Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Школа будущего. Рассуждения о том, каким оно видится

Бугрова Наталья Сергеевна, доцент кафедры педагогики Омского государственного педагогического университета

«Каким Вы видите будущее своего образовательного учреждения через 30 лет?» Этот вопрос автор задавала в том числе и директорам школ, и многие так и не смогли дать ответ. Да и само размышление над этим вопросом ставило в тупик: о каком, собственно, «будущем» речь…

 Н. Бугрова

Заявляя тему школы будущего, представляю абсолютные разные реакции людей на этот вопрос: от заинтересованности и любопытства до неприятия и раздражения. Поэтому объясню, как сама пришла к данной теме и почему она мне интересна.

 

Понимание себя и определение своих возможностей

Уже в ставшем далеким 2009 году мне в руки попал ноябрьский номер журнала Forbes, посвященный рейтингу зарплат ведущих топ-менеджеров: от генерального директора до начальника управления кадров, трудившихся в различных сферах бизнеса. Понятно, что для человека, всю жизнь проработавшего в системе образования, порядок цифр был просто заоблачным, а попытки перевести с непривычных евро в родные рубли закончился полным провалом — калькулятор зашкаливал. Возник законный вопрос, что же такого знают и умеют делать люди, профессиональный статус которых выражается в столь значимом денежном эквиваленте?

Одна из статей была именно об этом. Речь шла о так называемом хед-хантерстве — «охоте за головами». Оказалось, что подбор персонала на эти должности осуществляется специальными фирмами, занимает довольно много времени (от 6 месяцев до 1 года) и состоит из множества сложных формальных и неформальных процедур. Начальные требования — степень MBA и владение английским языком — вполне приемлемы. Пройти собеседование с представителями компании на предмет умения работать в команде — тоже барьер вполне преодолимый. Но это не главное. Ключевым во всех этих мероприятиях является вопрос о том, как претендент видит свое собственное будущее через пять и через 30 лет. Именно свое. Потому что, если он не видит свое будущее, то вряд ли будет способен увидеть будущее компании и тем более взять на себя ответственность за его построение. И если ответа на данный вопрос у претендента нет, то вряд ли он получит искомую работу.

В этом месте хочется воскликнуть, как Архимед: «Эврика!» Вот секрет успеха! Но здесь и начинаются настоящие горы. Ведь ответ на вопрос о собственном будущем почему-то, по крайней мере у меня, получился довольно банальным, то есть состоящим из многих "хочу". И повторное прочтение получившегося списка вылилось во вздохи и сомнения, подкрепленные предыдущим жизненным опытом, что вряд ли написанное будет достижимо.

Стало понятно, что создание видения собственного будущего довольно тяжелая работа, требующая глубокого осмысления и понимания себя, определения пределов (либо запредельности) своих возможностей, степени амбиций, постоянного развития (либо стагнации) собственных личностных и профессиональных ресурсов, борьбы с постоянно всплывающим в подсознании убеждением «ничего у тебя не получится», поиска источника вдохновения и поддержки. Понимаю, что последний зачастую тоже находится внутри самого себя.

Чтобы убедиться, что подобные трудности в определении и достижении собственного будущего испытываю не я одна, начала задавать разным людям — директорам образовательных учреждений, их заместителям, студентам и магистрантам педагогического университета все те же два актуальных вопроса: «Каким Вы видите собственное будущее через пять лет? Каким вы видите собственное будущее через 30 лет?» Для ответа на каждый вопрос давалось по 7 минут. (Как оказалось, и этого времени было много!)

Картинка получалась везде одинаковая. Большая часть людей выполняла и первое и второе задание в течение трех минут. Потом начинали подглядывать в листочек соседа или переговариваться друг с другом. При этом на лицах появлялось выражение удивления, или легкого сожаления, или полуулыбка, которую трудно точно истолковать. Что-то вроде «мне некогда об этом думать, но если вы настаиваете…», «ладно, так и быть, поиграем, но все равно ничего не выйдет», «я столько лет не проживу» и т.п.

