Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Устойчивая «неуспешность»

Терешатова Екатерина Евгеньевна, шеф-редактор журнала «Директор школы»

18 июня 2012 года в Москве в Общественной палате РФ состоялись общественные слушания по теме «Выравнивание шансов детей на качественное образование». По мнению экспертов, есть три критерия самого сложного контингента для российской средней школы: дети мигрантов, дети из семьи с низким уровнем образования родителей (как правило, это семьи и с низким социально-экономическим статусом) и дети, которые устойчиво показывают низкие образовательные результаты. Как работать школам с этими категориями? Какие методы и способы существуют? Какие программы развития и поддержки нужны?

 

 Равный старт

На слушаниях присутствовало много содержательных людей, среди докладчиков и экспертов были Духанина Любовь Николаевна, заместитель председателя Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ, директор Центра образования «Наследник», Дегтярев Александр Николаевич, председатель Комитета Государственной Думы по образованию, Агранович Марк Львович, руководитель Центра статистики и мониторинга образования ФИРО и другие.

Вел слушания Ярослав Иванович Кузьминов, ректор НИУ-ВШЭ, председатель Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ. По его словам, тему дифференциации образования и слабых школ часто обходили стороной в дискуссиях по поводу отечественного образования. Кроме этого редко обсуждалась тема обеспечения равенства в отношении образовательных программ, образовательных возможностей для детей из социально неблагополучных семей и детей, которые в тех или иных обстоятельствах испытывают проблемы в обучении. Не секрет, что в РФ сильно вырос уровень социально-экономической дифференциации, тогда как в США (и в Европе), например, давно существуют институты, обеспечивающие равный старт для детей всех социальных категорий. «Наша система образования потеряла свою функцию по предоставлению детям любых социальных групп равного старта, права на качественное образование. Единственным инструментом, противостоящим этой тенденции, сегодня является ЕГЭ, новая система при поступлении в вуз, но сам по себе ЕГЭ не может заменить плохие знания на хорошие. Это просто "зеркало", — подчеркнул Кузьминов. — Класс слабых школ, куда "сгружают" тех, кто портит образовательный результат, должен исчезнуть. Нам нужно добиться того, чтобы резко сократить количество учащихся, которые не достигают базового уровня функциональной грамотности, не освоивших общеобразовательную программу. Сегодня не секрет, что даже механизм ЕГЭ ставит "тройку" там, где это "двойка"»,  — заключил Кузьминов.

На слушаниях был представлен доклад от Института развития образования НИУ-ВШЭ по теме зависимости образовательных результатов от социально-экономической принадлежности семьи учеников по разным регионам РФ. Основными докладчиками были Исак Давидович Фрумин, Сергей Геннадьевич Косарецкий, Марина Александровна Пинская*.  По словам Фрумина, несмотря на «немодность» темы, Институт развития образования на протяжении трех лет занимался этим вопросом.

На 2009 год в России пришелся пик поддержки школ-лидеров, и в тот же год были опубликованы результаты международного исследования PISA, где было показано, что разница в качестве компетенций детей из семей с разным социально-экономическим уровнем в РФ медленно, но увеличивается. Обращаясь к истории вопроса для понимания происходящего сегодня, Фрумин посетовал, что, несмотря на многообразие предметов, учебников, методик по сравнению с советским временем, это не  привело к успехам в обучении каждого ребенка: «действительно, многообразие мы получили, со всеми плюсами и минусами, но у нас не было иммунитета к возникающему неравенству. Это связано с тем, что в СССР методично проводилась политика выравнивания, но она реализовывалась не как государственная политика, а как политика давления, политика позитивной дискриминации, когда квотировались места для социальных групп с низким культурным капиталом, для этнических групп с низким культурным капиталом. Но такая позитивная дискриминация носила на себе отпечатки советской системы, поэтому все те механизмы выравнивания были впоследствии остановлены.

