Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

«Одареметр», или Нужны ли школы для одаренных детей?

Тихорский Юрий Борисович, директор ГБОУ школа-интернат «Интеллектуал», Москва

Школы для одаренных детей существуют достаточно давно, но до сих пор не сложилось однозначного понимания их социальной роли в образовании, и широко обсуждается вопрос о правомерности специализированного обучения одаренных детей. Так нужны эти школы или нет?

 

Школы для одаренных детей появились в России давно, с середины 50-х годов, когда возникла знаменитая Вторая школа и потом, через несколько лет, не менее знаменитые ФМШ в четырех городах страны.

В начале нашего века эти школы начали появляться уже в заметных количествах. Варианты появления этих школ разные: некоторые из них прицельно создавались как школы для одаренных (например, школа-интернат «Интеллектуал»*), другие стали таковыми уже потом. По факту одни позиционируют себя как школы для одаренных, не имея для  этого достаточных оснований, другие хоть и не заявляют о работе с этими детьми, но с ними реально и успешно работают.

В обществе, на наш взгляд, существуют разные тенденции: с одной стороны, есть понимание, что одаренные дети — наш социальный и духовный ресурс, с другой стороны, существует мнение, что выделение одаренных в отдельную группу — это социальная несправедливость, что эти школы не оправдывают себя, что они не нужны и даже вредны. Рассмотрим аргументы против этих школ.

Возражение 1. Если в специализированной школе собирают одаренных, то получается, что в другой школе все дети неодаренные. Однако есть мнение, что вообще все дети одаренные, нужно только разглядеть у них одаренность.

Это правда, с тем только уточнением, что глагол «разглядеть» лучше изменить на глагол «развить». Действительно, хорошие или даже высокие способности можно развить почти у всех детей, так как задатки, т.е. природные анатомо-физиологические возможности, практически у всех детей достаточно хорошие. При этом задатки существуют от природы, а вот способности, к сожалению, необходимо развивать... Проблема как раз в том и заключается, что в большинстве случаев задатки у ребенка не развиваются, их развивают плохо и (или) неверно и ребенок по факту оказывается не просто неодаренным, а часто даже неспособным.

Возражение 2. Есть ли надежные способы узнать, кто именно является одаренным? Разве есть такой прибор, с помощью которого можно измерить одаренность, своего рода «одареметр»?

Что касается того, есть ли «одареметр», то, во-первых, он в каком-то смысле все же есть (психологические тесты, во всяком случае лучшие из них, уже доказали свою пригодность для измерения способностей), а во-вторых, он не очень нужен ни педагогам, ни психологам: во всех школах, специализирующихся на работе с одаренными детьми, есть психологическая служба, где пользуются разными способами выявления одаренности. Из всех способов выявления одаренности самый лучший способ — это реальная деятельность ребенка. Если ребенок любит сложную умственную деятельность (сложную, конечно, в применении к его возрасту), с интересом решает задачи, читает серьезную литературу (по собственному выбору, а не потому, что «велели»), с удовольствием посещает разного рода интеллектуальные соревнования и конкурсы, если он на занятиях, которые проводит увлеченный учитель, с неменьшим увлечением учится, вероятность, что он одаренный или, скажем, весьма способный, очень велика.

Именно так происходит отбор в школу-интернат для одаренных детей «Интеллектуал», о которой говорилось выше. Там отбор занимает в общей сложности несколько месяцев и проходит в три тура: на разных этапах отбора ребенок показывает, что ему интересно, как он умеет думать, может ли серьезно напрягаться в единоборстве со сложной проблемой. Решение в конечном итоге выносится всем педагогическим коллективом.

А, скажем, в 57-й школе целый год на занятиях вечерней математической школы присматриваются к детям: любит ли он такую науку — математику, готов ли посвящать ей силы и время, достаточно ли настойчив и упорен. Специальные тесты, измеряющие одаренность, в этих случаях просто не нужны (они бывают нужны, но не в этом случае.)

Возражение 3. А почему одаренные дети не могут учиться в самой обычной школе? Такие дети есть и в обычной школе, и ничего, нормально развиваются. Талант себя покажет в любых условиях.

Это так, в любой школе есть — и часто их немало — способные и одаренные дети, просто в специализированной школе эти дети получают специально организованное для них образование. Если есть возможность работать по особым программам в самой обычной школе, то и слава богу, но многим школам такое образование не под силу: нет ни соответствующих учителей, ни условий, ни, наконец, психологов, готовых поддержать необычно развивающегося ребенка. Более того, опыт таких специализированных школ в каких-то пределах можно и нужно использовать в массовых, самых обычных школах, и тогда потихоньку, когда-нибудь начнет сглаживаться разница между специализированными и обычными школами.

