Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Системы образования Германии и Швейцарии: 140 претендентов на вакансию учителя

Терешатова Екатерина Евгеньевна, шеф-редактор журнала «Директор школы», член оргкомитета Всероссийского конкурса «Директор школы»

В конце апреля этого года, благодаря Московской международной высшей школе «Мирбис» сборная команда из 25 директоров школ, участников Всероссийского конкурса "Директор школы", и представителей Оргкомитета конкурса отправились в ознакомительный образовательный тур по школам Германии и Швейцарии. Мой отчет о стажировке – желание рассказать о том, как работают и чем отличаются школы этих стран от российских, и попытка заинтересовать новым опытом тех, кто еще не бывал в зарубежных стажировках.


Начну с конца: у нас подобралась отличная команда, поездка была чрезвычайно интересной, полезной для всех участников стажировки без исключения и очень хорошо организованной.      

Германия.

Немецкий городок Инцлинген на границе со Швейцарией. В городе 6 тысяч жителей и одна начальная школа, где нас  принимал  Рольф Доквайлер, в прошлом директор (у них он называется «ректор») школы с 30-летним стажем.  Рольф рассказывал нам о системе образования немецких Земель. Именно Земель, а не всей страны, потому как в каждой Земле свой закон «Об образовании». А Земель  – 16.

Что касается общих вещей  для  системы среднего образования всей Германии, то в стране три ступени школьного обучения: начальная, основная, реальная школа или  гимназия.  Последняя ступень особенно любопытна. Начальную и основную школы должны закончить все в обязательном порядке, а вот дальше идет разделение на практико-ориентированное обучение (реальная школа) и на теоретизированное (гимназия). В зависимости от результатов окончания основной школы педагогический совет разрабатывает рекомендации, куда дальше ребенку идти учиться: в реальную школу или в гимназию. Те дети, которые заканчивают реальную школу, «на выходе» имеют уже какую-либо профессию и могут сразу идти работать на производство. Как правило, организации и фирмы сами отбирают себе будущих сотрудников еще со школы, предлагая старшеклассникам стажировку у себя в компаниях. Те, кто уходит учиться в гимназию, по ее окончанию, продолжают обучение в классических университетах и могут рассчитывать на более престижные профессии, например в госструктурах.

В гимназию поступит не просто. По результатам окончания основной школы гимназия может зачислить или не зачислить ребенка, причем в разных Землях требования к поступающим разные. Поэтому те родители, которые хотят, чтобы их дети учились именно в гимназиях, порой переезжают из одной Земли в другую, где требования при зачислении мягче, и поступают там. Тем не менее, мягкость требований в гимназии при поступлении не гарантирует легкой учебы, и не гарантирует  получение аттестата по окончании гимназии. Так как требования к знаниям на итоговом экзамене также сильно варьируются в зависимости от того, где именно находится школа. Окончить гимназию в Берлине (одноименная Земля) – это совсем не то, что окончить гимназию в Земле Баден-Вюттемберг. Только 40% учеников гимназий Земли Баден-Вюттемберг получают аттестат,   тогда как в Берлине таких выпускников 70%, более того, при поступлении в университет эти аттестаты не будут равнозначны по коэффициенту оценки знаний, а значит, шансы на поступление в вуз у абитуриентов будут разные, даже при одинаковых, внешне, аттестатах.

И еще несколько интересных фактах о школах Германии. 

Например, в городе Мюльхайм, нас привезли в гимназию для школьников с 5 по 12 класс. Структура такой  школы: директор, один заместитель и четыре руководителя направлений (в нашем понимании – заведующие методобъединений).  Вот и вся администрация. В школе 1250 учеников и 120 учителей, каждый из них преподает по два предмета. Все учителя госслужащие, которым пожизненно гарантирована зарплата, независимо ни от каких реформ и дефолтов. К слову, зарплата немецкого учителя – 3400 евро, зарплата учителя-стажера – 2400 евро, средняя зарплата в регионе – 1900 евро. О престижности профессии учителя говорит следующих факт: на одну вакансию учителя бывает порядка 100-140 претендентов. 

