Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Аккредитация как приговор

Зверева Татьяна Ивановна, директор НОЧУ «СОШ "Феникс"», г. Москва, призер Всероссийского конкурса «Директор школы-2012»

Я прекрасно понимаю, что за эту статью мне могут сделать выговор, а я не боюсь! Я очень хочу, чтобы директора школ были готовы к тому, что их может ожидать. Искренне желаю никогда «туда» не попадать. Этого не расскажут в управлении образования, когда будут оказывать методическую помощь в подготовке документов для проведения аккредитации, это можно узнать только в кулуарных разговорах и то очень тихих. Об этом не принято распространяться: директора государственных школ боятся потерять свое рабочее место, а директора частных школ «там» вряд ли были.

Немного предыстории. За 12 лет существования нашей частной школы мы ни разу не проходили процедуру государственной аккредитации, так как постоянно были на 11-и месячных договорах аренды. И как только продлевали договор аренды, сразу сдавали документы на лицензию (которая раньше не могла быть выдана на срок, превышающий срок договора). Лицензию получали через два-три месяца, и даже если бы и хотели проходить аккредитационную экспертизу, то срок аккредитации был бы не больше 5–6 месяцев. В общем, понимаете бессмысленность этого предприятия.

 
Наконец-то в 2011 году школа объединилась с одной соседней частной школой. Если говорить юридическим языком, то не объединилась, а соседняя ликвидировалась, и мы заключили договор аренды их здания с бывшими учредителями той школы, переведя к себе детей и учителей. Мы получили долгожданный долгосрочный договор. И как раз к этому моменту было утверждено новое положение
«О лицензировании…», предусматривающее бессрочную лицензию независимо от договора аренды. Свершилось! Первый раз за 12 лет работы мы можем подать документы для прохождения процедуры государственной аккредитации. Этого ждали все: и я, директор, и учителя, и родители, и, что самое интересное, дети. Они хотели гордо говорить, приходя на экзамены, что они от школы «Феникс» пришли, а нет от ГОУ СОШ № 000, к которой мы были прикреплены по приказу начальника управления образования.
 
При объединении двух школ мы постарались сохранить и составы классов, и учителей, работающих на классах. Параллель «А» — дети из нашей школы, а параллель «Б» — дети из соседней школы. Объединенными получились только 10-е и 11-е классы из-за небольшого количественного состава учащихся в обеих школах. Причем из нашей школы в этом классе было три человека, а остальные шесть — из соседней, один из которых — ребенок с ОВЗ. Для большей части одиннадцатиклассников и их родителей я не являлась авторитетом, учителя у них были другие и, естественно, в их понимании плохие.
И отношение к нам было соответствующее. И к нашей, так сильно желаемой аккредитации тоже. Времени у нас было совсем мало, чтобы выстроить рабочие отношения, не говоря уже о доверительных. Нет, обязательно надо сказать: «Дорогие мои бывшие одиннадцатиклашки, как бы тяжело вам и нам ни было, мы действительно старались ради вас, очень вас любим и всегда ждем в школе. Ваша Т.И.».
 
 И вот оно… Страшно… Ничего не известно и не понятно. Экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся проводилась на одном из 9-х классов и в 11-м классе. 9-й писал русский язык, а 11-й — математику. Причем, если бы писали наоборот, то написали бы намного лучше. Ни одному из одиннадцатиклассников математика не нужна была для поступления в вуз, надо было написать ЕГЭ на проходной балл (к декабрю они уже, естественно, знали, что сдают). Отношение к предмету было соответствующее и со стороны детей, и со стороны родителей. Результаты мы получили 26 декабря: русский язык 9-й класс написал хорошо, а вот математику 11-й класс написал, скажем, не очень. Процент «обучающихся, выполнивших более половины заданий» был ниже минимальной нормы — 43%, а минимум надо 50%. Первый вопрос: что нас ждет дальше и чем нам это грозит?
 
