от форм собственности;
  • принятие специальной государственной программы развития индустрии образования;
  • разработка и утверждение государственной программы развития электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

В области социальных гарантий для учащихся и студентов:

  • за счет федерального бюджета повышение в среднесрочной перспективе детского пособия для семей с доходами ниже прожиточного минимума - до размеров прожиточного минимума ребенка; для семей с доходами менее полутора прожиточных минимумов - до половины прожиточного минимума ребенка, в т.ч. в краткосрочной перспективе - до 1000 руб.;
  • развитие системы детских домов семейного типа, приемных семей, в т.ч. путем преобразования в них традиционных детских домов. Устранение юридических преград, тормозящих создание приемных семей и детских домов семейного типа (обязательная регистрация приемной семьи как учреждения, отсутствие педагогического стажа для приемных родителей и т.п.);
  • обеспечение каждому ребенку реальной возможности реализации конституционного права на дошкольное образование. Восстановление нормы закона, согласно которой плата за присмотр и уход в детском саду должна быть не выше 20% от реальных затрат, а для многодетных семей - не выше 10%;
  • организация для беспризорников учебных заведений на основе сочетания образования и производительного труда по опыту А.С. Макаренко и других педагогов;
  • возвращение к опыту всеобуча силами педагогов и общественных активистов. Материальное стимулирование участников программы;
  • создание системы дополнительных гарантий реализации права на образование для детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов, граждан с низкими доходами, в том числе путем квотирования учебных мест и специальных стипендий;
  • введение за счет бюджетов образовательных технологий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья учащихся: увеличение числа уроков физкультуры, ритмики, танцев, искусства, бесплатные спортивные секции, здоровьесберегающая организация учебных занятий по системам педагогов-новаторов. Каждая школа должна стать школой здоровья;
  • обеспечение горячим питанием за счет федерального национальных бюджетов (по принципу 50:50) всех детей в начальной школе, малообеспеченных детей - в основной и старшей школе, а также в ссузах и бывших ПТУ. Ежедневный размер выплаты - не менее 2% прожиточного минимума в данном регионе;
  • обеспечение школ учебниками и методической литературой за счет федерального и региональных бюджетов по принципу 50:50;
  • восстановление в полном объеме системы льгот для поступающих в ВУЗы и ссузы, включая сирот, инвалидов, участников боевых действий, военнослужащих. Расширение целевого набора (прежде всего, для детей из села);
  • введение прямого законодательного запрета на сокращение числа бесплатных (бюджетных) мест в вузах и ссузах. Поэтапное наращивание количества таких учебных мест в расчете на 10 тысяч населения. Обеспечение в перспективе права граждан на общедоступное высшее образование (по оценкам футурологов, в информационном обществе высшее образование должны иметь 60-90 % работающего населения);
  • обеспечение академическими стипендиями всех студентов, имеющих средний балл успеваемости не ниже «хорошо», социальными стипендиями - всех студентов со среднедушевым доходом в семье ниже научно обоснованного прожиточного минимума, сирот и инвалидов. При этом студент вправе получать обе стипендии;
  • повышение стипендий в профессиональных и высших учебных заведениях в краткосрочной перспективе - не менее, чем в два раза;
  • в среднесрочной перспективе стипендии должны быть установлены:

социальная стипендия в профессиональных и высших учебных заведениях - не ниже прожиточного минимума работающего гражданина;

академическая стипендия:

в вузе - не ниже 80% прожиточного минимума;

в ссузе - не ниже 60% прожиточного минимума;

в аспирантуре, адъюнктуре, ординатуре - не менее трёхкратного размера прожиточного минимума;

в докторантуре - не менее шести размеров прожиточного минимума;

  • сохранение в полном объеме системы отсрочек от призыва на военную службу для старшеклассников, студентов, аспирантов и докторантов. Возвращение отсрочек от призыва студентам средних специальных учебных заведений, получающим профессиональное образование на базе полной средней школы;
  • введение законом гарантий права граждан на дополнительное образование в течение всей жизни. В т.ч. для детей, студентов и лиц, нуждающихся в социальной поддержке - на бесплатной основе;
  • законодательное закрепление в отношении инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья:

право выбора ими (или их законными представителями) учебного заведения (инклюзивного или коррекционного),

специальных нормативов финансирования их образования (в т.ч. в профессиональных и высших учебных заведениях),

повышенной оплаты труда педагогов, работающих с инвалидами;

  • законодательное гарантирование права выпускника вуза или ссуза на первое рабочее место, в т. ч. путем:

квотирования рабочих мест для молодых специалистов и других выпускников учебных заведений,

системы налоговых льгот организациям, активно использующим их труд, финансирования программ общественных работ с использованием труда молодежи.

