Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Блоги

Блогеры   Лента   Популярные   Обсуждаемые  

Ушаков Константин Михайлович

председатель оргкомитета Всероссийского конкурса «Директор школы», ООО «Издательская фирма “Сентябрь”»

Будем мерить сложность

«...Гипотеза исследования может быть сформулирована следующим образом: чем выше сложность, тем более качественное образование дает школа. Так или иначе, но мы сделали инструмент, с помощью которого эта задача может быть решена (т.е. измерен уровень взаимодействия в педагогическом коллективе), и на нескольких отчаянных школах-добровольцах проверили его работоспособность».

 

Я давно хотел реализовать идею диагностики состояния школьных организаций. Но не по результатам ЕГЭ, а в зависимости от того состояния, в котором находятся педагоги, на основании уровня доверия и кооперации, который достигнут в данной организации. Мне всегда казалось, что ключевой проблемой современной массовой школы является отсутствие синергетических эффектов, что позволяет считать получаемое образование просто суммой знаний и навыков по отдельным предметам (это еще усиливается ЕГЭ). Отсутствие синергетических эффектов означает, что педагоги большей частью не желают и не умеют кооперироваться. Недаром же почти любая созданная директором команда довольно быстро рассыпается, как только он отвернется.

Иначе говоря, речь идет об измерении степени сложности школьной организации, а сложность определяется уровнем доверия, количеством устойчивых профессиональных связей, которые существуют между педагогами школы. Гипотеза исследования может быть сформулирована следующим образом: чем выше сложность, тем более качественное образование дает школа. Так или иначе, но мы сделали инструмент, с помощью которого эта задача может быть решена (т.е. измерен уровень взаимодействия в педагогическом коллективе), и на нескольких отчаянных школах-добровольцах проверили его работоспособность. Кое-что пришлось, конечно, подправить, но, кажется, он работает, давая руководителю ценную информацию о положении дел в организации, роли отдельных педагогов, степени совпадения формальной и неформальной структуры и много чего еще.

Более подробно о полученных результатах я вам расскажу в следующем номере, и если это покажется интересным, то можно занимать очередь…

Материал опубликован в рубрике «Письмо редактора» в журнале «Директор школы» №1, 2013.

   
 
 
 

19.12.2012  |  Просмотров: 5501  |  Комментариев: 12

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

Константин Михайлович, могу к этому добавить только одно. Чем выше степень развития демократии в школе - тем выше уровень её сложности. О характеристиках качества можно спорить... Интересно, оправдается ли такая гипотеза или нет?

 Руднев Евгений Анатольевич   19.12.2012 в 14:35

 

А если поставить на меритократию?

 Ковалевский Дмитрий Маркович   19.12.2012 в 19:19

 

Спасибо, Константин Михайлович. Ждем с нетерпением. По поводу демократии несколько так...По ходу работы в школе я заметил интересную особенность. Известно, что демократия важна и нужна при принятии решений, совместно обсуждая, так сказать. В настоящее время практически и обсуждать то нечего. Все за нас уже решено. Практически весь временной ресурс уже занят теми мероприятиями, которые уже запланировало высшее районное начальство. А в правовом отношении все наши попытки что - либо изменить в школе заблокированы правовыми документами. По крайней мере любые изменения требуют изменений в документах. А это процедура достаточно нудная. Так что и здесь демократия остается как бы не при делах, не востребованной. ....А для реализации принятых решений демократия никчемный инструмент. Здесь на арену выходит административная "диктатура"...Вот и получается, что в современной школе наблюдается полное отсутствие демократии (принятые районным начальством решения не подлежат обсуждению), хазяйничает мохровый негибкий тупой администрат, заточенный на бездумное исполнение. Ай да Репин. Какую картину намолювал!

 Рафиков Наиль Загреевич   19.12.2012 в 19:34

 

