Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Блоги

Блогеры   Лента   Популярные   Обсуждаемые  

Ушаков Константин Михайлович

председатель оргкомитета Всероссийского конкурса «Директор школы», ООО «Издательская фирма “Сентябрь”»

Доверие как капитал

«...Чем больше радиус доверия, тем ниже затраты на контроль и мониторинг. Представьте себе, сколько времени, сил и нервов экономят руководители тех организаций, где уровень доверия достаточно высок...»

Каждая организация в большей или меньшей степени обладает тем, что называется социальным капиталом. Его можно определить как набор неформальных ценностей или норм, которые разделяются членами группы и которые делают возможным сотрудничество внутри этой группы. Если члены группы смогут рассчитывать на то, что другие будут вести себя профессионально и на них можно будет положиться, то они доверяют друг другу. Доверие делает работу любой группы или организации более эффективной.

Уровень доверия это крайне важный показатель организации. Если уровень доверия низок, то реализуется модель «управления с недоверием». В этом случае выстраивается система контроля и мониторинга, причем, чем выше этот уровень недоверия к исполнительской дисциплине, к профессионализму, честности, тем более сложной и разветвленной должна быть эта система. С чисто экономической точки зрения системы контроля очень затратны. Чем выше уровень доверия, тем меньше так называемые транзакционные издержки — затраты времени, сил, нервов и денег на поддержание системы контроля, обмена информацией и пр.

Определенный уровень доверия существует в любых организациях, всегда есть некоторые группы людей, доверяющие друг другу, они могут быть больше или меньше, что описывается термином «радиус доверия». Чем больше радиус доверия, тем ниже затраты на контроль и мониторинг. Представьте себе, сколько времени, сил и нервов экономят руководители тех организаций, где уровень доверия достаточно высок.

А как у Вас дела с этим социальным капиталом, насколько он велик?

Материал опубликован в рубрике «Письмо редактора» в  журнале «Директор школы» №4.

   
 
 
 

07.04.2011  |  Просмотров: 5712  |  Комментариев: 21

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

Зачем доверять? Надо проверять! А вдруг что? Кто его знает, как оно все пойдет, если мы начнем доверять. А так - хорошо, ровненькое такое болотце отчетов и мониторингов. Высунулся - либо щелчком назад, либо совсем с нашего болота.

 Ковалевский Дмитрий Маркович   07.04.2011 в 14:20

 

Абсолютно согласен. На подобном доверии мы работали в перестроечные годы- в 90-е. Это продолжалось где - то до 1999-2000 года. Учителя вспоминают это время как время такого творчества, подобного уже и не будет. Это были светлые времена. А потом как в прорву - как "цунами", прошли волны проверок. Мне тут же пришлось уйти с директоров. Не умею работать без доверия. Тем не менее - в настоящее время Учитель на доверии. Чувствую нормально. Нервы на месте. Думаю очень много. Рсспределяю время на свое усмотрение на приоритетах и прорывных направлениях. То есть нет той лихорадки, которую ощущает учитель под "мечом".

 Рафиков Наиль Загреевич   07.04.2011 в 14:24

 

Мне кажется, что для того чтобы доверять другим, надо доверять себе. У нас, к сожалению, государство учит нас не доверять себе: "народ неразумен", "выбор лучше не предоставлять" и т.п. При этом государство - это и конкретные начальники. По-моему, можно и нужно на своем рабочем месте доверять себе, нести ответственность за свои решения и , соответственно, доверять своим подчинённым.

 Фишбейн Дмитрий Ефимович   07.04.2011 в 15:08

 

Если продолжить мысль. А не является ли маниакальное повсеместное недоверие следствием того, что сами работают так, что доверия не заслуживают?

 Великов Андрей Владимирович   07.04.2011 в 17:21

 

Гражданин априори находится под недоверием, на этом построена вся система государства, как ни применяй к себе "ответственность за свои решения" и ничего с этим не поделаешь. а еще человек слаб - как только появится возможность - соврет, сопрет, сбежит... но ведь контролируют не для того, чтобы проверить на "вшивость", а затем, чтобы получить желаемый результат и вовремя внести коррективы, в том числе и в поведение человека. поэтому, чем лучше спланировано и спронозированы все возможные проблемы, тем меньший контроль необходим. разве не так?

