Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Блоги

Блогеры   Лента   Популярные   Обсуждаемые  

Ушаков Константин Михайлович

председатель оргкомитета Всероссийского конкурса «Директор школы», ООО «Издательская фирма “Сентябрь”»

Тупик профессии

«...самым трагическим (простите за пафос) следствием углубляющегося разделения педагогического труда (естественного для конвейерного производства) является упрощение профессии педагога...»

Мне представляется, что основным трендом в сегодняшнем среднем образовании является тренд на развитие индустриальной модели школы. Это школа большая, с глубоким разделением педагогического труда, с увеличением личной и профессиональной автономии, с сужающейся зоной профессиональной ответственности каждого педагога.

Как результат мы получаем некоторое подобие педагогического конвейера (отнюдь не в переносном смысле этого термина). Я знаю директоров, которые успешно сопротивляются этому тренду, но исключение лишь подтверждает правило.

Напомню, что главная задача конвейера (кроме повышения производительности труда) заключается в том, чтобы иметь возможность использовать низкоквалифицированную рабочую силу, потому что отдельная операция, выполнению которой можно обучить за очень короткое время, не требует квалификации. И хотя работа на конвейере очень тяжела, она достаточно проста, а низкоквалифицированные кадры легко заменяемы и потому крайне зависимы от руководства, что обеспечивает в какой-то степени производственную дисциплину. Если обратиться к среднему образованию, то кажется, что процесс копируется вплоть до деталей. И самым трагическим (простите за пафос) следствием углубляющегося разделения педагогического труда (естественного для конвейерного производства) является упрощение профессии педагога.

Я понимаю недоумение и, возможно, негодование, которое может вызвать последняя фраза. Однако «если кто-то первый обнаружил воду, так это были не рыбы» (не помню, кто это сказал). Находясь внутри этих изменений, нам очень трудно их фиксировать, потому что они привычны. Тем более что этот процесс упрощения начался не сегодня, он сейчас просто резко ускорился. Сначала мы разделили обучение и воспитание, потом ввели все более тонкое разделение предметов (русский — литература, алгебра — геометрия и пр.). Привычно, но все же странно немного, а? Эта логика не вызывала сопротивления, ведь учительский труд становился хоть немного, но легче, деятельность все более однородной. Я когда-то работал в школе, где было четкое деление преподавателей физики на тех, кто ведет физику в старших классах, и на тех, кто учит в 6–7­х. Я хорошо помню, как мне было трудно иногда вставать на замену в 6­й или 7­й класс, — навык­то терялся.

Итак, работа педагога постепенно становилась все проще, должностные обязанности все конкретнее.

Вообще, учительская корпорация проявила недальновидность. Выбирая между тем, что легче, и тем, как нужно, выбор обычно делался в пользу легче. В итоге мы имеем то, что имеют сегодня в большинстве стран мира, — утрату профессии как сложной, высоко интеллектуальной и ответственной. Незаметно преподавание стало сводиться к баллам и рейтингам.

После этого вряд ли стоит удивляться тому, что общественность становится все более агрессивной по отношению к школе. Ведь преподавание, разбитое на простые операции, становится понятным настолько, что кажется, что это может сделать практический любой. Это как с лечением гриппа или насморка, все с этим чудесно справляются сами. Мы знаем, как нам кажется, что в этих случаях нужно делать. Но если происходит что-то посерьезнее, мы бежим к профессионалу, признавая ограниченность своих познаний.

Сегодня большинство семей (с достаточным уровнем образования) вполне сносно учат своих детей и считать, и читать при подготовке к школе. Например, они научились взаимодействовать с системой дополнительного образования (государственной и негосударственной), диагностировать затруднения своего ребенка и подыскивать (если позволяет семейный бюджет) репетиторов. То есть они, как им кажется, научились «лечить». Ну скажите, за каким советом они могут захотеть прийти в школу (как это происходит в случае серьезного заболевания)? Они перестают считать нас профессионалами. В лучшем случае они считают нас таковыми в области присмотра и знания федеральных требований.

Возможно, вы не согласитесь, но кажется, что наиболее серьезной проблемой для школы является сильное видоизменение педагогической профессии. Ситуация не безнадежная, хотя ее разрешение потребует от нас больших усилий. Благо, примеры позитивного решения этой проблемы на уровне школ у нас есть. Утешает то, что это не только наша проблема, в том смысле, что она встала на повестку дня во многих развитых странах и решение, кажется, есть*.

______________________

* Hargreaves A. , Fullan M. Professional Capital. Transforming Teaching in Every School. 2012.

 

 

Материал опубликован в рубрике «Письмо редактора» .
© Директор школы №9, 2013

   
 
 
 

18.10.2013  |  Просмотров: 5826  |  Комментариев: 9

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

Абсолютно согласен!!! Но вопрос в другом - КУДА менять профессию? В прошлое? Или в некое будущее, описать которое вряд ли кто-то может? Или - чего придерживаюсь я сам - в очень далёкое прошлое, когда педагог (нет, не педагог-раб, а Учитель, Гуру) собирал вокруг себя учеников, ДОБРОВОЛЬНО за ним следующих и внимающих ему?

 Максименко Павел Юрьевич   20.10.2013 в 14:16

 

Учитель физической культуры в выигрыше, его ооочень трудно кем-либо заменить. ОН СОХРАНИТЬСЯ ТОЧНО.

