Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Блоги

Блогеры   Лента   Популярные   Обсуждаемые  

Ушаков Константин Михайлович

председатель оргкомитета Всероссийского конкурса «Директор школы», ООО «Издательская фирма “Сентябрь”»

Власть уходит?...

«Власть в традиционном понимании уходит. Чем больше у меня квалифицированных кадров, тем меньше власти, во всяком случае в традиционном понимании, и больше у них. Безвластны, заменимы только низкоквалифицированные кадры».

 

Э. Тоффлер утверждает, что есть три типа власти.

Первый — это власть насилия. С этим мы хорошо знакомы, так как за любым законом стоит угроза применения насилия, наказания или его возможность. Однако этот тип власти крайне негибок. Это власть низкого качества.

Второй тип — это власть денег. Это более гибкая власть. С ее помощью можно добиться значительно большего. Именно с возможностями этой власти сейчас знакомятся школы. Однако не все можно купить с помощью денег.

А вот третий тип — это власть знания. Это власть высокого качества, но здесь требуются некоторые пояснения. Именно этот тип власти не имеет ограничений. Деньги имеют обыкновение рано или поздно кончаться, а вот знания человеком только накапливаются. Здесь нужно отметить, что и возможности применения насилия (принуждения) и финансовых ресурсов распределены в обществе крайне неравномерно, но еще более неравномерно распределяются знания. Именно это тип власти наиболее заметно угрожает традиционным управленческим структурам, которые базируются, в том числе, и на постулате того, что люди заменимы. Ведь «незаменимых нет», не так ли?

И это действительно так, пока вы в качестве подчиненных имеете не очень квалифицированные кадры. Но если среди ваших подчиненных появляются люди очень высокой квалификации, ситуация меняется. У меня, например, в редакции к таким относятся программисты. Они знают и умеют то, что простым смертным, в том числе и их руководителю, недоступно. Как их контролировать, тем более мотивировать? Они работают на основании внутренних мотивов. У вас, например, профильная школа и блестящий педагог по этому профилю. Что будет, если он уйдет? Конечно, замену найти можно, хотя и очень трудно. Но время адаптации человека в организации не меньше года, и это будет уже немного другая школа.

Они, профессионалы, обладают знанием, умениями, которые делают меня зависимым от них. Власть в традиционном понимании уходит. Чем больше у меня квалифицированных кадров, тем меньше власти, во всяком случае в традиционном понимании, и больше у них. Безвластны, заменимы только низкоквалифицированные кадры. Это, собственно, одно из последствий экономики знаний, о которой сегодня так много говорят. И что мы будем с этим делать?

Материал опубликован в журнале «Директор школы» №4, в рубрике «Письмо редактора».

   
 
 
 

11.04.2012  |  Просмотров: 5855  |  Комментариев: 5

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

Мне понравилось, Константин Михайлович: «Чем больше у меня квалифицированных кадров, тем меньше власти, во всяком случае в традиционном понимании, и больше у них». Абсолютная правда! И в первую очередь это относится к компьютерным гениям, но не только. В нашей школе дефицит кадров творческих профессий: музыкантов, хореографов, художников. Те, кого я зазываю на работу, понимая это, начинают диктовать свои условия. Что с этим делать? Договариваться! Обговаривать условия сосуществования. Я никогда не приветствовала уровень отношений «я – начальник, ты – дурак», а в настоящее время такое взаимодействие вообще не приемлемо. Дураков нет!

 Дитрих Лилия Анатольевна   13.04.2012 в 08:05

 

Константин Михайлович, БРАВО! Есть у Вас отменное качество откапывать тонкие моменты. Благодарность Вам от меня лично, простого сельского учителя: программиста, баяниста, художника, математика, инженера. В последние годы стал еще трактористом и...рыбаком...Но у нас столько директоров - дуболомов, что до сих пор удивляюсь, почему я еще до сих пор в школе. Из-за этих горе руководителей в школах сейчас столько пофигизма - поразительно. Профессионалам ведь на самом деле много не нужно. Главное, чтобы их оставили более менее в покое, и признавали за ними их нужность и хотя бы немного уважали. Мне пришлось, как это ни плохо, отказаться от подтверждения высшей категории, от выслуги лет, для того, чтобы эти дуболомы поняли, что Загреич "за копейку не удавится". Да. незаменимые, оказывается, бывают. И это "ТАК ТОЧНО!"

 Рафиков Наиль Загреевич   15.04.2012 в 11:33

 

Спасибо, как все правильно мыслите.Всё как и есть в жизни...

 Прокопович Елена Николаевна   17.04.2012 в 16:31

 

Сначала думал откомментировать, но потом целым постом разразился: http://direktor.ru/blog.htm?id=411

 Ээльмаа Юрий Владимирович   18.04.2012 в 21:46

 

Специализированные знания не имеют ничего общего с профессионализмом и квалификацией. То, что вы не можете судить об уровне компетенций того или иного человека, так как просто не понимаете, чем он занимается, и как это у него вообще получается, еще ничего не говорит об уровне его профессиональной подготовки. И это можно сказать не только о программистах, но и о врачах, адвокатах и пр., среди которых, как и среди представителей любых других профессий, средненьких и посредственностей куда больше, чем действительно классных. Поэтому, как и прежде, хороший врач, хороший адвокат, хороший программист всегда будут в цене и в дефиците независимо от того, понимает кто-нибудь уровень их исключительности, или они остаются для него (в т.ч. для руководителя) "черными ящиками". Другое дело, когда такие "квалифицированные кадры", пользуясь тем, что руководитель не может оценить напрямую уровень их компетентности, начинают извлекать для себя выгоду (rent-seeking, поиск ренты) из сложившейся ситуации (в экономической теории это называется оппортунистическим поведением, opportunism), набивая себе цену, отлынивая от работы (shirking) и т.д. Учитывая, что, несмотря на все разговоры о необходимости сделать на сайте функцию поиска (не знаю ни одного другого сайта, где бы ее не было), ее до сих пор так и нет, я бы не стал так обольщаться по поводу их квалификации и, тем более, исключительной и бескорыстной преданности профессии и работе. Поэтому власть из организаций и от руководителей никуда не уходит. Ее теряют или отнимают. Но меньше ее не становится. Наоборот, в современных организациях, в том числе с учетом всех тех процессов, что происходят в современном мире, о которых и Вы упомянули в заметке, крупные организации становятся еще крупнее и мощнее, а власть в них еще более централизованной и авторитарной (в хорошем смысле слова). Поэтому творческие работники могут тешить себя мыслью, что они обладают какой-то свободой от работодателя, возможностью влиять на него, делать то, что им хочется и как, но это не более чем заблуждение людей, которые далеки от процессов реального управления реальными организациями. Впрочем, от них это и не требуется. Поэтому это и не так страшно, пусть себе думают. До тех пор пока их мысли не трансформируются в действия, наносящие ущерб организации и общему делу. А квалификация и мастерство руководителя как раз и заключаются в том, чтобы вовремя распознать такие поползновения и предотвратить их или вообще в корне пресечь. И совсем не важно с помощью какой власти в терминах Тоффлера он этого добьется.

 Шиляев Александр Александрович   19.04.2012 в 18:54

 


 

Новые записи

 


 

Самые популярные записи

 


 

Самые обсуждаемые записи

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.