В школах Германии  индивидуализация, как в обучении, так и в преподавании – приоритет. Работа школ направлена на индивидуальное обучение каждого ребенка и самостоятельную работу учеников. На уроках в начальной школе, например, у каждого учащегося своя цель, свой учебный план. Причем, у них нет жесткого разделения классов по возрасту и предмету: в одном кабинете разновозрастные дети могут заниматься кто математикой, кто изучением языка, каждый по своему плану независимо друг от друга. Это норма. В классе присутствует один учитель, который при надобности корректирует работу ребенка.

Но если для ребенка индивидуальные занятия «плюс», то для директора школы   – «головная боль» настроить педколлектив на совместную работу,  в отличие от индивидуальной работы, в чем сами директора и признаются.

Тем не менее, очень интересным примером  совместной работы среди педагогов явилось создание Педагогической мастерской, на базе начальной школы Инцлингена.

Педагогическая  мастерская, – негосударственный добровольный союз педагогов, существующая 14 лет – которую организовала местная община (общественная организация жителей города) и Союз учителей (порядка 80 человек), который насчитывает 30 школ. Эта мастерская создавалась не только  для учителей, но и для родителей, помогая им готовить занятия с детьми дома. В мастерской преподаватели и родители любой школы из любого города (Швейцария,  Германия) раз в неделю собираются на занятия по разработке и изготовлению (собственноручно) учебных пособий из подручного материала для своих уроков.

Все изготовленное учитель (или  родитель) забирает с собой, платит он только за расходный материал, плюс 24 евро в год в качестве членского взноса в само сообщество. Кроме того, в этой же школе 10 лет работает кабинет Монтессори, где педагогов обучают работать по данной методике. И весь методический материал там тоже разработан и изготовлен ими самостоятельно, сообразно потребностям и предметам каждого из них.

Отдельно стоит рассказать о подходе немцев к обучению детей-инвалидов и одаренных детей. 

В Лерахе, городе где мы жили, расположена школа Песталоцци. В ней учатся дети с задержками в развитии, которые приходят туда в шестилетнем возрасте и учатся до 16 лет. Система образования в такой школе строится по принципу многократного проговаривания и визуализации материала, кроме этого, детей с 12 лет ориентируют на профильную работу. Как это происходит. В школе существует ученическая фирма, которая работает по нескольким направлениям:

 

·                 отдел сервиса (дети сами готовят обеды), кейтеринг;

·                  отдел дерева (шлифовка, ламинирование, полировка);

·                  отдел пластмассы;

·                  контроль качества;

·                 школьный киоск;

·                 администрация;

·                 кафе.

В каждом из этих отделов работают сами дети. Конечно, взрослые контролируют процесс, помогают, объясняют, но самое главное, что эта работа направлена на социализацию, умение взаимодействовать в коллективе  и помогает детям чувствовать свою значимость и пользу, самореализовываться.

Школьная фирма работает по заказам различных организаций. Например, они изготавливают развивающие игры из дерева и сдают их  компании, которая заказывает школе этот продукт, и которая потом занимается его дальнейшей реализацией. За это школьная фирма получает процент с каждого проданного товара, а детям в конце учебного года открывают счет в немецком банке, который является «шефом» этой школы.

Более того, такие дети проходят практику в определенных компаниях, где работа специально требует монотонности и механических действий (что как раз проще всего дается именно  людям с различными отклонениями в развитии): автомастерские, торговля, сфера услуг, ландшафтный дизайн и т.д.

Восхитил подход учителей и директора этой школы к воспитанию такого ребенка. Существует определенная схема, по которой  дети попадают в эту школу. Сперва, сложный ребенок идет учиться в обычную школу, но если учителя и родители видят, что ребенку трудно, они связываются со школой Песталоцци, и преподаватели этой школы приезжают туда, где учиться ребенок с отклонениями в развитии и пытаются на месте интегрировать его в обучение еще в течение года. И только после этого, если пожелают родители, сложного ученика могут забрать в школу Песталоцци. Либо же, его будут продолжать учить в обычной школе, но по особой программе. 

