Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Расстрельная должность

Пономарев Николай Иванович, директор МОУ «Гимназия №1» им. М.И. Пенькова, г. Миллерово, Ростовская область

«Эффективный руководитель — тот, кто в состоянии максимально использовать минимальные ресурсы…» Казалось бы, заезженная фраза из учебника по управлению. И хотя учебников сегодня много, универсального свода правил для молодого руководителя не существует. Есть только опыт старших товарищей, которые могут что­то объяснить, попытаться предостеречь от серьезных ошибок или помочь сгладить последствия от уже совершенных. Именно на это нацелен данный материал, по сути, руководство начинающего директора школы, которое будет небезынтересно и опытным коллегам.

Управлять — править. Руководить — водить за руку. Во все времена данное умение воспринималось как искусство. Не верите, загляните в древнекитайские трактаты. Сегодня из искусства управления попытались сделать науку. Удалось или нет — это вопрос третий, но куча книг, пособий и тренингов не упростила задачу, а как раз наоборот. Потому как мало знать, необходимо соответствовать. Не зря же высокие чиновники придумали экзамен «на соответствие должности». Поскольку у меня, как мне кажется, имеется уникальная комбинация управленческого опыта (10 лет работы президентом молодежного объединения, 5 лет — режиссером молодежного театра, 12 лет депутатской деятельности, 2 года — завучем по воспитательной работе лицея, 8 лет — директором гимназии), мне тоже захотелось внести свою лепту в копилку управленческих знаний. А точнее, поделиться практическим опытом. Ибо, как теоретик, я на лавры первооткрывателя не претендую. Но работа в общественных организациях, когда выговором не напугаешь, увольнений нет, а приказать можешь только самому себе, способствует развитию искусства управления. Необходимость — лучший учитель.

Эффективный руководитель тот, кто в состоянии максимально использовать минимальные ресурсы, умеет грамотно определять стратегические цели и вдохновлять коллектив на их достижение. Каждый человек имеет определенный набор знаний, умений, предпочтений, заблуждений.

Не допускай, чтобы твои заблуждения стали тобой

Помнится, еще из древнегреческого мира пришла к нам фраза «познай самого себя». Это базовое правило будущего руководителя. Кто ты и что ты? Твои плюсы и минусы? Что ты думаешь о себе и как это видится людям? Какими возможностями ты обладаешь и где границы твоих возможностей? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, надо уметь слушать, слышать, видеть, анализировать и понимать. А главное — говорить правду, хотя бы единственному человеку в мире, самому себе. Если вы говорите «нет времени», вы, скорее всего, врете и себе, и людям, если «не могу», то, скорее, это обычное «не хочу», если «невозможно» — мне это «не нужно». Причины могут быть разными — от банальной усталости до нежелания общаться или решать проблему, но суть одна. Вы обманули себя, создали иллюзорную реальность, затянули вопрос и загнали его в тупик проблемы.

Проблема — вопрос, вышедший из-под контроля 

Человеческий мозг как радиоприемник: может озвучить любую волну, но озвучивает лишь ту, на которую настроен.

Вот некоторые принципы самонастройки:

 

  • Пусть слова твои будут «да» – да, а «нет» – нет.
  • Не обещай одно многим.
  • Что позволено одному, позволено всем.
  • Действуй не «на зло», а «вопреки».
  • Частица «бы» из лексикона неудачников.
  • Не требуй, чтобы весь мир жил так, как ты это понимаешь.
  • Надёжнее быть одному, чем надеяться на ненадёжных.
  • Обретение друзей всегда труд, даром только враги.
  • Не каждый, кто сказал «нет» – враг, а «да» – друг.
  • Помни, если есть правила, значит, есть и исключения из правил.
  • Убеждения могут быть твёрдыми, но методы должны быть гибкими.
  • Есть усилия, которые делать необходимо.
  • Не очаровывайся и не будешь разочарован.
  • Хочешь потерять время, начни обличать дураков.
  • Не задирай нос, в запрокинутую голову проще бить снизу. 
  • Объединяй на пути к успеху.