Администрирование свысока опасно для школы. Как говорится, от чего ушли к тому и пришли. Во -первых, высокое начальство ни за какие дела в школе не отвечает. А директор, который отвечает за все, скован, не знаю, ... страхом, наверное, ближе подойдет. И вот в последнее время наблюдаю изучая физиономию директоров школ и удивляюсь, как может измениться лицо у человека. Оно приобретает этакий оттенок безысходности, постоянной напряженности, растерянности, отрешенности, неулыбчивости, нелюбопытствующий (не хочет никаких уже изменений), скрытности, не слушающий... и прочее. Уже нескольких знаю, которые уже с сердечной недостаточностью...А ведь вот только рядом в 90-х было совсем не так. Все были полны идей, быстро двигались, охотно делились мыслями и с удовольствием обсуждали. Вот один из наблюдений, к чему может привести отсутствие системного эффекта. Я все больше удивляюсь, что же их удерживает в такой уничтожающей должности? Неужели опять страх или вовсе разучились ценить жизнь вне этой должности? Такую прекрасную, интересную, живую, зовущую. Ведь и в школах можно так пройтись и почувствовать уровень. Неужели существует этакая аура школы, по "свечению" которой можно определить "температуру" отношений в организации? К.М.. быстрее Вашу книгу! Нет возможности терпеть.

 Рафиков Наиль Загреевич   19.12.2012 в 20:35

 

Константин Михайлович. Трудно остановить человека, проголодавшегося по возможности порассуждать. Ведь нас сейчас никто не слушает. Так что извините. Еще одно наблюдение....Человек - администратор, который заполонил школы (у системы спрос на таких людей вырос) обладает интересным качеством. Ему чуждо объединяющее начало. Его дело - обезопасить себя от всех случайностей. Такого трудно в чем либо обвинить. Формально он во всем прав и всегда апеллирует правовыми документами. Поразительно. Привозят мел, а мел не пишет. Говоришь - не пишет мел на наших досках. Ответ: Что я сделаю? - Мел такой вот. А что значит непишущий мел для учителя математики? _Вы правы. Это нервы. Учитель административного типа говорит. Мел не пишет - ну значит без мела будем. Ему все равно, какой вред может нанести отсутствие нормального мела в обучении. ...Думаю, может человек действительно не понимает. Объясняю, рассказываю в каком магазине хороший мел. Даю денег. Привозят - опять не пишет. Спрашиваю. где купили? В таком то магазине. Слушайте. Я же вам сказал не там. А в другом. Отвечает: да не было времени. Решил купить в этом. Да и вообще - Отстань со своим мелом. ТОже мне нашел проблему...Теперь я покупаю мел и хожу довольный. И администратор тоже - отстал наконец. И хоть бы хны. Ни в одном глазу....Администратора не переделать. Он не будет работать на качество. Он не будет работать на удовлетворение нужд учителя, детей, родителей. Для него форма - всё. Вот и роль объединителя для него чужда. Для него важнее - разделяй и властвуй. Благо у нас работа такая - работай в своей нише. Один учитель на каждой оперативке получает замечания. А по факту все учителя обращаются к нему за помощью и за разъяснениями. Наступает снова оперативка. Опять замечание и молчок. Все учителя тоже молча пропускают этот финт. И снова пошли обращения за помощью. И так все время. Теперь только я понял, что администратор по сути своей ненавидит объединяющее начало, он не видит неформализованную работу абсолютно. Это не укладывается у него в голове. Воистину опасный такой тип в школе. Выход? А выход по моему есть. Нужно убрать единовластие администратора. как впрочем и единовластие другого типа. Нужно разделение власти в школе. Нужно администратору давать работу с бумагами, документами, внешней политикой. А за внутреннюю часть должен отвечать абсолютно другой тип. Тип. в котором сидит объединяющее начало, который может организовать совместную работу, создать систему. Вот и получим системный эффект.

 Рафиков Наиль Загреевич   19.12.2012 в 21:22

 

Наиль Загреевич, спасибо за интересные "картинки". Если честно, то одна из целей исследования заключается в том, чтобы показать смысл управления, который отнюдь не сводится к доминирующему представлению о работе директора как завхоза и "мальчика для битья".

 Ушаков Константин Михайлович   20.12.2012 в 10:31

 

Как же верно, Наиль Загреевич! И как знакомо... действительно, "два типа" - и каждый нужен, но друг друга они понимают с трудом, да и то не всегда.
И решение предложено Вами толковое - только вот жаль, что ныне вся вертикаль управления образованием административная... Кто бы там, "наверху", нашелся - "абсолютно другого типа" :)!

 Силаева Елена Юрьевна   05.01.2013 в 23:38

 

Дмитрий Маркович, скажу Вам прямо, что отнести Вас к меритократии - не могу. С уважением отношусь к Артёму Симоновичу, благодаря которому стал возможен доступ к конкурсным материалам "Сколково". По моим оценкам ни один проект не достоин финансирования. По-моему это один из худших проектов в образовании в 2012 году. Если уж речь идёт о создании лучших школ, а инновационный зуд не даёт покоя, то в одну школу нужно сажать директора из Ижевска, а в другую - из Екатеринбурга. Калужская может вполне справиться с должностью директора школы.