В области социальных гарантий для педагогов и других работников образования:

  • установление минимальных ставок и окладов в сфере образования не ниже прожиточного минимума в целом по Российской Федерации;
  • установление средних ставок и окладов педагогическим работникам:

в дошкольном образовании и школе - не ниже средней заработной платы по региону и не ниже средней заработной платы по российской Федерации в целом,

в средних специальных учебных заведениях - не ниже полуторного размера средней зарплаты по региону и по Российской Федерации в целом,

в высших учебных заведениях - не ниже двух средних заработных плат по региону и по Российской Федерации в целом;

  • принятие федерального закона «О статусе педагогического работника», предусматривающего в среднесрочной перспективе приравнивание педагогов к государственным гражданским служащим по уровню пенсионного обеспечения и социальных гарантий;

- право на досрочную пенсию для всех педагогических работников образовательных учреждений для детей, независимо от должности или специальности, а также для педагогических работников лечебных и иных учреждений при стаже в 25 лет;

  • равный статус учреждений дополнительного образования со школами, профессиональными и высшими учебными заведениями в отношении бюджетного финансирования, налогов, аренды и других условий. Равный статус работников дополнительного образования с другими педагогами в отношении уровня оплаты труда и социальных гарантий;
  • надбавка за классное руководство за счет Федерального бюджета не менее трех тысяч рублей в месяц;
  • надбавки за ученую степень для докторов наук - 15000 рублей, для кандидатов наук - 8000 рублей вне зависимости от типа образовательной организации, в которой они работают;
  • надбавки за ученое звание работников вузов для профессоров - 60% ставки (оклада), для доцентов - 40% ставки (оклада);
  • финансовые гарантии реализации права педагогов на повышение квалификации.

В области содержания образования:

  • утверждение Федеральным законом образовательного стандарта для начальной, основной и полной средней школы, включая содержание образования и перечень обязательных предметов;
  • гражданская и патриотическая направленность образования. Ничего не приукрашивая и не скрывая, оно должно формировать у учащихся чувство любви к Отечеству, уважение к другим народам и государствам, стремление участвовать в делах общества;
  • научность и фундаментальность преподавания. Необходимы государственные образовательные стандарты и программы нового поколения, безусловно соответствующие современным научным представлениям, включающие фундаментальные основы наук;
  • «инновационное обучение». Подготовка детей и молодежи к жизни в условиях современной и будущей цивилизации: введение в образовательные стандарты курсов, функционально необходимых современному человеку, формирование экологической культуры, уважения к традициям и верованиям других народов и т.п.;
  • сочетание обучения с разнообразными видами практики - от физической культуры и труда на производстве до практики общественной и творческой деятельности;
  • сохранение светского характера образования в государственных и муниципальных учебных заведениях. Осознавая особую роль традиционных отечественных конфессий в формировании и развитии российской духовной традиции, мы полагаем, что государственные учебные заведения не должны быть местом для межконфессиональной конкуренции. Религиозное воспитание может осуществляться либо в негосударственных учебных заведениях, либо в государственных, но только на факультативной основе - по просьбам родителей, с согласия детей, под контролем органов управления образованием;
  • сохранение академических свобод и многообразия политических и мировоззренческих позиций в преподавании гуманитарных наук.

В области формирования информационно-образовательной среды:

  • восстановление на федеральном уровне государственного образовательного канала в метровом диапазоне. Создание образовательных каналов в субъектах Российской Федерации;
  • прямое законодательное предписание государственным и муниципальным средствам массовой информации выделять часть эфирного времени образовательным программам, подкрепленное налоговыми льготами для всех СМИ в части реализации ими таких программ;
  • государственно-общественный характер управления государственными и муниципальными средствами массовой информации. При этом создаваемые при них наблюдательные советы должны обеспечивать не только представительство в эфире различных политических взглядов, но прежде всего интеллектуальное и нравственное здоровье народа, а не его развращение. Мы - противники политической цензуры, но общественный педагогический и нравственный контроль считаем возможным и необходимым.

В области управления образованием:

  • введение независимой от органов управления образованием государственно- общественной аттестационной службы на основе специального закона;
  • добровольность ЕГЭ как формы итоговой аттестации для выпускников школ и как инструмента конкурсного отбора для вузов. Использование вузами накопленного опыта и поиск новых форм отбора талантливой и профессионально ориентированной молодежи (олимпиады, специальные школы и классы при вузах, учет профессиональной ориентации и практического опыта работы по будущей специальности и т.п.);
  • развитие углубленного изучения отдельных предметов либо профильного обучения в старшей школе только на добровольной основе и при условии сохранения его общедоступности и бесплатности; отказ от принудительной «профилизации» всех детей; дополнительная бесплатная довузовская подготовка для тех, кто получил непрофильное образование в школе или желает изменить профиль;
  • пересмотр решений по «реструктуризации» сельской школы. Сохранение школы и возможности качественного образования в каждом селе;
  • добровольность участия вузов в Болонском процессе;
  • разработка комплекса мер, останавливающих или уменьшающих отрицательные образовательные последствия вступления России в ВТО.

Только образовательная политика, опирающаяся на эти принципы, и объединение на ее основе всех сил и организаций, поддерживающих ее, независимо от политических позиций, способны осуществить общепризнанные лозунги мирового сообщества: «Образование - для всех» и «Образование - через всю жизнь», способна сделать отечественное образование более свободным и более социальным.

 

Принимаются поправки и предложения по электронному адресу Конгресса КРОН science.reg@mail.ru

 

   
 
 
 

21.12.2013  |  Просмотров: 5525  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 

Новые записи

 


 

Самые популярные записи

 


 

Самые обсуждаемые записи

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.