Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Блоги

Блогеры   Лента   Популярные   Обсуждаемые  

Ушаков Константин Михайлович

председатель оргкомитета Всероссийского конкурса «Директор школы», ООО «Издательская фирма “Сентябрь”»

Нация в опасности?

«...обнародованные итоги PISA-2009... показывают что мы продолжаем отставать, несмотря на новационный шум и непрерывные реформы...»

Пожалуй, обнародованные итоги PISA-2009 позволяет поставить вопрос именно таким образом. Напомню, что опубликованный в 1983 году доклад «Нация в опасности» был посвящен состоянию образования в США и повергнул нацию в шок. Не менее шокирующими для нас представляются и результаты PISA-2009, что позволяет поставить вопрос именно таким образом.

Результаты исследования показывают, что мы продолжаем отставать, несмотря на новационный шум и непрерывные реформы. Таблица ниже достаточно красноречива и весьма напоминает ситуацию в экономике: прирост есть? — есть, средний балл России увеличивается, но у других он растет быстрее, а потому мы продолжаем отставать.

 

Изменение положения российских учащихся по читательской грамотности среди стран-участниц программы PISA

 

2000 год

2003 год

2006 год

2009 год

Число стран

32

40

57

65

Положение России (с учетом ошибки измерения)

27-29

32-34

37-40

41-43

Средний балл России

462

442

440

459

Сравнение стран-участниц по средним баллам с Россией

Число стран, результаты которыхвыше результатов России

 

26

31

36

38

Число стран, результаты которых сравнимы с результатами России

 

 

2

(Португалия, Латвия)

2

(Турция, Уругвай)

3

(Турция, Чили, Израиль)

4

(Австрия, Литва, Турция, Дубай (ОАЭ)

Число стран, результаты которых ниже результатов России

3

6

17

22

 

 Материал опубликован в журнале «Директор школы» №2, 2011 в разделе «Письмо редактора».

   
 
 
 

03.02.2011  |  Просмотров: 5772  |  Комментариев: 5

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

Константин Михайлович! Результаты ПИЗЫ не так страшны. Я нигде не видел данных - сколько стран за время исследования вошли и сколько из него вышло:) Кто знает, может быть мы как были на двадцать каком-то месте, так на нём и остались. Любопытный факт. Согласно разным исследованиям, в России обстоят по разному дела с чтением. В ПИЗЕ - не важно, а согласно ПИРЛЗ - вроде даже ничего. На языке науки это означает, что кто-то один (мягко говоря) не прав:) Наш стандарт - вот это проблема номер один. Сегодня на сайте "Эврики" прочёл комментарий госпожи И.В. Абанкиной. Она уверяет, что все школьники будут заниматься исследовательской деятельностью, собирать материалы, создавать свой проект. Разработчики - что будет выбор. Не знаю как Вы, но я хорошо понимаю, что такая школа устроена совершенно конкретным образом. Откуда этот выбор к десятому или ещё какому-то классу возникнет? Зачем стране столько исследователей? Чего стоят личностные, надпредметные, метапредметные компетенции. Психологам хорошо известно, что сознание целостно. Понимают ли это разработчики стандартов? Куда эти психологи смотрят? Труд, учение, игра. Как отражено это в "новом" стандарте? А ведь его пишут учёные, люди со статусами и регалиями! За этим безобразием наблюдает вся страна! Если все будут исследователями (а по словам Министра интерес молодёжи к науке уже возрос!?????), кто будет сеять, жать, печь, ткать, шить ... Компьютер? У меня по этому поводу как-то состоялся диалог с нашей доблестной Ларисой Николаевной Горбуновой. Года два-три назад она с радостью сообщила, что в Академии открылся оборудованный по последнему слову техники центр... и получила в ответ: "А коньяк будет тоже виртуальный?" Если начальное профессиональное образование и техникумы удастся в новой редакции закона "Об образовании" отстоять - ещё куда ни шло. Но ведь этот закон, или его проект, кто-то тоже писал!??? И вероятно, проходила какая-то первичная экспертиза!??? В стране не осталось ни одного юриста и специалиста в образовании??? Недавно прочёл прелюбопытные научные изыскания в афторефератах на соискание учёной степени. Оказывается государственно-общественное управление - феномен, ещё прелюбопытнее размышлизмы о партисипативном управлении. Куда мы с такими исследованиями прийдём? И это управление. Люди задают мне вопросы в аудитории, а я не знаю иногда, что им ответить. Кто за этот стандарт ответит? И ответит ли? Кто видел в глаза отчёт о реализации концепции модернизации 2000-ых? Кто проводил анализ, чем так плоха ненавистная советская школа, из которой вышло всё работоспособное поколение людей этой страны? Станет ли учителю лучше и легче работать в условиях новых стандартов? У меня большие сомнения, как и то, что детям нужны компетенции, а каждому к концу обучения в школе обязательно нужно выполнить исследовательский проект!

 Руднев Евгений Анатольевич   03.02.2011 в 15:56

 

Евгений Анатольевич, все страны, участвовавшие в 2000 году участвовали и в 2009, за это время нас обошли Латвия и Люксембург, т.е. если исключить все страны, которые включились в тест в 2003-2009 годах, то мы на 2 места ниже в рейтинге 2000 года и занимаем 30-е место из 32. Нас так и не удалось обойти только Мексике и Бразилии :-).

 Ковалевский Дмитрий Маркович   03.02.2011 в 17:44

 

Надо отметить, что прирост по среднему баллу у нас только по сравнению с 2006 г., до этого - провал на 20 баллов, стабильность (-2 балла) и теперь - рывок на 19... Справедливости ради стоит отметить, что примерно такая же кривая у Японии - с 522 до 498 и снова до 520. Утешает? Как-то нет. А вот Турция - наш постоянный сосед в этой таблице. Вроде бы результаты, как пишется в таблице, сравнимы с результатами России, но есть нюанс... У них стабильный рост среднего балла - 441, 447, 464.

 Ковалевский Дмитрий Маркович   03.02.2011 в 17:28

 

Надо изменять систему образования. Но результат в тесте - не самоцель. Ощутимым результатом может стать только состояние страны - падение уровня преступности, коррупции, уменьшение смертности, рост валового продукта страны. Вряд ли мы добьёмся таких результатов, даже если у нас ВСЕ ученики наизусть выучат строение кольчатых червей или формулы полусуммы тангенсов.

 Казаринов Игорь Владиславович   06.02.2011 в 14:04

 

PISA не о кольчатых червях, хотя это, конечно, только индикатор. Странно, однако, что страны, успешные в этом тесте, имеют то что названо "ощутимыми результатами".

 Ушаков Константин Михайлович   09.02.2011 в 12:25

 


 

Новые записи

 


 

Самые популярные записи

 


 

Самые обсуждаемые записи

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.