Внедрение

Именно так бы я назвал этап, следующий после вашего назначения директором. Глупо было бы думать, что все рады вашему пришествию, ждали именно вас, готовы трудиться не за страх, а за совесть и хотят воплотить в жизнь вашу мечту. Наивно полагать, что, сменив управленческую команду на «свою» (как ныне модно), вы сразу решите все проблемы. Как показывает практика, ресурсы, в том числе и кадровые, ограниченны. Есть старый добрый анекдот на эту тему. Когда Моисей возмутился несовершенством народа, Всевышний ответил: «Извини, Моисей, но других евреев у меня для тебя нет». Шутка, конечно. Но в каждой шутке всего лишь доля шутки. Еще большая глупость считать, что вы полностью готовы управлять именно этим коллективом, потому что у вас есть знания, опыт, характер, поддержка свыше или вы сами родом из этого коллектива. Предыдущий управленческий и жизненный опыт всего лишь точка опоры, и чтобы перевернуть мир, вам придется переосмысливать его в новых условиях. И хорошо, если учреждение имеет достаточно четко самоорганизованную структуру, чтобы дать вам время на размышление и уточнение обстановки. Только не окончательно самоорганизованную, в которой вы вовсе не нужны. С точки зрения коллектива вы — вирус, то есть существо чаще всего чуждое и, скорее всего, «вредоносное». Если вы убеждены в обратном, значит, от вас что-то скрывают либо условия тепличные.

«Умеющий слушать, да слышит»

Знание структуры позволяет управлять системой из любой точки. А незнание — только из заранее определенной. Но определенной не тобой и не для тебя. Этап сбора информации. Открытость и доступность нового руководителя (которая не повредит и в дальнейшем). Общение. Посещение уроков, мероприятий, собраний. Не контрольное, а ознакомительное в отношении учителей. По принципу, покажите мне лучшее в удобной для вас обстановке. Подсознательно каждый будет стараться прыгнуть выше головы, показать истинный потенциал. А вам того и надо. Попутно определение центров силы, очагов сопротивления. Только не надо резких движений. У вас есть время, потому что ваши конкуренты, скорее всего, выбиты из колеи фактом вашего назначения и ждут первых ошибок, чтобы сплотить силы и контратаковать. Главное — спокойствие. Ваше видимое бездействие внесет панику в «стан врага» и успокоит возможных союзников. В отношении замов хорошо бы проявить компетентность в их работе, точно определить круг обязанностей, обратить внимание на плюсы и минусы текущей работы. Поругать, похвалить и дать уверенность, что их самоотверженный труд на благо учреждения и есть единственная возможность сохранить должность.

Правила вашей безопасности на этапе «внедрения»:

• Знать всех поименно.

• Открыть глаза и уши, все видеть и все слышать.

• Не спешить с выводами.

• Говорить с сотрудниками на понятном им языке.

• Не надеяться, что тебе кто-то что-то должен.

• Не ждать благодарности.

• Не комментировать вслух полученную информацию.

• Не переходить на личности.

• Предугадывать слухи и давать нужную вам интерпретацию фактов.

• Постоянно общаться с коллективом.

• Быть в курсе событий.

• Контролировать ключевые точки.

• Помнить, что интриги проявляются там, где нет слаженности, а если от тебя просят «откровения», задумайся, в чем подвох.

Прежде чем начать битву, собери и обучи армию

После того как вы поняли, кто есть кто, продолжаем кадровую работу, ибо остановки в данном вопросе нет и быть не должно. Как и мировая революция — это процесс перманентный. И дело тут даже не в преданности лично вам. А в вашем умении правильно оценить кадровый потенциал, найти точки взаимодействия и направить на достижение нужного результата. Нет бесполезного, есть неверно примененное. Для этого, во-первых, каждый солдат должен знать свой маневр, а во-вторых, иметь желание, то есть мотивацию этот маневр совершать. Если исполнитель не заинтересован в результате, дело обречено. Лучший интерес — личный интерес. Идеально, когда он совпадает с общей пользой. Не забывайте при этом делиться не только наградой, но и ответственностью. Самое простое — использовать тех, кто хочет использовать вас. Однако будьте осторожны с синдромом незаменимости и псевдоисполнительности. Первые сядут на голову (лекарство от этого — кадровый резерв), вторые запорят дело, выполнив ваш приказ слово в слово. Хуже только дураки с инициативой. Но если вы им доверили дело, то вините себя. Подчиненные уж точно не виноваты. Особое внимание уделите недовольным с амбициями. Солдат без лопаты — преступник. А дурные мысли возникают либо от безделья, либо от невозможности самореализации. Энергию этих людей надо направить в мирное русло. Дать им возможность повысить свою значимость в командной игре. Вначале под вашим чутким руководством, а там, глядишь, и в работе над собственным проектом в рамках общей цели. Выгода очевидна: либо замолчат, чтоб не заставили работать, либо принесут пользу. Однако этот совет хорош, если руководитель не боится конкуренции со стороны подчиненных. Впрочем, когда директор начинает бояться, что его подсидят, значит, он остановился в своем развитии. Умный уйдет сам. Если амбиции разрушительны и нет возможности их применить, заставь оппонента ходить по кругу. Дабы не вредил ни себе, ни делу. Цирк, конечно, но иногда полезно. Директор, как и учитель, во многом актер. Здесь без игры не обойтись. Главное — не заигрываться. Директору школы приходится существовать в многовариантной и многовекторной среде. Проще говоря, к каждому случаю требуется свой подход. Однако можно вычленить наиболее общие принципы данного этапа.