Я позвонила в дружественную государственную школу, где мне директор сказала, что, если вызовут на заседание коллегии, — это плохо, «там чихвостить будут». В управлении образования тоже сказали, что если не вызовут, то все нормально и мы аккредитацию прошли, а если вызовут, то надо будет объяснить, почему так плохо написали. Собрав объяснительные с учителей математики (того, который ведет у них в этом году, и той, которая вела в прошлом году), а также, для полноты картины, с завуча старшей школы, начали анализировать, или, как надо говорить, проводить мониторинг. И самый главный ответ на вопрос «почему?» был: «Дети такие». Они замечательные, но не хотят они эту математику, не нужна она им, одному ребенку вообще ЕГЭ не сдавать (кстати сказать, ЕГЭ сдали).
 
На заседание аккредитационной коллегии нас, конечно, вызвали. Если бы не вызвали, не было бы этого монолога. Вооружившись объяснительными, накануне Нового года, 28 декабря (я ещё думала, может, им тортики купить, все-таки Новый год скоро), приезжаю на коллегию. Посередине большого кабинета стоит конференц-стол, за ним сидят члены коллегии. По стеночкам стоят стулья и диваны, где расположились «провинившиеся» — человек 20–25. Нам представили коллегию, причем председатель опаздывал, простите, задерживался. Начинается зачитывание доклада о том, какие показатели были у школ по результатам ЕГЭ и ГИА прошлого года. «Феникс» — выше среднего. Все, думаю, пропустят. Появляется председатель с опозданием на полчаса. Далее по одному отпускают директоров школ, которые, видимо, не сильно провинились, остается нас трое: я и ещё два директора государственных школ. Вот тут и началось: первая директор, опустив глаза в пол, пыталась оправдаться, почему дети плохо написали тестирование. Ей говорят: «У вас плохой математик», она в ответ: «Да, плохой, уволю». «А у меня хороший математик, я его не уволю» — (думаю я про себя). На бедную женщину было жалко смотреть, понурая, сгорбленная, глаза на членов коллегии не поднимает. «Да…». Потом следующая жертва — все повторилось. За нее, правда, вступился мужчина из Центра качества, сказав, что эта директор никогда детей не меняет (то есть не сажает писать тестирование других учащихся, более сильных). «О, мне это даже в голову не приходило». И в этой школе учится много детей из социально незащищенных семей. «Вот сейчас я встану, как все красиво объясню, и меня все поймут».
 
Дошла очередь до меня. Я уверенным голосом, приятно улыбаясь, начинаю объяснять: про объединение двух школ, про то, что большая часть детей у меня не училась, про ослабленное здоровье всех учащихся 11-го класса (и это правда, ни у одного из детей не было 1-й группы здоровья), про мониторинг, нет, про него я даже не успела начать говорить. Меня прерывает председатель коллегии: «У нас в округе никогда не было принято про другую школу плохо говорить. Привыкли все на детей валить». «Так я и не говорю плохо, я имею в виду, что я не могу отвечать за качество образования детей, которых мы не учили в прошлом году». На этом мое «оправдывание» закончилось. Да, наверное, как мы говорим про детей, я пререкалась с коллегией, на каждое их возражение у меня был ответ. А другие директора молчали, им было страшно перестать быть директорами. Вопросы, которые задавали члены коллегии, были очень далеки от 11-го класса.
 
Вопрос: Какое у вас образование?
 
Ответ: Высшее. Юридическое.
 
Реплика: Сразу видно, что у вас нет педагогического образования.
 
Ответ: А оно мне и не нужно, я управленец. Я уроки не веду.
 
Вопрос: Сколько вам лет?
 
Ответ: 34.
 
Реплика: Совсем молодая.
 
Вопрос: Как вы вообще работаете? (Cовсем забыла упомянуть, что к тому моменту я была на седьмом месяце беременности, и это было очень заметно.)
 
Ответ: А беременность никак не сказывается на моих умственных способностях.
 
