Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

«Западающий» компонент

Сехин Сергей Сергеевич , заместитель директора по УВР ГБОУ «СОШ № 1287», Москва

Школа, в которой хочется учиться, — это та школа, в которой нравится просто быть. Это обстановка, оформление, окружение, то ощущение причастности к особому миру, которое появляется, когда переступаешь школьный порог. Короче говоря, это атмосфера, сформировать и удерживать которую — непростое искусство.

Пространство является одним из ведущих факторов, определяющих развитие ребенка уже с первых лет жизни. Школьную среду уместно сравнить со стулом, который может либо располагать к отдыху, либо вызывать неудобства. Неудобно сидеть на кончике стула или расположиться на нем, не касаясь ногами пола.

Психологический комфорт школьной среды обеспечивается ее эмоциональностью, то есть соотношением в ней эмоционального и рационального компонентов. Очевидно, что определенная образовательная среда может быть как эмоционально насыщенной, «яркой», так и эмоционально бедной, «сухой».

Исследования показывают, что эмоциональность школьной среды является одним из самых «западающих» ее показателей, хотя человек вначале чувствует мир и уже затем его осмысливает.

 Итак, из чего складывается эмоционально окрашенная картина школьной среды? Я остановлюсь на трех способах увеличения этого компонента школьной среды.

1. Пространственно-предметный компонент.

Восприятие пространственного компонента начинается со школьного двора. Среда должна будить воображение ребенка, а прямые линии и углы этому мало способствуют. Лучше с этой задачей справится двор, состоящий из «приятных уголков», где можно посидеть, поиграть, спрятаться. Его можно разбить на различные секторы с разным функционалом и различными предметами, с которыми детскому воображению было бы интересно играть: извилистые пешеходные зоны для прогулок и нагромождение камней, сцена и скамейки со столиками для игр и беседы, большие газоны, скульптуры и домики, место, где можно проводить занятия при хорошей погоде. Не говоря уже о спортплощадке, которая зимой превращается в каток с красивой подсветкой и постоянно звучащей музыкой. А школьные окна на лето можно заполнить большими баннерами с фотографиями выпускников школы в каждом окне. Этот прием способствует и увеличению осознаваемости школьной среды.

Важно продумывать пространственно-предметный компонент и при организации внутришкольных помещений, коридоров и рекреаций. Пространственная среда должна стать аутентичной, то есть сообразной жизненным проявлениям ребенка. Если покрытие пола и стен рассчитано на многолюдность аэропорта, то не нужно к ним приставлять десятки дежурных, дабы уберечь краску или лак на панелях, и регламентировать это массой запретов. На таком полу детям комфортно будет сидеть, лежать и даже падать на переменах, а от самых больших повреждений стен не оставит следа порошок и влажная губка. Пространственно-предметная среда внутри школы должна быть в первую очередь комфортной, гибкой и управляемой. Небольшая деталь — зажимы для бумаги на двери каждого кабинета — позволит быстро заполнять пространство по единой теме «День приветствий», «Леонардо», «Всемирный день ребенка». Место для детских работ должно быть всегда свободным и доступным. Стекло и пластик стендов успешно заменят разноцветные натянутые веревки с прищепками.

2. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе.

Социально-психологический климат в педагогическом коллективе является важным составным элементом общей корпоративной культуры как системы ценностей, поведенческих норм, подходов к решению проблем. Ценностной установкой в корпоративной культуре школы должны стать форма и стиль общения. Способствует развитию и поддержанию теплого психологического климата не только содержание, но и форма проведения педагогических мероприятий. Педсоветы и совещания могут проходить эмоционально выраженно, начиная с пространства (небольшие группы, рассадка вокруг столов, подсветка, музыка) и заканчивая содержанием. Повысить эмоциональность восприятия во время выступлений поможет подобранный видеоряд на школьную тематику (отрывки из старых фильмов о школе, выпуски «Ералаша», мультфильмы). Правильно подобранный сюжет может стать своеобразным эпиграфом к серьезному профессиональному разговору или логичным и ярким его завершением.