• Поставь четкую задачу, способную объединить многих, понятную и тебе, и людям.

• Дай шанс проявить себя.

• Найди точки опоры среди активных.

• Займи делом агрессивных.

• Утешь и не пугай пассивных.

• Мотивируй. Лично заинтересованный способен творить чудеса. Тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может.

• Работай по принципу «почему "да", а не почему "нет"».

• При выходе на результат корректируй цель.

• Помни, порой важнее не то, что ты сделал, а то, чего избежал.

Обретение союзников

Кто же они? Ответ очевиден. Ученики и их законные представители. Проще говоря, мамы, папы, дедушки, бабушки. Их роль в школьной и околошкольной жизни велика и многогранна. Хотите стабильной и плодотворной работы, вы должны соответствовать их представлениям и ожиданиям. С ними придется возиться, нянчиться, договариваться. Союзнику не прикажешь. Для большинства директор должен быть строгим, но справедливым. Не так, конечно, «справедлив», как хан Батый, вошедший в историю Золотой Орды под этим прозвищем. Но все же. И очень терпеливым. Хотите быть не только услышанным, но и понятым — придется повторять прописные истины. Зачастую то, что для вас очевидно, для многих — откровение. А еще, вы их надежда и опора. Обезличенные заказчики образовательных услуг должны увидеть в вас человека, способного и желающего решать их проблемы. Только не надо думать, что в сфере образования и воспитания клиент всегда прав. Если вы знаете лучше доктора, как вам лечиться, лечитесь дома. Но специфика школы в том, что всяк в нее входящий уже подсознательно профи. И если уж тебе не позволяют помочь, сделай все возможное, чтобы не навредить. Ну и второй, не менее важный постулат. Ученики — это тоже люди. Для тех, кто видел их на переменах, бегущих в столовую, сие звучит дико, но это так. Они — то, ради чего мы все здесь, такие умные и образованные, вообще нужны. Их нужно любить, но жалеть преступно. Потому как жалость и воспитание плохо совместимые вещи. Не надо им потакать, необходимо понимать и помогать обрести себя. Безусловно, уважать, но на взаимной основе. Искренность и диалог. Не можешь объяснить, за что наказал, не наказывай вообще. Меньше вреда. Наказал, дай шанс исправиться. Исправился — не забудь похвалить. Никого не загоняй в угол. И люди к тебе потянутся.

Ну и, безусловно, СМИ. Мало быть хорошим, надо уметь донести это людям. Если газетчики не идут к вам, значит, у вас нет жареных фактов, и это хорошо. Вы идите к ним. В информационном обществе закрытость — путь к поражению. Пусть они смотрят на школьный мир вашими глазами.

Разведка боем

Тот, кто боится испачкать руки, живет в грязи. Как много мы порой думаем о том, чего не знаем. Практика всегда вносит коррективы. Не бойтесь совершать ошибки, бойтесь совершать непоправимые ошибки. Мудрые решения, конечно, не принимаются толпой, но и творить единоличные глупости тоже незачем. Не стесняйтесь спросить, если не знаете как. Пусть вы покажетесь смешным, зато перестанете быть глупым. Даже самый хороший руководитель всего знать не может, да и не должен. Если вы все делаете сами, вы хороший работник, но плохой директор. А значит, не на своем месте. Помните, еще не успеет пройти радость от назначения, как к вам придут контролеры всех направлений и рангов. Не ищите сочувствия в «пришельцах». Они сродни стихийному бедствию. У них работа такая. Разве можно обижаться на ветер или приход зимы. Ваши признания и стенания лишь ускорят наказание, а их помощь в общем деле оплачивается штрафом за ваш счет.

У вас есть первый штраф за то, что вы не можете исполнить при всем желании? Вы поняли, что не все в мире зависит от вас? Вы получили первый выговор за то, что лично не совершали? Поздравляю! Вы стали директором.

   
 
 
 

28.05.2013  |  Просмотров: 3624  |  Комментариев: 1

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

Каждое слово бьёт прямо в точку. Как у Маяковского. Спасибо, Николай Иванович.

 Кухарев Антон Иванович   03.06.2013 в 19:35

 


 

Новые материалы

 


 

Самые популярные материалы

 


 

Самые обсуждаемые материалы

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.