Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Поле брани

Ахметшин Талгат Флюрович, директор МОУ «СОШ № 3» г. Мензелинска Республики Татарстан

Какую роль в предотвращении или разрешении конфликта в педколлективе играет директор? Ключевую. А если у учителя конфликт именно с администрацией, как быть? Во всех этих случаях, помимо конфликтоустойчивости, руководителю нужно обладать еще и методами «разруливания» сложных ситуаций, а также умением правильно оценивать психологическую обстановку в школе.

 

С 2005 года я работаю директором школы, общий стаж моей педагогической деятельности — 22 года. За годы административной работы мне приходилось неоднократно решать проблемы межличностных конфликтов среди учителей в школьном коллективе. Педагоги зависят от результатов труда друг друга не меньше, чем инженеры, проектирующие один станок. Например, если учитель математики работает плохо, то это заметно отра-
зится на качестве уроков физики. Если классный руководитель не уделяет должного внимания дисциплине учеников, то это негативно влияет на профессиональную деятельность всех учителей, работающих в данном классе. Специфика конфликтов между учителями связана еще с тем, что педагогический коллектив преимущественно женский. В условиях доминирования женщин в педагогических коллективах заметное влияние оказывает эмоциональность в оценках и поступках. Поэтому противоречия возникают не только на личностном уровне, но и в процессе совместной педагогической деятельности.

Разрешение конфликта — это совместная деятельность его участников, направленная на взаимовыгодное решение проблемы, которая привела к столкновению, на снятие противоречия, вызвавшего столк-
новение оппонентов.

Для профилактики конфликтов между учителями директору школы следует организовать оптимальное управление педагогическим коллективом.

Во-первых, нельзя допускать, чтобы учитель получал противоречивые указания от членов администрации школы.

Во-вторых, необходимо четко определить функциональные обязанности и меру ответственности всех учителей и сотрудников школы.

В-третьих, следует равномерно и грамотно распределять учебную нагрузку педагогов в течение дня и недели, а также спланировать деятельность всего школьного коллектива, так как нестабильность рабочего графика и его неравномерность ведет к возникновению напряженности, нервозности и стрессовых ситуаций.

В-четвертых, необходимо учитывать, что значительная часть педагогов не находит в своей деятельности элементов творчества и тяготится низкой социальной значимостью своей профессии.

Значительное количество конфликтов в образовательных учреждениях возникает вследствие психологической несовместимости. Возникает непонимание, когда любое деловое замечание руководителя воспринимается как ущемление прав и посягательство на личное достоинство. Какие факторы препятствуют возникновению конфликтов между учителем и администрацией школы? Правильный подбор и расстановка кадров с учетом не только квалификационных показателей, но и психологических качеств школьных педагогов существенно уменьшают вероятность возникновения конфликтов. Важным фактором является высокий авторитет руководителя образовательного учреждения, который формируется на основе его личностно-профессиональных качеств и является залогом стабильности отношений в коллективе.

Как правило, конфликты возникают редко там, где господствует порядок и дисциплина. Организованный коллектив отличается высокой устойчивостью. Неполная загруженность работников, отсутствие деловой основы в коллективе — вот те причины, которые могут вызвать конфликтные ситуации. Хорошим стабилизирующим фактором может стать наличие положительных традиций, которые становятся дополнительной составляющей социальной регуляции поведения.

Предконфликтная ситуация обычно не возникает внезапно, а нарастает постепенно. Важно вовремя определить, что эмоциональный накал спора начинает превышать допустимый, и грамотно прекратить его. Умение определить, что общение становится предконфликтным, и «вернуться» из предконфликтной ситуации к нормальному взаимодействию — один из способов предотвратить конфликт. Прекратить или сгладить обостряющийся спор можно несколькими способами: сказать, что в чем-то прав оппонент, а в чем-то правы вы; можно свести проблему к шутке или перевести разговор на другую тему; уступить, если проблема спора не особенно важна для вас и словесная уступка не обязывает к радикальным действиям; заявить, что вы не успели всесторонне разобраться в проблеме, и предложить оппоненту вернуться к ее обсуждению через определенный срок (когда эмоции улягутся).

В общении с окружающими нужно быть внутренне готовым к решению возникающих проблем путем сотрудничества или компромисса. Все участники образовательного процесса имеют свои интересы и право отстаивать их. В процессе взаимодействия столкновение интересов разных людей и разных социальных групп естественно и неизбежно. Но ведь совсем не обязательно разрешение возникающих противоречий путем конфликтов. Негативные эмоции — один из основных факторов, способствующих возникновению конфликтов. Обычно они являются реакцией человека на несовпадение реального развития событий с тем, на которое он рассчитывал.

Желательно не завышать свой прогноз в отношении возможных проступков окружающих. Не стоит требовать от окружающих невозможного, нужно учитывать, что их способности к разным видам деятельности различны. Задача руководителя заключается не в том, чтобы заставить подчиненного делать то, к чему у него нет способностей и желания, а в том, чтобы создать условия, позволяющие работнику успешно справляться со своими обязанностями и самосовершенствоваться.

