Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Блоги

Блогеры   Лента   Популярные   Обсуждаемые  

Ушаков Константин Михайлович

председатель оргкомитета Всероссийского конкурса «Директор школы», ООО «Издательская фирма “Сентябрь”»

Новое о мотивировании и мотивации

«Проблема мотивации — это та проблема, которая волнует и тревожит руководителя непрерывно. И усилия для решения этой проблемы не прекращаются во всем мире, хотя успехи неочевидны. Во всяком случае, добиться с помощью каких-либо систем мотивирования устойчивого роста производительности не удается».

Есть четыре показателя мотивации, по которым можно судить о ее уровне: активность, удовлетворенность работой, преданность делу и готовность уволиться.

Проблема мотивации — это та проблема, которая волнует и тревожит руководителя непрерывно. И усилия для решения этой проблемы не прекращаются во всем мире, хотя успехи неочевидны. Во всяком случае, добиться с помощью каких-либо систем мотивирования устойчивого роста производительности не удается. Появился даже некоторый скептицизм, который очень точно отразил Р. Шпренгер в книге «Мифы мотивации». Не без основания полагая, что любое мотивирование есть внешнее регулирование поведения, т.е. манипуляция, он формулирует весьма жесткие тезисы: «Всякое мотивирование есть демотивирование» и «Вы успешны не благодаря мотивированию, а несмотря на мотивирование!». Кажется, в этом есть некая правда, к тому же действие любых внешних стимулов имеет тенденцию к затуханию. Психологи заметили, что реакция на любой постоянный внешний раздражитель со временем неизбежно ослабевает (даже если это прибавка к зарплате).

Что же касается мотивации, которая рассматривается как процесс самоуправления человека (и следовательно принадлежит только ему), то тут современные исследования дают надежду на успех. Как показали последние исследования, (Н. Нория, Б. Гройсберг, Л.-Э. Ли) людьми движут четыре основные психологические потребности.

Потребность приобретать — получить что-то особенное, что выделит вас на фоне других, в том числе нематериальные вещи (статус, впечатления…). Это потребность относительна, так как мы всегда сравниваем себя с другими и удовлетворить ее полностью невозможно.

Потребность в эмоциональной привязанности, которая удовлетворяется в ощущении связи с товарищами и принадлежностью к группе.

Потребность в понимании, которая заключается в удовлетворении своего любопытства и желания знать, что тебя окружает. Если мы понимаем людей, среду, в которой работаем, то у нас появляются идеи, а свои идеи хочется воплотить в жизнь.

Потребность чувствовать защищенность (от угроз для себя и своих близких), которая заключается в том, чтобы иметь вокруг себе людей близких по духу, где можно открыто, без опасений выражать свои взгляды.

Эти потребности в рамках данного подхода равноценны и не выстраиваются ни в какую пирамиду.

Как утверждают исследователи, одновременное, хотя бы частичное, удовлетворение этих потребностей дает прекрасные результаты. Очень может быть… Попробуем.

Материал опубликован в рубрике «Письмо  редактора» в журнале «Директор школы» №5.

   
 
 
 

04.05.2012  |  Просмотров: 5641  |  Комментариев: 9

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

Да уж. Мотивация. В процессе работы я весь свой мозг вывернул "наизнанку". Прежде всего я понял, что для учителя очень важно уметь мотивировать. Пусть это даже воспринимается манипуляцией. Иначе я не учитель. В поисках "настоящей" мотивации я дошел до мысли о том, что учитель в общем должен уметь создать внутреннюю "энергию познания". И в этом важную роль играют "естественные мотиваторы". Например, традиционные - Новый год, День Победы. В подготовке именно к этим праздникам дети вытворяют чудеса "героизма".

 Рафиков Наиль Загреевич   04.05.2012 в 21:47

 

"Преданность и готовность уволиться". Важно. Как то был на двухмесячных курсах в Оренбурге. (В школе меня тогда выбрали директором. Вот и послали "повышаться). Так вот. Была у нас там психолог. Тестировала там по всяким рисункам и прочее. Посмотрела мои рисунки, ахнув, при всех не стала говорить обо мне, а вызвала позже. "Никогда не видела такие рисунки - Это какая же такая у Вас сверхсильная ЦЕЛЬ?" - спрашивает. Напряженно ждёт. Так вот, до сих пор не могу понять, действительно, отчего это у меня такие рисунки получились. Просто тогда отшутился. А сейчас вспомнил, как она тогда говорила с жаром о каком-то типе мотивации. Что же интересно она увидела в этих рисунках?... И вот я подозреваю, что в них были преданность и готовность уволиться, что вообщем то открылись мне в последние годы. (А может все-таки это простое "глупое" упрямство назло"?)