Реакция была точно такой же, как описано выше. И это при том, что умение стратегического планирования, создания проекта программы развития образовательного учреждения — ключевые профессиональные характеристики современного руководителя.

Дальнейшее обсуждение результатов выполнения задания показывало, что большая часть о будущем задумывалась примерно так же, как я формулировала список «хочу», либо не задумывалась вовсе.

Правда, были и творческие варианты. Так, один магистрант написал следующее: «2041 год. Идет третья мировая война. По состоянию здоровья меня не взяли в армию. Работаю научным сотрудником в секретном военном физико-математическом институте. Пишу диссертацию. У меня жена и ребенок. Вижусь с ними один раз в месяц по системе "телепорт". Коплю деньги на эмиграцию в другую Солнечную систему».

Вот такое видение. И как к нему относиться?

Не успокоившись на достигнутом, предложила своим магистрантам в рамках курса «Инновационные процессы в образовании» выполнить проект «Школа будущего: территория, благоприятная для жизни».

 

Будущее, которое увидели мои магистранты

Главным здесь стал вопрос, о каком «будущем» идет речь? Каковы его временные рамки и пространственные границы? Будем ли мы создавать «школу будущего» на другой планете или соотнесем ее с нашими реальными и прогнозируемыми условиями? Можем ли мы прогнозировать развитие? Насколько реальны существующие программы долгосрочного социально-экономического развития страны в целом и системы образования в частности? Что будем понимать под территорией? Что означает территория, благоприятная для жизни?

В предложенных магистрантами проектах (выполнялись они разными группами, не общавшимися между собой) оказалось много общего. Изначально по условиям задания все проекты носили образовательный характер. Но не только это их объединяло.

Во-первых, большинство магистрантов заявляло, что их идея может быть реализована только при наличии отдельного здания (или целого комплекса), удаленного от цивилизации или вынесенного за черту города на экологически благоприятной территории. Эта позиция объяснялась тем, что современный ритм жизни, вынуждающий многих заниматься несколькими делами одновременно, мешает получению полноценного образования, глубокому погружению в изучаемую область.

Во-вторых, во всех проектах речь шла об индивидуальном развитии ребенка или взрослого (в зависимости от целевой аудитории).

В-третьих, если в проекте предполагалось создание школы, то, как правило, речь шла об учебном заведении интернатского типа. Требование «изымать» детей из семьи объяснялось уникальными благоприятными условиями для обучения, воспитания
и развития в предполагаемой школе.

В-четвертых, предполагалось современное материально-техническое оснащение образовательного процесса.

В-пятых, особое внимание магистранты уделяли организации психологического сопровождения учеников. В предполагаемом учебном заведении обязательно был в наличии целый штат высококвалифицированных психологов. Эта позиция вызвала у меня удивление. Но на мой вопрос
о том, нуждаются ли они сами в психологической поддержке, большинство магистрантов ответило положительно.

Не могу сказать, что разработанные проекты отличались уникальностью и оригинальностью. Мне хотелось увидеть больше творческого выражения и заинтересованности. Однако в основном преобладал прагматический, утилитарный подход.

Приведу пример проекта «Интеллектуальная капсула», идея которого далеко не нова, а «изюминкой» является уникальное здание в форме молекулы ДНК. Именно его органично устроенная инфраструктура, по мнению магистрантов, позволит решить основную проблему — остановить отток из Российской Федерации молодых талантливых ученых.

Уникальное здание в виде молекулы ДНК будет состоять из нескольких блоков.
В блоке «D» должны находиться сектора: научных лабораторий, информационных ресурсов, инновационных инкубаторов идей, оснащенные по последнему слову техники. Блоки «N» и «K» — блоки инфраструктуры, обеспечивающие высокое качество жизни. Включают сектора питания, медицинских и сервисных услуг, здесь же расположена жилая зона. В блоке «К» находятся спортивный и торговый комплексы и сектор отдыха.