У директора школы Песталоцци нет проблем с набором педагогов: все вакансии закрыты, и в школу есть «очередь» из учителей, желающих там работать. Могу добавить, что преподаватели таких школ получают зарплату на 180 евро больше, чем учитель обычной школы.

Вообще, надо заметить, что воспитанию, обучению, социализации и психологической поддержке детей-инвалидов, что в Германии, что в Швейцарии, правительства Земель и кантонов уделяют очень большое внимание и считают это одной из приоритетных и самых сложных задач, привлекая и бизнес, и государственные организации. По ходу знакомства со школами этих стран мы сперва удивлялись тому, как у них громко и повсеместно звучит именно тема поддержки детей-инвалидов – можно подумать, что половина детей страны такие. Отнюдь! Просто у школ нет проблем, которые характерны для российского образования: финансы, материально-техническая база, ремонт и обустройство школы и т.д. Обо всем этом думает муниципалитет или Отдел образования, поэтому директора, учителя могут заниматься тем, что их беспокоит больше всего, тем, что для них актуально и важно. В частности, развитием и поддержкой детей-инвалидов.

Особый подход к обучению одаренных детей в Германии тоже очень распространен.

В Лерахе нам показали Центр дополнительного образования для одаренных детей «Фэноум». Дети самых разных возрастов из разных городов приезжают туда для работы над собственными проектами по различным направлениям: от робототехники до криминалистики. В Центре созданы все условия для этого, есть лаборатории, оборудование, материалы, причем, даже если в каком-тоисследовании заинтересован всего один ребенок (а не группа детей), ему все равно предоставят все необходимое для реализации своей идеи. Впоследствии, дети участвуют в различных конкурсах и олимпиадах со своими проектами, и не только местных, но и международных, и очень часто становятся победителями.

Швейцария.

В Швейцарии 26 кантонов, и в каждом из них своя система образования в школах, и тип системы образования так и называется – кантональная. Кантон регулирует систему образования до второй ступени, т.е., до гимназии. Законы образования (включая содержательную часть) принимаются путем народного голосования, но у руководителей школ достаточно полномочийпо самостоятельному дополнению учебной программы.

Систему школьного образования курирует надзорный орган – Совет школ, свой в каждом кантоне. Он не особо вмешивается в содержание школьных программ, но разрабатывает стратегию школы, следит за состоянием школьных зданий и технической оснащенностью, рассматривает жалобы и споры. Например, если директор школы принял решение, которое не устраивает педколлектив или родителей, то жалоба подается именно в Совет.

Программы школ сильно отличаются друг от друга, опираясь на особенности и условия жизни каждого кантона, к тому же, сами кантоны имеют достаточную степень автономии. Особенности заключаются в разнородности детей: в швейцарских школах 80% детей- иностранцев, примерно, 22 национальности.

Учителей в Швейцарии выбирают путем голосования среди общественности.  Однако самого директора должен утвердить и назначить Совет школ, и он же может его отозвать с должности, уведомив об этом за 3 месяца. Но вообще, директора работают по бессрочному договору и случаи увольнения крайне редки. Кстати, на должность директора школы может претендовать, в принципе, любой житель кантона, независимо от его первоначальной специализации, т.е. ему не обязательно быть педагогом, главное иметь поддержку общественности и Совета, в конечном итоге. 

Ответственность за качество образования в школах Швейцарии лежит на педагогах, директор же обязан отвечать за качество квалификации учителей. У педагога старшей школы ставка – 26 часов, не больше, норма по количеству учеников в классе – 22 человека строго. Директор школы раз в 2 года проводит беседу с каждым учителем, смотрит, выполняется ли им методический план по самообразованию, и корректирует его, если что-то идет не так. Отчетов, как таковых, ни в немецких, ни в швейцарских школах нет! Как сказал нам на встрече один из директоров гимназии: «если нет никаких проблем, зачем нужны отчеты?» Но, время от времени (примерно раз в год) надзорным органом (Советом школ) проводится внешняя оценка работы школы, в рамках контроля ее развития. 

Если говорить о соотношении количества учеников и учителей в школе, то, например, в кантоне Базель-область, в городе Листаль мы посетили Отдел народного образования. Нам организовали встречу с руководителем отдела и с директором местной гимназии, которая работает по принципу инклюзии. В школе 940 учеников и 100 учителей.

