Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Блоги

Блогеры   Лента   Популярные   Обсуждаемые  

Терешатова Екатерина Евгеньевна

оргкомитет Всероссийского конкурса «Директор школы», ООО «Издательская фирма “Сентябрь”»

Выступление К.М. Ушакова на Всероссийском педагогическом собрании 31 мая 2011 года

К. Ушаков: «Среднее образование – это не рыночная услуга. Когда мне, как бывшему учителю говорят: ты оказываешь образовательную услугу…это такое нехорошее ощущение вызывает. Формирование будущего страны – это не услуга. Уж больно глобальный процесс».

Выступая на Всероссийском педагогическом собрании, перед  представителями образовательного сообщества, чиновниками и премьер-министром, профессор, д.п.н., главный редактор журнала «Директор школы» Константин Михайлович Ушаков изложил своё видение некоторых проблем образовательной сферы. Видеозапись выступления, а также ее текстовой вариант можно посмотреть и прочитать здесь же.

 

 

 

 

«Есть такая китайская поговорка – «не дай нам бог жить в эпоху перемен», но у неё есть продолжение, которое почему-то не цитируется и звучит примерно так: «если вы не знаете что делать». Мне представляется, что в образовательной отрасли  есть проблема очень низкого социального капитала, очень низкого уровня доверия руководства подчиненным и обратно. Этот социальный капитал действительно очень невысок и приводит, как говорят экономисты, к транзакционным издержкам. Это недоверие очень дорого стоит.  Это связано с тем, что  недоверие создает очень дорогие системы контроля. Мы часто жалуемся, например, на количество  чиновников – это издержки ситуации с недоверием.  Причем такое недоверие возникает не только в вертикальной структуре, но и в горизонтальных слоях. Что это значит? Педагог в ситуации низкого социального капитала становится крайне изолированной фигурой. Педагогическая труд – это вообще работа одиночки: учитель зашел в класс, закрыл дверь и, если честно, следующие 45 минут ты делаешь, что посчитаешь нужным. А если при этом еще у педагога 24 часа работы, то никакое иное общение уже невозможно, он приходит домой и лучше чтобы его никто не трогал. Так вот, проблема в том, что педагоги вообще не склонны к кооперации. Сегодня появление любого постороннего взрослого на уроке – это скрытая угроза, ведь могут быть неприятности. И это состояние недоверия приводит к тому, что очень плохо «ходит» информация по горизонтали. На протяжении многих лет мы не знаем, что делает наш коллега в соседнем классе, при этом у нас могут быть очень хорошие с ним отношения. Это приводит к тому, что многие наши школьные организации становятся очень простыми. Они просты структурно, они состоят из отдельных профессионалов. И тогда разговор о компетенциях может оказаться не очень состоятельным. Я не могу воспитывать компетенции один, компетенции в образовании – это «командный вид спорта». Компетенция не воспитывается в рамках одного предмета. Если школа воспринимается как набор профессионалов, а образование как набор предметов, то это следствие  проблем с доверием. Есть еще одна вещь, хорошие, но простые организации не имеют шансов на положительную эволюцию. Это проблема ментальная, она мгновенно не решается, но если задумываться об этом, то может быть нам удастся с ней справится.

Среднее образование – это не рыночная услуга. Когда мне, как бывшему учителю говорят: ты оказываешь образовательную услугу…это такое нехорошее ощущение вызывает. Формирование будущего страны – это не услуга. Уж больно глобальный процесс. Но так как мы часто используем в разговоре слово «услуга», включается магия слов  и происходит вот что: мы начинаем использовать рыночные инструменты во внерыночной сфере. Мы начинаем говорить с учителями языком этих стимулов: если  ты сделаешь то-то, ты получишь надбавку.  Учитель – это и так очень «одинокая» профессия, а теперь ему еще начинают доплачивать за личный успех. И хорошо если эта надбавка более-менее небольшая и не сильно увеличивает разрыв с зарплатами коллег, а если надбавка станет большой? Как можно в таких условиях сделать команду? Проблема.

Еще один момент. Такие системы оплаты по стимулу «если... то…» основаны на очень простой модели: человек – рационален. Но уже довольно давно стало понятно, что человек далеко не всегда действует рационально, и большинство педагогической элиты пришло в школу не по рациональным основаниям, таким как устойчивая зарплата, например. Этим людям хотелось сделать что-то большее. Мы пропагандируем креативного педагога, который жертвует очень многим для решения крупных задач – это портрет абсолютно иррациональный, а деньгами поддерживаем его рациональную сторону «если… то...». На мой взгляд, это проблема, и ее надо решать».