На фотографиях студенческой презентации знакомые, только по-своему скомпонованные фотографии с современными экстерьерами и интерьерами. Ничего нового для двадцать первого века.

Почему же тогда молодые люди об этом мечтают, почему этого нет в их студенческой реальности? Только ли экстерьеры и интерьеры их привлекают? Ведь уже есть уникальное здание Московской школы управления «Сколково», где здания кампуса представляют собой практически целый город, а внутренняя планировка объясняется философией самой школы: общение и коммуникация людей, гармония и баланс души и бизнеса. (Правда, обучение в такой красивой, заманчивой и актуальной евро-долларовой школе абсолютно недоступно моим магистрантам. — Примеч. автора).

 

Что хотят эти молодые люди

Современное видение образования воплощается и в архитектурных проектах общеобразовательных школ: здании муниципальной школы «Синяя птица» (1998), построенной в московском районе Северное Бутово, которую критика назвала первым нестандартным зданием новой Москвы; муниципальной школе «Центр образования № 1329» в московском Тропареве-Никулине (2004), которую сравнивают с лучшими европейскими школьными зданиями и другими.* 

Но ведь в проекте «Интеллектуальная капсула» речь идет не только о новой архитектуре, а о том, чего хотят эти молодые люди здесь и сейчас. Ведь по большому счету дело не в строительстве дорогого и затратного здания. Речь о другом.
О нормальных современных условиях для достойной жизни, в которой можно работать, радоваться и творить, наслаждаться окружающем миром и познавать его и себя
в нем. О жизни, в которой нет места борьбе за выживание, агрессии, низкой заработной плате, безработице, неуверенности
в завтрашнем дне, социальной незащищенности и апатии.

Дети поколения Next хотят понятного для себя завтра. По мнению директора ФИРО (Федеральный институт развития образования) Александра Григорьевича Асмолова: «Им нужно будет государство не как орган насилия, а как орган достижения стратегии согласия, государство, которое дает наибольшие возможности индивидуальностям и их частным инициативам». А слова: «Я знаю, что со мной будет завтра», — это их девиз.*

Пожалуй, именно в этом их качестве заключается прагматичность и утилитарность разработанных проектов, максимально приближенных «к земле», к реальным условиям. Они не мечтают, они живут. Понятие «мечта» для них идентично понятию «цель». Цель — ожидаемый результат, которого можно достигнуть. Цепочка «прошлое — настоящее — будущее» имеет для сегодняшних подростков и юношей совсем другое значение, чем для поколения
«25 +». У них нет «завтра» и «послезавтра», а есть «сейчас».

В этом смысле рушатся традиционные основания современной школы. В образовательных учреждениях различных типов мы всегда готовим к будущему: даем знания, которые пригодятся в будущем; осваиваем компетенции, которые будут необходимы в будущем; осваиваем умения и навыки для будущей личной и профессиональной карьеры. А жизнь «сейчас» уходит в сторону, становится неактуальной и неинтересной, потому что лучшее, что с тобой может произойти, лежит в далеком завтра. Ситуация напоминает ослика, идущего за привязанной к шесту морковкой, которая всегда остается для него недостижимой.

Думаю, настало время, когда педагогам придется заимствовать и начинать работать с нетрадиционными для них понятиями: временем, пространством, энергией, волей, синхронизацией.

Феномен будущего уже сегодня становится предметом изучения и научных дискуссий. Понятно, что на свет появилось новое поколение, заявляющее свои права на существующий мир, и проблема школы будущего не является отдаленной. Она актуальна и требует пристального внимания всех заинтересованных сторон. Только обязательно надо спросить
у детей, подростков, студентов. И понять, чего хотят они, те, для кого мы работаем, о ком заботимся, кого учим и воспитываем.

