Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Верните двойку!

Рафиков Наиль Загреевич, учитель информатики и математики МБОУ СОШ с. Абдулово, Республика Башкортостан

Оценка — проблема старая как мир, сказал один из наших экспертов. Добавим: и всегда актуальная. У нее много нюансов, осложняющих ее решение. Даже педагогов она порой разводит по противоположным позициям.

А мы и сейчас двойки ставим и на второй год смело оставляем. Бывает, и ничего не ставим: «двояк» тоже надо заработать. Один раз пришлось мне поставить «два» по геометрии двум выпускникам 11-го класса, хотя это и грозило им недопущением к выпускным экзаменам. Как и положено в подобных случаях, приехала из РОНО комиссия, провела маленький экзамен. Поставили горемыкам по тройке. Ну и слава богу. А ради чего сыр-бор разгорелся? Да все просто: ради того, чтобы в следующем году выпускники не пропустили ни одного моего урока и на консультацию бежали с «радостью». Гранит науки нужно «грызть» в поте лица, иначе это не учеба, а так, благоденствие. И тройка должна быть в радость. Это и есть адекватность. В такой ситуации никто уже не летает на крыльях самонадеянности.

Я знал, что приедет комиссия. Знал и то, что она обязательно поставит «3». Меня это вполне устраивало. Главным негативным моментом для меня было то, что я, как учитель, не смог доказать этим своим выпускникам и их родителям, что необходимо заниматься. Они были уверены, что я сам же не сдержу своего слова и в конце концов поставлю положительную оценку. Потом пытались меня заставить это сделать: сначала директор, которая поначалу меня поддерживала; затем угрозы по телефону; дважды приезжали из РОНО — уговаривали. Имели место неоднократные попытки подкупа со стороны родителей. И, наконец, подключились коллеги. И ведь никто не хотел услышать меня, никто не задумывался о последствиях. Что еще интересно? Комиссия поставила отметку — и ко мне. «Теперь, — говорят, — и вы ставьте ее в журнале». Отвечаю: «Моя работа с этими детьми уже давно закончена. Теперь идет ваша. Вот вы и ставьте». Тем все и кончилось. На самом деле эта процедура — приезд комиссии и экзаменовка — нормальная, законная. Почему только из всего этого рисуют «Ох» и «Ах»?! Я получил то, что хотел: защитил свое достоинство учителя и снял у детей сомнения в необходимости учиться на моих уроках. Я вовсе не «кровожаден» и понимаю тех учеников, которые действительно стараются, но не могут. Не получается у них. И я уважаю их за старание и искреннее страдание. Что тут остается делать? Успокоить. Дать надежду. Но «больных своей крутизной» стараюсь вернуть на землю. Говорят, позже сама жизнь научит. Но важно научить этому как можно раньше, иначе — очень может быть — окажется поздно. Считаю даже, что в случае с этими моими «знаменитыми» выпускниками мы сильно опоздали.

Павел Юрьевич привел историю с учеником Н., который не хотел учить химию. Учитель вызвал его родителей, а те, как выяснилось, были в курсе, что сын ничего не учит, но никаких претензий к школе не имели и на двойку были согласны. Не поверите: у меня в запасе три таких случая. Об одном я узнал от знакомого, моего ровесника, бывшего в школе отличником. Отношение подростков к отличнику известно какое. Ну парень и перестал учить уроки. Специально. Однако двойки ему все равно не ставили, и он по-прежнему был «пятерочником» почти по всем предметам. «Только твой отец, — добавил знакомый (мой отец преподавал у них русский язык и литературу), — никогда мне не ставил «отлично». Вот я, — говорит, — только по русскому языку и старался...» .

Обращаю ваше внимание: подросток хочет получить «неуд» единственно для того, чтобы урегулировать отношения со сверстниками.

Еще случай. В классе, где я работал, учились одни мальчишки. Помню, в тот год в школу к нам назначили нового директора, а в мой «пацанский» класс пришел учиться его сын и учился замечательно. Но спустя некоторое время он вдруг резко стал неуспевающим. Выяснилось, что виноваты одноклассники, точнее, их отношение к «ботаникам». Узнав это, я начал делать все, чтобы склонить общественное мнение класса к уважению тех, кто старается учиться. И склонил. С тех самых пор подобных историй уже не случалось. «Вымогателей» я локализую, после чего их влияние становится ничтожным. Более того, они в конце концов и сами начинают стараться учиться.

Вывод: в обоих случаях виноваты взрослые, прежде всего учителя: они не проявили должного внимания к происходящему.

