Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Блоги

Блогеры   Лента   Популярные   Обсуждаемые  

Терешатова Екатерина Евгеньевна

оргкомитет Всероссийского конкурса «Директор школы», ООО «Издательская фирма “Сентябрь”»

Рекомендации по итогам общественных слушаний «Выравнивание шансов детей на качественное образование», состоявшихся 18 июня 2012 года в Общественной Палате РФ

Основная часть предлагаемых мер связана с изменением модели финансирования, которая обеспечила бы достаточные ресурсы по повышению качества образования в таких школах, а также с профессиональной подготовкой и переподготовкой педагогов, работающих с трудными детьми.

По итогам общественных слушаний Комиссией Общественной палаты Российской Федерации по развитию образования были разработаны  рекомендации,  которые позволили бы помочь слабым школам. Рекомендации адресованы Федеральному Собранию РФ, Правительству РФ, Министерству образования и науки РФ, Органам исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, органам местного самоуправления.

Основная часть предлагаемых мер связана с изменением модели финансирования, которая обеспечила бы достаточные ресурсы по повышению качества образования в таких школах, а также с обеспечением возможностей для  профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров, работающих с трудными детьми.

Я привожу выдержки из этих рекомендаций, с полным же текстом можно ознакомиться  здесь.

< … >

 Рекомендации

Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию образования
по итогам общественных слушаний
«Выравнивание шансов детей на качественное образование».

< … >

…Правительству Российской Федерации:

1. Принять  национальную стратегию (план действий)  обеспечения равенства шансов детей на получение качественного образования, в которой центральное место занимает создание системы помощи школам, работающим со сложным контингентом и в сложных условиях, в том числе  школам, показывающим низкие образовательные результаты.

< … >

3. Включить мероприятия по поддержке общеобразовательных учреждений, работающих со сложным контингентом обучающихся (детей из малообеспеченных семей, семей мигрантов, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей с особыми потребностями,  детей с проблемами в обучении и поведении), демонстрирующих  низкие образовательные результаты, в  Государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 г., в  том числе:

- субсидий (грантов)  общеобразовательным учреждениям, работающим со сложным контингентом, демонстрирующим низкие образовательные результаты, на реализацию программ  улучшения результатов (перехода в эффективный режим работы);

- субсидий  на конкурсной основе субъектам РФ на реализацию программ поддержки общеобразовательных учреждений, работающих со сложным контингентом (с обязательствами по софинансированию, формированию системы сопровождения программ улучшения результатов школ, показателям результативности реализации программ);

< … >

- грантов для привлечения лучших руководителей и педагогов в школы, работающие со сложным контингентом;

- включение в государственное задание ведущих образовательных учреждений высшего профессионального образования программ  повышения   квалификации   педагогических   работников и руководителей  школ, работающих со сложным контингентом, с низкими образовательными результатами. И т.д.

<… >

Министерству образования и науки  Российской Федерации:

1. Разработать национальную стратегию (план действий)  обеспечения равенства шансов детей на получение качественного образования, в которой центральное место занимает создание системы помощи школам, работающим со сложным контингентом, в том числе  школам, показывающим низкие образовательные результаты.

2. Реализовать мероприятия по:

< … >

- поддержке исследований, направленных на изучение проблемы образовательного неравенства, факторов, снижающих и повышающих эффективность деятельности школ, разработку современных технологий повышения эффективности   деятельности школ, работающих со сложным контингентом и в сложных условиях, демонстрирующих низкие образовательные результаты;

- продвижению  и  трансляции лучших практик деятельности педагогов и школ, работающих со сложным контингентов и в сложных условиях, в т.ч. создание банка лучших практик, проведение всероссийских конференций и семинаров.

< … >

3. Разработать методические рекомендации:

- по организации и проведению субъектами РФ мониторинговых исследований, направленных на выявление школ, работающих со сложным контингентом и в сложных условиях, в том числе школ, показывающих низкие образовательные результаты и комплексную оценку условий  деятельности, управленческого и педагогического потенциала;

…- по внесению изменений в методики расчёта нормативов бюджетного финансирования и субвенций из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в части школ, работающих со сложным контингентом,  в том числе школ, показывающих низкие образовательные результаты;

< … >

-  по учету в расчете базовой части заработной платы учителей параметров, характеризующих сложность контингента обучающихся;

- по включению в показатели, используемые при распределении стимулирующих выплат педагогам в рамках новой системы оплаты труда,  показателей, характеризующих результативность педагогов в индивидуальной работе с отстающими обучающимися, с семьями обучающихся, индивидуального прогресса обучающихся, приобретение профессиональных компетенций, повышающих качество преподавания;

- по механизмам финансового обеспечения программ развития общеобразовательных учреждений, демонстрирующих низкие образовательные результаты, в рамках которых школы обязуются повысить общешкольные  и индивидуальные результаты обучающихся, а органы власти и местного самоуправления, осуществляющие управление образованием, берут на себя обязательства по предоставлению необходимых ресурсов;

< … >

5. Разработать и внедрить стандарты профессиональной деятельности (квалификационную рамку) педагога и руководителя образовательного учреждения, определяющие минимум умений, необходимых для работы как в стандартных условиях, так и  в сложном социальном контексте, а также дополнительные квалификационные характеристики, необходимые для оказания адресной помощи детям  со специальными потребностями и проблемами.