Возражение 4. Школы для одаренных становятся своего рода оранжереей, где дети растут в оторванной от жизни обстановке. Одни одаренные дети — это не все общество: они отвыкают от нормальных обычных детей. Словом, специализированные школы не готовят к жизни детей.

Это правда: детей с криминальными наклонностями в этих школах существенно меньше, чем в других, а точнее, практически не бывает, но вот что в этих школах одни суперодаренные дети — это неправда и не может быть правдой даже статистически. Одаренных детей в самом полном смысле слова в целом среди всех детей менее 1% выборки. Если иметь в виду мегаполис, то собрать этот процент в одном месте практически невозможно, даже в интернате. Скажем, в школе-интернате «Интеллектуал», которая создавалась именно как школа для одаренных, по данным ее психологической службы, есть по крайней мере три разных типа способных детей, а именно:

— особо одаренные дети с очень высоким интеллектом и особой системой потребностей и интересов;

— высокая норма, т.е. это самые обычные дети, у которых благодаря благоприятной среде (внимательные, думающие родители, хорошее начальное образование и т.д.) удалось развить высокие способности;

— хорошая норма — просто обычные дети с интеллектом, несущественно выше нормы.

Все это разные дети и по типу развития, и по содержанию учебных, социальных и психологических проблем, по амбициям, и потому нужная «разность потенциалов» там ничуть не меньше, чем в любом классе любой школы.

Кстати, что касается реальной жизни в школах для одаренных детей : скажем, те же ученики «Интеллектуала» ездят в Соловки, где восстанавливают храм и помогают местной школе, участвуют (и иногда побеждают) в спортивных соревнованиях в своем округе, проводят турслеты. Более того, школа-интернат «Интеллектуал» по вечерам — открытый дом. В соответствии с идеей основателя этой школы Е.В. Маркелова, на кружки и факультативы в системе дополнительного образования сюда приходят ученики со всей округи, приезжают даже с других концов Москвы. Таким образом, и в специализированной школе для одаренных детей мир открыт ничуть не меньше, чем в любой обычной школе.

Возражение 5. Специализированные школы для одаренных детей существуют давно, но великие ученые из этих школ очень редки, их раз-два и обчелся. Тогда зачем эти школы?

С одной стороны, это верно, далеко не все одаренные дети реализуют себя в сложной творческой деятельности на уровне своих повышенных возможностей, а только небольшая их часть. По самым оптимистическим данным, реализовавшихся одаренных людей никак не более 3–5 % (в зависимости от социальных и прочих условий). С другой стороны, специальное исследование показало, что большинство этих детей, вырастая, занимают видное положение в обществе, становятся известными учеными, инженерами, управленцами, финансистами, даже политиками.

Даже если такая школа просто увеличивает шанс не потеряться одаренному человеку в жизни, то и тогда она нужна. Скажем, самый знаменитый на сегодняшний день российский ученый Григорий Перельман, возможно, был бы гением при любых обстоятельствах, но все-таки, как он сам говорил, ему многое дали именно замечательные учителя, в частности его учитель математики — Сергей Рукшин. Перельман окончил как раз школу для одаренных детей — знаменитую 239-ю школу в Петербурге. Судя по его очень редким комментариям, эта школа все-таки многое ему дала. А уж более обычные одаренные дети и вовсе могут себя не проявить без таких школ. Даже если прибавляется всего лишь один процент реализовавших себя одаренных людей, то такие школы не только имеют право на существование, а обязаны существовать. А ведь из этих школ выходят пусть не такие особые, но высокообразованные, способные к серьезной творческой работе люди, которые тоже нужны обществу.

В целом все возражения против школ для одаренных детей, с нашей точки зрения, часто вызваны отсутствием опыта работы с этой категорией детей. В конечном итоге укажем только на одно, но самое важное обстоятельство, которое есть главное «за» относительно этих школ.

Одаренные дети любят сложный и напряженный умственный труд (это не значит, что они любят любую учебную деятельность), без этого настоящей умственной одаренности не бывает. Именно потому детям с развитыми способностями нужно принципиально другое образование — не только более сложное и большее по объему, что очевидно, но еще и рассчитанное на более значительное включение элементов самостоятельной деятельности, на высокую роль самообразования. Одаренные дети хотят и могут заниматься исследовательской деятельности не приблизительно, а достаточно серьезно и по более реальным, а не только детским критериям. Им нужно и другое дополнительное образование, другие факультативы, другой уровень внеучебной проблематики. Эти дети в этом очевидным образом нуждаются, иногда просто физиологически.

