Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Задержка в развитии

Магомедов Александр Даниялович, директор МОУ гимназия «Сахаб», г. Махачкала

В России, как, впрочем, и во всем мире, идет острая полемика по вопросам образования. Обсуждаются содержание образования, его формы, управленческие системы и модели, состояние учительского потенциала, состояние и формы платных образовательных услуг. Эксперты пытаются ответить на вопрос: какую школу можно называть эффективной?

 

 

Поводом к моим размышлениям о школе и основных аспектах ее эффективности стал процесс системных и серьезных шагов в нашем образовании, новый закон «Об образовании», а также мысли известного исследователя образования проф. Дэвида Хокера (DavidHawker). Хочу поделиться своими соображениями о проблемах школы с позиции директора, передать свои чувства о состоянии дел в системе образования, попытаться найти ответ на вопрос: что нужно и что мешает нам конструировать хорошую, эффективную школу?

В своих исследованиях системы управления образованием профессор назвал несколько критериев, по которым школу можно считать хорошей. Он говорит об автономной системе управления финансами, об открытой системе управления, когда школа отвечает за свою деятельность перед обществом. Обращает внимание на профессионализм руководителей, гармонично сотрудничающих между собой и с каждым учителем, на качество преподавания предметов и результаты детей. Необходимым условием хорошей школы Д. Хокер называет также хорошую атмосферу в школе, когда отношения между всеми участниками процесса позитивные и конструктивные*. Профессор назвал самые важные составляющие успешной работы образовательного учреждения. Такой взгляд на организацию системы работы учебного заведения и организацию учебно-воспитательного процесса не оригинален и представлен широко в педагогической литературе.

И все же ценно, что он в достаточно простой и понятной форме анализирует главные критерии хорошей школы и называет основные принципы ее эффективности. Важно, на мой взгляд, посмотреть, как соотносятся эти принципы с нашей жизнью, как они ложатся на поле нашего образования. Можно возразить, что его взгляд как представителя европейского образовательного сообщества будет мало коррелировать с нашими реалиями и проблемами российской школы. Но меня в последнее время не покидает мысль, что наша школа все более становится «мультикультурной», когда образовательные процессы и решение проблем образования в нашем обществе идентичны состоянию образования в любом обществе в ходе эволюции государства, в том числе европейском. Мы заметно и незаметно перенимаем многое из зарубежного опыта. Мы заметно и незаметно становимся частью европейской образовательной среды с ее взглядом на структуру, формы управления, содержание образования. Мы заметно и незаметно перенимаем и ее проблемы. Значит, и решение наших проблем можно искать в том числе и в ее практике.

О школах Европы можно прочитать в педагогических изданиях и в Интернете, открытость мира и поездки за границу — еще один источник информации о положении дел в европейских общеобразовательных школах. Зарубежный опыт показывает, что наша школа продолжает жить старыми стереотипами, старыми подходами к обучению и воспитанию. Мы задерживаемся с внедрением системных новшеств, способных привести к общему улучшению состояния системы образования конкретного поселка, города, субъекта Федерации. Системными шагами я называю такие, как статус директоров школ в качестве государственных служащих (как, к примеру, в Германии), свобода учителя от давления (как в школах Норвегии), общественные советы и так называемая модель «стейкхолдеров» (как в Англии и США) и др. Мы пока близко подошли к таким сценариям, привыкаем к тому, что произошло, и ждем, что произойдет дальше. Да, школам России разрешили становиться автономными учреждениями. Не обладаю статистикой по России, но этой возможностью в нашем городе, к примеру, не воспользовался никто.

Реальность такова, что органы управления боятся довериться педагогическим коллективам и директорам, а сами школы боятся брать на себя столь большую ответственность. Прежде всего ответственность экономическую. Экономическую, значит, прежде всего финансовую. Правда, международными и нашими исследованиями подтверждается, что нет связи между финансовыми затратами на одного ученика и результатами. Главное, деньги надо правильно направить, а точнее, правильно потратить. Потратить с пользой, значит, потратить на самое важное и нужное. К примеру, если на взгляд органов управления или самого директора наибольшее влияние на результат имеет качество работы отдельного учителя, наибольшие усилия и надо направить на работу с ним — не усложнять аттестацию учителя, дорожить позитивным потенциалом педагогического сообщества, совершенствовать профессиональные навыки учителей, анализировать их работу, вырабатывать рекомендации и системой материальных стимулов и хорошей зарплатой подвигнуть учителя на творческую работу. Чтобы они делали то, что важно для детей, — концентрировались на процессе.