 Руднев Евгений Анатольевич   20.12.2012 в 14:24

 

Чем отличается директор школы от, например, директора большого ресторана? Мало чем, вроде бы: примерно одинаковое количество штата, количество постоянных клиентов сравнимое с численностью учащихся... Но отличается, как все понимают, многим. Прежде всего - наличием рычагов управления и чётко поставленной перед ним задачей. При этом декларируемая и реальная задачи - тождественны.
Почему директор ресторана крайне редко бывает мальчиком для битья? Да хотя бы потому, что уволить-то его, конечно, можно, но найти другого - очень сложно. Хорошего - сложно! Плохого - сколько угодно, но хозяину это не выгодно.
В школе директор чаще всего - полновластный хозяин. В ресторане - тоже. Только в школе директор хозяйствует в целях реализации чужих задач, при этом получая за это зарплату. Директор ресторана тоже получает зарплату, но реализует в основном свою задачу, ибо если задачи директор и владельца ресторана не совпадают - пиши пропало!
А что такое хороший директор? В моём неправильном понимании - тот, кто максимально качественно выполняет задачу, поставленную ему хозяином. У директора ресторана хозяин - некий Иван Иваныч, у директора школы - вроде бы государство, но в реальности - тоже реальный Пётр Петрович, начальник управления образования.
Но - хозяина ресторана интересует прибыли и позитив клиентов. А что интересует хозяина школы? Показатели!
Хороший директор школы тот, кто максимально качественно выдаёт на гора позитивные показатели!
А где же ученики? А их нет! Ибо кроме НПФ, от них никакой пользы - сплошные заботы.
Так что же такое НАСТОЯЩИЙ директор школы? тот, кто служит не хозяину, а ученику! Прежде всего тот, кто СИЛЬНЕЕ хозяина.
А это возможно? В истории московского ресторанного бизнеса последних двух десятилетий есть интереснейший случай. Человек открыл ресторан и нанял директора, по всем данным и отзывам очень профессионального и честного. В те годы служба безопасности больше защищала от отморозков, чем проверяла личность работника, тем более это не банк, а всего лишь ресторан. И как-то так случилось, что не удосужился хозяин ресторана выяснить финансовое положение нанимаемого им директора. А было оно вполне сравнимо с финансовым состоянием самого хозяина. Не говоря уж о том, что и связи, и способности и многое другое этого директора были явно не хуже, а во многом лучше, чем у хозяина. В результате - ресторан через полтора года перешёл во владения директора и на сегодняшний день процветает. кстати, с тех пор этот хозяин - очень крупный ныне ресторатор - сменил политику: он стал нанимать директоров, сразу предлагая им часть ресторана купить. Очень выигрышная концепция!
Что - управление образования поставит директора, у которого есть шанс переиграть само управление? Да никогда!
Поэтому тут можно только на случай уповать...

 Максименко Павел Юрьевич   21.12.2012 в 07:37

 

Павел Юрьевич. Я думаю, Вы правы. Действительно любая компания должна быть ориентирована на клиента, иначе банкрот. Казалось бы компания по классике должна работать на прибыль. Но она должна работать на удовлетворение потребностей клиента. Только через это он придет к успеху, то есть получит прибыль. Вернемся к школе. По моему здесь перепутали. Постоянно требуют результат. Но при этом забывают что для этого нужно как положено организовать процесс. По всем законам усвоения знаний. Итак. Результат в школе может быть достигнут только в случае безупречной организации процесса. А это сейчас абсолютно забывают. Тем более, что результат можно показать без этого. Вот что странно. Оказывается это можно в образовании. Вот какая катавасия получается.

 Рафиков Наиль Загреевич   21.12.2012 в 19:25

 

Константин Михайлович! Чур, я первая в очереди на Вашу книгу!

 Муругова Елизавета Геннадьевна   22.12.2012 в 16:52

 

Константин Михайлович, я с недавних пор заинтересовался темой повышения социального капитала в школе. Выдумал свой инструмент его измерения, но хочется воспользоваться валидными способами. Стою в очереди... Может я не там стою? Если книга уже вышла, то как её найти?

 Кухарев Антон Иванович   01.04.2013 в 15:38

 


 


 


 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.