Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Директор «под прицелом»

Акчурина Елена Владимировна , докторант Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского

Вступая в должность директора образовательного учреждения, вы непременно задумываетесь о своем кадровом составе. Каждый директор должен сам создать свой коллектив, состоящий из единомышленников, объединенных одной идеей. Ведь от сплоченности и работоспособности педагогического коллектива во многом зависит продуктивность деятельности самого директора.


Итак, поздравляем! Вас назначили директором школы. Скорее всего, это назначение не было для вас неожиданностью, а напротив, вы долго и упорно этого добивались. Вас уже поздравили друзья, косо посмотрели завистники, ухмыльнулись недруги. Но все это уже неважно. Теперь вы — директор школы. И, наверное, вам пора заняться своими прямыми обязанностями.

С чего бы начать? Начнем, пожалуй, с особенностей педагогического коллектива. Ведь каким бы идеальным ни был директор школы, он может добиться реальных результатов только вместе со своим коллективо, поэтому мы будем рассматривать педагогический коллектив не только с точки зрения его психолого-педагогических характеристик, но и с точки зрения технологии работы управленца с командой: командные роли и их значение в становлении и деятельности коллектива, этапы командной деятельности.

Любой коллектив как социальное образование имеет четкую структуру и логику своего развития. Педагогический коллектив, с одной стороны, является частью общественного коллектива, а с другой — является уникальным образованием, имеющим набор специфических особенностей, характерных только для него.

В любом коллективе непременно присутствует специфика профессиональной деятельности, которая и является его главной отличительной чертой от всех других профессиональных коллективов. Для педагогического коллектива такая специфика определяется уровнем педагогической культуры, степенью организованности и сотрудничества, характером межличностных отношений, пониманием коллективной и индивидуальной ответственности. Кроме того, каждый педагогический коллектив еще и дает учащимся первоначальное представление о коллективе взрослых людей, иерархии и системе взаимоотношений. Это, безусловно, накладывает заметный отпечаток на отношения взрослых, вынуждает к постоянной самодисциплине и самосовершенствованию.

В связи с этим директору школы приходится постоянно быть «под прицелом» не только своих коллег-учителей, но и достаточно большой разновозрастной группы учащихся. Вся педагогическая деятельность учительского коллектива существует в тесной, неразрывной взаимосвязи с ученическим коллективом. Ведь всем понятно, что никакой учитель не сможет существовать без ученика. Ему просто некого будет учить. Но, в свою очередь, и никакой ученик не обойдется без учителя. Пока будем говорить только о классической связке «учитель — ученик».

Итак, педагогический коллектив является управляющей системой, а ученический коллектив, понятное дело, управляемой. Тем не менее и педагогический, и ученический коллективы выступают субъектами управления. Мудрый директор всегда «держит руку на пульсе» этих двух объектов управления.

Важно отметить то, что всякий педагогический коллектив имеет огромный интеллектуальный и воспитательный потенциал и соответственно может воспитывать, обучать и развивать не только коллектив школьников, но и постоянно совершенствоваться сам.

Кроме того, педагогическому коллективу свойственна многопрофильность. Современного школьного учителя жизнь заставляет быть асом в своем предмете, отслеживать все методические и предметные новшества. А согласитесь, что при таком стремительном развитии информационно-коммуникационных технологий компьютер, с одной стороны, облегчает учителю жизнь, а с другой — заметно усложняет ее огромнейшим потоком новой информации. И это только одна сторона деятельности — предметная. Но ведь практически каждый учитель является еще и классным руководителем. А это весь воспитательный процесс в отдельно взятом классе. Кроме того, предметные кружки, подготовка к олимпиадам, внеклассные мероприятия, факультативные занятия и элективные курсы. Но и это еще не все. Современный учитель становится и общественным деятелем, так как педагогический коллектив, решая свои профессиональные задачи, выходит за пределы школы и внедряется в социум. Формирование педагогической культуры родителей и общества в целом становится его неотъемлемой задачей.