 Пономарева Галина Михайловна   09.04.2011 в 11:59

 

Не так. Тоталитарное государство действительно построено на таких принципах, "лучше всех знает" как надо жить, везде сует свой нос. В правовом государстве и гражданском обществе все несколько не так, а точнее все наоборот. Не надо за меня все планировать и прогнозировать, я сам решу свои проблемы. Поставьте мне задачу, определите временной интервал, а дальше я сам все сделаю и представлю вам результат, а также буду за него отвечать. И человека нянчить не надо. Живи и твори, работай и добивайся. А не можешь (а по правде, не хочешь) - значит, сам знаешь кто ты. Только не ищи виноватых, кроме себя. Мир такой, каким мы его создаем!:))

 Великов Андрей Владимирович   09.04.2011 в 12:32

 

Может, и так.

 Фишбейн Дмитрий Ефимович   11.04.2011 в 14:00

 

Андрей Владимирович, вы наверное удивитесь, но подавляющее большинство человечества совершенно не хочет творить, не хочет, чтобы ему ставили задачу, оно хочет конкретных поручений, которые стремится сделать как можно быстрее и за качество вообще-то не отвечает, а потому его надо контролировать, чтобы не ушел "налево". вы, как и я, принадлежите к определенному круги людей, которые предпочтут сами выбирать пути решения проблемы, но как там закон Паретто? - таких всего 20%, к счастью, им 80% результата принадлежит. поэтому я и говорю - научись организовывать, мотивировать, оценивать, планировать эти 20% и не надо будет тратить время на контроль этих людей. а остальных хоть законтролируйся, только время потеряешь.

 Пономарева Галина Михайловна   10.04.2011 в 04:12

 

Я про подавляющее большинство человечества лучше думаю и уважаю их выбор не творить. А как разводить 20% и 80%, чтобы выбрать, кого учить? И откуда тогда взялась наша личностноориентированная парадигма в образовании, если четыре пятых человечества безнадежны? Надуваем мыльные пузыри?

 Великов Андрей Владимирович   11.04.2011 в 06:52

 

Я про них тоже думаю с уважением, имеют право. Но мы ведь говорим не об уважении или неуважении, а о том, кого следует контролировать и стоит ли тратить на это драгоценное время. так вот я за то, что 20% сотрудников должны быть на доверии и их не надо контролировать. а т.к. они дают 80% результата работы, то представляете, сколько времени освободиться, если с этой группой работников все как следует спалнирвать и отпустить их - пусть себе творят, результат все равно будет. а вот с другой группой придется попотеть, тут уж никуда не деться. одно успокаивает - на них только 20% прибыли распространяется, поэтому, если опять таки все хорошенько спланирвать, то все будет ОК! например, одному учителя (из первой группы) я дам задание приготовить открытый урок на семинаре, и заранее все детали урокая мы с ней обговорим, и я уверена, что дальше контроль мне не понадобится, приду уже на сам урок вместе со всеми и порадуюсь за результат. а другой учительнице поручу встречать гостей на семинаре, и до, и за несколько дней, и перед самим семинаром проверю, взяла ли она ключи от раздевалки... вот такой и будет контроль, но самое главное - результат урока - будет на высоте без лишнего контроля

 Пономарева Галина Михайловна   11.04.2011 в 07:25

 

У Вас Галина Михайловна ложные данные про контроль. Вы бы в бизнесе прогорели, там за ложные данные люди расплачиваются СВОИМИ деньгами. А в бюджетных организациях за это платят НАРОДНЫМИ деньгами - и как-то незаметно выходит. :)

 Казаринов Игорь Владиславович   12.04.2011 в 10:15

 

я работаю в бюджетной организации, поэтому у меня истинные данные про контроль. я помогала своему сыну строить бизнес, и он сейчас один из самых сильных предпринимателей в городе , депутат городской думы, поэтому и в бизнесе все в порядке. но я никогда не унижаю людей, тем более не обладая о них информацией. мы же рассуждаем о культуре контроля, которую надо применить к подчиненным и при этом не затратить впустую время, поэтому я и выбираю в первую очередь высокие требования к руководителю и его умению планировать работу с учетом индивидуальности подчиненного.

