Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Урок на лестничной клетке

Курбатов Рустам Иванович, директор НОУ «Лицей "Ковчег–XXI"», г. Красногорск, Московская область

- Звонок с урока, вы свободны. Бррр… Кстати, а можно ли быть свободным до звонка — на уроке?

Все знают, что такое школа. Она за последние, пожалуй, 200 лет мало в чем изменилась: ровные ряды, прямо сидящие дети, поднятая рука и необходимость молчать и говорить по очереди. Она возникла в индустриальную эпоху и существует до сих пор. 

 
У нас, конечно, в классе не 25, а 10–15 человек, да и нет рядов с колоннами. А есть один большой, почти круглый стол, вокруг которого сидят ученики и учитель. Какая роскошь! Невозможная для нашего, а может, и для западного образования. Сидеть за круглым столом с 12 подростками, обсуждать книгу или фильм, просто говорить о чем-то. Миллионы детей, наверное, мечтали бы об этом. Да и сотни тысяч учителей. Вот оно, учительское счастье. Ни доски, ни рядов, даже руку не надо поднимать. Можно говорить, по очереди. И, естественно, никаких проблем с дисциплиной. Что еще нужно? 
 
Но… Тут месяц назад получил письмо от Елены Хилтуниен из Финляндии. Елена Хилтуниен, как известно, — наша, российская Мария Монтессори. Женщина, которая привела в Россию эту педагогику. Она пишет: «Вот под Хельсинки открыли новую школу, почти по системе Монтессори. Там нет ни классов, ни уроков, дети сидят в библиотеке или медиатеке, читают, слушают, каждый ведет свою тему — как бы маленькую такую диссертацию. А как кто готов представить какой-то материал — подходит к учителю-консультанту и рассказывает».
Вот, казалось бы, последовательное и радикальное решение вопроса классно-урочной системы!
 
Я задумался. Черт побери, 20 лет пытаемся сделать альтернативную школу, а продвинулись всего лишь на несколько шагов. Ведь все равно есть и уроки, и общие занятия. А тут — вот оно! Свободное образование! Гуманистическая педагогика! Каждый сам по себе, каждый делает, что хочет... Ну почему у нас не так? Ну почему мы не Монтессори?
В выходные не мог успокоиться, все думал об этом. В понедельник — говорю любимым девятиклассникам: 
— Все, дети. Не буду я больше проводить у вас общих уроков. Сейчас каждый человек пойдет в библиотеку, выберет себе тему, кто какую хочет, и…
— Вы что? — сказали хором девушки Настя, Катя, Диляра и Полина, — вы что это, Рустам Иванович, с ума сошли? Это как же, теперь мы и не посидим уже за этим круг-
лым столом? 
 
В голове — полный раскардаш. С одной стороны — чувство блаженства и счастья, когда они все сидят и мы обсуждаем книжку, и я представляю себя если не профессором Оксфорда, то, во всяком случае, аспирантом российского гуманитарного университета, который ведет семинар с 10 заинтересованными студентами. А с другой стороны — хорошо, когда каждый сам выбирает: фильм посмотреть, книгу почитать…
 
Вон из класса!
 
Итак. Сегодня — урок истории. Обычный10-й класс. Умные лица, добрые глаза. Как и было сказано, 11 человек. Готовы обсуждать фильмы и даже читать книжку. Можно сказать — интересуются. Но — порыва хочется! Душевного. 
 
— Вот вам список всего, что будем делать, на месяц вперед — план работы. Вы можете оставаться у меня в кабинете. Но, можете быть, и в библиотеке, и в компьютерном классе, в любом месте школы, кроме столовой. Даже в коридоре и на лестничной клетке. Если в библиотеке — читайте, вот 10 текстов. В компьютерном классе — в списке есть 5 фильмов. Прочитаете и посмотрите — можете в коридоре рассказать друг другу и обсудить. Вы можете разойтись по всей школе. 
А здесь, за этим круглым столом, остаются только те, кто уже что-то сделал, прочитал, посмотрел, написал. Здесь мы будем обсуждать, рассказывать — думать!
Да, чуть не забыл. Еще после круглого стола можете писать свои тексты. То есть опять в компьютерный класс. Одним словом, работайте. Вон из класса! (Шутка)
 