Помимо всего перечисленного важной особенностью деятельности педагогического коллектива является коллективный характер труда и коллективная ответственность за результаты своей педагогической деятельности. Ведь ни один директор не может единолично, ни с кем не советуясь, принять жизненно важные для школы решения. Основные принципиальные вопросы жизнедеятельности педагогического коллектива являются темой для обсуждения на различных уровнях управления. Такими уровнями выступают педагогический совет, совет школы, методические объединения. Кроме того, директор школы в целях развития самоуправления имеет возможность передать часть своих полномочий учителям. Но здесь имеется великое множество подводных камней, и поэтому развитие самоуправления в школе следует рассматривать отдельно.

Также к числу особенностей педагогического коллектива относится отсутствие временных рамок выполнения различных видов педагогического труда. Педагогический труд, по сути своей, не имеет завершения. Работа каждого учителя не ограничивается проведением предметных уроков и воспитательных мероприятий. Она часто выходит за рамки его нагрузки и вторгается в свободное время. А это часто является причиной больших психологических перегрузок и отсутствия времени, необходимого для профессионального роста.

Далекой и невыполнимой мечтой директора школы является гармоничность педагогического коллектива, которая предполагает равное количество мужчин и женщин, работающих в школе. Но, увы, одна из специфических особенностей педагогического коллектива — его преимущественно женский состав. По природе своей женщине более свойственно воспитание подрастающего поколения, поэтому вроде бы ничего плохого в коллективе из слабого пола нет. Но при этом необходимо учитывать, что женский коллектив более обидчив и подвержен стрессам и конфликтам. Итак, мы рассмотрели особенности педагогического коллектива, а теперь займемся его организационной структурой. Педагогический коллектив является очень тонким инструментом,  значит его специфика делает специфическим и управление им.

На организационную структуру педагогического коллектива влияет ряд факторов. В первую очередь таким фактором является характер профессионально-педагогических задач, которые решают члены педагогического коллектива. Целостность всего педагогического процесса, неразрывная связь обучения, воспитания и развития объединяют деятельность учителей, классных руководителей, родителей и общественности.

Выполняя профессиональные функции, каждый педагог согласует свои действия с другими участниками педагогического процесса — учителями, учениками, администрацией. Таким образом, своевременная объективная информация о состоянии дел в школе и в конкретном классе укрепляет организационную структуру всего педагогического коллектива и, несомненно, объединяет его членов. Другими словами, необходимым условием сплоченности педагогического коллектива является целевое единство, подчинение частных задач достижению общей цели педагогической деятельности.

Также организационная структура зависит от социально-демографических и индивидуально-психологических особенностей членов педагогического коллектива. Основой для установления тесных деловых межличностных отношений является высокая степень однородности коллектива по возрасту, образованию и уровню квалификации.

Но, как правило, педагогические коллективы достаточно разнородны по своему составу. Каждый год учительские ряды пополняются молодыми специалистами. Опытные учителя уходят на заслуженный отдых. Кроме того, любой коллектив подвержен обыкновенной текучке кадров. Ведь человеческий фактор со сменой места жительства и семейными обстоятельствами никто не отменял. Все это вместе является реальной основой возникновения неформальных групп различной направленности. И директору школы при организации и управлении педагогическим коллективом необходимо это учитывать. Внутриколлективные отношения отражаются на стабильности коллектива, но стабильность педагогического коллектива определяет характер взаимоотношений педагогов.

Организационная структура педагогического коллектива зависит и от того, насколько принадлежность к нему удовлетворяет потребности и интересы всех его членов. Удовлетворенность педагогов своим коллективом характеризует престиж всего педагогического коллектива, наличие в нем друзей и единомышленников, осознание собственной значимости в коллективе, общий морально-психологический климат, а также многолетние традиции коллектива.

И, наконец, численность педагогического коллектива оказывает влияние на его организационную структуру. В малочисленных педагогических коллективах связи между его членами более устойчивые и прочные. По мере увеличения коллектива отношения между его членами приобретают все более официальный характер. В педагогическом коллективе, насчитывающем более 30 человек, начинают возникать различные неформальные группы, объединенные по разным признакам.