Люди идут в образование, потому что верят в важность профессии, и вознаграждение им — прежде всего сама работа с детьми. Но без хорошей зарплаты «лучших» в школу не завлечь. Поэтому благо, когда директор школы имеет возможность распоряжаться финансами по своему усмотрению, но под контролем общественности и стимулировать хорошую, добросовестную, творческую работу всех работников школы. А то, что мы называем автономностью школы, как раз и позволяет директору оборудовать кабинет и приобретать самое новое, стимулировать хорошую работу и не скупиться на поддержку творчества и новаторства, ремонтировать кабинет и находить добросовестных подрядчиков. Вот это по-настоящему «европейская» самостоятельность. Самостоятельности тоже надо учиться, так как статус позволяет автономным образовательным учреждениям распоряжаться имуществом, в том числе недвижимым, быть юридическим лицом со своим счетом в банке, осуществлять предпринимательскую деятельность, самостоятельно распределять доходы, определять смету расходов, распределять заработную плату и т.д. Это требует специальных знаний, директору надо становиться менеджером-специалистом, умеющим максимально эффективно организовывать, управлять и контролировать деятельность.

Открытость школы в Европе — не на бумаге. Там уже знают давно, что чем больше будет прозрачности в ее работе, чем более открытой будет система экономической деятельности и чем более высокой будет уровень участия в распределении дополнительных финансовых ресурсов школы учителей, детей и родителей, тем более эффективной окажется ее работа, так как сотрудничество будет основным лейтмотивом работы, а открытость — основным признаком. Хотя для нашей школы понятие открытости довольно странное, вроде как более открытого учреждения, чем российская школа, нет, и ответственность настолько явная, что тоже не требует пояснения. Но у нас она специфичная, российская.

Если на Западе механизм «гражданского общества» в школьной жизни уже имеет традиции, у нас это все в зачаточном состоянии. Когда я еще 15 лет назад был в Германии и спросил директора школы, как он может получить дополнительные ресурсы и распоряжаться ими, он ответил, что получает их по решению общественного совета и тот контролирует их расходование. Это только один момент из жизни их школ. Но как удобно. Тебе дают деньги, если ты можешь доказать, что тебе нужно. Могут добавить, если объясняешь, на что потратишь и т.д. Отчетность открытая, у директора статус чиновника, все под рукой, полное доверие (см. журнал «Директор школы», № 4 за 2012 год). Хорошую атмосферу в школе я бы назвал ее философией. Английский специалист обращает внимание, что это очень важный элемент эффективной работы школы. Если философией в общенаучном смысле является система идей, взглядов на мир и на место в нем человека, то философия школы, на мой взгляд, это система идей, взглядов на школьную жизнь, на место в ней учителя, ученика и родителя. Понимание своей роли учителями, родителями и руководством школы определяет подход всех участников к процессу обучения и воспитания. Но саму философию формирует прежде всего сам директор школы. Его стиль и принципы руководства, взгляд на взаимоотношения с сотрудниками и учениками — вот что в первую очередь делает школу эффективной. Здорово, когда в школе есть педагоги, относящиеся к детям с интересом и ответственностью. Такие учителя делают школу особенной. Такие учителя способны преобразить самую неблагоустроенную, плохо расположенную школу. Такие учителя всегда будут купаться в уважении и любви родителей и учеников.

Еще В.О. Ключевский говорил «чтобы быть хорошим учителем, надо любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь». Это единственное, что не разрушается никакими реформами, что спасает нашу педагогику и придает ей окраску. Этот аспект очень индивидуален, вряд ли стоит искать ответы в европейской школе. Там такого я не почувствовал. Директор исполняет свою роль формально, потому что все досконально регламентировано. У нас директор исполняет миссию. Кому-то может показаться, что так лучше, для кого-то европейский подход уже ближе. Важно не потерять свое, родное, копаться в самом себе и искать ответы. В сердцевине, к примеру, нашей школы — учитель и ученик. Стиль руководства — демократический. Это помогает нам добиваться успехов и в масштабах нашей школы, и в масштабах города и республики.

Мне (может быть, как мужчине и фанату) близко сравнение жизни школы с футболом. В турнире участвуют разные команды, но у каждой свой почерк, своя тактика и стратегия, свой подбор игроков, турнирное положение. Там, где грамотное сочетание правильного финансирования и подбора игроков, где в коллективе взаимопонимание, там и результат, высокая мотивация, взаимозаменяемость, различные тактические схемы, здоровая конкуренция и проповедуемая тренером своя философия игры. На основе философии школы можно развивать разные педагогические идеи, формировать стиль и систему управления, укреплять материальную базу, совершенствовать профессиональные навыки учителей.

Еще мне интересна мысль Хокера о важности качества преподавания предмета. Меня интересует свобода учителя на Западе, но в то же время и пугает. Там нет жестко регламентированного внутришкольного контроля через посещение уроков и их анализ. Директор норвежской школы пытается посещать уроки, но признается, что это не то, что он должен делать. Для нас это обязанность, для него — возможность. У учителя чувство свободы существует как неотъемлемое право, а ответственность — как неотъемлемая обязанность. Наш учитель — организм очень тонкий и ранимый. Отношения с ним нужно выстраивать, учитывая человеческие, психологические особенности, условия жизни, возраст.

