Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Директор как лицо школы

Сальникова Людмила Сергеевна, кандидат социологических наук, доцент МГИМО(У) МИД РФ, генеральный директор коммуникационного агентства «L.S.Consulting»

В рубрике «Искусство управления» мы открываем цикл «статей-мастер-классов» по репутационному менеджменту для директоров школ. Автор материалов — бизнес-тренер, с успехом обучающая руководителей из разных сфер, с разным опытом управленческой деятельности. О чем в целом пойдет речь в этих статьях: о преодолении негативных стереотипов восприятия личности директора школы, об особенностях коммуникации в конфликтных ситуациях, о «продвижении» школы через личность директора и т.д. Тема репутационного менеджмента относительно новая для нашего журнала, и мы надеемся, что она будет практически полезной для вас.

Эпоха глобализации принесла с собой унификацию во всех сферах жизнедеятельности, в стандартах потребления, в стереотипах восприятия. Современному обывателю все труднее сделать выбор в огромном перечне сходных товаров и услуг, которые предлагаются ему со всех сторон. Да и сами компании-производители воспринимаются как обезличенные и закрытые структуры, преследующие свои интересы, подчас далекие от интересов граждан. Маркетологи всего мира упорно работают над новыми технологиями, которые позволили бы «очеловечить» организацию, приблизить ее к запросам конкретного потребителя. Как утверждают эксперты, только через личный контакт с представителями организации человек начинает ей доверять. И таким лицом, открытым для контакта, становится в первую очередь ее руководитель. Чем он известнее и авторитетнее, тем позитивнее будет отношение и к его ведомству. Оно начинает восприниматься через узнаваемый образ лидера как «свое», значит, ему можно доверять, можно иметь с ним дело.

Таким образом,  руководитель сегодня – это не просто управленец, принимающий решения, а живое воплощение организации в глазах внешнего мира, а это большая ответственность.

Каждое его слово, каждый поступок получают широкий резонанс и накладывают отпечаток не только на его личный авторитет, но и на авторитет компании. По данным агентства Burson-Marsteller, влияние руководителя на корпоративную репутацию в последнее десятилетие значительно возросло и по значимости переместилось с 5-го места на 2-е. В свою очередь требования, предъявляемые сегодня к первому лицу организации, существенно ужесточились и далеко не каждый современный топ-менеджер способен нести это бремя ответственности. Об этом свидетельствует большая ротация управленцев высшего звена из престижного рейтинга ста лучших управленцев мира Fortune — 100. Ежегодно до 40% участников рейтинга покидают этот почетный список из-за отрицательного влияния их деятельности на репутацию своих компаний.

Не лишним будет отметить и тот факт, что яркий публичный лидер способен существенно увеличить капитализацию бизнеса компании, что подтверждают исследования журнала Harvard Business Review. Это уважаемое издание ежегодно публикует список топ-100 главных исполнительных директоров. При составлении рейтинга главным критерием для авторов исследования является рост доходов акционеров компании, при этом учитывается изменение капитализации компании за время пребывания руководителя в должности.

Так, по результатам исследования журнала Harvard Business Review, проведенного в 2010 году, 50 лучших глав компаний обогатили своих акционеров почти на $50 млрд (с учетом инфляции, выплат дивидендов, выкупа и выпуска акций). Лидером рейтинга в очередной раз стал Стив Джобс, возглавлявший компанию Apple с 1997 года. За время его работы в этой должности рыночная капитализация компании выросла на $150 млрд, а доход по акциям составил более 3000%.

Современное школьное учреждение не составляет исключения. Оно обучает подрастающее поколение, то есть предоставляет образовательные услуги, являясь игроком на конкурентном рынке. Чем крупнее образовательное учреждение, чем обширнее зона его влияния, чем более престижную рыночную нишу оно стремится занять, тем острее становится необходимость публичности ее первого лица, тем прозрачнее и понятнее обществу должна быть деятельность школы. Наиболее эффективно коммуникации с обществом может осуществлять директор школы, он для окружающих — самый авторитетный и компетентный ньюсмейкер. Несмотря на то что школу трудно сравнить с крупной корпорацией, она наравне с ведущими компаниями из других сфер экономики входит в перечень организаций, где публичность первого лица является важнейшим фактором успешного развития (рис. 1).