Не следует стремиться быстро, радикально, путем прямых воздействий перевоспитать человека. Такие попытки часто приводят к конфликтам и не дают желаемых результатов. Воспитание, а тем более перевоспитание — медленный процесс. Быстро идут только разрушительные процессы. Если руководителя в подчиненном не устраивают какие-либо недостатки, то имеется два способа их устранить:

— предварительно упомянув о ряде профессиональных достоинств, мягко напомнить о недостатках, отметив, что без них карьерные возможности значительно возрастут;

— не указывать периодически сотруднику на эти недостатки, подчеркивая, что они мешают ему и другим членам коллектива, а предоставить возможности для искоренения этих недостатков (путем повышения квалификации, влияния коллектива или посещения психолога).

В процессе общения важно правильно оценить психическое состояние собеседника, избегая обсуждения острых проблем, если существует вероятность агрессивной реакции с его стороны. Если оппонент повышенно агрессивен, то нецелесообразно начинать разговор с обсуждения острой проблемы. Иначе дискуссия спровоцирует конфликт, а проблема не будет решена. Для обсуждения спорных вопросов следует выбирать подходящее время. В процессе обсуждения проблемы важно не перебивать оппонента, дать ему возможность высказаться. Такая стратегия общения позволит свести к минимуму негативные эмоции. Следует твердо отстаивать свои позиции, но быть мягким по отношению к оппоненту.

Необходимо заблаговременно информировать окружающих о решениях, затрагивающих их интересы. Человек, как правило, негативно реагирует на неожиданные изменения в ситуации, затрагивающей его интересы. Поэтому, принимая решение, важно понять, чьи интересы оно затронет. Еще лучше — согласовывать свои решения с людьми до того, как они будут приняты.

Не следует расширять сферу противодействия с оппонентом, увеличивая число обсуждаемых проблем. Для предупреждения конфликтов важно обсуждать только тот вопрос, из-за которого возникли разногласия. Не стоит пытаться одновременно обсуждать способы решения нескольких проблем, если все они требуют согласования интересов. Если необходимо решить ряд проблем, то обсуждение начинать лучше с самой простой из них, постепенно переходя к более сложным. Опасность конфликта возрастает, если критика распространяется не только на позицию оппонента, но и на его личность.

Не загоняйте оппонента в угол. Если собеседник принял неправильное решение, то желательно отказать себе в удовольствии публично разоблачить его некомпетентность. Человек, поставленный в безвыходную ситуацию, униженный и оскорбленный, легко идет на обострение конфликта ради сохранения чести и достоинства. Поэтому в любой ситуации важно оставлять оппоненту возможность сохранить лицо, он должен иметь право отступить, не ущемив при этом чувство собственного достоинства.

Установите психологический контакт с партнером по взаимодействию. Если общение слишком официально, то возникновение конфликтов более вероятно, чем в ситуации, когда между собеседниками существует психологический контакт. Если собеседник к вам расположен, если вы воспринимаете его не как постороннего, а как личностно значимого человека, то вероятность конфликта значительно меньше. Для установления неформального контакта желательно предварить обсуждение деловых проблем двумя-тремя вопросами, имеющими личностный характер: искренне поинтересоваться самочувствием, успехами, семьей. Не забывайте о чувстве юмора. В предупреждении конфликтов трудно переоценить роль здорового чувства юмора.

Если в педагогическом коллективе конфликт произошел между учителями, то не прав из них тот, кто умнее. Каждый конфликт своеобразен и важно видеть его специфику. Нужно минимизировать свои негативные эмоции по отношению к оппонентам, постараться найти компромисс. Следует оценить суть конфликта со стороны.

Результативность и неконфликтность общения зависит не столько от того, что мы говорим, сколько от того, как мы говорим. На уроках или при разговоре, в выступлении я стараюсь проявлять искреннюю заинтересованность. Это способствует конструктивному общению, уменьшает вероятность конфликтов. Говорить нужно убежденно. Если вы убеждены в своей правоте, то это вызовет положительную ответную реакцию. Избегайте в общении крайних жестких и категоричных оценок. Я сформировал у себя привычку с интересом относиться к мнению других людей, даже когда оно противоположно моему мнению. Критика воспринимается более конструктивно, если компенсировать ее конфликтогенность искренней и заслуженной похвалой, предваряющей критику. В коллективе нашей школы действует негласный призыв: «Не согласен — критикуй! Критикуешь — предлагай! Предлагаешь — действуй!».

Лучший способ оптимизировать межличностные отношения в коллективе — поставить высокую цель, для достижения которой сотрудники должны мобилизовать максимумусилий.

 

Ахметшин Талгат Флюрович,

директор МОУ «СОШ № 3» г. Мензелинска Республики Татарстан

   
 
 
 

14.01.2013  |  Просмотров: 8270  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 

Новые материалы

 


 

Самые популярные материалы

 


 

Самые обсуждаемые материалы

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.