 Рафиков Наиль Загреевич   04.05.2012 в 21:59

 

Спасибо за глубокие простые мысли! Эти мысли позволяют задуматься, отрефлексировать свою управленческую деятельность. Думаю, что эти мысли помогут расставить акценты в содержании городской конференции по введению ФГОС НОО и ООО, которую мы будем проводить 6 июня. Ещё раз большое спасибо!

 Новикова Татьяна Владимировна   04.05.2012 в 22:02

 

Приехал вынужденно в село из-за болезни отца. Пока 3 года академки. Пригласили в школу. Начал работать. Ничего не прельщало поначалу. Многое не нравилось. Особенно необходимость писать "дурацкие" воспитпланы. По направлениям коммунистического воспитания. Кстати я так и не смог план по этому образцу. Возмутился отсутствию здравого смысла в этих планах. Меня спасло то, что данный тип планирования к следующему году отменили, к моему великому удовольствию..... Так вот просто я решил научить детей САМБО. Здраво и нормально. Предлагаю детям - "Да нуу!". Удивился. Я еще не видел, чтобы дети отказывались бороться. Весной пошел на сабантуй - взял барана. Первый приз. Обращаюсь второй раз к детям. Опять отказ. Но уже как то с недоверием. Третий заход. Участвую в соревновании на приз "Трех героев". Опять завоевываю 1 место. Опять обращаюсь к детям. Одновременно упросил местное начальство оставить у нас маты (25 штук). Но опять у детей не чувствую особого желания. Что делать? Тогда среди молодежи проводились "Веселые старты". Напросился в одну команду капитаном. Попросил организаторов включить элемент "Борьба капитанов". Тогда другая команда назначила себе капитаном опытного борца по национальной борьбе. Огромный. Вот тогда у меня ёкнуло внутри. Вес у него был выше 100 кг. А у меня 67 кг. А тут собрались все мои пацаны. И наблюдают так хитро с ухмылочкой. Как он летал этот стокилограммовый абзый по ковру, как он брызгал пеной со злости - это надо было видеть. Мне удалось выиграть схватку так ярко и эффекто, что тут же дети с жаром меня попросили завтра же начать тренировки. Ох как я над ними потом "издевался" - всё вытерпели", всё выдержали. Собрались 30 детей сразу. Пришлось сделать 2 потока. Без всякой оплаты. 4 раза в неделю тренировки по 2 часа. Удовольствие. Удовольствие от того, что у меня получилось "втюхать" пацанам энергию, ту самую, которая излучается изнутри каждого из них. КОторая вызывает на лице каждого из них яркое свечение радости от того, что у них "крутой" тренер, и они занимаются самым важным мужским делом - учатся и готовятся защищать слабых, делать добро, учатся управлять собой и ничего и никого не бояться. Вывод: Пример учителя - лучшая мотивация. Молодой учитель - очень востребован в школе. Я теперь уже не так молод. У меня учатся дети тех самых моих первых пацанов. Они помнят. Они передают эту самую память своим детям. И вот эта самая первая вспышка радости до сих пор меня сопровождает и поддерживает. Поэтому, если учитель старый, то у его учеников должна быть хотя бы память тех, молодых лет - и они будут доверять.

 Рафиков Наиль Загреевич   04.05.2012 в 22:38

 

Из уст одного лица мотивации недостаточно. У нас есть "шебурной" 2 класс. Настоящие "гиперы". Ну, думаю, для них надо придумать что-то такое вон выходящее, эффектное, и к тому же и настоящее мужское. И вот во время Новогоднего бала, после успешного эксперимента с танцем "Русская кадриль" со страшеклассниками, осенила догадка. Надо научить матросский танец "Яблочко". Учителям заявляю. Тихий такой, недоверчивый смешок. Ну тут уж я вообще про себя "разозлился". 1. Сначала спрашиваю у моих маленьких, что такое "Яблочко". Кто то даже сказал, что это цыганская песня... 2. Заход к родителям. Соглашаются, но как...? 3. Выбираю 9 мая. Ставлю задачу перед пацанами - убежали играть в своих шпионов с криками "Урра". 4. Несколько психологических заходов по подготовке к 9 мая со старшеклассниками в присутствии младших. И тут меня спрашивают пацаны - А мы что будем делать? Отвечаю - Танец "Яблочко" и показываю несколько видео. Они же неусидчивые. Кто-то начал показывать как у него получается присядка, кто то показывает "вертушки" на полу. Кто то начал показывать как он умеет выбрасывать ноги приседая. Всё. Идите домой и тренируйтесь пока. Опять крик "Урра" и побежали... 5. И вот к 8 мая мы уже завершаем подготовку. 7 потов сошло. И что удивительно и радостно - один из них подходит и говорит, чтобы мы сегодня остались "добить" танец. А другой рассказывает как "наш" танец показывали по Телевизору. Как он говорит "Яблоко". ТАм вроде тоже плясали второклассники. Вывод: тяжело. Пришлось использовать несколько моментов мотивации. 1. Родители. 2. Видео 3. Старшеклассники и 4. Фотографии их дедов и прадедов, участников войны, как они на них смотрят и радуются их "успехам", а также День Победы. Удачи нам! ............. Прошу извинить меня за множество постов. Но уж так хочется разобраться в этих мотивациях до конца. И понять, что все не так просто. По мановению палочки быстро не получается. Необходима длинная цепочка "воздействий" для реализации настоящего "прочного" развивающего дела. И как теперь все это соотнести с необходимостью быстро все делать в настоящем нашем быстротечном времени с большими скоростями. Упевает ли срабатывать наша "мотивация" в мозгах наших детей? Не повредит ли наша вечная торопливость в воспитании и обучении?