Рисунок 1. Компании, требующие публичности руководителя

 

 

Виды организаций

 

 

 

 

 

 

Входящие
в стратегические сферы экономики

 

Затрагивающие личную безопасность граждан

 

Строящие свою деятельность  на доверии

             

Как видно из рис. 1, школу можно смело отнести к стратегическим отраслям экономики, поскольку она готовит для общества важнейший стратегический ресурс — человеческий капитал. Не удивительно, что обществу важно знать, можно ли доверять компетенции директора школы как управленца. Важно и другое: организации, предоставляющие образовательные услуги, строят свою деятельность на доверии

к ним со стороны потребителей. Родители доверяют школе самое дорогое — своих детей, поэтому эмоциональная составляющая играет не последнюю роль в выборе того или иного школьного учреждения. От директора зависит, способен ли он олицетворять собой авторитетность школы, ее высокий профессиональный статус.

К сожалению, школьные директора пока уделяют недостаточно внимания вопросам укрепления своего авторитета и влияния, практически не занимаются публичной активностью. Во многом это объясняется отсутствием коммуникативных навыков, ведь основам коммуникативной компетентности нас никто не учит. Срабатывает и застарелый предрассудок: дескать, пиариться — это что-то недостойное, несовместимое с «храмом знаний». Но мы живем в информационном обществе, построенном на коммуникациях, обмене информацией, открытости. Только соблюдая эти принципы можно рассчитывать на успех и развитие. К сожалению, в нашей стране все острее ощущается дефицит ярких, авторитетных директоров, служащих «визитной карточкой» российского школьного образования, может быть, поэтому оно так часто подвергается критике со стороны общества.

Всем известны компании, где собственник был избран лицом компании: Ford, Christian Dior, «Тинькофф» и многие другие. Такой маркетинговый прием хорошо работает в том случае, когда компании удается подчеркнуть самые сильные стороны лидера. Достаточно вспомнить хотя бы всемирно известный банк J.P.Morgan. Его девиз таков: «Сам господин Морган был богат и успешен, отдайте его банку свои деньги — и он сделает богатыми и вас».

Если руководитель не только административный, но также духовный и интеллектуальный лидер, который проецирует на деятельность школы собственную личность со свойственными ей ценностными установками, он становится публичным уже в силу своего карьерного успеха, повлекшего за собой интерес и уважение к его образовательному учреждению. Так появляются авторские школы, престижные лицеи и гимназии, в которые выстраиваются длинные очереди из желающих учиться.

Создать подобное учебное заведение под силу только талантливому, самобытному педагогу или директору. Лидеров такого типа называют харизматичными. Слово «харизма» переводится с греческого как «дар божий», который, как известно, дается далеко не всем. Однако это не значит, что остальным не под силу достичь подобных высот. Лидером можно стать, если определить свои сильные стороны, выявить личностные ресурсы развития, грамотно выстроить свою репутацию, поработать над образом, повысить коммуникационную компетентность.

Подробнее об этом пойдет речь в следующих публикациях, а для начала попробуем разобраться, какие качества харизматичного лидера следует считать врожденными, а какие можно «выращивать». У экспертов нет единой точки зрения по этому поводу, однако в самых общих чертах ее можно описать следующим образом:

1. Внешняя привлекательность, шарм, магнетизм.

2. Позитивная энергия, которая заряжает окружающих, вызывает доверие.

3. Уверенная манера держаться, умение хорошо говорить, коммуникабельность.

4. Независимость, самостоятельность суждений.

5. Лидерские качества, способность убеждать и вести за собой.

6. Профессиональная компетентность, эрудиция.

Как видно из приведенного перечня, многие качества вполне поддаются развитию. Более того, никто не станет спорить, что человек, доросший до должности первого лица, не может не обладать определенными лидерскими чертами, следовательно, необходимо лишь усиливать те качества личности, которые позволили добиться успеха.

Известный специалист, изучающий тему лидерства, Джим Коллинз выявил следующую закономерность: все исследованные им успешные компании возглавлялись одним типом управленцев, отличительной чертой которых является сочетание доброжелательности с несгибаемым упорством и верой в то, что поставленные цели будут достигнуты.

Эти руководители, считает Джим Коллинз, просто вынуждены были стать харизматичными, чтобы удержать лидирующие позиции на рынке. 

Впрочем, у руководителя-практика нет времени разбираться в теоретических аспектах этого вопроса, его интересует прикладное применение харизмы в интересах дела. Прежде всего следует определить свои сильные стороны, которые могут помочь в эффективных коммуникациях.

