Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Школьная система адаптации молодых учителей

Умняшова Ирина Борисовна, к.психол.н., заведующая учебно-производственной лабораторией факультета психологии образования МГППУ, научный консультант ГБОУ СОШ № 292

Как работать с молодым педагогом, который только что устроился на работу в вашу школу? Как помочь адаптироваться, раскрыться? Мы предлагаем апробированные и доказавшие свою состоятельность методы работы с молодыми специалистами, а предложенные формы документов могут стать основой для разработки школой своих аналогичных материалов.

Начиная работать в школе, выпускник вуза сразу же сталкивается со многими сложностями: с повышенной эмоциональной напряженностью школьной жизни, с широким веером должностных обязанностей, с трудностями применения теоретических знаний, с необходимостью выстраивать отношения с коллегами и руководством — и все нередко при отсутствии необходимой информации и поддержки со стороны педколлектива и администрации. Раскроется ли в этих условиях потенциал начинающего педагога? Реальная школьная ситуация, не отвечающая ожиданиям, стресс и неумение быстро адаптироваться порой влияют на решение человека уволиться из школы при первой же возможности и никогда больше не связывать свою судьбу с ней. Поэтому перед администрацией и научно-методической службой ОУ встает задача помочь молодому учителю быстрее «влиться» в коллектив и достигнуть необходимого качества работы.

Вот почему адаптационные мероприятия должны иметь две цели: повышение лояльности педколлектива к новичку; создание других условий для эффективной работы новенького.

Подготовка школы к приему молодого специалиста

Прежде всего продемонстрируйте готовность принять его — педагога фактически без опыта работы. Администрации школы надо заранее выделить и подготовить для него рабочее место (оборудованный кабинет), известить педколлектив о приеме нового сотрудника и должности, которую он будет занимать, о его функциональных обязанностях.

Можно разместить в таком справочнике и календарь важных для школы событий, праздников, распорядок дня, требования к использованию рабочего времени, локальные нормативные акты, ссылки на электронные сайты профессиональной литературы. При этом за конкретным администратором или наставником закрепляется обязанность постоянно следить за актуальностью информации в справочнике и своевременно корректировать устаревшие данные.

Система наставничества

Наставничество — это форма индивидуального обучения и воспитания молодого специалиста. Теории ему дается здесь минимум, акцент делается на формировании практических умений и навыков. Наставничество может быть коллективным, если за одним опытным педагогом закрепляются несколько молодых. У замдиректора по методработе наставник проходит инструктаж и (или) обучение тому, как организовать взаимодействие с подопечным, закрепленным за ним, возможно, на весь период адаптации, т.е. на три года. В конце учебного года результаты их совместной работы рекомендуется анализировать. С учетом достигнутого за тем же молодым специалистом может быть закреплен другой наставник, чтобы какие-то из профессиональных компетенций проработать основательнее.

Судя по нашему опыту, основными принципами организации наставничества должны быть:

• добровольность и целеустремленность в работе наставника;

• морально-психологическая совместимость с подопечным;

• позитивный личный пример наставника в работе;

• доброжелательность и взаимное уважение;

• уважительное отношение к мнению молодого коллеги;

• согласованность содержания работы в рамках наставничества с календарно-тематическим планированием по предмету и планами работы кафедр (метод-
объединений);

• направленность работы наставника на профессиональное становление и саморазвитие молодого специалиста.

Дисциплина на уроке — едва ли не самая распространенная проблема молодых учителей, поэтому планируются визиты на уроки опытных коллег с целью раскрыть их секреты дисциплины и применения знаний о возрастных психологических особенностях школьников. Контролируется каждый шаг в работе подопечного, вырабатывается навык критически оценивать сделанное, разбираться в причинах успеха и неудач. На первом году правомерны все виды внутришкольного контроля: обзорный, предупредительный, повторный. На втором году молодого педагога ставят на персональный контроль, чтобы изучить всю его работу за определенный период. На третьем году целесообразен фронтальный контроль знаний, умений и навыков учащихся и ведения учителем школьной документации. Об итогах работы подопечного наставник сообщает на заседаниях кафедр (методобъединений).

Школа молодого специалиста

Серию таких семинаров-тренингов можно рассматривать как школу молодого специалиста.

Молодому учителю нужна помощь в освоении:

• требований к организации учебного процесса, к ведению школьной документации;

• форм и методов организации вне-
урочной деятельности, досуга учащихся;

• правил техники безопасности и возможностей использования ТСО;

• механизма заказа и приобретения дидактического и наглядного материала;

• подготовки, проведения и анализа урока; форм, методов и приемов обучения; основ управления уроком;

• технологии разработки программы своего профессионального роста;

• умения выбирать методическую тему для самообразования;

• подготовки к первичному повышению квалификации;

• инноваций в педагогике и психологии. 

 

 

Умняшова Ирина Борисовна, 
кандидат психологических наук, заведующая учебно-производственной лабораторией факультета психологии образования МГППУ, научный консультант ГБОУ СОШ № 292,

Сашенкова Наталия Сергеевна, 
педагогический психолог учебно-производственной лаборатории факультета психологии образования МГППУ,
руководитель социально-психологической службы ГБОУ СОШ № 292,

Засухина Венера Радиковна, 
учитель английского языка, руководитель кафедры воспитания ГБОУ СОШ № 292, Москва

   
 
 
 

21.12.2012  |  Просмотров: 5165  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 

Новые материалы

 


 

Самые популярные материалы

 


 

Самые обсуждаемые материалы

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.