 Рафиков Наиль Загреевич   04.05.2012 в 23:13

 

За "множество постов" - большое спасибо! Все что Вы описываете, как я это понял, подтверждает идею о том, что устойчивая мотивация может опираться только на внутренние мотивы (интерес, желание кому-то что-то доказать и пр.) их только нужно обнаружить и "запустить" (что Вам каждый раз удавалось).

 Ушаков Константин Михайлович   05.05.2012 в 11:18

 

"...(что Вам каждый раз удавалось)..."...Часто не удается, особенно в последние годы, и особенно со взрослыми. К сожалению, мотивация "работа для детей" среди взрослых имеет все меньше и меньшее значение. Ох как это аукнется. Бомба замедленного действия. С детьми нельзя играться. С ними надо заниматься по "всамделишнему".

 Рафиков Наиль Загреевич   07.05.2012 в 20:56

 

Получилось. Мои "гиперы" (пацаны нач классов) сделали матросский танец "Яблочко". Но! Момент истины! Изучая фотографии с концерта "9 Мая - День Победы!" я не обнаружил ни одного родителя моих пацанов. Вот где "сопит медведь". Вывод: родители не интересуются делами детей. Родители равнодушны настолько, что "кинули" детей в такой день. Нет уж. Теперь они от меня никуда не денутся. На следующий год в этот день они придут с цветами за ручку со своими детьми. Иначе, зачем я УЧИТЕЛЬ? ....Мне было 4 года. Мать мне сшила новую рубашку, новые шаровары. Купили сандалики. Радости не было конца. Потом с одной стороны отец взял за ручку, с другой - мама. Мы шли по улице. У меня на голове старая отцовская пилотка со звездочкой. Все улыбались нам. Было очень красиво. Цветы в руках мамы особенно ярко горели. Потом мы подошли к памятнику. Мама положила цветы возле ног большого каменного солдата. Я удивился и хотел спросить. А мама улыбалась, но на глазах были слезы...Я этот день не забуду НИКОГДА! (Все плакали и все радовались...Почему?)...ПОБЕДА будет за нами, пока работает подобная ПАМЯТЬ. МЫ победим, "радостно качаясь на руках своих родителей"!

 Рафиков Наиль Загреевич   13.05.2012 в 11:45

 

Константин Михайлович, как всегда в точку! Скажу более: если идти к экстремумам сделанных выводов, то всякая демотивация может оборачиваться мотивацией. Вспомним знаменитую историю о распространении картофеля в России - только после прямого запрета он пришелся ко вкусу косервативным крестьянам. Приведу современный пример: в социальных сетях большую популярность имеют "демотиваторы" - карикатуры чаще всего на студенческие темы. Так вот мой сын- большой их поклонник, недавно, уж не знаю по какому мотиву, (демотиваторы?) бросил работу и погрузился в учебу с тем чтобы успешно сдать сессию. Но тут как мне кажется кроется еще одна проблема- люди имеют разнородную структуру личности и примерно 50/50 воспринимают одинаковые мотивации по-разному. Поэтому на Руси испокон веков100% результат дает сочетание кнута и пряника. Поскольку кнут дешевле, то используется в повседневности чаще, отчего возникает противодействие, но сильно растет готовность уволиться- нет ли в этом противоречия? Или готовность уволиться нужно воспринимать с обратным знаком? Другими словами никакой внешней мотивации создавать вообще не нужно, а нужно всего лишь создать коллектив в котором удовлетворяются приведенные в самом конце текста потребности.

 Скурихин Дмитрий Анатольевич   30.05.2012 в 13:36

 


 

Новые записи

 


 

Самые популярные записи

 


 

Самые обсуждаемые записи

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.