Способствует формированию эмоционально теплого климата, чувства сопричастности у педагогов акцент на личные успехи профессиональной или семейной жизни. Когда с такого поздравления как главного события коллектива начинается педсовет (совещание), когда оно озвучено не в конце голосом профкома, а в самом начале руководителем. Любое радостное событие в профессиональной жизни педагога (получение категории, звания, выступление на конференции, участие в проекте, победа в творческом конкурсе) должно быть непременно замечено и ярко освещено в различных частях школьного предметного пространства. А если в учреждении удастся выстроить систему выездных педагогических и предметных мероприятий, то это позволит переносить профессиональные события в плоскость личного события в атмосфере живого общения. Даже слог объявлений завуча в учительской может формировать либо прохладный, либо теплый психологический климат.

3. Межличностные отношения «педагог — родитель — ученик».

На директорских переменах, в ходе встреч с родителями, в письменных обращениях всегда необходимо подчеркивать приоритет человеческих отношений, важность уважительных и корректных формулировок и способов их выражения. Сформировать понимание необходимости соблюдения правил школьной жизни у учащихся непросто. Как замечает Дж. Локк, педагогу гораздо легче приказывать, чем учить. Достаточно эффективной является практика ежегодного обсуждения во время классных часов 1 сентября правил поведения. Причем правила рассматриваются не только как нормативные требования к культуре отношений, но и как осознанный всеобщий договор, который заключают и подписывают все жители школы. Тогда грубое нарушение правил становится поводом для экстренной директорской перемены. И не только как повод для педагогического вмешательства, но как акт нарушения общего договора, осознанного и подписанного. Как нарушение правил общежития в общем доме, о которых всегда и много говорится.

Атмосферу общего дома позволяет создать такая форма, как письменная благодарность директора после какого-либо общешкольного мероприятия (Большое человеческое спасибо), которая появляется в разных уголках школьного пространства в большом, ярком, цветном формате (в детской и взрослых раздевалках, столовой и т.д.). В общем списке тех, кому руководитель выражает благодарность, — и педагоги, и учащиеся и родители. Слог школьных объявлений также развивает эмоциональность среды. Обращение «уважаемые жители школы» уравнивает и взрослых, и детей, а школа позиционируется как общий дом. С вытекающими отсюда отношениями к домочадцам, мебели, гостям. А объявление о концерте или спектакле — это скорее ярко оформленное приглашение получить удовольствие, нежели просто информация или обязательное требование.

Способствует формированию теплых межличностных отношений традиция приглашения родителей на школьные концерты, на итоговые открытые уроки и на совместные учительские праздники, когда в зале за столиками перед праздничной сценой сидят и педагоги, и родители или выступают вместе во время родительского концерта. Такой подход вовсе не предполагает исчезновение личной зоны в отношениях «педагог — родитель». В повседневной жизни пространство родителя — это холл на первом этаже, который всегда открыт как площадка для переговоров. Звонок учителю на мобильный телефон вечером допустим лишь в случае общей договоренности. Таким образом, включение родителей в образовательную среду не только в роли заказчика и потребителя услуг дает дополнительные инструменты взаимодействия всем участникам образовательного процесса. И тогда отношения родителей, учащихся и педагогов теряют ролевой, формализованный характер.

Такие пути повышения эмоциональности и развития школьной среды имеют один очевидный минус. Они весьма затратные с точки зрения дополнительных усилий. Ведь реорганизация школьного двора предполагает создание проекта, рождение яркой идеи, которая бы заинтересовала учредителя или спонсоров. А ежегодная заливка и поддержание школьного катка, его атмосферы требуют дополнительного привлечения технического персонала. И регулярное живое обновление школьных стендов — это вполне жесткие графики и плюс работа методических объединений, не говоря о привлечении родителей, и т.д.

Платой за эти дополнительные усилия станет та живая школьная среда, которая будет семейной для детей и для взрослых. И если в школу хочется идти потому, что там живая атмосфера, то это станет условием формирования положительного отношения школьников к учению.

Сехин Сергей Сергеевич,
почетный работник общего образования, лауреат премии Президента РФ в сфере образования,
заместитель директора по УВР ГБОУ «СОШ № 1287», Москва

 

 

 

   
 
 
 

29.05.2013  |  Просмотров: 6869  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 

Новые материалы

 


 

Самые популярные материалы

 


 

Самые обсуждаемые материалы

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.