Для этого рассмотрим несколько типов публичных управленцев.

Лидер-коммуникатор обладает невероятной общительностью, для него не составляет труда завязать дружеский разговор с незнакомым человеком, быстро расположить его к себе, внушить уважение и доверие. Не менее хорошо он смотрится на трибуне, его личный магнетизм заставляет публику слушать его, затаив дыхание. Такой тип руководителя эффективен при общении с любыми целевыми аудиториями, будь то родители, ученики, чиновники… Незаменим он во время публичных выступлений, при проведении презентации. Благодаря личному обаянию такой лидер способен внушить доверие и симпатию сотрудникам, сплотить педагогический коллектив, создать хорошую атмосферу в школе.

Слабой стороной такого харизматика является его невоздержанность на язык: увлекшись пламенной речью, он может потерять самоконтроль. Бывали случаи, когда одна неудачная шутка или неточность, допущенная руководителем в ходе публичного выступления, приводила к обрушению его репутации. Зная эту особенность, полезно перед выступлением подготовить тезисы предстоящего выступления, и чем важнее предстоящий доклад, тем подробнее следует прописывать основные мысли, факты и цифры.

Руководитель-актер обладает феноменальной способностью создавать яркое событие буквально на пустом месте: любое производственное совещание становится для него своего рода «театром одного актера». Такой харизматичный директор притягивает и увлекает сотрудников своим энтузиазмом, они добровольно становятся участниками его импровизированного шоу. В результате единодушно принимается к исполнению именно его проект.

Сильная сторона такого лидера состоит в том, что он изначально интересен как неординарный управленец, его проекты благодаря неординарности часто дают весомые результаты. В то же время его слабая сторона заключается в том, что осуществив проект, он начинает скучать от ежедневной рутины и может начать поиск более сложных проектов, но уже
в другом месте…

Руководитель-неформал любит нарушать официальные регламенты взаимодействия, легко переходя от официальных коммуникаций к дружескому общению «без галстуков». Такой тип школьного директора, к примеру, незаменим при налаживании контактов с потенциальными инвесторами, благотворителями, чиновниками из министерства, при «трудном» разговоре с учениками и их родителями. Единственная опасность здесь — не «заиграться» и не переступить ту черту, за которой чрезмерная фамильярность грозит перерасти в бестактность.

Разумеется, данная классификация очень схематична, к тому же такие «типажи»
в чистом виде практически не встречаются. «Коммуникатор» нередко успешно использует стратегии «актера», а «неформал» часто оказывается отличным коммуникатором. Однако какой-то из типов, как правило, является доминирующим в поведении, его сильные стороны имеет смысл развивать, сделав их своей «визитной карточкой».

Важно учитывать, что образ руководителя должен соответствовать принятым корпоративным стандартам. К примеру, главного редактора газеты журналистский коллектив будет ценить за креативность, оригинальность мышления, нестандартный взгляд на мир. При этом его внешний облик может выдавать в нем свободного художника, лишенного чопорности и стандартов делового костюма. Совсем другой самопрезентации ждут от директора школы, он должен демонстрировать такие качества, как компетентность и разумный консерватизм, ум и доброжелательность, в этом случае он наверняка вызовет у окружающих доверие и уважение.

Как утверждают эксперты, в XXI веке нарастает потребность в качественно новом типе управленца. Это так называемый «трансформационный руководитель», который умеет гармонично сочетать в себе эмоциональную энергетику харизматика и технологичный подход прагматика. Сможет ли это мирно уживаться в одном человеке, покажет ближайшее будущее.

Сальникова Людмила Сергеевна, 
кандидат социологических наук, доцент МГИМО(У) МИД РФ, генеральный директор коммуникационного агентства «L.S.Consulting»

 

От редакции:

Несмотря на то что эта тема рассматривается в большей степени с точки зрения управления в бизнесе, примеры всех типов управленцев, показанные в статье, сегодня можно найти и среди директоров российских школ. Имена некоторых из них у всех на слуху, это авторитетные и известные люди не только в педагогической среде, но и в обществе в целом. Приемы управления в разных организациях зачастую универсальны, и школа, где существуют не только учебный процесс, но и элементы бизнес-процессов, не исключение.

   
 
 
 

12.09.2012  |  Просмотров: 5718  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 


 


 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.