Система образования в Швейцарии похожа на немецкую, там такое же разделение школ на начальную, основную, реальную и гимназию, и также непросто получить аттестат. Из основной школы в гимназию поступает только 25%  учеников, из них лишь 17% получают аттестат и могут идти учиться в вуз. Все кто закончил реальную школу, кстати, учатся в ней 6 лет, или не получил аттестат в гимназии могут сразу идти работать (так же как и в Германии, в старших классах дети получают практику на производстве), либо же идти учиться на какие-либо курсы по повышению квалификации (аналог нашего СПО).

В обеих странах в системе образования очень большое участие принимают родители и общественность, у родителей есть свой Родительский совет, который обладает правом голоса при принятии поправок в закон об образовании, кроме этого, любые изменения в стратегии школы обязательно обсуждаются с Советом школ, в который также входит много родителей.

 Проект «Идеальная школа». Германия.

В заключительный день нашей образовательной поездки в Германии, мы вернулись в начальную школу Инцлингена, где начиналась наша стажировка, для представления домашнего задания – проекта «Идеальная школа». Еще в начале стажировки всех нас разбили на семь групп по четыре человека, и каждая из групп должна была рассказать о видении своей идеальной школы в конце поездки.

После недели проведенной в образовательных учреждениях Германии и Швейцарии,  наше представление об образовании в целом и школе в частности, конечно, менялось пропорционально получаемой информации. И хотя проекты были разные,  объединяло их несколько «сквозных» моментов. Все мы свои идеальные школы не видели без:

·        качественного образования;

·        духовно-нравственного воспитания;

·        культуры, истории, традиций;

·        развития эмоциональной сферы;

·        коммуникационных центров;

·        взаимодействия с родителями;

·        инклюзии;

·       атмосферы, климата в школе, способствующего развитию и творчеству всех участников образовательного процесса;

·        самостоятельности;

·        свободы выбора, как для учителя, так и для ученика;

·        стремления к самообразованию всех участников образовательного процесса.

 

Можно спорить относительно этих понятий, но это то, чего по нашему всеобщему мнению не хватает современной российской  школе, и все то, что для школ Германии и Швейцарии  – норма.

 

Поездка закончилась. Мы получили много новой информации и впечатлений, очень подружились и с организаторами и друг с другом. Огромное спасибо Московской международной высшей школе бизнеса «Мирбис»  и двум нашим девушкам, которые  нас сопровождали в поездке – Татьяне Путинцевой и Наталье Труновой – за организацию поездки! И конечно, принимающей стороне – Рольфу Доквайлеру и Наталье Геннадьевне, которые были нашими переводчиками, организаторами, проводниками, гидами, «няньками» для всей нашей команды.

Ждем новых стажировок!

 

 Отзывы участников стажировки:

 _____________________

«Познание новых профессиональных знаний в сочетании с достопримечательностями Германии и Швейцарии, знакомство с интересными людьми и коллегами сделали стажировку в Европе незабываемой. Уверен, что это поможет мне реализовать международный проект «Кадетство без границ». Спасибо журналу «Директор школы» и  МИРБИСу за отличную учебу и прекрасный отдых».

Н. Е. Хворов, директор Тамбовского многопрофильного кадетского корпуса, заслуженный учитель РФ, к. п.н.

_____________________

«1. Мощный заряд интеллектуальной и эмоциональной энергии: мыслей, идей, соображений, предложений, увиденных противоречий в собственной работе столько, что это определит мою деятельность как директора школы на длительное время.

 2. Увеличение культурного слоя личности.

3. Опыт организации коллективной работы.

4. Роскошь общения с коллегами как зарубежными, так и родными российскими.

5. Ощущение братства директоров России.

6. Открытие перспективы возможного развития школы.

7. Ощущение "открытие второго дыхания", несмотря ни на что, вопреки всему.

Спасибо еще раз всем организаторам стажировки».

Т.Ю. Ермилова, директор ГОУ СОШ №238 с углубленным изучением английского языка, г. Санкт-Петербург.  