А кстати, о домашнем задании. Чуть не забыл. Да нет никакого. Домашнее задание, каждый знает, — самое тягостное и бесполезное занятие. У нас ученик может сам решить: будет ли он читать, смотреть, писать дома — или прямо на «уроке», в библиотеке или коридоре. Что еще говорить о домашнем задании? 
А вот оценка… Пятибалльная система не проходит. Такую сложную работу не оценишь пятью баллами. Как-то сама собой вызрела стобалльная шкала. Даю на тему много-много видов работ, каждая из которых весит определенное число баллов, и потом смотрю процент выполнения. У кого-то — 70%, т.е. 70 баллов. 60, 40 — по-разному. 
Если уж государство и ждет от нас пятибалльных оценок… (хотя не совсем так — только в выпускных классах по закону об образовании требуются пятибалльные оценки), то нашу стобалльную шкалу легким движением руки превращаем… в пятибалльную. Например — 40, 60 и 80 — вот 3, 4 и 5. А если не ждет — никак не превращаем. По своему предмету никак не перевожу — и все работают. 
 
Правда, месяца два бунтовали:
— Кончайте экспериментировать! — говорят. — Дайте нам спокойно сдать единый государственный экзамен. О родителях наших лучше подумайте, а то волнуются. 
Кто сказал, что учителя — это самая консервативная сила в школе? Я этого не говорил… Больше всего не хотят перемен сами дети. 
Ну да ладно. Главное, чтобы мне как учителю было хорошо. Не ставлю оценок — чувствую себя свободным человеком, а не оценщиком знаний. 
 
Тут открываю дверь кабинета, выхожу в коридор. Навстречу — ученик из 5-го класса, Тимур. Я у них ничего не веду. 
— Рустам Иванович. А правда, что Вы ведете в 10-м классе предмет (и читает, что у меня на стенке написано) «Со-ци-аль-ная ант-ро-по…ан-тро-по…». А правда, что у кого 80 баллов, вы даете доступ к вай-фаю? 
Осторожно на него смотрю:
— Правда. 
— Тогда… Вы свободны на следующем уроке? 
Я говорю:
— Но десятый класс же!
— Ничего, попытка не пытка!
Тимур, наверное, решил сдать программу экстерном. 
 
Немного другая история
 
Вернемся к нашим детям. Мы остановились на том, что я им сказал: «Вон!» — и указал на дверь. Пришла пора раскрыть карты: конечно же, никакая это не история, а социальная антропология. Пока дети ходят по коридору — два слова о том, что это такое. 
Наша школа позволила себе некий курс, который мы назвали «Социальная антропология». Нечто среднее между обществознанием и историей, в Европе бы назвали Culture Studies. Речь идет о том, чтобы изучать обычное, повседневное поведение людей и пытаться его объяснять.
История еды! Разумеется, не в кулинарном смысле слова — к сожалению, это не урок кулинарии, мы не изучаем рецепты. Смотрим, каким образом еда, питание связаны с другими сторонами человеческой жизни, какие смыслы и значения тут возникают и как это все интерпретируется людьми. Я понимаю, что тема — диковинная, и в школах этого не существует пока. Но тем не менее у нас она есть. 
 
Итак, тема «История еды». 5 замечательных фильмов, которые называются «У истории на кухне»: как и что ели древние греки и римляне, как питались люди Средневековья, какие изменения произошли в эпоху Ренессанса и так далее. 
Подборка текстов, сделанная учителями нашей школы. О питании и об экономике европейского Средневековья и Китая. Самое интересное — интервью с родителями, бабушками и дедушками. Составили анкету. Среди вопросов: «Расскажите, как вы доставали продукты 20 лет назад». Или — «Принято ли было питаться в общественных местах, в кафе, ресторанах?», «Когда вы в первый раз пошли в ресторан?», «Правила поведения за столом: настаивают ли ваши бабушка и дедушка, чтобы за столом все чинно сидели вместе и вели беседу, или каждый обедает, как хочет?».
Вот несколько направлений нашей работы: чтение книг, фильмы, интервью с реальными людьми, родителями и учителями, написание собственных текстов. 
 
