Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Блоги

Блогеры   Лента   Популярные   Обсуждаемые  

Ушаков Константин Михайлович

председатель оргкомитета Всероссийского конкурса «Директор школы», ООО «Издательская фирма “Сентябрь”»

Ржавчина

На днях, почти одновременно, получил два письма.

«Уважаемый Константин Михайлович! Держу в руках 5 номер, вчитываюсь в вашу редакционную колонку и вновь, как на мастер-классе в ноябре, убеждаюсь в верности ваших предположений о НСОТ как «троянском коне» в дар российскому образованию. Как хорошо, что все описанное в моем эссе мы успели сделать в пору нашего общего безденежья и не зависящего от уровня зарплаты энтузиазма. Денежная ржавчина пожирает сегодня все, что складывалось по крупицам годами. Свою лепту вносят чиновники, раздувая огонь недовольства учителей якобы гипертрофированными окладами директоров, с упоением муссируя эту тему на разных уровнях. Полностью с вами согласна, что члены команд должны вознаграждаться одинаково, иначе — смерть! C  сентября 2012 года я и мои замы полностью лишены стимулирующих выплат ввиду необходимости повысить зарплаты учителей, т.к. на контроле у президента  только этот показатель. Мой успех на конкурсе обошелся районным чиновникам стоимостью букета цветов, походя врученного мне на совещании.  Учителю мы оплачиваем любой «чих», а администрация школы бесправна, т.к. с подачи руководства ни один пункт положения материально ее не стимулирует работать эффективно. А ведь педколлектив и администрация — это команда! Принцип начальства «Разделяй и властвуй!» сейчас актуален как никогда…

«И чтобы в школе всем легко дышалось,

спорилось, вершилось и моглось,

нужна всего лишь этакая малость —

доверие, свобода и творческая злость...».

Все это уходит вместе с погоней за стимулирующим рублем. Вчера подала заявление об освобождении от должности директора. Грустно и пусто... А участие в вашем конкурсе будет согревать меня теплом до конца жизни. Журнал выписала на весь год, в качестве рядового учителя с нетерпением буду ждать ваших умных, актуальных номеров . Огромный привет всей редакции, творческих успехов!»

В конце стоит подпись.

Вот так… , А теперь второе:

«Константин, отклик на «Письмо редактора» в № 5. Ваши опасения действительно обоснованы — НСОТ расколола коллективы. Раньше все работали на престиж школы, сейчас — только каждый на себя. Потому что раньше после тарификации каждый знал свою заработную плату и в течение года она была неизменной. Сейчас, к примеру, у нас в школе обычна такая картина: два учителя работают в параллели, абсолютно одинаковая нагрузка и соответственно одинаковая оплата за часы — 11 750. Но вот получены квитки с заработной платой, и у одного человека получается к выдаче 13 000 (обязательные копеечные доплаты за проверку тетрадей, классное руководство), а у другого... 31 000! Доплата 2000, доплата 7000, 5000... За что — не важно, в приказах все оформлено и прописано для проверяющих, которым скажут, что больше получают те, кто больше работает. Но работают эти люди, к слову, с одинаковой отдачей. А правда в том, что ни один директор школы сейчас не откажется от НСОТ, как бы это не раскалывало коллектив — все эти понятия «команды» — из прошлого века, а НСОТ — отличная кормушка для администрации. Доплата выписывается «своему» человеку, который делится ею с завучем, директором — оклады у них небольшие, и повысить зарплату можно ТОЛЬКО ТАК. Этого вам наверняка не рассказал ваш компетентный в школьных делах человек. А все эти комиссии по распределению доплат — фикция, там распределяются копейки, а реальную сумму знают два человека — директор и основной завуч. В нашей школе такая комиссия есть (на бумаге), но за минувший год они не заседали ни разу, а когда заседали, завуч ни разу не озвучивала, так какую же сумму распределяем — «не могу пока знать точно», Информация по доплатам, кому сколько, раньше была гласной, приказ вывешивали на доске объявлений, но давно перестали это делать. Да это и не к чему — там распределялись копейки, а потом у нужных людей в квитках появляются тысячи. Это обычная практика — получил, поделись, и ни одна проверка подкопаться не сможет, т.к. по бумагам все законно. Так что все хвалебные отклики насчет НСОТ могут сочиняться только администрацией. Наша школа находится в Н-ском крае. Разрыв в окладах учителя и администрации невелик, а разрыв в сумме итоговой выплаты колоссален за счет великолепной кормушки  — стимулирующего фонда.»

В конце тоже подпись.