__________________

«Эта зарубежная стажировка – уникальное событие как в плане ознакомления с системой образования Германии и Швейцарии, так и в плане приобщения к культуре этих стран. Пути развития образования России во многом повторяют маршрут Европы, поэтому наши перспективы проследить вполне реально. Многие педагогические подходы в обучении детей, организации процесса обучения очень интересны для апробации в собственной школе».

С.С. Приходько, директор МБОУ СОШ №12, станица Павловская, Краснодарский край

_____________

«Для меня главный результат стажировки в практическом освоении столь популярного у нас в последнее время понятия "гражданское общество". Главенство общественного мнения, власть на службе у человека, социально ответственный бизнес, столь непопулярные у нас мотивы деятельности как "уважение горожан и коллег", осмысленные чувство долга и ответственность за результат своего труда – соприкосновение с этими категориями воочию, а не на словах,  позволяет пережить потрясающие эмоции. И школы, которые работают, чтобы учить детей... Что мешает нам работать так же?»

А.В. Великов, директор МОУ СОШ №43,  г. Новоуральск, Свердловская область.

_________

«Опыт немецких и швейцарских земель, который нам был представлен (а я уверен, что мы не увидели даже «макушку» немецкого образования), является не подъемным грузом для нашей системы образования. Я говорю не про абсолютное качество немецкого образования и не качественность нашего, я про разность потенциалов, на которой можно «играть»,  создавая принципиально новые модели в наших условиях, если учесть полное отсутствие административных препонов и бюрократических проволочек. Это момент первый.
Момент второй. Мне бы очень хотелось, что бы те проекты, которые мы представляли в последний день (основанные, главным образом, на приобретенном опыте немецкой педагогики) стали для каждого российского директора реальностью, какой они являются для немецких  директоров. 
Момент третий. Я очень благодарен организаторам стажировки   и редакции журнала "Директор школы" за предоставленную возможность не только познакомиться с системой образования Германии и Швейцарии, но и получить опыт общения с лучшими директорами  России! Они все безумно интересны и креативны!»  

М. С. Рябцев, директор  МБОУ Гимназия № 4, г. Красноярск

_______

«Первое. Поездка удалась. Самое главное, мы получили ответы на все задаваемые вопросы. (Хотя вопросы еще остаются).

Второе. Четко видно, что школа занимается только учебным процессом, а не всем остальным.

Третье.  Возникают вопросы: что делать дальше? что зависит от нас? И т.д.»

 А.А. Хитров, директор МОУ кадетская школа им. Генерала Ермолова А.П., г. Ставрополь.

________

«Требуется чрезвычайная душевная зрелость и мудрость, чтобы будучи «сытым» делать что-то передовое, новаторское. Наша система образования давно живет 
«впроголодь». И если убрать оценку материального обеспечения школ Германии и Швейцарии, и смотреть  содержательно, то сложилось впечатление, что соотношение передовых школ и "нормальных" такое же как у нас. Нам бесполезно рассуждать о том, как у нас «голодно» и как у них «сыто». Мне было интересно смотреть на проекты, в которых придумано новое содержательно: учебный центр для педагогов при начальной школе с использованием методики Монтессори, индивидуальные образовательные программы, детская фирма в школе для трудно-обучаемых детей. Справедливости ради, нужно сказать, что и они возникли в результате стечения сложных обстоятельств и талантливых людей в "одном флаконе".
Готовы ли российские школы к такой «сытости», не понятно. Содержание наших школ страдает и от гигантского потока отчетности (40-70 отчетов в неделю от школы), т.е. системы контроля.  Но в любом раскладе – всем нам очень хочется финансового благополучия и творческой свободы!»

 Л. Е. Рожкова, директор МОУ ООШ №29, п. Старопышминск, Свердловская область.

________
«Прекрасный способ прочувствовать иные образовательные практики и подходы. 
После этого хочется жить и творить! Огромное спасибо журналу "Директор школы", организовавшему столь полезное мероприятие!»

А. В. Лапков, директор МОУ «Образовательный лицей №6 «Перспектива»», г. Красноярск.

   
 
 
 

15.06.2012  |  Просмотров: 12327  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 


 


 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.