Школьники круглого стола
 
Как сделать так, чтобы сильные, увлеченные ученики могли работать много, очень много? Как любой учитель, я хочу, чтобы ученик выкладывался. Чтобы дома он занимался моим предметом много часов. Но я не могу его заставить. 
 
А есть некоторые дети, которые занимаются только в урочные часы. И это тоже хорошо. Потому что, естественно, кроме моего предмета в 10-м классе еще 10 других предметов. И если ученики хотя бы два часа в неделю будут заниматься проблемами «культурного питания» — это прекрасно. Собственно, я не имею права вторгаться в их домашнее пространство и сделать так, чтобы они за обеденным столом или во время ужина занимались культурной антропологией. 
Как управлять всем этим разнообразием? Хотят — не хотят, могут — не могут, о настроении не говорим... Вот поэтому и нужен план работы на месяц. С возможностью выбора — свободы! Почти как меню в хорошем ресторане. 
 
— Все! У нас свободное посещение. 
— Как свободное посещение? 
— Вы должны быть только на первом и на последнем уроке темы. Это обязательно. Все остальное время будете заниматься сами по себе и приходить и сдавать мне материалы.
Не верят! Пришли на третий урок:
— Рустам Иванович! — спрашивает Дима. — А вот это правило… свободного посещения все еще действует или вы уже подумали его отменить? 
— Действует. Вы можете быть там, там и там — работайте! А сюда приходите, только когда что-нибудь сделаете и захотите это обсудить. 
Без обсуждения со мной все равно ничего не получится. Не забывайте: в школе главный — учитель (шутка), и только за круглым столом, вместе с учителем можно начать думать. Этот круглый стол — как мясорубка, где все перемалывается, переваривается, и из прочитанных книг, фильмов, интервью складывается что-то новое.
Левые педагогические радикалы говорят, что ребенка надо пустить полностью на самотек, и пускай он делает что хочет и пишет свои диссертации. 
— Дети, вы хотите вообще так… на самотек? 
Они смотрят на меня с недоумением. 
 
Честно говоря, ничего лучше человечество не придумало, чем общение учителя и ученика. При условии, что это действительно разговор двух заинтересованных сторон. Должно быть интересно и мне, и ему. Поразительно, как из такого простого и радостного дела, как встреча Взрослого и Ребенка, люди сделали самое невыносимое и тягомотное мероприятие, называемое школой? И второй вопрос: как из этого состояния вернуться назад, к простому и радостному общению? 
— Только после того, как ты что-то прочитал, посмотрел, взял интервью — ты приходишь ко мне. 
Мы садимся за круглый стол — это пир, пиршество духа! Ты расскажешь, что прочитал, увидел и услышал, мы будем задавать друг другу всякие хитрые вопросы, вместе искать ответы. 
 
Самое главное, всю черновую работу они сделали заранее. Школа ведь только и занимается как черновой работой — пересказом текстов. Это не ко мне. Пересказ текста — это друг к другу. Володя работает с Максимом в группе. Леня читает про выращивание риса в Древнем Китае текст, который называется «Чудо рисовых плантаций». 
Кстати, вы знаете, почему в китайских ресторанах не подают говядину? Почему китайцы так мало едят мяса? И почему в Китае даже в Средние века плотность населения была выше, чем в Европе? И почему там на протяжении тысячелетий, в то время как Европа дробилась, объединялась и вновь дробилась, существовала единая империя? Все дело в рисе… А почему в Средние века в Европе сеньору на стол давали лучшую часть туши, а именно переднюю правую часть? 
 
Вопросы ставят сами ученики. Потому что всю обычную работу они сделали уже там, в коридоре. Леня рассказал Диме о рисовых плантациях. Дима сказал: «Да, текст меня захватил». Дима достаточно серьезный молодой человек. И в свою очередь рассказал о том, как сервировали стол в Средние века в Европе.
Все они уже обсудили. Это их работа. Я не спрашиваю содержание текста. Только — есть ли у вас какие-то вопросы? 
Потому что высшее проявление интеллекта (мышления) — это умение задавать вопросы. Что вас удивляет, что вам показалось странным в том фильме, который вы посмотрели? Что у вас вызывает недоумение? Недоумение — вот, пожалуй, ключевое слово. С этим недоумением мы и работаем на круглом столе. Именно для этого нужен этот стол и учитель. 
 