 Матвеев Андрей Александрович   20.10.2013 в 23:09

 

А в чем проблема? В любом деле есть конвейер, и есть "ручная", "авторская" работа. Воротит от конвейерного производства - закажи себе "индивидуальный проект", коли возможности позволяют. Или найди сумасшедшего, который делает это практически задаром, потому что "так воспитан". Проблема мне видится в другом: почему "рабочий конвейера" вынужден покупать часть комплектующих и инструменты, а также проходить обучение - за свой счет, либо клянчить денег у потребителей услуги, не предусмотренных никакими договоренностями? Все равно, что фирма заявляет бесплатную доставку товара до квартиры, а грузчики выгрузят товар на снег у подъезда и начинают вымогать за подъем дивана на 8 этаж без лифта.

 Кочетков Константин Владимирович   20.10.2013 в 23:14

 

Думаете это тупик профессии? Может тупик управления на разных уровнях? Ну и как следствие - тупик развития общества...в перспективе! Провозглашают модернизацию и оптимизацию в образовании и здравоохранении, прекрасно! Хочется уточнить, а в чем мы все от этого выиграли? Лучше стали учить? Меньше стало бумаг? Лечить стали без очередей и с интересом к пациенту? Все равно все зависит от конкретного человека... Нашел хорошего учителя или доктора - везение! Причем, эти хорошие специалисты чаще всего работают не благодаря модернизации или оптимизации, а вопреки обстоятельствам. Что такое вечерняя школа или открытая сменная объяснять не надо? В основном там учатся дети с девиантным поведением, трудными судьбами.... Как считаете, реально требовать от такой школы хороших результатов при сдаче ЕГЭ? А ведь требуют, да еще с угрозами уволить руководителя при негативных результатах. Проблемой заниматься никто не хочет.. всем надо отрапортовать о результатах. Грустно это все!

 Беляева Ирина Викторовна   21.10.2013 в 00:07

 

Я тоже не понимаю в чем проблема. Ведь хотели сами привести образование к рыночным отношениям. Так там конвейер - то, что Форд прописал. Целенаправлено образование хотят сделать дешевле, проще, доступней (не лучше) ... - оптимизация. Если такую цель прописали в Концепции, то сейчас то что рассуждать. В ситуации, когда учителей меньше, чем надо, конвейер станет палочкой-выручалочкой. С точки зрения директора - это хорошо.

 Чикишев Александр Анатольевич   21.10.2013 в 07:22

 

Грустно и глубоко... Когда работал в одной из школ города Лунда (Швеция), то удивлялся: там все учителя-многостаночники (ведут по 4 предмета, их так с педвуза готовят). Тогда мне казалось – вот у нас все глубже, серьезнее изучают! Но качество жизни вокруг убеждало – в этом нет необходимости. Мне кажется, что одна из важнейших причин кроется в общей тенденции к упрощению, профессионализации в обществе. Современных ученых с широким, не предметным, а концептуальным взглядом на мир Вы, Константин Михайлович, много встречали? Попросите профессионального зоолога назвать все растения из учебника по окружающему миру за 4 класс ))) Результат предсказуем. Но от этого не легче...

 Голубицкий Алексей Викторович   21.10.2013 в 22:04

 

Один из возможных выходов – упрощение перегруженной, чрезмерно академической, программы отдельных предметов. Тогда будет время оглядеться по сторонам. Разработать метапредметный модуль с коллегами, отправиться в поход, экспедицию, просто поговорить с учеником по душам. Тогда может быть живого в школе станет больше? И доверие родителей вернется?

 Голубицкий Алексей Викторович   21.10.2013 в 22:27

 

Раньше учитель на селе был основным носителем всего нового и передового в среде слабо развитого информационного поля. (Вообще то писарь был первым парнем на деревне). Выпустили новый плуг - крестьянин шел к учителю. Учитель объяснял, показывал как лучше. Сейчас учитель на селе востребован на уровне психологии (хорошей), на уровне информатизации (компьютеризации). Они наиболее социализирующи и ежедневно востребованы родителями в решении проблем воспитания и технических проблем (компьютеры). На себе это я чувствую и, соответственно, наиболее удовлетворен подобным положением, ибо чувствую себя носителем действительно востребованных знаний не только детьми, но и родителями. Вот как интересно получается.

 Рафиков Наиль Загреевич   01.11.2013 в 22:22

 

Упрощение зависит от учителя. Он сам устанавливает степень своей ответственности. А в общем смысле нет идеологии! Нет цели для учителя. ЕГЭ- это что цель! А он на сегодняшний день мерило знаний. У нас нет преемственности! Вообще нет, так и живём По Райкину: забудьте чему учили вас в школе..... Нет объединения внутри самой школы. Даже не объединения, а единения. Когда один за всех и все ха одного. И цель воспитание счастливого человека. С внутренним равновесием. Не гармонично развитого, а именно с равновесием между внутренним содержанием и внешним окружением. Потребность отдавать здесь главная. И конкуренция только в смысле отдавать. И тогда никакой конвейер, никакое упрощние не пройдёт!

 Кучма Игорь Викторович   11.11.2013 в 12:11

 


 

Новые записи

 


 

Самые популярные записи

 


 

Самые обсуждаемые записи

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.