Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Блоги

Блогеры   Лента   Популярные   Обсуждаемые  

Ушаков Константин Михайлович

председатель оргкомитета Всероссийского конкурса «Директор школы», ООО «Издательская фирма “Сентябрь”»

Хаос, порядок и структура организации

"… Формальная структура практически никогда полностью не совпадает с реальной, неформальной. А ведь знание реального положения дел могло бы быть не лишним для руководителя (хотя кому как…)"...

 

Если попытаться объективно ответить на вопрос, что представляет собой организация, в частности организация школьная, то ответ на этот вопрос начинается с описания структуры, т.е. того как разделен в организации труд, распределена власть и влияние. Однако формальная структура организации далеко не всегда точно отражает реальность, более того, она в большинстве случаев  вообще ее не отражает, ведь она описывает  желаемое состояние. В частности, эта схема предполагает, что ваши заместители всегда действуют в рамках своих полномочий, что они обладают примерно одинаковой административной и педагогической  квалификацией, исполнительностью, инициативностью, авторитетом.
 
Она почти ничего не говорит нам о действительном статусе какого-либо человека, о его реальном авторитете, об отношении коллег, о взаимодействии c коллегами или изоляции, лидер он или просто занимает должность, кто реально в нем нуждается, он одиночка или часть чего-то большего…  Рисуемые обычно формальные стрелки не показывают реального взаимодействия, они показывают, кто на кого ДОЛЖЕН оказывать влияние или с кем ДОЛЖЕН взаимодействовать, но что происходит на самом деле … Формальная структура практически никогда полностью не совпадает с реальной, неформальной. А ведь знание реального положения дел могло бы быть не лишним для руководителя (хотя кому как…).
 
Традиционный взгляд на вещи требует, чтобы зоны  ответственности ваших заместителей не пересекались бы, то же самое можно сказать и о руководителях кафедр/методобъединений и о педагогах. Иначе говоря формальная структура отражает тот идеальный, но,  увы, недостижимый порядок, который должен царить в «нормальной» организации.
 
Зададим себе, однако, крамольный вопрос: «Стоит ли стремиться к тому, чтобы порядок, отражаемый формальной структурой воцарился бы, наконец, в школьных организациях?» Не знаю, удивит ли кого-нибудь мой ответ, но мне кажется, что полная победа порядка над тем хаосом, который всегда имеет место в реальной школе, означал бы не начало развития, а его конец.
 
Вообще-то реальная, а не «книжная» работа любого руководителя — это работа на грани порядка и хаоса. Ну, вспомните, хотя бы один ваш рабочий день прошел в полном соответствии с заранее намеченным планом? Вопрос скорее риторический… А значит некоторый беспорядок, хаос — объективное условие работы.
 
Нормой скорее является баланс порядка и хаоса, потому, что порядок направлен исключительно на сохранение статус-кво, а вот инновации, которые могут продвинуть организацию рождаются именно там, в зоне хаоса, где происходит столкновения интересов, где пересекаются обязанности, там, где кто-то «лезет в чужие дела», начинает заниматься «не своим делом»,где случается посягательство на авторитеты, там, где возникают не предусмотренное формальной структурой взаимодействия между людьми.
 
Из этого следует, кажется еще одна крамола – структура должна подразумевать некоторое пересечение обязанностей и прав, должна провоцировать столкновения – взаимодействия, необходимость договариваться, а, следовательно, иметь и высказывать свое мнение. При этом важно, что руководитель должен «…к интеллектуальной ошибке  относиться терпимо. Необходимо, чтобы множество плохих идей носилось в воздухе и свободно обсуждалось, и тогда появится единственно хорошая идея.» (Тоффлер).
 
Продолжение разговора в номере.
 
Материал опубликован в рубрике "Письмо редактора" №4 журнала "Директор школы".

   
 
 
 

23.04.2013  |  Просмотров: 5676  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 

Новые записи

 


 

Самые популярные записи

 


 

Самые обсуждаемые записи

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.