Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Блоги

Блогеры   Лента   Популярные   Обсуждаемые  

Ушаков Константин Михайлович

председатель оргкомитета Всероссийского конкурса «Директор школы», ООО «Издательская фирма “Сентябрь”»

Только не русским...

«Если вы хотите сделать уникальную вещь — закажите русским, если вы хотите сделать 10 одинаковых — заказывайте кому угодно, только не русским».

Недавно присутствовал на докладе об одном исследовании, связанном с тем, как наши соотечественники адаптируются в США и Германии, в чем они успешны, в чем нет. Это исследование, сделанное под руководством А. Аузана, интересно в плане понимания культурных особенностей россиян, в том числе и тех, которыми мы руководим. Результаты очень любопытны, приведу некоторые из них.

Как выяснилось, россияне большей частью относятся к профессии как к призванию, а не как средству карьеры, из чего следует нацеленность на самореализацию, получение уникальных результатов, высокая креативность. Это может показаться вам совершенно естественным, но люди, ориентированные подобным образом, не могут успешно работать в условиях высокого разделения труда, например в крупных организациях (корпорациях), где особенно ценится качество выполнения стандартных операций. Они отличаются неуважением к стандартам (читай законам), постоянно их нарушая. А каким иным образом, кроме нарушения принятых правил, можно получить уникальный результат? Как отметил в процессе исследования менеджер-американец: «Если вы хотите сделать уникальную вещь — закажите русским, если вы хотите сделать 10 одинаковых — заказывайте кому угодно, только не русским».

Из-за этого получается, что россияне очень хорошо и успешно работают в малых инновационных компаниях, где их креативность, неуважение к авторитетам, пренебрежение к правилам подчас дают замечательные результаты, но они значительно менее удачливы в крупных корпорациях, где требуется дисциплина и последовательность. Их способность решать нестандартные уникальные задачи одновременно означает сложности в решении «скучных», рутинных проблем, потребность быть «творцом», а не «исполнителем», что существенно отличает нас от представителей Запада. Эти культурные установки нельзя быстро изменить (да и стоит ли?), но, безусловно, нужно учитывать, в том числе и в управлении. Ну вот такие мы, что поделаешь…

 

Материал опубликован в журнале «Директор школы» №2, 2012 в рубрике «Письмо редактора»

   
 
 
 

21.02.2012  |  Просмотров: 5663  |  Комментариев: 4

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

Гордость распирает за нас, россиян! (сказала она, забыв про фамилию...) Да, скучными исполнителями нам быть не интересно!

 Дитрих Лилия Анатольевна   21.02.2012 в 15:08

 

Вот как в зеркало посмотрелся...

 Ээльмаа Юрий Владимирович   21.02.2012 в 17:57

 