 Пономарева Галина Михайловна   12.04.2011 в 10:44

 

Вы работаете в бюджете, потому ЕСТЕСТВЕННО Вы НЕ МОЖЕТЕ ошибаться! :) Крутой довод! Точно так же не ошибаются создатели ЕГЭ и ФГОС. Браво! Надеюсь, что сын за Вас не отвечает. Может у него и взгляды несколько другие. Не хочу намекать на его административный ресурс - про Лужкова и успехи его жены слишком много написано.

 Казаринов Игорь Владиславович   12.04.2011 в 11:13

 

ну вы даете, и кто вас научил так обращаться с людьми, не иначе как Хаббард

 Пономарева Галина Михайловна   12.04.2011 в 12:48

 

"я работаю в бюджетной организации, поэтому у меня истинные данные про контроль". --- такие ЛЯПЫ я и до знакомства с работами Хаббарда замечал. Даже до того как начал в школе учиться. От природы логика хорошая.

 Казаринов Игорь Владиславович   12.04.2011 в 22:36

 

Доверие - недоверие. Как то звучит немного уже. Но интересный момент. Учительница говорит: "Я учу своих детей самостоятельности". Наблюдаю. И на самом деле выходит "пуск на самотек". В итоге нагрузка на детей ответственных. Я даже наблюдал истерику такого ребенка. Она пытается организовать своих сверстников (6 класс), но не получается. Мой вывод: так не учат самостоятельности. 2 пример: Учитель оставляет детям ключ от кабинета. Они закрывают. Уносят домой. Итог: у девочки синдром. Вскакивает среди ночи и ищет ключ - не потеряла ли?. Вывод: не совсем продуманный эксперимент. Любят у нас быть "начальниками". А ведь на самом деле мы все "пахари". Завхоз приперся чистенько с иголочки одетым. 4 человека в подчинении. Стоит с карандашом и смотрит как они работают - как же начальник. Не то. Сроки его и конечный результат не волнуют. Главное - он начальник. Возможно "ответственность" ярче выражает отношение к своим обязанностям. Директором выбрали. Молодой. Смотрю - какие-то учителя все запуганные вдруг смотрят. Понял вовремя. Чтобы снять напряжение, пришлось объявить мораторий на всякие выговоры, увольнения и прочие административные рычаги. Снятие напряжения добавило творчества, тягу к обсуждению, договоренностям. Исчезла "угроза" со стороны директора. Появился некоторая "стыдливость" со стороны неумеющих. Вот и задача тут же появляется - научить учителя. И тут же благодарный взгляд, доверительные отношения. ВОт мы и пришли к доверии. Директор становится старшим, опытным, мудрым сотрудником. Учитель становится ответственным, открытым перед директором.... Вывод: слово проверка вообще нежелательна в школьном обиходе. Иначе учитель автоматически включает "самозащиту". А это не в интересах эффективного управления, и в конечном счете, всего дела.

 Рафиков Наиль Загреевич   11.04.2011 в 00:09

 

Хорошо ответили, мне очень понравилось!!!!!!

 Пономарева Галина Михайловна   11.04.2011 в 07:28

 

Присоединяюсь к впечатлению Галины Михайловны.

 Фишбейн Дмитрий Ефимович   11.04.2011 в 14:02

 

Административный метод управления. Директор: "Искать, найти" Учитель: "Прятать и не сдаваться". Вот и игра в "Коши-мышки". В итоге: О детях - то и забыли в погоне друг за другом. Исчезает смысл ШКОЛЫ.

 Рафиков Наиль Загреевич   11.04.2011 в 00:16

 

Константин Михайлович, вы всех тут завели интересной темой, а где ваши комментарии? вдруг мы не от том, о чем вы предполагали говорить? А то, чувствую, мы тут такого наговорим...

 Пономарева Галина Михайловна   11.04.2011 в 07:30

 

Тема почти полностью раскрыта в книге Рона Хаббарда "Проблемы работы" - настольной книге многих эффективных руководителей в мире.

 Казаринов Игорь Владиславович   12.04.2011 в 10:18

 


 

Новые записи

 


 

Самые популярные записи

 


 

Самые обсуждаемые записи

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.