Главное не ошибиться. Иначе — растраченная человеческая энергия и ненужные жертвы. А тема остается открытой. Приглашаю к обсуждению всех желающих. Вот такие получились рассуждения по поводу школы будущего…

 

Бугрова Наталья Сергеевна,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры педагогики Омского государственного педагогического университета.

   
 
 
 

10.07.2012  |  Просмотров: 6537  |  Комментариев: 4

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

Наталья Сергеевна, спасибо за повод заглянуть в будущее. Вопрос о собственном будущем очень хорош. Он действительно, заставляет задуматься студентов педвузов (и не только их) о собственном будущем. Хотя, на протяжении всей учебы студенты только это и делают. Они мечтают получить диплом о высшем образовании, а получив его, думают, сразу ли (инстинктивно) уйти из системы образования, или немного там поработать, чтобы уйти осознанно? Это шутка. __________ На вопрос о школе будущего могут легко ответить свободные люди, которые дорожат своей свободой, хорошо осознавая её границы. На просьбу пофантазировать о школе будущего легко соглашаются и неофиты, которые слабо представляют себе должностной функционал системы образования и реальные проблемы руководства современными школами (скорее, даже не подозревают о них). Им легко, их фантазия начинает свой полёт с заоблачных высей неведения. __________ Директорам-практикам даже в мечтах трудно подпрыгнуть или разбежаться по ухабистой школьной «земле». И далеко их фантазия не летит. Они осторожно заглядывают за горизонт событий всего лишь на год-другой. Ручаюсь, что ни один из директоров не уверен в том, что он будет руководить «школой будущего», скорее – наоборот. К этому их приучил самый лучший наставник – жизнь. Отвечая на Ваш вопрос, они действительно позволили себе всего лишь немного и с опаской поиграть на чужом для них поле. __________ Директора школ легко и охотно откликнулись бы на просьбу пофантазировать о школах будущего. Только им, скорее всего, очень хотелось задать Вам контрвопрос: Перед кем и в какой форме будут отчитываться руководители школ будущего? Перефразируя Архимеда, любой опытный директор школы мог бы ответить примерно так: Дайте мне объем финансирования и форму отчетности, тогда я опишу Вам школу будущего с точностью до задвижек в туалетах. Есть еще несколько шкурных директорских вопросов, только после ответов на которые могла включиться их мечтательность и разыграться фантазия. __________ Далее. Высшая школа довольно консервативна. Конечно, реформы образования касаются и вузов тоже, но вузам и не снился такой натиск непрерывного многолетнего экспериментирования (на языке крутится другое слово) над школами. Кто только не приложил свою фантазию к реформам школьного образования. Поэтому у директоров школ уже выработалась стойкая привычка хоть как-то соединять фантазию вышестоящих реформаторов с реальностью жизни. Когда же к фантазии сверху добавляется еще и директорская фантазия (или желание быть «святее Папы»), тогда учителя либо тоскливо воют от бессилия, либо смеются от собственного вынужденного «пофигизма» и подыскивают приличное место работы, где они могли бы обрести самоуважение. __________ Наталья Сергеевна, не зря ваши магистранты в мечтах инстинктивно стремились уйти подальше со своими «школами будущего». Наивные, они надеются в будущем «отключить» родителей от процесса воспитания и в географической дали от Системы обрести свободу. Директорский же корпус уже не в состоянии мыслить о «школах будущего» вне рамок нашей странной (от слова «страна») современной системы образования и странной реальности. __________ Видимо, всем этим и объясняется фиаско Вашей попытки разбудить директорскую фантазию. А насчет примеров школ будущего нечего и фантазировать, они уже есть (некоторые, правда, – «были»). Туда (назад, в будущее) пока еще можно просто съездить и многому научиться. Об этом уже было сказано здесь: http://direktor.ru/blog.htm?id=440; и не только. С уважением,