Еще два примера. После первой четверти к нам в село приехал к одному дедушке внук из Казахстана и сказал, что будет учиться в нашей школе. Я тогда был директором и вел математику в старших классах. Стал разбираться, что за ученик прибыл. Первым делом отметил его речь, ясную, правильную, четкую. Затем выяснилось, что до нас он учился в математическом классе и что по ряду предметов не аттестован. В том числе по математике... Однако школу этот мой ученик окончил и — что удивительно — поступил в вуз на физмат. факультет. Абсолютно самостоятельно. ЕГЭ тогда, в 90-е годы, еще не было. Сейчас молодой человек работает системным администратором. Случай второй. В позапрошлом году в 8-й класс нашей школы поступил парнишка из городской семьи, переехавшей к нам в село. Инфантил полнейший. Ну прямо настоящий макаренковский Ужиков. «Подсунули» его в мой класс, но я этому «экземпляру» даже обрадовался. А он по отношению к классу держал дистанцию: спортом не занимался, по-другому с пацанами тоже не общался, от дежурств отказывался. На уроке иногда демонстративно развалится на стульях и лежит.

Словом, вызов всем бросал. Но я предупредил ребят: на провокации не поддаваться, дать ему время оттаять, не скандалить с ним, а попробовать его приручить. И что же? Мой «ужиков» оказался не таким уж «ужиковым». В этом году он уже в 10-м классе. В 9-м по ряду предметов просился на олимпиаду, хочел благополучно сдать ГИА, проявлял интерес к жизни класса. Словом, разговорился. А когда мы с ребятами решили подготовить конкурсный новогодний рисунок, то наш бывший «ужиков» такую прыть показал, что я залюбовался. «А давайте вот так ...» — и быстренько накидал композицию. Потом стоим мы и думаем, где же написать «2013», и тут он опять: «А давайте на крупной елочной игрушке напишем год, и точечками». Невероятная креативность! И стоит себе довольный, аж покраснел слегка. Это и есть момент истины. Мне повезло увидеть чудесное превращение. Короче, положение с ним нормализуется. Оказался достаточно смышленым пацаном, сообразительным. И аналитически мыслящим. То и дело слышишь от него: а зачем это надо? Почему именно так? А разве нельзя по-другому? Надеюсь я теперь на этого парня. Он пережил коллапс — сильнейшее одиночество, ненужность.

Напрашивается очередной вывод: когда ученик намеренно стремится к двойкам, то это его своеобразный протест, проявление его отчаяния. Если он старается получать двойки, ищи непорядок в окружении. Главное для ребенка, а тем более для подростка, — внимание. Может, даже в виде выставленной ему двойки, в виде порицания.

А по поводу того, согласен родитель на двойку или нет,— с этим у нас в деревне немного иначе, чем в городе: у нас родители полностью доверяют учителю. Вот недавно оставили двоих на второй год: одного — в 6-м классе, другого — в 7-м. Первому пришлось доказывать, что так ему будет легче учиться дальше, время подойдет — и он сумеет раскрыться. Так и произошло. А до второгодничества его ведь по больницам чуть было не затаскали! Вслед за этой историей другая мама — уже сама — обратилась к директору с вопросом по поводу своей дочери: «Может, пересадить ее ниже на класс?»

Так что еще один вывод: оставить на второй год — не значит обидеть человека. Второй год — это не доказательство «неспособности», а попытка нормальных взрослых, учителей и родителей, сохранить здоровье ребенка. Прежде всего. Куда спешить-то? Все придет, всему свое время, в том числе и желанию учиться. Только надо подождать, повременить.  

 

Рафиков Наиль Загреевич,
учитель информатики и математики МБОУ СОШ с. Абдулово, Республика Башкортостан

   
 
 
 

29.04.2013  |  Просмотров: 2999  |  Комментариев: 2

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

Надо бы побольше не о психологической стороне дела, а способностях учеников.

 Ветчинников Геннадий Петрович   01.05.2013 в 17:43

 

Если бы все учителя были такими как Наиль Загреевич, можно было бы не беспокоиться за будущее нашего образования! Но, боюсь, не случайно он уже не директор школы. Как там было у Стругацких: «Умные не нужны, нужны верные». И честные тоже не нужны - те, кто ставит двойки. Помню, как в первый же день после поступления в физ.-мат. школу №239 (теперь физ.-мат. лицей №239 СПб) я пришёл домой с двойкой по математике за контрольную, которую нам сразу устроили. На вопрос о том, почему я так плохо написал (в старой школе я был отличником), я ответил: Почему плохо? В классе один человек написал на 4, два человека - на 3, шесть человек на 2, восемь - на 1, остальные - нули. Так что 2 балла - очень даже неплохая оценка. Оценки ставились по числу решённых задач. Причём ставились ЧЕСТНО. Неправильный ответ - значит, задача неправильно решена и не засчитывается, даже если в последнем действии глупая арифметическая ошибка. Понятно, что деревенская школа и ведущий физ.-мат. лицей страны - это совсем не одно и то же. Но вот то, что и там, и там надо искоренять нечестности, которые ещё с советского времени начали пронизывать всю нашу систему обучения - это, с моей точки зрения, очевидно. Но, как очень мудро показал в статье Наиль Загреевич, всё-таки не оценки главное, а мотивация к учёбе. Именно за неё следует бороться. А оценки должны помогать учащимся и учителям поддерживать эту мотивацию.

 Монахов Вадим Валериевич   02.05.2013 в 17:17

 


 

Новые материалы

 


 

Самые популярные материалы

 


 

Самые обсуждаемые материалы

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.