Численность педагогического коллектива напрямую определяет характер руководства им. В небольших коллективах отношения между педагогами стабильны. Учителя хорошо знают друг друга. Часто собираются вместе в неформальной обстановке. Однако в таких коллективах ограничены возможности для профессионального общения и взаимного обогащения. В больших педагогических коллективах складывается сложная структура взаимоотношений. Они более динамичны, часто конфликтны, но в этом случае появляется большая вероятность зарождения ярких и неординарных личностей, творческих учителей, способных на прогрессивное движение всего образовательного процесса школы.

Ни для кого не является секретом, что любой коллектив состоит из формальной и неформальной структур. Педагогический коллектив также не является исключением.

Формальной структурой считается открытая официальная структура коллектива. Здесь влияние директора школы на учителей ясно и понятно. Такая структура обусловлена официальным разделением труда, правами и обязанностями каждого из членов педагогического коллектива. Формальную структуру характеризует наличие многомерных связей и взаимоотношений. Такие отношения обусловливают и управленческую деятельность директора школы. Этот вид отношений четко регламентируется должностными инструкциями и распоряжениями. Формальная структура напрямую зависит от величины коллектива.

Важным условием для директора школы является точная координация функций учителей за счет наличия различных графиков, профессиональных программ, планов повышения квалификации, а также четкая постановка и реализация системы внутришкольного контроля за учебно-воспитательным процессом. Директору школы необходимо равномерно распределять общественные обязанности, что в значительной мере зависит от общественной, социальной активности учителей. Директор школы просто обязан владеть информацией об особенностях каждого члена педагогического коллектива. Ведь лишняя, с точки зрения конкретного учителя, нагрузка может повлиять на успешную работу всего педагогического коллектива.

Но кроме формальной открытой структуры в каждом коллективе существует еще и неформальная, скрытая от глаз структура. Неформальная структура характеризуется личным выбором субъекта для общения. Именно она определяет реально сложившиеся взаимоотношения всех членов педагогического коллектива. Такие отношения возникают на основе уважения, симпатий и антипатий, доверия и недоверия. Неформальная структура отражает внутреннее, невидимое состояние педагогического коллектива.

Все знают о том, что межличностные отношения очень важны для членов коллектива. Они устойчивы на протяжении многих лет, определяют эмоционально-нравственные потенциалы учителей и являются определенной защитой от влияния и требований директора школы. Особенно если он «новичок» и пришел «со стороны». В неформальной группе каждый учитель находит единомышленников, получает психологическую разрядку и учится понимать и принимать требования нового директора школы. Вам придется в самое короткое время выявить неформальных лидеров и найти с ними общий язык.

Итак, молодому директору, только что вступившему в такую сложную и невероятно интересную должность, необходимо помнить, что к особенностям педагогического коллектива относятся: специфика его профессиональной деятельности; многопрофильность деятельности всего педагогического коллектива; коллективный характер труда и коллективная ответственность за результаты педагогической деятельности; отсутствие временных рамок выполнения различных видов педагогического труда, а также преимущественно женский состав педагогического коллектива.

На развитие организационной структуры педагогического коллектива влияют следующие факторы: характер профессионально-педагогических задач, решаемых членами коллектива; социально-демографические и индивидуально-психологические особенности членов коллектива; насколько принадлежность к педагогическому коллективу удовлетворяет потребностям и интересам его членов и, безусловно, численность самого педагогического коллектива.

Ну и, конечно же, не забудьте о том, что любой коллектив имеет как формальную (открытую, официальную) структуру, так и структуру неформальную, скрытую от глаз. И вам придется научиться управлять каждой из них. А поможет вам в управлении ваш самый лучший помощник, ваш друг и соратник — ваш педагогический коллектив.

 

Акчурина Елена Владимировна
докторант Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского

   
 
 
 

29.05.2013  |  Просмотров: 11258  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 

Новые материалы

 


 

Самые популярные материалы

 


 

Самые обсуждаемые материалы

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.