 Назаров Александр Иванович   15.07.2012 в 11:33

 

Александр Иванович, спасибо за интерсный комментарий по поводу. Согласна, что сегодняшняя ситуация бюрократизации и жесткой отчетности, заставляющая "не отрываться от земли", не вызывает желания рассуждать, тем более мечтать о том, что будет через определенное количество лет. Но без формирования представлений о будущем, мы будеи иметь, то, что имеем. Меня удивил Ваш вопрос: "Перед кем и в какой форме будут отчитываться директора школ?" Поставила бы его по-другому: "Необходимо ли вообще перед кем-то отчитываться?" Единственные и главные, перед кем мы, как педагоги и управленцы образованием, несем отвественность, это наши дети. Мне представляется, что корень проблемы, как раз и заключается в слове "ответственность". И её несформированностью как в личном, так и в социальном плане. И банально во всем винить общественную ситуацию. Не желаем и не готовы (как будет угодно!) изменяться сами, потому что трудно, и результат не очевиден. Поэтому и предлагаю начать с ответа на самый простой вопрос: "Какой будет ваша собственная жизнь через 30 лет?" А потом можно и о работе....

 Бугрова Наталия Сергеевна   25.07.2012 в 08:02

 

Уважаемая Наталья Сергеевна, спасибо, что не оставили без внимания мой довольно ехидный комментарий. Позвольте ответить Вам в форме как бы диалога. _______________________ «Согласна, что сегодняшняя ситуация бюрократизации и жесткой отчетности, заставляющая "не отрываться от земли", не вызывает желания рассуждать, тем более мечтать о том, что будет через определенное количество лет». _____ Почему? Рассуждать мы просто обязаны, желая того или нет. Безрассудство, как правило, наказуемо. Мечтать же, в принципе, не вредно. Все мы живем, надеясь на лучшее (мечтая), готовясь при этом к худшему. Бюрократизм всего лишь корректирует наши фантазии, хотя и существенно. ____________ «Но без формирования представлений о будущем, мы будем иметь, то, что имеем». _____ Формируй, ни формируй, все равно мы будем иметь именно это. Уж как только ни мечтали в лихие 90-е, какой только свободой ни бредили, в каких заоблачных педагогических высях ни парили, и что? Вот мы в будущем. Сколько процентов тех мечт реализовано? Или пока еще рано сопоставлять фантазии с реальностью – 30 лет ведь еще не прошло? Хотя, многие уже теперь «мечтают» о прошлом. Но, что было, то было – того не вернешь, да и вряд ли это целесообразно. ____________ «Меня удивил Ваш вопрос: "Перед кем и в какой форме будут отчитываться директора школ?"» _____ А что здесь, собственно, удивительного? Даже академики, не нам чета, кроме публикации научных статей, раз в год обязаны письменно отчитаться в проделанной работе не смотря на то, что они сами себе эту работу и планируют. Все равно надо свести баланс. А куда уж грешным директорам школ, без отчетности-то? ____________ «Поставила бы его по-другому: "Необходимо ли вообще перед кем-то отчитываться?"». _____ Ох, лукавите, Наталья Сергеевна, или лукаво провоцируете. Вопрос ребром! Известно же, кто платит, тот и заказывает музыку. На что, позвольте спросить, будет жить школа будущего, на какие шиши? Какие ресурсы будут в её распоряжении, кто их будет выделять, и кто – распределять? Вряд ли через тридцать лет наступит эпоха коммунизма. Без знания финансовой основы «школы будущего» одни фантазеры будут мечтать о щах погуще, другие – о жемчуге покрупнее. С денежками надо сразу определяться поточнее, иначе фантазии уведут в такие дали … Кстати, о какой «школе будущего» лучше мечтать – о стандартной или эксклюзивной? Провокационный характер Вашего вопроса подталкивает к выбору второго варианта. ____________ «Единственные и главные, перед кем мы, как педагоги и управленцы образованием, несем отвественность, это наши дети». _____ Ну что тут скажешь? Во-первых, единственным нетрудно быть главными. Во-вторых, для учителя, проработавшего в школе хотя бы один год, Ваше утверждение – это открытие, это настоящая фантастика. В свое время школа (трудовая колония) А.