Два письма с разных позиций про одно и то же… Вам судить, насколько ситуация носит всеобщий характер. В чем собственно проблема? В несправедливости оплаты труда? В закрытости процесса распределения? Да, но лишь отчасти. НСОТ — рыночный инструмент регулирования трудового поведения, вполне удачно работающий в коммерческих организациях определенного типа — не может применяться в организациях нерыночного сектора (к которым я причисляю образование). Он разрушает доверие, единство, столь нужное для успешного существования образовательных организаций. Как говорят «люди забегали быстрее, чтобы сделать … меньше».

Как все-таки быстро эта ржавчина нас разъедает...

Материал опубликован в рубрике «Письмо редактора» журнала «Директор школы» №7.

   
 
 
 

08.07.2013  |  Просмотров: 5697  |  Комментариев: 20

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

Проблема в нечистоплотности людей. Если тебе доверили управление коллективом, ты хочешь создать команду, то и отношение должны быть доверительные. Обманывая других, вряд ли что-то получиться построить... Ну а в первом случае, никто ведь не держит на административном посту - не устраивает зарплата всегда можно пойти работать учителем! И тот и другой хлеб дается нелегко!

 Беляева Ирина Викторовна   08.07.2013 в 19:16

 

"Ну а в первом случае, никто ведь не держит на административном посту - не устраивает зарплата всегда можно пойти работать учителем!" А это летучее выражение можно взять в заголовок отдельной статьи. К сожалению так сейчас говорят многие руководители. А что еще можно сказать, когда сказать больше нечего.

 Ганузин Валерий Михайлович   10.07.2013 в 17:37

 

Не надо обижаться, Валерий Михайлович. Я тоже считаю, что толкового талантливого руководителя школы надо ценить, а не предлагать уволиться. Но.. Руководитель - это сильная личность (хотя таких - сильных и со своим взглядом на ситуацию - чиновники от образования стараются не ставить сейчас в школы!) и сетовать, что зарплата у педагогов повышается, а у администрации - нет, к сожалению, признак слабости. И то что позволительно учителю, подчас совершенно не допустимо для директора... Я понимаю, все мы люди.. Но директор школы, на мой взгляд, это не менеджер..у него миссия другая. Это отец родной для коллектива. Ответственность за все происходящее в школе перед учителями, учениками и родителями и главное понимание куда, зачем и как развивается школа. Не все и не всегда хорошо и гладко, но цель человек не теряет и свой учительский коллектив вдохновляет.

 Беляева Ирина Викторовна   10.07.2013 в 22:07

 

Согласен с Вами. Но уж больно часто руководители различных рангов говорят своим подчиненным: не нравиться - уходите. Без всяких дискуссий. А почему человек должен уходить только потому что высказал свои пожелания или претензии, которые не совпадают с мнением руководителя. Про зарплаты. А может это не признак слабости, а признак совестливости? И еще хотел представить Вам часовой брифинг Юрия Громыко и не менее интересную дискуссию после его выступления. Особенно очевидны последние выступления, в т.ч. и уволенного директора школы. Хотя я не уверен, можно ли это делать при обсуждении в чужом блоге. http://ru-tutor.livejournal.com/205018.html

 Ганузин Валерий Михайлович   11.07.2013 в 17:20

 

С удовольствием прослушала брифинг и поняла, что схожие с моими мысли по поводу происходящего в нашем образовании беспокоят многих, и главное есть варианты выхода, которые звучат у присутствующих на брифинге. А это дорогого стоит! Значит будем жить! А предложения чиновников об увольнении директору за свою точку зрения, критику, на мой взгляд, просто свидетельство несостоятельности чиновника. Если чиновник выдвинул данную кандидатуру на пост директора, то и ответственность тоже должен чувствовать за свое управленческое решение. Получается ошибся с кандидатурой, раз предложил уволится.... но ведь претензия к себе у чиновника не звучит, правда?

 Беляева Ирина Викторовна   11.07.2013 в 22:05

 

Соглашусь с обоими авторами писем, но проблема не только в этом. Мне кажется, что из инструментов подавления свободомыслия в современной школе следовало использовать какой-либо один. Скажем эффективный контракт. Но не тут-то было в широте русской души и масштабах бездушности бюрократов мы вываливаем на головы несчастных педагогов сразу все: и НСОТ, и подушевое финансирование, и аттестацию. Не удивлюсь если будет придумано что-то еще, так бывает всегда, когда отсутствие здравого смысла заменяется ура-энтузиазмом и кипучей энергией без вектора.

 Скурихин Дмитрий Анатольевич   09.07.2013 в 11:16

 

Конечно будет. Новый руководитель придет с новыми идеями и вперед... Хочу разбавить серьезное обсуждение забавной ситуацией. Бывший министр предложил идею - создать на деревне Учительский дом, который бы стал для селян и школой, и клубом, и библиотекой. Все это хозяйство находилось бы на первом этаже, а на втором этаже проживал бы учитель без семьи (я предполагаю). Ибо с утра учитель пек бы пироги, дабы обеспечить детей горячим питанием, затем занятия, в перерывах между занятиями делал бы влажную уборку. Во второй половине поверял тетради и заодно продумывал сценарий культурного мероприятия. Вечерком опять пробежаться со шваброй. И это только каждодневные мероприятия. А пожарники, СЭС, и т.д. Вообщем, идеи все хороши, только их практическая реализация сильно хромает.