 
Можно долго ещё писать про мои пререкания с комиссией, в общем, «чихвостенье» закончилось тем, что мне было порекомендовано обязательно и срочно пройти курсы повышения квалификации, на что я опять не смогла смолчать и ответила: «Как только у меня появится свободное время, я обязательно это сделаю». Вообще, я не отличаюсь эмоциональностью, но как можно заставить беременную женщину быть не эмоциональной и промолчать? Хорошо, что я ещё не сказала: «Дорогая коллегия, а когда вы в последний раз в школе были и детей видели?» — об этом я только подумала.
 
Началось голосование членов коллегии по вопросу, давать аккредитацию или нет этим «ужасным» школам. Первой дали под контроль управления образования, все «за». Второй дали, все «за», «Фениксу» — в аккредитации отказать, кто «против»? Теперь уже было больно смотреть на членов коллегии: кто-то просто потупил взгляд, кто-то с жалостью смотрел на меня, но руку не поднял никто. Председатель коллегии прочитал мне нравоучение по поводу моего поведения и посоветовал научиться молчать. Заседание окончено.
 
Я вышла, мне так стало обидно, что я подвела свою школу, обидно, что меня не поняли, что я не смогла донести того, что хотела сказать, и я расплакалась, даже если сказать честнее, разревелась.
 
Каждый вечер, ложась спать, я прокручивала в голове эту коллегию и корила себя за то, что не так сказала, не так посмотрела, плохо подготовилась, в конце концов, ну что мне стоило промолчать.
 
Через месяц мне позвонили из нашего управления образования и спросили, что у нас с аккредитацией. Я сказала, что не прошли, на что мне было сообщено, что по их сведениям мы прошли, но под контролем управления образования. Ежедневно по многу-многу раз я проверяла сайт департамента образования, чтобы увидеть решение аккредитационной коллегии. Суббота, появилось: «Приказ о государственной аккредитации образовательных учреждений №… Признать образовательные учреждения прошедшими государственную аккредитацию сроком на 12 лет с установлением государственного статуса по типу: «общеобразовательное учреждение», видам и образовательным программам (приложение 1)». И Приложение №1 «Перечень аккредитованных образовательных учреждений и аккредитованных образовательных программ по типу "общеобразовательное учреждение"… и ближе к концу — негосударственное общеобразовательное учреждение «Феникс».
 

Знаете, что я хотела сделать с долгожданным Свидетельством о государственной аккредитации, которое наша школа действительно заслужила за столь долгое время работы?

 

 Зверева Татьяна Ивановна, 
директор НОЧУ «СОШ "Феникс"», г. Москва

   
 
 
 

11.03.2013  |  Просмотров: 12063  |  Комментариев: 15

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

Ответ на последний вопрос: поместить в рамку и вывесить на самое видное место. И обязательно гордиться!!! Как принято гордиться тем, что далось огромным трудом.))))))) Жду результатов своей аккредитации...

 Великов Андрей Владимирович   15.03.2013 в 15:17

 

1

     24.05.2013 в 20:07

 

1

     24.05.2013 в 20:07

 

1

     24.05.2013 в 20:07

 

1

     24.05.2013 в 20:07

 

1

     24.05.2013 в 20:07

 

Комментарий удален

     27.05.2013 в 10:02

 

Комментарий удален

     27.05.2013 в 10:02

 

Замечательная статья! Спасибо автору и редакции за смелую публикацию. Только прочитают-ли члены аккредитацианных комиссий про безобразную " работу с кадрами"...

 Ганузин Валерий Михайлович   23.03.2013 в 00:20

 

1

     27.05.2013 в 10:02

 

1

     27.05.2013 в 10:02

 

1

     27.05.2013 в 10:02

 

1

     27.05.2013 в 10:02

 

1

     27.05.2013 в 10:02

 

Комментарий удален

     27.05.2013 в 10:02

 


 

Новые материалы

 


 

Самые популярные материалы

 


 

Самые обсуждаемые материалы

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.