Им нужны и другие учителя, которые преподают, может быть, не так доходчиво, но более фундаментально и знают свой предмет далеко за пределами учебной программы. А самое главное, умеют прощать одаренным детям их одаренность, что очень нелегко.

Нужны учителя с опытом собственной научной работы, а часто и совмещающие научную работу с педагогической: например, в школах «Интеллектуал» и 57-й школе учителей, имеющих степень, больше трети, при этом половина из них продолжают заниматься наукой. Кстати, и мужчин в этих школах значительно больше, чем в обычных — до 60 % общего числа педагогов.

Как нам кажется, кроме очевидных «за» и существенно менее очевидных «против» школ для одаренных детей, стоит рассмотреть еще и позицию «воздержаться». Специализированные школы для одаренных детей нужны, но они не должны создаваться на пустом месте. Если нет критической массы учителей, специально подготовленных для такой работы, нет возможностей для «штучной» работы, нет психологической службы, способной сопровождать одаренного ребенка в его нелегком пути к самоактуализации, то и создавать школу для одаренных детей нельзя.

А вот работа с подготовкой кадров для работы с одаренными детьми — это другой «горячий» вопрос, который нуждается в особом пространстве для рассмотрения. 

 

 

Юркевич Виктория Соломоновна, руководитель Городского ресурсного центра одаренности при МГППУ,
Тихорский Юрий Борисович, директор ГБОУ школа-интернат «Интеллектуал», Москва.

* Один из авторов этой статьи является директором школы-интерната «Интеллектуал» и даже одним из отцов-основателей, другой — научным руководителем этой школы. Именно поэтому авторы будут часто обращаться к опыту этого учебного заведения. 

   
 
 
 

23.05.2012  |  Просмотров: 15699  |  Комментариев: 7

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

Одаренность проявляется в быстроте, глубине и прочности овладения знаниями и навыками в том или ином предмете обучения. Одареметр измеряет каждый из этих параметров в отдельности или усредненно, скопом?

 Назаров Александр Иванович   24.05.2012 в 12:46

 

Опыт одних специализированных школ лучше всего использовать в других специализированных школах. Хотя, и это сделать на так просто, потому что каждая специализированная школа очень индивидуальна. Одна отличается от другой подбором специалистов-преподавателей, стилем и системой руководства, объемом финансирования, материальной учебной базой, расположением, количеством и качеством учеников и т.д. Обмениваться ЭЛЕМЕНТАМИ опыта таким школам можно и нужно. Обычные же школы отторгают опыт специализированных школ не из-за недальновидности руководства, а по известным объективным причинам. Обычная школа может перенять только отдельные элементы подобного методического опыта, не более того. У обычных и специализированных школ изначально разные исходные условия работы и существенно различающиеся цели. Вологодских сельхозпроизводителей не интересует технология выращивания ананасов в открытом грунте.

 Назаров Александр Иванович   24.05.2012 в 12:48

 

Достоинства специализированных школ. _______________________ 1. Создается благоприятная среда для развития способных детей. В подростковом возрасте около 70% информации ребенок получает в результате общения со сверстниками и только 30% от учителей и родителей. _______________________ 2. Специализированная школа полностью оправдает себя, даже если в её стенах будет воспитан и обучен только один «ньютон» в любой области научных знаний. Даже один талантливый человек может легко повысить престиж страны, что дает возможность многим другим нашим ученым присутствовать на переднем крае науки, а, следовательно, технологии. _______________________ 3. Существование специализированных школ оправдано уже тем, что их обычные воспитанники, получившие образование по уровню своих способностей, имеют больше шансов благополучно решить собственные проблемы, которыми российская жизнь бесперебойно и гарантированно обеспечивает каждого из нас. Именно за это ученики говорят "спасибо" своим родителям и учителям спустя много лет, когда приобретут собственный жизненный опыт.

 Назаров Александр Иванович   24.05.2012 в 12:50

 

Есть у специализированных школ-интернатов и недостатки. __________ 1. Обучение в школах-интернатах приводит к отрыву детей от родительского дома, от традиций семьи, от её привычного уклада жизни в очень важный период становления мировоззрения личности. Ребенок становится «отрезанным ломтем» не в самое лучшее для этого время и легко может быть подвержен стороннему (и не всегда лучшему) внешнему воспитательному влиянию. _______________________ 2. Нередки случаи, когда директором специализированной школы назначается непрофессионал в этой специализации. Например, директор физико-математической школы по образованию – историк. Возможно, он отличный организатор и управленец, но вряд ли он будет глубоко понимать специфику обучения детей в чуждой ему области знаний.