   
 
 
 

06.06.2011  |  Просмотров: 5437  |  Комментариев: 21

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

Может я сильно Вас удивлю, но УЖЕ давно существует и давно УСПЕШНО используется на практике система создания ЕДИНОЙ команды и при этом индивидуального поощрения результатов работы. Она и в образовании применима и применяется ДАВНО. Куда бы человек не пришёл работать и себя реализовывать - ему надо себя кормить и семью... А если он не нацелен на высокие мотивы - типа ДОЛГА перед обществом, то таких ТОЖЕ надо мотивировать на ОТЛИЧНЫЕ результаты чем-то. И такая УНИВЕРСАЛЬНАЯ система СУЩЕСТВУЕТ. Странно представить, что человек с высоким понятием о ДОЛГЕ будет плохой результат в работе показывать! Соответственно ему будет АВТОМАТИЧЕСКИ более высокая платиться оплата за его отличные результаты.

 Казаринов Игорь Владиславович   06.06.2011 в 14:22

 

Среднее образование, на мой взгляд, это общественное благо, merit good, и проблема услуги возникает потому, что это благо оказывается повинностью, ибо навязывается.

 Максименко Павел Юрьевич   06.06.2011 в 15:03

 

Вообщем-то, всегда есть выбор - семейное образование, экстернат, частная школа... Общество просто обязано беспокоиться об образовании и воспитании своих соплеменников... Сейчас мы имеем такую цифру по беспризорникам и неграмотным (например, цыгане), которой не было в лихие послереволюционные годы.. Так что самое время задать вопрос: может уже надо объединить свои усилия в борьбе за лучшее будущее? А то ведь ситуация может развиваться и по худшему сценарию?! А мы все будем друг друга клеймить: кто и что не так делает? Кто виноват? И чья вина или заслуга больше?

 Беляева Ирина Викторовна   06.06.2011 в 22:52

 

может уже надо объединить свои усилия в борьбе за лучшее будущее? - Надо, безусловно! А как, если цели и задачи у всех разные, доходя до противоположных?

 Максименко Павел Юрьевич   06.06.2011 в 23:25

 

Скажите, в чем не сходятся цели и задачи семьи и школы... вас, как родителя, и меня, как учителя?

 Беляева Ирина Викторовна   06.06.2011 в 23:29

 

Прекрасный вопрос, но требует уточнения. Вас, как учителя, который работает сообразно со своим личным пониманием и совестью, или Вас, как учителя-части системы и её проводника?

 Максименко Павел Юрьевич   06.06.2011 в 23:43

 

Все годы я работаю сообразно своим убеждениям и принципам, груз системы на меня не давит. именно, как учитель, я чувствовала значительно больше свободы действий. Трудней взаимодействовать с системой в качестве заместителя директора или методиста, но и здесь есть правила, которые я стараюсь не нарушать, дабы жить в согласие со своей совестью.

 Беляева Ирина Викторовна   06.06.2011 в 23:52

 

Если рассматривать учителя как человека свободного (коих я лично встречал единицы), то проблемы почти нет - единственное что нужно, это обеспечить механизм взаимного поиска учителя учеником и учителем ученика. Если принимать за отправную точку, что учитель свободен, как и ученик - то придумать такой механизм не сложно. Но эта ситуация сродни идеальному газу - стоит ли её рассматривать?

 Максименко Павел Юрьевич   07.06.2011 в 00:02

 

Вы заблуждаетесь. Если у меня есть обязанности перед государством в плане качественного преподавания учебного материала и необходимости достижения определенных результатов (знания, умения, навыки), то в том, как я строю отношения с подростками и их родителями, у меня нет внешних корректоров. Придерживаюсь обычно очень простого правила: "поступай с другими так, как ты хотел бы чтоб поступали с тобой". И еще, примерно следующее - храни порядок и порядок сохранит тебя. Когда начинается учебный год мы договариваемся о правилах. Обычно, ребята с пониманием относятся к их выполнению, так как там нет исключений для тех или иных людей... К примеру, дети четко знают что надо делать, чтобы быть аттестованным в конце семестра. Если получил два по контрольной работе или физическому диктанту, то у каждого желающего есть возможность исправить положение дел в течение недели, там тоже есть альтернативные варианты.... таким образом, у подростка масса возможностей для регулирования своего результата обучения, если его что-то не устраивает. Это как нельзя лучше мотивирует к самостоятельным действиям и инициативам.

 Беляева Ирина Викторовна   07.06.2011 в 00:26

 

Вот и попались мы с вами на несогласии :-) Я не с правилами не соглашусь - они корректны! Мне сама игра в эти правила противна! Мне противны эти Ваши государственные аттестации, оценки-отметки, аттестации к концу семестра или четверти. Это всё НЕ МОИ игры! Ну не хотят мои дети аттестаций, оценок и "возможности исправить". ИМ просто интересно учиться - а уж оценки они себе сами поставят тогда, когда им это будет нужно. Ии жизнь поставит - уж как сложится! И как тут достичь единства?