С.Макаренко могла обойтись без сторонних источников дохода, имея возможность тратить часть ЗАРАБОТАННЫХ денег на образование своих воспитанников. Но и там не было полной свободы выбора средств и методов обучения и воспитания. Будучи руководителем «школы будущего» (не так ли?), А.С.Макаренко испытывал сильнейшее давление управленческого аппарата Наробраза, постоянно воюя за педагогическую свободу и «ответственность только перед детьми». Все школы, в том числе и частные, обязаны выполнять Закон об образовании. Вот Вам и ответственность школы перед властью. В-третьих, ответственность педагогов перед родителями тоже никто еще не отменял и вряд ли об этом следует мечтать. Иначе говоря, если все эти ответственности смело откинуть, то не станут ли мечтания о «школе будущего» банальной маниловщиной? ____________ «И банально во всем винить общественную ситуацию. Не желаем и не готовы (как будет угодно!) изменяться сами, потому что трудно, и результат не очевиден». _____ Во-первых, учителя общественную ситуацию не обвиняют, к ней приспосабливаются, учитывают объективную реальность, так сказать. Обвиняют систему управления (скажем прямо – управленцев), которые, в свою очередь, обвиняют неподготовленный к светлому будущему и готовый все изгадить народ, для счастья которого власть не жалеет сил ни днем, ни ночью. Во вторых, Вы имеете в виду эволюционный процесс самоизменения или революционный? Если первое, то для эволюции 30 лет – пшик, мелочи жизни, тогда, говоря об учителе «школы будущего» смотреть вперед надо не на годы, а на тысячелетия, но такое долгосрочное будущее нашему воображению явно не под силу. Если второе, то кого – в вожди? У кого красивее мечта или буйнее фантазия? Или каждый самоизмененец сам за себя? Даешь педагогическую свободу (анархию)!? Тогда мечта о школе будущего – это и есть программа личных революционных преобразований с неочевидным результатом? ____________ "Какой будет ваша собственная жизнь через 30 лет?" _____ Стоит ли смешить Бога? Мои мечты очень скромны: дожить бы … Разочаровал, наверное? ____________ «А потом можно и о работе....» _____ А может сразу о «пенсии будущего»? Или, как показывает тренд, о её отсутствии в будущем? Нельзя же считать достойным вознаграждением те крохи, которые сейчас получают учителя, отдавшие чужим детям нередко больше сил, чем даже своим. ____________________ Р.S. Наталья Сергеевна, простите великодушно за возможно неуместную иронию и сарказм. Лето, как-никак, воля, душа отдыхает. «Школу будущего» по изложенным выше причинам я не в состоянии описать в подробностях, но о некоторых желаемых стратегических изменениях школьной системы могу сказать пару слов, если конечно Вам будет интересно мое сугубо личное мнение. ____________ С уважением,

 Назаров Александр Иванович   28.07.2012 в 09:55

 

Уважаемая Наталья Сергеевна, по моему, представить школу будущего в России в настоящее время невозможно, т. к. мы даже не знаем в каком направлении будет развиваться страна и какие будут потребности в специалистах. Если руководители государства во главу угла поставят техническую стратегию развития страны -будет одна школа, при гуманитарном развитии ( тупиковом как сейчас) - совсем другая. В России постоянно идет слом системы, поэтому школа будет зависеть от очередного разумного или неразумного решения отдельных личностей.

 Ганузин Валерий Михайлович   05.08.2012 в 20:44

 


 

Новые материалы

 


 

Самые популярные материалы

 


 

Самые обсуждаемые материалы

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.