Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Таинство мотивации

Кофанова Марина Анатольевна, заслуженный учитель РФ, директор МАОУ «Панковская СОШ» Новгородского района Новгородской области

Мотивация, как известно, – это побуждение к действию, и сколько руководителей, столько способов побуждения к действию сотрудников существует. Причем для кого­-то достаточно общепринятых методов, а для кого-то требуется придумать что-­то сугубо индивидуальное. Отсюда и размышления директора школы о проблеме мотивации учителей.

Напротив моего директорского стола висят часы, они отсчитывают мое директорское время, которому скоро будет четыре  года: сложных, трудных, вместе с тем счастливых и очень разных четыре года.

Год первый…  Я назвала его «потерянное время». Все проблемы, возникающие в управлении, казались архиважными, я работала по принципу «скорой помощи», управленческие решения принимала спонтанно, под диктатом ситуации, без предварительной выработки общего стратегического стержня. Изо дня в день одно и то же…

А проблема была налицо: лучшие ученики уходили в город, первые классы набирались с трудом, поселковая школа, находящаяся в непосредственной близости от областного центра (в 2 км), перестала быть конкурентоспособной, хотя видимых причин для этого не было (педагогический состав оставался прежним, в школе был сделан хороший ремонт).

«Все дело в отсутствии рекламы!» — решила я, начитавшись умных книг по маркетингу. Школьный сайт, районная газета «Звезда», репортажи по областному телевидению, информационные листки о жизни школы, ярмарка достижений школы — все это дало незначительный результат. Мне как управленцу нужно было найти единственно правильное решение. И я поняла, что рекламировать нужно что-то свое, особенное, отличное от других… Нужно идти в ногу со временем! Это главный итог первого года моего директорства.

В поисках «общей жизни»

Л.Н. Толстой всю свою жизнь искал идею «общей жизни», тех «муравьиных братьев», которые вместе делают одно большое общее дело. Великий писатель нашел «общую» жизнь в семье. А чем школа не большая семья? Мы начали искать, что объединяет учеников, учителей, родителей, что создает неповторимый уклад школьной жизни, то школьное «братство», которое потом согревает душу всю жизнь.

Ключевой вопрос: «Что объединяет нас?», и ответы на него:

• добрые дела: мы отправляли посылки в армию нашим выпускникам накануне Дня защитника Отечества; мы собирали макулатуру, чтобы вырученные деньги перечислить на строительство стелы «Город воинской славы» в Великом Новгороде; мы помогаем маленьким ребятишкам в приюте… Очень важно, чтобы школа стала «территорией добра»;

• традиции: у нас много хороших добрых традиций, но одна из них особенная. Накануне 8 Марта танцует вся школа, этот конкурс бального танца — грустный праздник, потому что посвящен памяти первого директора школы Е.А. Мельник. В школе должна жить память;

• песня: недавно у нас в школе были норвежцы и неожиданно попросили ребят что-нибудь спеть. Немного посовещавшись, разновозрастной отряд учеников запел: «Солнечный круг, небо вокруг…» Норвежцам понравилось, но очень удивились москвичи, которые приехали вместе с ними, они сказали, что из школы ушла песенная традиция. А жаль, «ведь песня строить и жить помогает!»;

• забота старших о младших: особым вниманием у нас окружены первоклассники, ведь они самые маленькие жители нашего большого школьного дома. Четвероклассники готовят для них «Посвящение в ученики», 11-классники — новогоднее представление, 5–6-е классы проводят занимательные перемены. Мы вернулись к вожатству, и выпускники идут поступать на педагогические специальности, а это значит, что у школы есть будущее…

• внимательное отношение друг к другу: на информационном стенде, на самом видном месте, висит поздравление с днем рождения. Мы поздравляем учителей, а теперь возник проект «Кто родился в этот день?». И оказывается, что в один и тот же день родились и второклассница, и ученик 6-го класса, и 11-классник, а еще много великих известных людей. Это создает общность и атмосферу трогательного отношения друг к другу.

Вы скажите: «Какие мелочи! Нужно о большом, масштабном!» Но из этих мелочей рождается то, что мы называем школьным укладом, положительной школьной энергетикой, то, что заставляет и учеников, и родителей с гордостью говорить: «А у нас в школе…»

И когда есть этот школьный дух, особенно отчетливо понимаешь, как велика роль учителя в формировании положительного имиджа школы и какие они разные, учителя: разные стремления, разные подходы, разное отношение и к делу, и к детям…

«Эти разные, разные лица…», или «От каждого по потребностям…»

При всем разнообразии характеров уже к концу второго года работы я увидела, что учителя делятся на ярко выраженные группы.

Первая группа — «лидеры». Они оказывают влияние на других коллег, на родителей, любят самостоятельность, им можно поручить важное ответственное дело в полной уверенности, что они выполнят его качественно. Из них получаются хорошие руководители методических объединений, проблемно-предметных групп. Они авторитетны и энергичны, обладают непростым характером, поскольку самодостаточны и амбициозны. Я стремилась сделать их своими союзниками, своими единомышленниками, старалась направлять их энергию в русло «общих» дел.