6. Включить в федеральные стандарты педагогического образования и профессиональной переподготовки  вопросы педагогического оценивания, обеспечивающего обратную связь и совершенствование преподавания, в т.ч. формирующего оценивания.  

<… >

Органам исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, органам местного самоуправления.

< … >

3. Обеспечить проведение регулярных мониторинговых исследований, направленных на выявление школ, работающих в сложных социальных контекстах и в сложных условиях, в том числе школ, показывающих низкие образовательные результаты и комплексную оценку условий  деятельности, управленческого и педагогического потенциала.

4. Внести изменения в методики расчёта нормативов бюджетного финансирования и субвенций из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в части школ, работающих со сложным контингентом,  в том числе школ, показывающих низкие образовательные результаты, с учётом соответствующих методических рекомендаций, разработанных на федеральном уровне.

5. Реализовать меры, направленные на обеспечение обучающихся  из наиболее уязвимых социальных групп возможности обучаться в учреждениях с высоким качеством образования: квотирование в форме приоритетного приёма таких обучающихся  на разных ступенях обучения, а также при формировании первых классов в наиболее успешных школах; финансовая и кадровая поддержка  школ с социально благополучным и успешным контингентом, зачисляющих и обучающих детей из семей с низким социально-экономическим и культурным ресурсом.

 < … >

8. Реализовать в рамках региональных и муниципальных программ адресных мер по доведению ресурсной базы школ до уровня не ниже среднего по субъекту РФ (муниципальному образованию).

 < … >

12. Внедрить  в практику управления общеобразовательным учреждением и профессиональным развитием педагогов методов управления результатами, в т.ч. индивидуальных планов профессионального развития педагогов, отвечающих задачам работы с контингентом повышенной сложности и обеспечивающих освоение необходимых для этого форм и методов преподавания.

13. Внести в нормативные акты, регулирующие вопросы оплаты труда учителей, изменения:

1) обеспечивающие учет при расчете базовой части заработной платы учителя параметров, характеризующих сложность контингента учащихся;

2) определяющие порядок учета при расчете рабочего времени учителей,  времени на индивидуальные занятия с отстающими школьниками, время на обмен опытом, совместное планирование и анализ практики с другими учителями.

14. Организовать подготовку экспертов-консультантов, осуществляющих функции сопровождения программ развития школ с низкими образовательными результатами на базе региональных организаций высшего и дополнительного профессионального образования.

 15. Организовать разработку и реализацию программ повышения квалификации директоров общеобразовательных учреждений, работающих со сложным контингентом и в сложных условиях, направленных на формирование лидерских компетенций, включая программы коучинга, наставничества и взаимодействия с коллегами.

16. Организовать разработку и реализацию на основе индивидуальных планов профессионального развития, программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов  общеобразовательных учреждений, в школах, работающих со сложным контингентом, демонстрирующих низкие образовательные результаты, направленных на повышение их компетентности в области сопровождения и оценки индивидуального прогресса учащихся, работы с детьми с особыми потребностями, учебными и поведенческими проблемами.

< … >

19. Включить школы, работающие со сложным контингентом и с сложных условиях, в том числе школ, показывающих низкие образовательные  результаты, в программы дистанционного образования, реализуемые ведущими школами и вузами.

< … >

22. Обеспечить поддержку создания и развития различных форм профессионального взаимодействия в субъекте РФ (муниципальном образовании): профессиональных сообществ директоров, педагогов; ассоциаций, сетей и консорциумов школ, территориальных предметных педагогических объединений (межшкольных предметных «кафедр»).

   
 
 
 

30.08.2012  |  Просмотров: 5698  |  Комментариев: 1

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

Ах, как мы любим преодолевать сложности, которые сами себе создаем. Интересно, «сложный контингент» в «сложных условиях» – это сложность в квадрате или удвоенная сложность? И ведь кто-то создал такую влекущую к преодолению преграду! Или это природная сложность, не рукотворная? С природой-то воевать себе дороже обойдется. Ну, ничего, справимся как-нибудь. Такую надежду вселяет в нас традиционный российский вид спорта – бег по граблям, он всех держит в хорошей форме. Но есть и сомнения, поскольку опять предлагается воевать с симптомами, а не устранять причины. «Принять национальную стратегию», «включить в государственную программу», «разработать», «реализовать», «внедрить», «включить», «обеспечить», «внести», «организовать». Deja vu. Для полноты картины не хватает «углубить», «улучшить», «ускорить», «усилить». Причем серьезность обсуждаемой здесь проблемы неоспорима. Хотя любому опытному учителю и директору школы и так ясно, что избавиться от стартового неравенства в обучении не удастся никому и никогда при любом раскладе. Можно говорить всего лишь об уменьшении остроты этой проблемы российского образования, в основе которой находится продолжающее усиливаться социальное расслоение общества. Вот только никак не дается чиновникам обычный, доступный для восприятия, человеческий язык. Ну и мы не лыком шиты, заведем соответствующие папочки, наполним их нужными бумажками и успешно отчитаемся в нашей неустанной педагогической работе в очередном «новом» направлении. Нам не привыкать к бумажным пузырям. Настоящая же педагогика передается только из рук в руки. Пока еще ни одна «рекомендация», ни один приказ не сделали из посредственного педагога талантливого или хотя бы умелого, из ленивого ученика – трудягу, из тупицы – умницу, а из бедного – богатого.

 Назаров Александр Иванович   31.08.2012 в 20:50

 


 

Новые записи

 


 

Самые популярные записи

 


 

Самые обсуждаемые записи

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.