Сегодня, в результате международных исследований, где впервые учебные достижения стали увязывать с социально-экономическим статусом семьи, обнаружено достаточно сильное расслоение школ по этому показателю у нас в стране». По словам Фрумина, «у нас существует устойчивый механизм воспроизводства социального неравенства». Каковы механизмы этого воспроизводства неравенства? Это неравенство воспроизводится через дифференциацию школ: «У нас есть довольно устойчивая группа школ по РФ, в которой концентрируются почти все двойки по ЕГЭ, и есть большая группа школ, порядка 30%, в которых вообще нет двоек по ЕГЭ. И есть школы, в которых уже возник цикл воспроизводства плохих результатов. И эта неуспешность устойчива». Основными механизмами воспроизводства неравенства являются отсутствие целевых адресных механизмов позитивной дискриминации и поддержки детей из семей с низким культурным и социальным капиталом и дифференциация школ.

По мнению Марины Александровны Пинской, за рубежом высокие результаты обучения достигаются еще и за счет того, что у них в одной школе учатся дети из разных социальных семей. «У нас все школы дифференцированы, если посмотреть на состав слабых школ, то мы увидим, что в них в разы больше семей именно неблагополучных, мигрантов, многодетных, семей, в которых у родителей нет высшего образования, особенно в сельских школах.

За последние три года такая ситуация только обострилась, увеличивается разрыв в средних баллах ЕГЭ между этими группами. Несмотря на то что двоек по ЕГЭ становится меньше и в целом средние показатели ЕГЭ по школам увеличиваются, разрыв между плохими и хорошими школами только растет.

В этих школах существенно хуже условия, прежде всего кадровые, у них на порядок меньше учителей коррекционной педагогики. В таких школах рост ее благополучия напрямую связан с увеличением ресурсов. Тем не менее такие школы способны демонстрировать высокие результаты по ЕГЭ, т.е. то, что в школе учатся социально неблагополучные дети, не значит, что и результаты у такой школы будут априори низкими. Во многом это зависит от подхода самих школ к образованию и от подхода органов управления образованием, которые зачастую считают, что эти школы обречены и, следовательно, им не стоит выделять дополнительных ресурсов, они не становятся предметом поддержки, они не входят
в круг школ-лидеров…»

Хорошая школа — это не только высокий ЕГЭ

В большинстве стран мира сегодня развернут поиск инструментов и подходов к выравниванию шансов детей на получение качественного образования.
В центре этого поиска — работа с проблемными школами. Подходов несколько, их можно разделить на жесткие меры и мягкие:

 

Жесткие меры

Мягкие меры

• закрытие школы;

• присоединение школы к сильной;

• замена директора;

• замена до 50% педколлектива;

• передача школы под внешнее управление

• привлечение в школу квалифицированных кадров;

• осуществление школой глубоких внутренних изменений (на основе обязательств) при оказании внешней ресурсной экспертной и консалтинговой поддержки

 

Основные инструменты по поддержке слабых школ, использующиеся за рубежом

Регулярное дополнительное финансирование школ, работающих со сложным контингентом

Целевое финансирование на реализацию программ по улучшению результатов школ, работающих со сложным контингентом, демонстрирующих низкое качество образования

Подготовка / подбор руководителей-лидеров, привлечение для работы высококвалифицированных учителей

Вовлечение педагогов в программы повышения квалификации, основанные на индивидуальных планах профессионального развития и партнерском взаимодействии (внутри- и межшкольном)

Сотрудничество с семьями, ПМС-центрами, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта

Формирование в территориях институтов экспертно-консультационного сопровождения программ улучшения результатов школ с низким качеством образования

Использования для занятий с обучающимися дополнительных ресурсов времени: школа полного дня, образовательные программы в каникулярный период

 

По мнению Сергея Косарецкого, в нашем образовании сегодня доминируют два тезиса: сильная школа — высокий ЕГЭ, высокий ЕГЭ — высокий социальный статус семьи.