Вторая группа — «труженики». Это скромные учителя, хорошо знающие свое дело, работающие не на показ, главное их желание — максимально реализовать свой профессиональный и личностный потенциал. На таких учителях держится школа… Они всегда нуждаются в дополнительном импульсе, чтобы транслировать свой опыт, участвовать в профессиональных конкурсах, так как ничего особенного, по их мнению, они не делают, все другие работают так же.

Третья группа — «артисты». Это яркие личности, требующие постоянного внимания к себе, у них ярко выражена потребность в получении одобрения и признания со стороны коллег, администрации школы, учеников и их родителей. Этим учителям особенно важно, чтобы в глазах других людей их школа представлялась как привлекательное и достойное место работы. Поскольку такие учителя любят выступать перед аудиторией, участвовать в конкурсах, они незаменимые помощники директора при создании положительного имиджа школы.

Четвертая группа — «спортсмены», им очень важен результат, тот «мировой рекорд», который они устанавливают вместе со своими учениками. Они стремятся к труднодостижимым целям, к сложной самостоятельной работе. Такие учителя обладают только им известными методиками работы с одаренными учениками, уникальной способностью разглядеть в ребенке скрытый потенциал, раскрыть его и привести своего ученика к большому успеху. Таких учителей немного, это ценный инновационный ресурс школы.

Пятая группа — «уставшие от школы». Этих учителей раздражает все: и администрация, которая не дает спокойно жить; и ученики, которые ничего не хотят; и родители, которые не занимаются своими детьми. Все, кроме них, виноваты в низких результатах. Они постоянно жалуются на хроническое переутомление, на их лицах читается отсутствие радости жизни. Налицо «синдром профессионального выгорания»…

Они, конечно, давно бы ушли из школы, но, кроме как учить и воспитывать других, они ничего не умеют. Вот и раздражаются, и отбывают наказание, и существует в школе целая группа таких учителей, которая для меня оказалась самой сложной.

Первые четыре группы уже пересмотрели свою учительскую позицию в отношении процесса обучения, последняя группа учителей менять что-то в своей работе не собиралась…

Необходимо было мотивировать этих учителей, встряхнуть их, показать значимость их самих, их труда для школы в целом, построить с ними работу так, чтобы они поняли, что только исследовательская деятельность, творческий труд — лучшее «лекарство» от профессионального выгорания.

Возникла проблема, как управлять процессом мотивации и стимулирования деятельности педагога средствами методической работы?

 

Шаг первый — формирование положительной Я-концепции учителя

Возникла необходимость методической учебы и оказания методической помощи конкретным учителям на основе личностного подхода. Личностный подход включает как одну из важнейших задач формирование положительной Я-концепции учителя, которая является основой внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная, мажорная Я-концепция (я нравлюсь, я способен, я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности. Таким образом, гуманизация внутришкольного управления стала базироваться на основных положениях концепции сотрудничества.

При организации и проведении педагогических советов, методических семинаров мы стремимся создать такие условия, при которых учитель становится субъектом взаимного процесса, чтобы его последующая деятельность строилась на основе внутренней мотивации.

Шаг второй — стремление к полилогу

Полилог способствует принятию общих решений, значение которых возрастает, помогает моделировать общее представление, которое потом становится групповой нормой.

Так, в прошлом учебном году мы провели педсовет на тему: «Учитель-профессионал. Какой он?» В результате педсовета родился «Этический кодекс учителя Панковской школы», который висит на видном месте в учительской и служит постоянным напоминанием о выработанной коллективной норме.

При таком управлении принципиально изменяется функция внутришкольного контроля: сокращается сфера распорядительных методов управления (приказов, указаний, распоряжений), максимально расширяется применение социально-педагогических, педагогических и психологических методов управления.

 

Шаг третий — информированность — главный ключ к мотивации

Велика роль информирования в процессе стимулирования.

Мы собираемся с учителями каждую неделю по понедельникам, подводим итоги прошедшей недели, намечаем планы на предстоящую. Стараемся, чтобы каждый учитель видел перспективы развития школы, свое место в общем деле и осознавал, что достижение целей школы помогает им и в достижении их собственных целей. На этих «планерках» учителя обмениваются информацией, делятся проблемами и стремятся помочь друг другу. Мы сидим в красивой учительской за круглым столом, плечом к плечу, и это тоже «общность».

При таком управлении возрастает эффект синергии: появляется чувство локтя, стремление к взаимовыручке, возрастает доверие — тот живой клей, который сплачивает людей. В такой атмосфере меняется и система оценки.