 Максименко Павел Юрьевич   07.06.2011 в 01:46

 

Павел Юрьевич, я речь веду о школе государственной, где процессы регулируются Законом об образовании и др. Я, конечно, согласилась бы и без оценок, если результат никого не интересует.. будем считать, что самооценки достаточно. Однако, в общеобразовательной школе такой вариант не пройдет. Так что зря вы на учителей нападаете: аттестации, оценки-отметки не их придумки.... И многие учителя могли б и без них обходится... легко! А то что вы называете игрой в правила - это один из способов социально справедливого урегулирования отношений.. А во всем остальном - вы правы - жизнь поставит свои оценки!

 Беляева Ирина Викторовна   07.06.2011 в 22:16

 

Не учителя придумали аттестации - согласен. И даже не директора. Но игнорируют нежелание быть аттестованным именно они. А что касается справедливости - а нужна она в таком-то виде? Вы верно пишите - не пройдёт такой вариант в госшколе. Иначе говоря - не пройдёт с несвободным учителем, Вы-то готовы учить без оценок, но их Вам навязывают. согласившись с этим вы уже несвободны. Но дальше хуже - дальше ученик лишается права быть свободным внутри игры. Хотите аттестовывать? Аттестовывайте - ставьте двойки, например. Ан нет! Я пытался добиться, чтобы моему сыну поставили двойку - не удалось. Поставили три. Зачем?

 Максименко Павел Юрьевич   07.06.2011 в 22:34

 

Понимаете, если человек работает в государственном учреждении, то он обязан выполнять законы. В этом нет проявления несвободы. Когда я выбираю работу - учителя, уборщицы, управленца..., то должна принять те правовые механизмы, которые лежат в основе деятельности данного специалиста... иначе - это бардак! А вот внутри этой деятельности ты можешь, опираясь на свои нравственные принципы, строить свою систему работы, отношений с детьми, родителями и коллегами...И это не игра - -это жизнь... так дети взрослеют, а взрослые не позволяют себе закостинеть и превратиться в носителя догм....

 Беляева Ирина Викторовна   07.06.2011 в 23:02

 

Мне нравится Ваша позиция - но она очень редкая. Но есть и другой аспект. Вы правы - выбирая работу, вы соглашаетесь с некоторыми правилами. Но ребёнок-то не работу выбрал - он вроде бы пришёл постигать разумное, доброе, вечное, а ему предлагают насилие. Порой мягкое, но всё же - насилие. И другое. Вот у вас есть принципы и Вы их не нарушаете, работая в школе! Честь и хвала! Могут Ваши принципы не совпадать с моими? Могут - это нормально! И что делать, если вы оказались учителем моего ребёнка? Мне не за что на вас жаловаться, я уважаю Ваши принципы, но даже если Вы уважаете мои, то мы не поладим. Просто потому, что исповедуем разное.

 Максименко Павел Юрьевич   07.06.2011 в 23:06

 

У вас есть выбор - другой класс, школа.. Вы можете сказать - а почему бы не сменить школу мне? Согласна, если вашу позицию поддержит большинство детей и родителей.. Я бы отказалась от ведения уроков в этом классе и задумалась , крепко..почему так произошло?!

 Беляева Ирина Викторовна   07.06.2011 в 23:28

 

Заметьте - вы опять оперируете коллективным понятием: класс, школа. Вы хороший учитель, многих устраиваете, меня при этом устраивает и класс, и школа - почему мне или Вам нужно их менять? Разве нельзя просто дать нмне право у вас не учиться. У кого? - спросите Вы! Так это уже не Ваша проблема - моя! Я её решу - только дайте мне право самому выбрать учителя, самому, если у школы нет возможности, его финансировать, и пусть он учит и т.п. И все довольны, разве не так?

 Максименко Павел Юрьевич   07.06.2011 в 23:33

 

И опять нет ничего невозможного, можно по каким-то предметам сдать экстерном, не посещая занятий (по заявлению родителей)

 Беляева Ирина Викторовна   07.06.2011 в 23:45

 

Можно. Но по предложенной программе. А если она меня не устраивает? И если я не хочу экстерн, а хочу обычные занятия, но с другим учителем?

 Максименко Павел Юрьевич   07.06.2011 в 23:47

 

Вы просто уходите на позицию "хочу" ничем не обосновывая... это детство

 Беляева Ирина Викторовна   07.06.2011 в 23:54

 

Я могу обосновать. Причём очень основательно могу. Это изменит ситуацию?

 Максименко Павел Юрьевич   07.06.2011 в 23:56

 

Мне выступление Константина Михайловича очень понравилось. Он удивительно точно обозначил проблему недоверия существующую как по вертикали, так и по горизонтали в образовании. Личный успех важен, бесспорно, но... труд учителя это не "стойка за конфетку", а более сложный процесс взаимосвязей и ответственностей. Нельзя все упрощать до условных рефлексов. Работа в команде - это важная состовляющая жизни как для педагогов, так и для учащихся.

 Беляева Ирина Викторовна   06.06.2011 в 23:03

 


 

Новые записи

 


 

Самые популярные записи

 


 

Самые обсуждаемые записи

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.