«Пока мы не договоримся, что хорошая школа — это не только высокий показатель ЕГЭ, если по окончании слабых школ дети продолжают учиться, идут работать, живут нормальной жизнью, находят себя в этом мире, то такая школа очень хорошая, если мы до этого не договоримся, ситуация не сдвинется… задачи школы не только образовательные, они и адаптационные».

В свою очередь Ярослав Кузьминов предложил пять стратегий, которые могут помочь решить проблемы неравенства при получении образования «на старте»:

«1. Позитивная дискриминация. Грубо говоря, это квоты для детей из социально неблагополучных семей и семей с низким уровнем образования родителей в каждой школе. Включая увеличенные квоты для школ повышенного уровня, определенные квоты, привязанные к проживанию или к социальному статусу.

2. Программа развития, программа поддержки так называемых слабых школ, в которой сочетается обновление менеджмента этих школ и, частично, обновление педагогического коллектива. Очевидно, что на это нужны финансовые ресурсы, и мы предлагаем повышенный норматив… Когда мы делали проект федеральной программы развития образования, этот ресурс туда заложили.

3. Повышенный норматив финансирования для школ, работающих с социально сложным контингентом. Это почти то же самое, что и в предыдущем предложении, только в разрезе текущего финансирования. По всей видимости, надо комбинировать и то и другое, потому что программа развития хороша, но она идет, например, лет на пять. За эти пять лет ты можешь преобразовать школу, но не можешь преобразовать среду, если эта школа находится в социально проблемном районе. И в этой связи нужно говорить о том, что ресурсы должны поступать не только через программы развития, но и через повышенный норматив.

4. Прямая поддержка учащихся из социально неблагополучных семей, это так называемая программа дополнения или замещения родителей, замещения, потому что в большом числе случаев это неполные семьи. Что это такое? Это в первую очередь допуск к бесплатному обучению в системе дополнительного образования. Это огромная государственная программа, заявленная президентом (государство должно взять на себя возвращение бесплатности дополнительного образования детей), эта программа — к 2018 году — будет, стоит порядка 100 млрд рублей, и финансироваться она будет в основном из федерального бюджета. Но социальный эффект этой программы будет очень большим.

5. Восстановление профессиональной морали педагогов. Принятие и реализация кодекса профессионального поведения учителя, который фиксирует обязанности педагога уделять должное внимание в том числе и тем, кому сложно справиться со стандартной школьной программой. Это такая педагогическая "клятва Гиппократа"».

В результате всех этих действий планируется:

• предоставление основных современных видов условий обучения всем учащимся;

• в школах, работающих со сложным социальным контингентом, будут сформированы коллективы педагогов
с высоким уровнем квалификации, руководимые директором — педагогическим лидером;

• всем детям в трудной жизненной ситуации будут предоставлены возможности получения индивидуальной психолого-педагогической помощи в образовательном учреждении или профильном центре.

Среди ожидаемых эффектов:

• ликвидация школ с устойчиво низкими (в течение трех лет и более) результатами обучения;

• сокращение численности учащихся, не достигающих базового уровня функциональной грамотности (по данным национальных мониторингов и международных обследований);

• увеличение доли обучающихся из школ, работающих в сложном социальном контексте, поступивших в ведущие университеты страны;

• снижение доли обучающихся, не освоивших основную общеобразовательную программу.

Насколько реализуемы эти стратегии, покажет время.

 

* Материалы исследования, на которые ссылались докладчики, в полном объеме опубликованы в журнале «Вопросы образования» №1 за 2012 г.

   
 
 
 

30.08.2012  |  Просмотров: 5589  |  Комментариев: 13

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

инициатива интересная. как жаль что мы не успеваем к этому времени, нас закроют

 Дагаев Глеб Борисович   01.09.2012 в 19:57

 

Глеб Борисович, если в последнем слове убрать букву "к", то, по-моему, будет хоть и мрачнее, но точнее.