Шаг четвертый — «Нужно, чтоб кто-то кого-то ценил и оценивал…»

Думая об оценивании каждого из своих работников, я вспомнила историю о рисе из документального фильма «Великая тайна воды». Ученые провели эксперимент с рисом: в три одинаковых стакана с одинаковым количеством воды насыпали одинаковое количество риса. В течение месяца одному стакану с рисом говорили: «Ты молодец!», второму выражали порицание, а на третий стакан вообще не обращали внимания. Через месяц картина была следующая: в первом стакане рис стал бродить, издавать приятный запах, во втором стакане наоборот рис почернел, но самая ужасная картина была в третьем стакане: рис покрылся плесенью, загнил. Так и с людьми: они нуждаются в оценке, в признании, самое страшное — когда человека не замечают, обходят вниманием.

Директор не должен отмалчиваться, когда есть возможность дать оценку работе учителя. Сложнее дать негативную оценку, я стараюсь самые неприятные вещи говорить на позитиве, утверждая, что у педагога есть способности и возможности работать лучше, никогда не скрываю, что расстроилась из-за плохо сделанной учителем работы.

 

Смотрю в себя, как в зеркало… (вместо заключения)

А как поддержать собственную мотивацию? Кто мотивирует мотиватора? Ведь если руководитель сам не мотивирован на наиболее эффективное выполнение задач своей школы, то очень скоро учителя и другие сотрудники школы поймут это. Перефразируя слова известной песни, я выработала несколько директорских правил, которые помогают мне.

1. Помни о своем месте лидера!

Я очень удивилась, когда прочитала историю о гусином клине в книге Джона С. Максвелла «Шеф и его команда».

Ученые, наблюдавшие за перелетом гусей на зимовку в южные края, пытались объяснить, почему стая летит клином. Выяснилось, что угол построения косяка птиц связан с тем, что летящий впереди гусь обеспечивает следующим за ним наилучшую подъемную силу, причем эта сила создается в точках, находящихся под определенным углом к направлению движения. За счет клиновидного строя скорость полета повышается на 71 % по сравнению с максимальной скоростью, которую может развить каждая птица в отдельности. Выходить из косяка нельзя, так как тут же увеличивается сопротивление воздуха. Гуси время от времени меняются местами. Когда летящий впереди устает, он уходит в конец косяка, а место во главе занимает другой гусь. Летящие птицы громко кричат. Возможно, так они подбадривают вожака и друг друга.

Джон С. Максвелл так комментирует этот пример: «Если бы мы, люди, были так же разумны, как гуси, то всегда бы держались сообща». Выполнять тяжелую работу по очереди гораздо легче: «Люди, согласно двигающиеся в общем направлении, достигают своей цели быстрее и с меньшими затратами, потому что они двигаются за счет друг друга». И в этом секрет успеха…

2. Ставь цели, привлекательные для себя и других. Директору нужно стремиться подняться над прозой жизни, видеть ту большую цель, к которой он ведет людей. Можно испытывать огромные трудности, но до тех пор, пока вы верите во все, предпринимаемое вами, и в свое будущее, с вами ничего не случится!

3. Живи с вдохновением! Для того чтобы вдохновлять, нужно быть вдохновенным и вдохновленным, тогда и коллектив будет дышать полной грудью. Испытывая воодушевление от работы, вы способны целиком отдаться работе, демонстрируете свои лучшие качества, ваш настрой на успех передается учителям!

4. Доверяй людям, помогай им! Нужно доверять людям, радоваться их удачам и огорчаться их промахам, знать их потребности и способствовать их удовлетворению, не ждать, когда учитель попросит о помощи, а первым предложить ее.

5. Бери удар на себя! Находясь во главе дела, брать на себя удары первым, а если случится неудача, отсчет виновных нужно начинать с себя! В учительской на видном месте висит призыв к учителям: «Не приписывай успех себе, а неудачу — ученикам!» Он и для меня…

6. Избегай конфликтных ситуаций! Всегда нужно помнить, что в конфликтах между руководителем и подчиненным виноват тот, кто сильнее, то есть руководитель.

7. Черпай свою мотивацию в учителях, в учениках, родителях! Недавно ко мне пришла учительница русского языка и сообщила: «Объявлен всероссийский конкурс по русскому языку, ваш социальный проект "Автобус грамотности" идеально подходит, нужно участвовать!» И я понимаю, что не участвовать я не могу, не имею права.

Волею судьбы я стала директором школы, в которой работаю 30 лет. Я очень люблю своих учителей. Они очень разные, у каждого свой путь к мастерству, свое жизненное кредо и свой ключ, подобрав который, я могу поддерживать их мотивацию.

Часы в моем кабинете те же, что и четыре года назад, но изменилось мое отношение ко времени: жить не сегодняшним днем, а перспективами развития, и только тогда можно обмануть время, заглянуть в будущее.

Иногда мне кажется, что мне это удалось...

 

 

 

   
 
 
 

29.08.2013  |  Просмотров: 5122  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 


 


 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.