 Назаров Александр Иванович   24.05.2012 в 12:51

 

Измерить способности детей с помощью «одареметра» – полдела. Нужно еще найти тех, к кому этот приборчик можно приложить. Инициаторами поступления ребенка в специализированную школу чаще всего становятся родители. Именно они его туда приводят на «кастинг». Именно они стараются обеспечить ему хороший уровень образования. Они готовы терпеть все материальные и моральные тяготы забот о хорошем образовании своих детей. Но есть немало родителей, которым на одаренность своих детей, извините, наплевать. _____________________ Нередки также ситуации иного плана. Есть дети одаренные, но не подозревающие о своей одаренности. Есть и такие дети, которые стремятся скрыть свою одаренность, стараясь быть «как все». «Ты чё, самый умный?» – такой провокационный вопрос им могут задать не только одноклассники, но, как ни странно, даже некоторые, с позволения сказать, учителя. ________________________Наша школьная СИСТЕМА общего образования ни в коей мере не нацелена на выявление одаренных в чем-либо детей. Допустим, выявили одаренного ребенка, что с ним делать? Отправлять в спецшколу? А если она у черта на куличиках и его родители против? Усиленно учить на месте? Где тогда взять соответствующую программу, как выкроить часы для дополнительных занятий и как строить спецкурс на имеющемся оборудовании с убогой материальной базой? Времени на подготовку к таким индивидуальным занятиям учитель будет тратить существенно больше, чем на подготовку к обычным урокам, а на учительской зарплате это почти не отразится. Если небольшую надбавочку начислят, и на том спасибо. В общем, одни проблемы с этими одаренными. ________________________ У обычных школ есть еще, как минимум, две причины держать способного ученика у себя. Первая – подушевое финансирование. Школы всеми правдами и неправдами бьются за каждый бюджетный рубль, за каждого более-менее вменяемого ученика. Если ученик из обычной школы перейдет в специализированную, то его alma mater с этого иметь не будет абсолютно ничего, даже кусочка славы ей не достанется. Обидно, однако. Далее. Если обычная школа раздаст всех своих способных учеников, то её учителя волком завоют от тоски и педагогического бессилия. Ведь когда есть в классе хоть один способный ученик, то уже можно нормально планировать стратегию обучения и нормально учить класс.

 Назаров Александр Иванович   24.05.2012 в 12:54

 

Система олимпиад – далеко не лучший способ выявить одаренных детей. Предметные олимпиады проходят, но сколько-нибудь заметного влияния на повседневную школьную жизнь они не оказывают. Они даже на первом уровне не захватывают ВСЕХ. В них участвуют, как правило, одни и те же дети, и нередко – с неохотой. Первый (школьный) этап проходит далеко не во всех школах, а если его и проводят, то это часто происходит формально. На районные этапы предметных олимпиад администрация школ просто отправляет тех детей, кто более-менее хорошо учится. Авось, повезёт, и ребеночек займет какое-нибудь место среди не самых одаренных, да и школе не помешает лишняя галочка для отчетности об участии. ______________________ Если мы хотим выявить одаренных и способных, то нельзя жалеть сил и средств на организацию всевозможных РЕГУЛЯРНЫХ (желательно, еженедельных) всевозможных соревнований между школами и районами. И не только спортивных. Это должны быть предметные и профессиональные межшкольные и межрайонные соревнования – олимпиады, бои, конкурсы, выставки, да что угодно, лишь бы у ребят возникало стремление к развитию. Детей не интересует далекий возможный спортивный успех как результат многолетних упорных тренировок, им нужен успех сиюминутный, в крайнем случае – "завтрашний". _________________Участие и победы в таких соревнованиях, а также заложенное природой стремление к победе – реальный путь и мощнейший стимул к развитию. Любые соревнования выявляют наиболее одаренных детей, и задают им вектор личного развития в соответствии с их природными способностями и с пользой для общества. Отдачу от участия в таких соревнованиях переоценить невозможно. Они скрепляют школьный коллектив, а знакомства, завязанные на таких правильно организованных соревнованиях, расширяют для детей реальный мир (особенно для сельских), дают хорошие шансы приобрести друзей, связанных общими интересами и как нельзя лучше объединяют общество в целом. В большинстве развитых стран регулярные поездки на экскурсии и межшкольные соревнования в воскресные дни – общепринятая норма, обеспеченная соответствующими статьями расходов в бюджетах школ.

 Назаров Александр Иванович   24.05.2012 в 12:56

 

P.S. К сожалению, наша рыночная экономика пока формирует спрос в основном на людей малообразованных, легкоуправляемых, готовых брать дорогие кредиты и дешево продавать свой труд. Умные (одаренные) люди широко востребованы в обществе с несколько иным, отличающимся от нашего, менталитетом.

 Назаров Александр Иванович   24.05.2012 в 12:57

 


 


 


 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.