 Назаров Александр Иванович   06.09.2012 в 20:49

 

Очень бы не хотелось, чтобы пришли разнарядки - срочно составить списки таких школ, соберётся УО и будет решать, кто же достоин быть слабой школой, и выберут... гимназию! Средств на всех же не хватает. Кто и какими методами будет определять эти "слабые" школы? Неужели везде будут направлены компетентные комиссии? На местах нет людей, обладающих умением составлять рейтинги! Нет у нас мягких методов - разумных и научных, будут жёсткие - основание, то теперь будет официальное. Опять окопы рыть...

     21.01.2013 в 12:06

 

Очень бы не хотелось, чтобы пришли разнарядки - срочно составить списки таких школ, соберётся УО и будет решать, кто же достоин быть слабой школой, и выберут... гимназию! Средств на всех же не хватает. Кто и какими методами будет определять эти "слабые" школы? Неужели везде будут направлены компетентные комиссии? На местах нет людей, обладающих умением составлять рейтинги! Нет у нас мягких методов - разумных и научных, будут жёсткие - основание, то теперь будет официальное. Опять окопы рыть...

     21.01.2013 в 12:06

 

Очень бы не хотелось, чтобы пришли разнарядки - срочно составить списки таких школ, соберётся УО и будет решать, кто же достоин быть слабой школой, и выберут... гимназию! Средств на всех же не хватает. Кто и какими методами будет определять эти "слабые" школы? Неужели везде будут направлены компетентные комиссии? На местах нет людей, обладающих умением составлять рейтинги! Нет у нас мягких методов - разумных и научных, будут жёсткие - основание, то теперь будет официальное. Опять окопы рыть...

     21.01.2013 в 12:06

 

Очень бы не хотелось, чтобы пришли разнарядки - срочно составить списки таких школ, соберётся УО и будет решать, кто же достоин быть слабой школой, и выберут... гимназию! Средств на всех же не хватает. Кто и какими методами будет определять эти "слабые" школы? Неужели везде будут направлены компетентные комиссии? На местах нет людей, обладающих умением составлять рейтинги! Нет у нас мягких методов - разумных и научных, будут жёсткие - основание, то теперь будет официальное. Опять окопы рыть...

     21.01.2013 в 12:06

 

Очень бы не хотелось, чтобы пришли разнарядки - срочно составить списки таких школ, соберётся УО и будет решать, кто же достоин быть слабой школой, и выберут... гимназию! Средств на всех же не хватает. Кто и какими методами будет определять эти "слабые" школы? Неужели везде будут направлены компетентные комиссии? На местах нет людей, обладающих умением составлять рейтинги! Нет у нас мягких методов - разумных и научных, будут жёсткие - основание, то теперь будет официальное. Опять окопы рыть...

     21.01.2013 в 12:06

 

Прошу прощения, но представил, как моего лучшего учителя или меня, как неплохого директора посылают в сибирскую деревню, года на три, поднимать качество образования в слабой школе. Будут давать статус декабриста, а жён можно будет брать? Не похоже ли это на,то чтобы вместо борьбы с преступностью мы начнём строить красивые, удобные тюрьмы. Каков смысл? Нельзя вкладывать в школу только из - за того, что она сильная или слабая. Всегда найдутся чиновник, директор... которые будут в силу своего понимания и административной возможности определять, кто сильный, а кто слабый. Вы же понимаете, что будет борьба за президентский ресурс! Будет разнарядка: от региона столько - то слабых школ, им столько - то денег. Отчитаться о результатах, как стали лучше сдавать ЕГЭ. И будут отчёты. А директор сильной, будет смотреть на директора слабой и думать, зачем столько сил положено? Сидел бы и получал бы помощь. Может опять перегибаем?