 Шелепаева Альбина Хатмулловна   22.08.2013 в 21:18

 

На письмо первое. Подготовить толкового директора требуются многие годы. А решить вопрос об увольнении-одна минута. Кадры надо беречь!!!

 Ганузин Валерий Михайлович   10.07.2013 в 17:40

 

НСОТ - при разумной её использовании и при соответствующей позиции директора - прекрасная система создания трудового неравенства. Но в школе, в отличие от других, более человекосообразных систем, неравенство воспринимается как зло и все стремятся к уравниловке. Отсюда и все беды - на мой неправильный взгляд.

 Максименко Павел Юрьевич   13.07.2013 в 00:18

 

Не согласна. Когда учителя работают за закрытыми дверями, всем кажется, что работают хорошо (в меру собственного понимания). А нервозность и неприятие в этой среде - это плохо отражается, прежде всего, на детях. Все должны получать достойную зарплату, чтоб не было желания заглядывать в чужой кошелек.

 Шелепаева Альбина Хатмулловна   19.08.2013 в 19:33

 

Про достойную зарплату - согласен. Вопрос в другом - ЗА ЧТО её получать? За часы? За результат? За какой результат? И т.п.

 Максименко Павел Юрьевич   22.08.2013 в 16:00

 

Бывший директор школы (один из лучших, кого я встречала на своем жизненном пути) сказал, что самый худой учитель работает лучше, тех кто занят на производстве. Все познается в сравнении. Я бы доплачивала, лишь за то, чтобы они не портили психику моему ребенку. А знания можем получить иными путями.

 Шелепаева Альбина Хатмулловна   22.08.2013 в 20:48

 

Еще одна негативная сторона НСОТ - это стимулирование не за качество преподавания, а за социальную активность. Спел, сплясал, выступил где-то - за все идут баллы. Учительский результат в учениках должен быть. Помню, как молодая учительница сказала, что участие в "Учителе года" является для нее возможностью построения карьеры... Профессионализм необходимо оценивать по другим критериям, а не только за умение участвовать в публичных мероприятиях.

 Шелепаева Альбина Хатмулловна   19.08.2013 в 19:25

 

В данном случае Вы говорите не о НСОТ, а о неправильных (на мой взгляд) методах её реализации.

 Максименко Павел Юрьевич   22.08.2013 в 16:01

 

Вы меня умиляете;)) Не может проект существовать сам по себе или есть фишка о которой я не знаю? Типа, в документе есть масса скрытых смыслов (благие намерения), но я про них расскажу за отдельную плату... Помню два выступления, когда Адамский с высокой сцены говорил о своем каком-то проекте (не помню уже), что его неправильно поняли и на местах не так все реализовали. Затем сын Соловейчика начал свое выступление: "Не закидывайте меня тухлыми яйцами из-за ЕГЭ". Оказалось он в этом "повинен"... И таких примеров слишком много. Для качественной реализации необходим качественный продукт, не предполагающий всевозможных интерпретаций. А коль плохая реализация, значит документ плохой.

 Шелепаева Альбина Хатмулловна   22.08.2013 в 21:01

 

Меня всю жизнь восхищают люди военного времени, когда за два месяца разворачивали в чистом поле завод, без всяких проектов, совещаний, тимбилдингов и т.д. Ведь могли... Чего же нам не хватает? Может ответственности?

 Шелепаева Альбина Хатмулловна   22.08.2013 в 21:06

 

Именно- не хватает способности брать на себя риски. Некая форма организационной немощи.

 Максименко Павел Юрьевич   24.08.2013 в 13:09

 

Если человек регулярно переходит на красный свет улицу - кто виноват, светофор или человек?

 Максименко Павел Юрьевич   24.08.2013 в 13:09

 

А что делать, если красный свет горит всегда, а вожделенная кнопочка где-то за горизонтом?

 Шелепаева Альбина Хатмулловна   24.08.2013 в 19:48

 

Хороший вопрос :-) Заковыка в том, что есть тут много вариантов - один из них, идти на красный свет. Другой, например, сломать светофор или найти коммутационный щит и переключить на зелёный. Ещё вариант - просто пойти в другую сторону.

 Максименко Павел Юрьевич   26.08.2013 в 00:57

 


 

Новые записи

 


 

Самые популярные записи

 


 

Самые обсуждаемые записи

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.