И не правы те «левые радикалы», которые говорят, что можно и без учителя, что дети должны учиться самостоятельно. Самостоятельно можно только научиться читать и перечитывать заново. А чтобы думать — нужен Собеседник. «Правые уклонисты», конечно, тоже ошибаются, когда говорят, что учитель, дескать, это всё, и только под его неусыпным взором…
 
Две недели назад заболел и остался дома. Прихожу в понедельник, а мне говорят:
 — Катя (а Катя у меня самая революционно настроенная девушка. Долго говорила, что все это, Рустам Иванович, полная ерунда, никакого смысла не вижу. В журнал не идет, зачем тогда учить) сидела 2 урока и по своему плану читала книжку.
 
Учителя нет, а они продолжают учиться. Вот так. 
 
Это твое дело
 
Конечно, дело не в социальной антропологии. Так работать можно и по физике, и по химии. И пусть каждый учитель подумает сам, как дать «свободу» ученику на уроке. 
 
В нашей школе почти так работают и учителя физики, и учителя математики. В начале каждого месяца выдается план работы. Список всего того, что может сделать ученик. С уточнениями: ниже этого опускаться нельзя, вот это — хорошо, а это — очень хорошо. И все. Это и есть делегирование ответственности ученику. 
Самое главное, если постараться все выразить в одной фразе, — довести до ученика мысль: «Это нужно не мне. Не нам, учителям и родителям, а тебе! Образование — это твое дело».
Напомню старую педагогическую притчу (дети, не обижайтесь!) о том, что можно отвести коня на водопой, но нельзя заставить его пить. Я как учитель могу отвести тебя к самой чистой, вкусной, сладкой воде, по самой красивой дороге, но больше — ничего сделать не могу. Пить будешь ты сам. 
 
***
Пятница, начало дня. Устали, не проснулись, не все пришли вовремя. Кстати, сегодня все пришли. Может быть, это как-то связано со свободным посещением? 
— Ну что? Что будем делать? 
— Можно обсуждать книгу, фильм…
— Да, еще можно писать интервью! А Вы обещали нам свою маленькую лекцию на 20 минут — по поводу того, как русские крестьяне сидели за столом и как нужно было печь хлеб. 
— С чего начнем?
— С утра трудно думать. Давайте с лекции! А там разберемся. 
— Что ж, давайте. Только через 20 минут вы мне скажете, что время закончилось, и круглый стол будет распущен. 
— А потом что?
— А потом будем обсуждать текст. Что у нас там было?.. Да, а кто хочет — может уже начать писать свой текст (потому что результат каждого нашего обсуждения — это написание текста). 
Можете компьютер из дома принести. Сидеть с ноутбуком где-нибудь в коридоре…
Вова заинтересовался:
— На полу?..
 
Сидеть в коридоре с ноутбуком на полу, во время урока, печатать текст. В Livejournal, кстати, открыт журнал для работ, написанных на уроках социальной антропологии. Называется «Урок, которого нет в расписании» (http://uroka-net.livejournal.com/).
 
Я бы учился в такой школе.  
 
Курбатов Рустам Иванович, 
директор НОУ «Лицей "Ковчег–XXI"», 
г. Красногорск, Московская область

   
 
 
 

29.03.2013  |  Просмотров: 4088  |  Комментариев: 6

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

Дети не взрослые. Так сколько же учеников должно быть в классе по науке, а не по чьему-то разумению?

 Ветчинников Геннадий Петрович   31.03.2013 в 12:47

 

1

     27.05.2013 в 10:01

 

1

     27.05.2013 в 10:01

 

1

     27.05.2013 в 10:01

 

1

     27.05.2013 в 10:01

 

1

     27.05.2013 в 10:01

 


 

Новые материалы

 


 

Самые популярные материалы

 


 

Самые обсуждаемые материалы

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.