     02.02.2013 в 11:43

 

Прошу прощения, но представил, как моего лучшего учителя или меня, как неплохого директора посылают в сибирскую деревню, года на три, поднимать качество образования в слабой школе. Будут давать статус декабриста, а жён можно будет брать? Не похоже ли это на,то чтобы вместо борьбы с преступностью мы начнём строить красивые, удобные тюрьмы. Каков смысл? Нельзя вкладывать в школу только из - за того, что она сильная или слабая. Всегда найдутся чиновник, директор... которые будут в силу своего понимания и административной возможности определять, кто сильный, а кто слабый. Вы же понимаете, что будет борьба за президентский ресурс! Будет разнарядка: от региона столько - то слабых школ, им столько - то денег. Отчитаться о результатах, как стали лучше сдавать ЕГЭ. И будут отчёты. А директор сильной, будет смотреть на директора слабой и думать, зачем столько сил положено? Сидел бы и получал бы помощь. Может опять перегибаем?

     02.02.2013 в 11:43

 

Прошу прощения, но представил, как моего лучшего учителя или меня, как неплохого директора посылают в сибирскую деревню, года на три, поднимать качество образования в слабой школе. Будут давать статус декабриста, а жён можно будет брать? Не похоже ли это на,то чтобы вместо борьбы с преступностью мы начнём строить красивые, удобные тюрьмы. Каков смысл? Нельзя вкладывать в школу только из - за того, что она сильная или слабая. Всегда найдутся чиновник, директор... которые будут в силу своего понимания и административной возможности определять, кто сильный, а кто слабый. Вы же понимаете, что будет борьба за президентский ресурс! Будет разнарядка: от региона столько - то слабых школ, им столько - то денег. Отчитаться о результатах, как стали лучше сдавать ЕГЭ. И будут отчёты. А директор сильной, будет смотреть на директора слабой и думать, зачем столько сил положено? Сидел бы и получал бы помощь. Может опять перегибаем?

     02.02.2013 в 11:43

 

Прошу прощения, но представил, как моего лучшего учителя или меня, как неплохого директора посылают в сибирскую деревню, года на три, поднимать качество образования в слабой школе. Будут давать статус декабриста, а жён можно будет брать? Не похоже ли это на,то чтобы вместо борьбы с преступностью мы начнём строить красивые, удобные тюрьмы. Каков смысл? Нельзя вкладывать в школу только из - за того, что она сильная или слабая. Всегда найдутся чиновник, директор... которые будут в силу своего понимания и административной возможности определять, кто сильный, а кто слабый. Вы же понимаете, что будет борьба за президентский ресурс! Будет разнарядка: от региона столько - то слабых школ, им столько - то денег. Отчитаться о результатах, как стали лучше сдавать ЕГЭ. И будут отчёты. А директор сильной, будет смотреть на директора слабой и думать, зачем столько сил положено? Сидел бы и получал бы помощь. Может опять перегибаем?

     02.02.2013 в 11:43

 

Прошу прощения, но представил, как моего лучшего учителя или меня, как неплохого директора посылают в сибирскую деревню, года на три, поднимать качество образования в слабой школе. Будут давать статус декабриста, а жён можно будет брать? Не похоже ли это на,то чтобы вместо борьбы с преступностью мы начнём строить красивые, удобные тюрьмы. Каков смысл? Нельзя вкладывать в школу только из - за того, что она сильная или слабая. Всегда найдутся чиновник, директор... которые будут в силу своего понимания и административной возможности определять, кто сильный, а кто слабый. Вы же понимаете, что будет борьба за президентский ресурс! Будет разнарядка: от региона столько - то слабых школ, им столько - то денег. Отчитаться о результатах, как стали лучше сдавать ЕГЭ. И будут отчёты. А директор сильной, будет смотреть на директора слабой и думать, зачем столько сил положено? Сидел бы и получал бы помощь. Может опять перегибаем?

     02.02.2013 в 11:43

 

Если господам, товарищам не дано заменить"слово" на "число", то рекомендую прочитать мою статью в №3 "УГ" за 2013 год "Изначально быть наукой, или Как определить наполняемость класса в школе".

 Ветчинников Геннадий Петрович   09.03.2013 в 11:02

 


 


 


 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.