Из того, что приведено в качестве результатов исследования - слишком много стереотипов. На мой взгляд, проблема культурных различий гораздо сложнее, чем она представляется авторам исследования. В иной среде человеку ничего не остаётся как адаптироваться к ней, ориентируясь на самореализацию, тем более, что с точки зрения культуры - США относится к странам, наиболее ориентированным на достижения. Есть точка зрения - что русский человек в отличии от представителей других наций - индо-европеец, отсюда амбивалентность в поведении, игры в "да-нет". У русских есть достоинства и недостатки. Пожулуй, нет такой другой нации, представители которой столь уважительно бы относитились к представителям других культур. Только в России иностранцы чувствуют себя столь вольготно, как ни в одной другой стране. Трудно представить такое поведение русского человека заграницей. При этом через несколько лет проживания в другой стране сложно будет отличить русского от аборигена, в отличии от немца, итальянца или француза, которые всегда остаются таковыми независимо от того в какой среде они живут и помнят о своих национальных корнях. Американские подростки, если их просят представить свою страну встают в общий ряд, кладут руку на сердце и исполняют гимн Америки. Один мой знакомый европеец рассказал, как он посещал русскую парикмахерскую. Не очень владея языком, но будучи рациональным по природе, он прямиком направился туда, где мог постричься. Мило улыбающаяся девушка поинтересовалась: "Чай? Кофе?" Через некоторое время он напомнил: "Я хочу постричься!" Реакция была устойчивой: "Чай? Кофе?" После чего он естественно ушел. Более всего русские ценят отношения. О роли чайных церемоний мне рассказала также одна студентка, которая обучалась языку в США. Она жаловалась на то, что долго не могла найти человека, с которым поделилась бы впечатлениями от пребывания в Штатах. Единственным, кто оказался способен её понять - стала студентка из Китая, вместе с которой они пили чай. Другая национальная черта русских - это невежество. К сожалению, это так. Отсюда пренебрижительное отношение к учёным, науке, знаниям. Американские университеты, которые часто приводят в качестве самых передовых, отличаются тем, что в них ценят истину. Независимо от того, из Индии, Китая или Россиии приехал профессор, если он несёт истину - это главное. У нас наука, особенно гуманитарная до сих пор испытывает сильное влияние идеологии, отсюда альтернатива объективно существующему знанию - изобретательства, вроде "муниципальное задание" и т.п. Креативность - это результат профессионального развития и по большому счёту креативных людей в мире очень мало. Помножив на личностные характеристики, то есть такие, которые позволяют иметь склонность к такого рода деятельности - креативность в России может оказаться полным мифом. У нас часто невежество подменяется или называется креативностью, что ни одно и тоже. К тому же, законы в России далеки от совершенства, если не сказать, что в них зачастую лоббируются интересы отдельных групп, которые позволяют иметь доступ к власти и небезбедно существовать, выполняя под видом государственного заказа - липовые исследования. Если зарубежом вы попали в сложную ситуацию, то обращайтесь к кому угодно - в еврейскую, индийскую диаспоры..., только не к русским. Руские будут долго выяснять, что с вами случилось, какой вы растыка, но при этом ничем не помогут ... Только в русской кондитерской можно столкнуться со смекалистостью продавца, который расскажет, что конфеты в вакуумной упаковке весят меньше, чем такие же без упаковки. Русские не любят интеллектуального превосходства и конкуренции. Видавшие виды профессора и доктора наук, рассказывали мне о том, что если на защиту человек приходит с действительно стоящей идеей, скорре всего, его не поддержат. Гораздо притягательнее усердие, проработанность литературы, принцип "не высовывайся", "инициатива наказуема". Отсюда и специфика финансирования работ в фондах. Если вы лично знакомы с экспертом, то можете рассчитывать на поддержку. Если нет - то вряд ли. Никто и не будет особо вчитываться в работу какое бы большое значение она не имела для практики. Образованный человек изначально обречён на одиночество. В России - вдвойне. Поскольку окружение может быть враждебным по отношению к нему. Драповое пальто в России воспринимается скорее как клеймо, чем признак чего-то особенного. Любая попытка превосходства пресекается. Ах, вы кандидат? При первой возможности или ошибке вам напомнят об этом. В России немыслимо, что человек в 30 или двадцать пять может в принципе быть умнее или в чём-то талантливее других - особенно старших его по возрасту . Поэтому самое трудное в России - признание заслуг. Отсюда уважение к старшим. Принято советоваться, демонстрировать лояльность к руководству, значим опыт. Отчего, русские хронически фрустрированны. Свобода - которая столь желательна, может быть одновременно разрушительна, особенно в ситуации неопределённости. Почему так популярен среди наших педагогов и директоров школ жанр методических рекомендаций? Потому что они снимают неопределённость, а вместе с этим решают проблему свободы. Одна из главных проблем русских - то, что они не слишком ценят свою собственную культуру, предпочитая западные образцы. Тяга ко всякого рода французкому, американскому, немецкому в силу исторических особенностей развития России, о чём писали ещё классики, фактически стала национальной чертой. Наверное, над этим стоит подумать!

 Руднев Евгений Анатольевич   22.02.2012 в 13:10

 

Как любые обобщения, Евгений Анатольевич, ваш эмоциональный комментарий имеет ряд недостатков - это портрет без времени и без лица. Следует отметить, что у Константина Михайловича указано базовое исследование, его цель и результат... В ваших же рассуждениях - упрощение образа русского человека.... На основе чего такие умозаключения? проводили исследования? Ваши многолетние наблюдения? работа с литературными источниками в разные временные периоды? Опять же, русский в чистом виде сейчас существует? Мы живем около ста лет в многонациональном государстве - смешанные браки.... Лично меня больше согревает уникальность и креативность, которую в нас видят... а вас?

 Беляева Ирина Викторовна   26.02.2012 в 19:07

 


 

Новые записи

 


 

Самые популярные записи

 


 

Самые обсуждаемые записи

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.