А урок — основная единица педагогического взаимодействия с администрацией. А школа — это как продолжение его семьи, это его второй дом. Такое только у нас в стране. У них это работа, и все. У нас — это миссия, в которой человек видит смысл своего существования. Нет работы — нет смысла. В итоге страдает качество. Старые кадры не хотят жить по-новому, а новые еще не могут. Чтобы приучать себя к новому, в нашей школе есть традиция — объявлять начало декабря декадой открытых уроков, в течение которой каждый учитель, в том числе и совместители, дают уроки. Открытые не потому, что к ним готовятся долго и упорно, а открытые, так как на них может присутствовать любой желающий: коллеги, родители, администрация. В привычной, известной и учителю, и ученику форме, чтобы и те, и другие чувствовали бы себя комфортно и уверенно.

В учебно-воспитательном процессе школы и в плане ее работы эта неделя — составная часть школьного конкурса «Учитель года», который состоит из нескольких этапов. Жизнь любой школы наполнена различными мероприятиями, встречами, отчетами. Имея в арсенале работы столь важный конкурс на определение лучшего учителя года, не менее важно так распределить его этапы, чтобы учитель воспринимал происходящее с ним легко, правильно распределил силы и с удовольствием показал свою квалификацию. Основой его успеха может стать разработанная в стенах нашей школы и принятая педагогами карта анализа урока, где обозначены обязательные и дополнительные показатели эффективности урока. Важно, чтобы открытые уроки были не случайными событиями. Отношение к ним администрации школы как лакмусовая бумага стиля руководства учебным заведением. Карта анализа посещаемого урока, которая разработана нами совместно, потребует от учителя усилий, предложит не ограничиться объяснительно-иллюстративными методами обучения, а будет способствовать его деятельностному подходу к обучению, формированию ключевых компетентностей учащихся: ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых. Карта анализа урока — это и есть один из факторов демократического стиля управления, способствующий проявлению профессионального желания учителей продемонстрировать свои педагогические достижения. Ведь ее обсуждали и принимали всем коллективом. Урок учитель проводит в любом классе и в удобное для него время. Если при этом он знает возможные стимулы участия в конкурсе, то тогда процесс превращается в удовольствие.

В условиях нашей школы такими стимулами становятся видеозаписи уроков, которые пополняют «золотую» коллекцию школьных педагогических успехов. Победители получают более высокие стимулирующие выплаты, повышается их профессиональный уровень и квалификация всего педагогического коллектива. Надеюсь, это помогает нам улучшать качество преподавания предметов. Важной чертой эффективной школы Дэвид Хокер называет профессионализм руководителей. Не секрет, что даже на таких важнейших государственных должностях у нас оказываются случайные люди. Но даже в рамках любого города или поселка можно резко повысить уровень квалификации директора. Подсказку дает вновь европейский опыт. В Норвегии, к примеру, на должность директора объявляется конкурс, при принятии заключается контракт, в котором оговариваются все условия. Главные профессиональные качества, которыми он должен обладать, — уметь работать в команде, разделять основные принципы педагогики и знать психологию.

Хватает ли этого, чтобы строить эффективную школу? Не знаю. В Европе этот набор качеств личности директора считают достаточным. Но, исходя из моих ощущений и взглядов директора на свою миссию, могу сказать, если ты не учил детей, если ты сам не видел их глаз, не отвечал на их вопросы, не готовился к уроку, не проверял тетради и т.д., вряд ли ты ощутишь всю глубину и нужность твоей профессии. Ведь школа и все, кто с ней связан узами, — это особая отрасль. Это детство, отрочество и юность. Это психология, педагогика и экономика. Это прошедшее, настоящее и будущее. Давайте школу беречь и развивать, а самим учиться, учиться и учиться. 

 

Магомедов Александр Даниялович,
директор МОУ гимназия «Сахаб»,
г. Махачкала

   
 
 
 

29.04.2013  |  Просмотров: 3651  |  Комментариев: 1

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

Да спуститесь Вы на землю: когда это было видано, чтобы учитель вел 30 часов кроме всего прочего, а директор поэтому получал приличную зарплату? Разберитесь, чего Вы нахватались от запада и своих экономических стратегов в образовании. Пока больше перебираем известное в педагогической практике, а о научности я уже не говорю.

 Ветчинников Геннадий Петрович   01.05.2013 в 18:05

 


 

Новые материалы

 


 

Самые популярные материалы

 


 

Самые обсуждаемые материалы

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.